- Рифма тренажёр по литературе (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Конспект по литературе «Ритм и рифма» (5 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Рифма
тренажёр по литературе (5 класс) на тему
Практический материал для определения вида рифм поможет пятиклассникам усвоить материал по теме:»Ритм,рифма,строфа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredeli_vid_rifm1.docx | 12.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Определи вид рифмы.
1. Но царевна молодая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)
2. Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она.(В.А. Жуковский)
3. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)
4. Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)
5. Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)
6. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)
7. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят(Ф.И. Тютчев)
8. Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)
9. И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)
Определи вид рифмы.
1. Но царевна молодая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела. (А.С. Пушкин)
2. Раз царица на лугу,
На зеленом берегу
Ручейка была одна;
Горько плакала она. (В.А. Жуковский)
3. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…(А.С. Пушкин)
4. Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц. (Н.А. Некрасов)
5. Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов)
6. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)
7. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (Ф.И. Тютчев)
8. Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь…(Ф.И. Тютчев)
9. И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно. (Ф.И. Тютчев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О точной русской рифме
«Понятие точной рифмы относительно и изменчиво; оно определяет предел, определяемый художественными вкусами эпохи, более свободными или более требовательными» (В. Жирмунский) Эти заметки были напи.
Стишки рифмы
Для усвоения трех форм глагола лучше использовать данные стишки рифмы.
О рифме
Учебный материал для корреспондентов.
Рифмы (презентация к уроку+практикум)
Презентация «Рифмы» предназначена для учащихся 6 класса.
презентация «Рифма»
Данная презентация содержит учебный материал по теме «Рифма» к урокам литературы в 5 классе.
Методическая разработка: «Рифмы на уроках.»
Если говорить о значении рифм на уроках, то следует заметить, что они являются средством активизации процесса обучения грамоте. Значение работы учителя над рифмой стихотворных упражнений тесно связано.
Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.
Цели: 1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи; 2. Дать понятие ритма; .
Источник
Конспект по литературе «Ритм и рифма» (5 класс)
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Тайна первая: наша речь.
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
-Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться еще в нескольких тайнах поэзии, что же такое ритм и рифма.
Тайна вторая: что такое ритм?
-Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
-В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
-Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.115.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
-Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.
-Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.
(Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.)
На дво-рах и до-мах
Снег ле-жит по-лот-ном
И от солн-ца блес-тит
Учитель: зарисуйте ритмический рисунок следующего стихотворения (самостоятельно).
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм — важная составляющая стихотворной речи.
Тайна третья: что такое рифма?
Учитель: назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
— Что же такое рифма?
— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
Игра «Найди рифму».
Игра «Подскажи словечко».
(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).
От буквы А до буквы Я
Шеренга слов стоит.
С надписи «Январь».
Вся эта дружная семья
Знает даже лодырь и бездельник:
Бывает дом для человека,
Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).
А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).
— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Последняя тайна – буриме.
— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.
— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Игра «Придумай рифму».
На доске на карточках записаны имена детей класса:
Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить двустишья).
Обращение учителя к детям:
— Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.
Работа с эпиграфом к уроку: «Поэзия- музыка души».
— В этой фразе — мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».
Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
— Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
— По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
— Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 801 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 315 человек из 58 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 927 человек из 79 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Номер материала: 423097
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения работает над единым подходом к профилактике девиантного поведения детей
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник