- Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: «Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа». презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Презентация по литературе на тему «Ритм, рифма», 5 класс
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Презентация к уроку литературы «Виды рифм. Способы рифмовки». (5 класс)
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Реферат на тему: «Кружок Н.В. Станкевича»
- Презентация по литературе на тему «Книги о сильных духом личностях»
- Планирование в 10 классе
- Урок » Смехом исправляются нравы»
- Презентация по литературе «Образ русских женщин » А.Н.Некрасов
- Сценарий литературной гостиной «Жизни блаженство в одной лишь любви…» Ф.И. Тютчев
- Урок — концерт по творчеству С. А. Есенина.
- Конспект урока «Устное народное творчество»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: «Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа».
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Поэзия — это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира. Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить их творческие способности. Здесь рассматриваются такие понятия как ритм, рифма, строфа, а также показываются, какие существуют разновидности рифм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_literatury_na_temu_rifma_ritm_semyonova_n.v.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. В поэтической мастерской
Сравните предложения: 1) Белый , пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю. 2) Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( например, чередование ударных и безударных слогов в строке)
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма. На дво- рах и до- мах (Б-Б- У -Б-Б- У ) Снег ле- жит по-лот- ном (Б-Б- У -Б-Б- У ) И от солн -ца блес- тит (Б-Б- У -Б-Б- У ) Раз-но- цвет -ным ог- нем . (Б-Б- У -Б-Б- У )
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. По-гречески слово « рифмос » означает «стройность», «соразмерность».
Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов. Заколдован невидимкой. Дремлет лес под сказку сна . Словно белою косынкой Подвязалася сосна . (С. Есенин) Снега покрыли гладкие равнины, Едва заметен санок первый след, Румянец нежный льет закатный свет, Окрася розою холмов вершины. (М. Кузмин)
«Алло! Ищем таланты!». 1) ……………зима, ………………лужи. ……………….бела ………………стужи. 2)…………………береза …………………. окна …………………….мороза …………………….одна.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)
Самостоятельная работа. Задание: определи вид рифмы: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на снегу. Снег падает, слегка кружится , На землю медленно ложится. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.
Проверим. Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берез. Ходит, бородою Белою трясет, Топает ногою, Только треск идет.
Источник
Презентация по литературе на тему «Ритм, рифма», 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
НАЗОВИТЕ РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ. ЭПОС (ПРОЗА) ЛИРИКА (ПОЭЗИЯ) ДРАМА
ЖАНРЫ ЛИРИКИ СТИХОТВОРЕНИЕ – НАПИСАННОЕ СТИХАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НЕБОЛЬШОГО ОБЪЁМА, ЧАСТО ЛИРИЧЕСКОЕ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ ДУШЕВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.
СТИХ ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРОЧКА
СТИХОТВОРНЫЙ ТЕКСТ ОРГАНИЗОВАН РИТМИЧНО. РИТМ – РАВНОМЕРНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ КАКИХ ЛИБО ЕДИНИЦ. БУРЯ МГЛОЮ НЕБО КРОЕТ __/__ __/__ __/__ __/__ чередуются ударные и безударные слоги
СТОПА ОТРЕЗОК, СОСТОЯЩИЙ ИЗ 1 УДАРНОГО И 1 ИЛИ 2 БЕЗУДАРНЫХ СЛОГОВ. Сколько стоп в строке СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК?
В БОЛЬШИНСТВЕ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ ЕСТЬ РИФМА РИФМА – СОЗВУЧИЕ ОКОНЧАНИЙ СТИХОТВОРНЫХ СТРОК. НА НЕГО ОНА ВЗГЛЯНУЛА, ТЯЖЕЛЁХОНЬКО ВЗДОХНУЛА, ВОСХИЩЕНЬЯ НЕ СНЕСЛА И К ОБЕДНЕ УМЕРЛА.
ПЕРЁКРЕСТНАЯ РИФМА У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ; ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ НА ДУБЕ ТОМ: И ДНЁМ И НОЧЬЮ КОТ УЧЁНЫЙ ВСЁ ХОДИТ ПО ЦЕПИ КРУГОМ. СПОСОБЫ РИФМОВКИ
ПАРНАЯ РИФМА ТАМ СТУПА С БАБОЮ ЯГОЙ ИДЁТ, БРЕДЁТ САМА СОБОЙ…
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМА И Я ТАМ БЫЛ, И МЁД Я ПИЛ У МОРЯ ВИДЕЛ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ; ПОД НИМ СИДЕЛ, И КОТ УЧЁНЫЙ СВОИ МНЕ СКАЗКИ ГОВОРИЛ.
ПО РАСПОЛОЖЕНИЮ УДАРЕНИЯ Зима весёлая пришла И много снега принесла. 1. МУЖСКАЯ подразумевает ударение на самом последнем слоге.
2. ЖЕНСКАЯ РИФМА ударение падает на предпоследний слог. Пусть счастье будет ярче света, А радость станет жарче лета.
3. ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА Ударение падает на третий слог с конца. К малышу сегодня в садике Приходили вновь солдатики.
4. ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА Ударение падает на четвертый слог с конца. Берёзу день расчёсывает, Берёзу день причёсывает…
По фонетическому созвучию рифмы бывают 1. Точные — звуки совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются: Я сегодня рано встала И поэтому устала.
2. Неточные — фонетическое созвучие лишь частично. Мне сегодня вдруг не спится, Я взяла тихонько спицы…
СТРОФА Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Темным елям снится Гомон косарей. По лугу со скрипом Тянется обоз – Суховатой липой Пахнет от колес. Слухают ракиты Посвист ветряной. Край ты мой забытый, Край ты мой родной. (С.Есенин) 1. Прочитайте стихотворение выразительно. 2. На сколько частей оно разбито? 3. Как вы думаете, почему именно так поделено это стихотворение на части?
Строфа – группа стихов(строк), объединенная смысловым единством, определенным расположением рифм.
Октава – восьмистишье Терцина – трехстишье с обязательной рифмой аба бвб вгв Катрен – четверостишье Двустишие
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-926985
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация к уроку литературы «Виды рифм. Способы рифмовки». (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Рифма. Способ рифмовки.
Теория литературы. 5 класс.
Описание слайда:
Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.
Описание слайда:
Виды рифм
МУЖСКАЯ – ударение на последнем слоге строки (ОКНО).
ЖЕНСКАЯ – ударение на втором слоге от конца строки (ПОЖАРОМ).
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – ударение на третьем слоге от конца строки (РАЗЛИВАЕТСЯ).
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – ударение на четвёртом и
последующих слогах от конца строки (СВЕШИВАЮЩИЕСЯ).
Описание слайда:
Способы рифмовки
ПАРНАЯ – ААББ
(рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки).
ПЕРЕКРЁСТНАЯ – АБАБ
(рифмуются 1и 3, 2 и 4 строки).
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ – АББА
(рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки).
Описание слайда:
Учимся определять рифму
Я пришел к тебе с приветом, А
Рассказать, что солнце встало, Б
Что оно горячим светом А
По листам затрепетало. Б (А.А. Фет)
Описание слайда:
Учимся определять рифму
Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)
Схема: а а б б
Описание слайда:
Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса. (С.Есенин)
Описание слайда:
Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато. (А.С.Пушкин)
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются… (В.Брюсов)
Описание слайда:
Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман. (А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…(А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Проверочная работа
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
М. Ю. Лермонтов
Описание слайда:
Проверочная работа
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
В.Я. Брюсов.
Описание слайда:
Проверочная работа
Черемухи ветки душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)
Описание слайда:
Проверочная работа
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес? (Д.В. Давыдов)
Описание слайда:
Проверочная работа
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес. (С. Есенин)
Описание слайда:
Двусложные размеры стиха
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Реферат на тему: «Кружок Н.В. Станкевича»
Презентация по литературе на тему «Книги о сильных духом личностях»
Планирование в 10 классе
Урок » Смехом исправляются нравы»
Презентация по литературе «Образ русских женщин » А.Н.Некрасов
Сценарий литературной гостиной «Жизни блаженство в одной лишь любви…» Ф.И. Тютчев
Урок — концерт по творчеству С. А. Есенина.
Конспект урока «Устное народное творчество»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309623 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник