- Конспект урока по литературе в 5-м классе «В поэтической мастерской» по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь»
- Конспект по литературе «Ритм и рифма» (5 класс)
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Конспект урока по литературе в 5-м классе «В поэтической мастерской» по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь»
Разделы: Литература
Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.
Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схемы, карточки с индивидуальным и домашним заданием), метроном, фонограмма «Марша Черномора»М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила»,компьютер, интерактивная доска, фотоиллюстрации с изображением пейзажей зимней природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Конспект урока
1. Приветствие.
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).
2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.
— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?
— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.
Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).
— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.
Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.
(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).
— К какому жанру относится это произведение? (Марш)
— Воспроизведите ритм марш хлопками.
— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?
Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.
(Заучивание определения в парах).
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.
На дво-рах и до-мах
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Снег ле-жит по-лот-ном
(Б-Б-У-Б-Б-У)
И от солн-ца блес-тит
(Б-Б-У-Б-Б-У)
Раз-но-цвет-ным ог-нем.
(Б-Б-У-Б-Б-У)
— Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.
Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).
— Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.
(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)
Самопроверка.
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм — важная составляющая стихотворной речи.
От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.
3. Понятие о рифме.
— Что же такое рифма?
— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
(Заучивание определения по «самарскому варианту»: заучивание, самопроверка, работа в парах, воспроизведение заученного сильным учеником, средним и слабым).)
— Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
— Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.
— Каких замечательных поэтов вы знаете?
— Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.
(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).
4. Знакомство с видами рифмы.
— Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.
а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)
б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)
в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)
— Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?
(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).
— Как вы думаете, почему так названы рифмы?
(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).
— Итак, что такое стихотворная рифма?
— Какие виды рифмы вы узнали?
5. Самостоятельная работа.
Источник
Конспект по литературе «Ритм и рифма» (5 класс)
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Тайна первая: наша речь.
-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.
— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
-Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
-Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
-Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)
— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться еще в нескольких тайнах поэзии, что же такое ритм и рифма.
Тайна вторая: что такое ритм?
-Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.
-В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.
-Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.115.
(Самостоятельное чтение статьи учебника).
-Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.
-Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.
(Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.)
На дво-рах и до-мах
Снег ле-жит по-лот-ном
И от солн-ца блес-тит
Учитель: зарисуйте ритмический рисунок следующего стихотворения (самостоятельно).
Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У
Вывод: ритм — важная составляющая стихотворной речи.
Тайна третья: что такое рифма?
Учитель: назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
— Что же такое рифма?
— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».
(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).
Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
Игра «Найди рифму».
Игра «Подскажи словечко».
(Цель: Учимся подбирать рифмы к словам).
От буквы А до буквы Я
Шеренга слов стоит.
С надписи «Январь».
Вся эта дружная семья
Знает даже лодырь и бездельник:
Бывает дом для человека,
Первый день недели (ПОНЕДЕЛЬНИК).
А дом для книг – (БИБЛИОТЕКА).
Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвется звон,
И голос друга издалека
Тебе подарит (ТЕЛЕФОН).
— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет. (парная)
2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (перекрёстная)
3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши. (опоясывающая)
Последняя тайна – буриме.
— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.
— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
Игра «Придумай рифму».
На доске на карточках записаны имена детей класса:
Дети подбирают к ним рифмы, пытаются сочинить двустишья).
Обращение учителя к детям:
— Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.
Работа с эпиграфом к уроку: «Поэзия- музыка души».
— В этой фразе — мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».
Домашнее задание (на индивидуальных карточках).
— Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.
— По желанию можно сочинить любое другое стихотворение и на следующем уроке удивить своих одноклассников.
— Вы ответьте, на уроке
Не было ли скуки?
Кому было интересно,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 829 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Сейчас обучается 329 человек из 60 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 330 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
И тихонечко садитесь.
— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?
— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.
(Читают название хором с экрана интерактивной доски).
Экран: «В поэтической мастерской».
— Как вы понимаете его название?
— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
— Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Номер материала: 423097
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник