- Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: «Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа». презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Презентация к уроку литературы «Ритм и рифма» презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Презентация по литературе на тему «Рифма. Ритм» (5 класс)
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
- Презентация к уроку литературы «Виды рифм. Способы рифмовки». (5 класс)
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Реферат на тему: «Кружок Н.В. Станкевича»
- Презентация по литературе на тему «Книги о сильных духом личностях»
- Планирование в 10 классе
- Урок » Смехом исправляются нравы»
- Презентация по литературе «Образ русских женщин » А.Н.Некрасов
- Сценарий литературной гостиной «Жизни блаженство в одной лишь любви…» Ф.И. Тютчев
- Урок — концерт по творчеству С. А. Есенина.
- Конспект урока «Устное народное творчество»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: «Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа».
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме
Поэзия — это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира. Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить их творческие способности. Здесь рассматриваются такие понятия как ритм, рифма, строфа, а также показываются, какие существуют разновидности рифм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_literatury_na_temu_rifma_ritm_semyonova_n.v.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. В поэтической мастерской
Сравните предложения: 1) Белый , пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю. 2) Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( например, чередование ударных и безударных слогов в строке)
Наблюдение за рисунком стихотворного ритма. На дво- рах и до- мах (Б-Б- У -Б-Б- У ) Снег ле- жит по-лот- ном (Б-Б- У -Б-Б- У ) И от солн -ца блес- тит (Б-Б- У -Б-Б- У ) Раз-но- цвет -ным ог- нем . (Б-Б- У -Б-Б- У )
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. По-гречески слово « рифмос » означает «стройность», «соразмерность».
Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов. Заколдован невидимкой. Дремлет лес под сказку сна . Словно белою косынкой Подвязалася сосна . (С. Есенин) Снега покрыли гладкие равнины, Едва заметен санок первый след, Румянец нежный льет закатный свет, Окрася розою холмов вершины. (М. Кузмин)
«Алло! Ищем таланты!». 1) ……………зима, ………………лужи. ……………….бела ………………стужи. 2)…………………береза …………………. окна …………………….мороза …………………….одна.
Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)
Самостоятельная работа. Задание: определи вид рифмы: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на снегу. Снег падает, слегка кружится , На землю медленно ложится. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.
Проверим. Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берез. Ходит, бородою Белою трясет, Топает ногою, Только треск идет.
Источник
Презентация к уроку литературы «Ритм и рифма»
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Данная презентация помогает подвести учащихся к основным понятиям «ритм» и «рифма» как признаки стихотворной речи. В презентации предлагаются творческие задания, активизирующие познавательный интерес у пятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priznaki_stihotvornoy_rechi.ppt | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роды литературы сюжетность событийность выражение мыслей, чувств, пере- живаний изображение действия на сцене
Роды литературы ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА сюжетность событийность выражение мыслей, чувств, пере- живаний изображение действия на сцене
Тема: Основные признаки стихотворной речи Цель: Познакомиться с основными признаками стихотворной речи; Научиться анализировать стихотворную речь
Как Незнайка хотел стать поэтом Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал: — Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. — А у тебя есть способности? — спросил Цветик. — Конечно, есть. Я очень способный, — сказал Незнайка. — Это надо проверить, — сказал Цветик. — Ты знаешь, что такое … ? — … ? Нет, не знаю. — … — это когда два слова оканчиваются одинаково, — объяснил Цветик. — Например: утка — шутка, коржик — моржик. Понял? Рифма рифма рифма Рифма
Изучение статьи в учебнике Оформите кластер «Стихотворная речь», опираясь на предложенный образец
Признаки стихотворной речи РИФМА РИТМ КОЛЬЦЕВАЯ (ОПОЯСЫВАЮЩАЯ) ПЕРЕКРЕСТНАЯ ПАРНАЯ
Тест «Основные признаки стихотворной речи» Вариант 1 Часть А 1) Произведения, которые повествуют о событиях, происходящих с героями, являются: А) эпическими Б) лирическими В) драматическими 2) Созвучие окончаний стихотворных строк — это: А) ритм Б) рифма В) стихотворение 3) Система рифмовки, при которой рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки, называется: А) кольцевая Б) перекрестная В) парная Часть Б 1) Речь, подчиненную определённому порядку, ритму, строю, называют _____________________. 2) В стихотворении «Няне» А.С. Пушкин использует _____________________ рифму. Сумма баллов: Отметка:
Тест «Основные признаки стихотворной речи» Вариант 2 Часть А 1) Произведения, которые передают чувства, мысли, переживания человека, являются: А) эпическими Б) лирическими В) драматическими 2) Повторяющееся чередование ударных и безударных слогов в строке – это: А) ритм Б) рифма В) стихотворение 3) Система рифмовки, при которой рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки, называется: А) кольцевая Б) перекрестная В) парная Часть Б 1) Речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют __________________. 2) В первых четырех строках «У лукоморья» А.С. Пушкин использует _________________рифму. Сумма баллов: Отметка:
Тест 1 вариант Часть А ( 1б за верный ответ) 1А 2Б 3Б Часть Б ( 2б за верный ответ) стихотворной перекрёстную 2 вариант Часть А ( 1б за верный ответ) 1Б 2Б 3А Часть Б ( 2б за верный ответ) 1) прозаической 2) перекрёстную 7 баллов – 5 5-6 баллов – 4 4 балла — 3
Итоги урока Оцените свои ЗАН на уроке по 3- балльной системе З – уровень знаний А – уровень активности Н – настроение сумма
Домашнее задание 1) Изучение статьи «О сказках Пушкина» 2) Вопрос № 3, с. 115 3) Сочините буриме с рифмой кошка — понарошку,мышка — вприпрыжку
Источник
Презентация по литературе на тему «Рифма. Ритм» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
В стихотворении, в песне очень часто одинаково звучат окончания последних слов в определенных строках, расположенных рядом или через строчку
Созвучие окончаний стихотворных строк называется рифмой. По-гречески слово «рифмос» означает «стройность», «соразмерность».
Найдите рифмующиеся строки в прологе к «Руслану и Людмиле».
Способы рифмовки Парная Перекрестная опоясывающая
Перекрестная – рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки: У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом
Парная – рифмуются две строки подряд: Там ступа С Бабою Ягой Идет, бредет сама собой…
Опоясывающая – рифмуются первая и четвертая строки: И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.
Найдите вид рифмовки в стихотворении «Няне» А.С. Пушкина.
Как вы думаете, что такое ритм?
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени
Прозаическая речь – свободная, то есть речь, свободно движущаяся от предложения к предложению. Стихотворная – речь, подчиненная определенному порядку, ритму, строю.
Итоги урока Что такое рифма? Назовите способы рифмовки Что такое ритм? Что такое речь прозаическая, стихотворная?
Домашнее задание Найти и выписать в тетрадь примеры стихотворных текстов на разные виды рифмовки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-513039
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Презентация к уроку литературы «Виды рифм. Способы рифмовки». (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Рифма. Способ рифмовки.
Теория литературы. 5 класс.
Описание слайда:
Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.
Описание слайда:
Виды рифм
МУЖСКАЯ – ударение на последнем слоге строки (ОКНО).
ЖЕНСКАЯ – ударение на втором слоге от конца строки (ПОЖАРОМ).
ДАКТИЛИЧЕСКАЯ – ударение на третьем слоге от конца строки (РАЗЛИВАЕТСЯ).
ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ – ударение на четвёртом и
последующих слогах от конца строки (СВЕШИВАЮЩИЕСЯ).
Описание слайда:
Способы рифмовки
ПАРНАЯ – ААББ
(рифмуются 1 и 2, 3 и 4 строки).
ПЕРЕКРЁСТНАЯ – АБАБ
(рифмуются 1и 3, 2 и 4 строки).
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ – АББА
(рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки).
Описание слайда:
Учимся определять рифму
Я пришел к тебе с приветом, А
Рассказать, что солнце встало, Б
Что оно горячим светом А
По листам затрепетало. Б (А.А. Фет)
Описание слайда:
Учимся определять рифму
Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять. (В.А. Жуковский)
Схема: а а б б
Описание слайда:
Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса,
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса. (С.Есенин)
Описание слайда:
Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато. (А.С.Пушкин)
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются… (В.Брюсов)
Описание слайда:
Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман. (А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Определяем вид рифмы и способ рифмовки
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…(А.С.Пушкин)
Описание слайда:
Проверочная работа
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
М. Ю. Лермонтов
Описание слайда:
Проверочная работа
Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.
В.Я. Брюсов.
Описание слайда:
Проверочная работа
Черемухи ветки душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)
Описание слайда:
Проверочная работа
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес? (Д.В. Давыдов)
Описание слайда:
Проверочная работа
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колес. (С. Есенин)
Описание слайда:
Двусложные размеры стиха
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Реферат на тему: «Кружок Н.В. Станкевича»
Презентация по литературе на тему «Книги о сильных духом личностях»
Планирование в 10 классе
Урок » Смехом исправляются нравы»
Презентация по литературе «Образ русских женщин » А.Н.Некрасов
Сценарий литературной гостиной «Жизни блаженство в одной лишь любви…» Ф.И. Тютчев
Урок — концерт по творчеству С. А. Есенина.
Конспект урока «Устное народное творчество»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5309643 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минобрнауки разработало концепцию преподавания истории российского казачества
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник