- Как отбирать кандидатов на собеседование по резюме
- Организация подбора персонала: все вопросы и полезные материалы
- 1. Потребность в найме — это что и зачем?
- 2. Какие методы поиска сотрудников есть?
- 3. Что делать, если в компании нет рекрутера?
- 4. Как уточнить требования к вакансии и обязанности сотрудника?
- 5. Как написать текст вакансии?
- 6. Как определить зарплату?
- Несколько советов:
- 7. Зачем нужны реферальные программы?
- 8. Какие типы собеседований есть?
- 9. Как оценить результат подбора?
- a. Время найма
- b. Эффективность разных источников, качество и количество откликов
- c. Стоимость найма
- d. Удовлетворенность менеджера кандидатами и удовлетворенность сотрудника работой
- e. Процент уволившихся в первый год кандидатов
- 10. Что делать с теми, кто не подошел?
- А что делать дальше?
Как отбирать кандидатов на собеседование по резюме
Отделы по подбору персонала крупных компаний ежедневно получают десятки резюме на каждую из открытых вакансий. Это значительно прибавляет работы эйчарам: среди всех присланных заявок следует отобрать лучших кандидатов и пригласить их для последующего этапа отбора – прохождения собеседования. Такая задача является чрезвычайно сложной, так как нужно уделить достаточно времени на хотя бы поверхностное прочтение каждого резюме. Поэтому важно внедрить в работу менеджеров по подбору персонала эффективный алгоритм отсеивания неподходящих заявок – это поможет существенно сэкономить время на поиске.
Чтобы минимизировать количество абсолютно некомпетентных для конкретной должности кандидатов, следует в первую очередь позаботиться о грамотном описании вакансии перед ее размещением на ресурсах для поиска работы. Конкретизируйте требования: укажите точный перечень навыков, требования к трудовому опыту, уровень зарплаты, которую можете платить, форму оплаты (фиксированная и переменная части). Так вы получите большее количество адекватных откликов. Если же большинство присланных заявок на первый взгляд соответствуют вашим требованиям, давайте рассмотрим, как отбирать кандидатов по резюме с максимальной точностью и минимальными затратами по времени.
Что такое скрининг резюме?
Одним из наиболее эффективных способов отбора кандидатов на собеседование является скрининг резюме — своеобразное «просеивание» заявок по ранее выбранным параметрам. Параметры для скрининга — это ключевые требования к кандидату, которые важны на данный момент. От точности, правильности выбранных параметров напрямую зависит результативность скрининга. В противном случае, можно упустить подходящее резюме.
Зачем «фильтровать» резюме перед собеседованием?
Все просто – так вы не тратите собственное время на кандидатов, которые изначально не подходят на конкретную должность. Благодаря первоначальному отбору резюме, которым занимается рекрутер, на этап собеседований попадают более компетентные соискатели, среди которых, впоследствии, можно выбрать лучшего специалиста. Фильтруя заявки на вакансию, вы увеличиваете вероятность того, что свободную должность в вашей компании займет сотрудник, который продемонстрирует реальные успехи.
Как результат — первоначальный отбор резюме помогает более эффективно работать с большим количеством поступающих заявок, что особенно актуально для крупных, популярных предприятий, но не будет лишним и для маленьких компаний, которые только начинают формировать команду.
Способы отбора резюме
Существует несколько методов, которые оптимизируют работу с заявками. Наиболее популярные и эффективные:
- Корректное описание вакансии (настройка фильтра). Как мы уже успели заметить в начале статьи, очень важно конкретизировать требования к соискателям еще на этапе описания вакансии. Тут не должно быть никакой размытости, например: «Нам нужен инициативный сотрудник для выполнения интересной работы». Рассматривая вакансию, кандидат должен четко понимать, какие требования к нему предъявлены, и какой результат от него ожидается.
- Сопроводительное письмо как обязательное требование. В описании вакансии укажите, что заявки без развернутого сопроводительного письма рассматриваться не будут. Так вы получите резюме исключительно от тех кандидатов, которые реально заинтересованы в должности. Вряд ли кто-нибудь будет составлять подробное письмо «ради интереса». Важно заметить, что такой метод эффективен не для всех должностей: лишь для позиций, связанных с выполнением сложных задач.
- Соблюдение алгоритма чтения резюме. Отбор резюме будет занимать меньше времени, если вы будете следовать конкретному алгоритму. В первую очередь, рекомендуется обращать внимание на главные блоки информации: образование, карьерный опыт/достижения, желаемый уровень дохода. Отбирайте для дальнейшего рассмотрения исключительно те заявки, в которых указана сумма оклада, соответствующая финансовым возможностям компании. Слишком заниженный уровень желаемой заработной платы может свидетельствовать о недостаточном опыте кандидата.
- Тестовое задание. Предложите соискателям отправлять вместе с резюме выполненное тестовое задание – это поможет оценить профессиональные навыки до собеседования. Но помните о том, что оно не должно быть слишком объемным – так вы потратите много времени на последующую проверку. Такой метод является эффективным для известных, крупных компаний с большим количеством желающих получить работу.
- Телефонное интервью. Во время телефонной беседы, сможете задать уточняющие вопросы, которые возникли, когда проводился скрининг резюме, выяснить интересующие вас факты и понять, заинтересован ли кандидат в должности. После успешного телефонного интервью можно перейти к предложению личного собеседования. Звонить следует тем кандидатам, о которых сложилось позитивное впечатление после анализа резюме.
Внедрив один или несколько подходов из списка, вы значительно увеличите эффективность поиска сотрудников и на начальном этапе отфильтруете тех, кто решил прислать заявку не из-за реального желания получить работу, а просто «наудачу».
Как определить хорошего кандидата на вакансию по резюме: основные моменты
Отбирать кандидатов на собеседование по резюме следует в несколько этапов. Не следует сразу же рассматривать каждую входящую заявку: установите определенный лимит. К примеру, удобнее выделить время на рассмотрение нескольких резюме — десяти или двадцати, в зависимости от количества откликов.
Чтобы отобрать самых достойных кандидатов, вам предстоит проанализировать:
- Цель резюме – на какую должность претендует кандидат, какова его трудовая мотивация. Такие данные, обычно, указаны в большинстве заявок и позволяют составить первоначальное впечатление о соискателе, определить, действительно ли он заинтересован в работе на должности, которую вы предлагаете.
- Количество предыдущих мест работы – большое количество мест не всегда является преимуществом. Частая смена работы может свидетельствовать о ряде негативных моментов: низкой компетентности кандидата, его неспособности работать в коллективе и так далее. Отбор резюме по такому критерию, в некотором смысле, помогает выявить безответственных соискателей.
- Опыт работы – трудовой стаж, карьерные заслуги. Важно обратить внимание, прослеживается ли карьерный рост кандидата – если да, то это является огромным преимуществом, которое свидетельствует о его высокой компетенции.
- Уровень образования – наличие высшего образования, прохождения дополнительных курсов и тренингов. Особого внимания заслуживают кандидаты, которые регулярно работают над повышением своих навыков и регулярно посещают семинары, конференции, принимают участие в курсах повышения квалификации (в своей профессии). Это свидетельствует о высокой мотивации соискателей.
- Умения и навыки, их соответствие требованиям вакансии. На этом этапе важно обратить внимание на стиль изложения информации в резюме, наличие профессиональной терминологии. В приоритете – лаконичность, конкретика, четко изложенные факты, без преувеличений и излишнего саморасхваливания.
- Личные данные – возраст, место проживания, семейное положение. Такая информация не может выступать решающей, но является важной, когда проводится отбор кандидатов по резюме на определенные вакансии.
- Проверка профиля в социальных сетях — метод, который позволяет получить более полную информацию о кандидате, о том, чем он интересуется.
После изучения всех вышеуказанных данных, важно провести заключительную оценку резюме – сделать вывод, подходит ли кандидат на конкретную должность. Если у вас сложилось позитивное впечатление о соискателе, но он не соответствует требованиям вакансии, рационально будет держать специалиста «в резерве» — сохранить его контактные данные на случай, если в компании появится подходящая должность.
Анализ резюме как метод отбора персонала – эффективно и рационально
Предварительный скрининг резюме отлично применим в различных сферах деятельности, так как не требует дополнительных условий и ресурсов. Благодаря «фильтрованию» заявок, вы значительно экономите время и ресурсы на поиске сотрудников. Изучив, как провести скрининг резюме, можно оптимизировать задачи по подбору персонала. Таким образом, к этапу собеседования будут допущены только компетентные, по-настоящему заинтересованные в должности соискатели. Обязательно придерживайтесь основных правил анализа резюме, исключите поверхностное прочтение – так сможете достигнуть максимального результата.
Источник
Организация подбора персонала: все вопросы и полезные материалы
1. Потребность в найме — это что и зачем?
Хорошо, когда в компании существует стратегический план по найму сотрудников на год, пять и больше лет вперед. В этом случае рекрутеры заранее знают, какие ресурсы им понадобятся в каждый отрезок времени.
В небольших организациях подбор обычно ситуативный и закрывает текущие потребности. Например, замена сотрудника, который уходит в декрет или длительный отпуск, подбор нового человека на место уволившегося.
Существует больше десятка способов оценить потребность в персонале. На нее влияет рынок в регионе, скорость и план развития компании, эффективность текущих сотрудников и другие факторы. В зависимости от кадровой политики компания может привлекать новые кадры или обучать персонал. Или сокращать.
Знание потребности в подборе персонала помогает:
- Составить план закрытия вакансий.
- Расставить приоритеты: кого искать первым.
- Точно спланировать бюджет на подбор.
- Быстрее находить кандидатов.
- Строить кадровую стратегию, мотивировать, развивать и удерживать сотрудников.
2. Какие методы поиска сотрудников есть?
В зависимости от метода подбора компании выбирают разные инструменты поиска.
Массовый наём — поиск сотрудников на начальные позиции, которые не требуют специальной подготовки. Например, поиск разнорабочих, продавцов, водителей. Текучесть персонала на этих должностях может достигать 100% за год, поэтому компании ведут непрерывный поиск людей.
Поиск, как правило, оказывается непростым:
- соискатели не умеют «искать работу»: находить вакансии, оценивать, насколько они соответствуют требованиям, не готовы долго вести переговоры с работодателем;
- не все доходят до собеседования: у кандидатов низкая мотивация, и много работодателей-конкурентов воюют за их внимание.
Поэтому для массового найма используют чат-боты, обзвон кандидатов, поиск через рекламу в соцсетях и объявления в поисковиках.
Executive search (от англ. «поиск руководителей») — подбор управляющего персонала и редких специалистов. Его сложность в правильной постановке задачи и поиске человека, идеально подходящего под все требования. Может включать в себя хедхантинг — поиск и переманивание уже трудоустроенных сотрудников.
Как правило, таким поиском занимаются внешние рекрутеры (из кадровых агентств или фрилансеры), которые хорошо знают рынок, обладают нужными навыками для мотивации кандидата.
Обычный рекрутинг — поиск квалифицированного персонала среднего звена.
Прелиминаринг — практика и стажировки.
3. Что делать, если в компании нет рекрутера?
• Обратиться в кадровое агентство.
• Найти рекрутера-фрилансера, который специализируется на нужных вам сотрудниках. Например, на HRspace.
• Искать самостоятельно. В этой статье мы рассказывали как.
4. Как уточнить требования к вакансии и обязанности сотрудника?
Требования ко многим должностям сформированы в профессиональных стандартах. Но в каждой компании при организации подбора обнаруживаются свои требования и секреты успеха. Поэтому модели компетенций на разные должности обычно составляют, основываясь на опыте самых успешных сотрудников компании.
Чтобы понять, какие навыки и компетенции в компании нужнее всего, работодатели пользуются разными средствами оценки текущих сотрудников. Начиная от тестов, заканчивая внутренними собеседованиями. Еще один вариант — обратиться за помощью к консультантам или компаниям, которые помогут составить список требований, профессиональных навыков и личных качеств.
Подробнее про компетенции мы рассказали в этой статье.
5. Как написать текст вакансии?
Хорошая вакансия содержит не только сухой список требований и условий работы.
После прочтения кандидат должен понять:
- чем занимается компания;
- какие цели будут стоять перед новым сотрудником;
- почему эта работа лучше, чем у конкурентов;
- подходит ли кандидат подо все требования.
В недавней статье мы рассказываем, как написать интересный текст. В апреле исследовали, почему некоторые вакансии на hh.ru собирают тысячи откликов. А еще рассказали подробнее, что писать про саму компанию: большинство кандидатов заходит на страницы работодателей на hh.ru, чтобы узнать больше о будущей работе.
6. Как определить зарплату?
Зарплата может быть средней, выше среднерыночной или ниже ее. От этого зависит процесс и результат найма.
С зарплатой ниже рынка искать кандидатов придется долго. Скорее всего, на такую вакансию будут откликаться кандидаты не очень высокой квалификации и начинающие специалисты.
Если вы предлагаете высокий оклад, то готовьтесь не только к общению с профессионалами, но и с теми, кто откликнулся «на авось».
Несколько советов:
- Перед публикацией вакансии изучайте рынок и зарплату у конкурентов в вашем регионе. Читайте в статье, как это правильно сделать.
- Указывайте зарплату в вакансии. Это поможет собрать больше релевантных откликов.
- Пишите размер оклада после вычета налогов. Большинство кандидатов ждет именно сумму «на руки», они будут разочарованы, если на собеседовании вы скажете обратное.
7. Зачем нужны реферальные программы?
Многие компании предлагают вознаграждение тем, кто рекомендует им подходящего кандидата, это ещё один из работающих вариантов при организации подбора. Обычно вознаграждение выплачивают после того, как новенький пройдет испытательный срок.
К поиску кандидатов подключаются сотрудники. Они рассказывают о вакансии друзьям и знакомым. Часто такая реклама оказывается эффективной, ведь люди доверяют личной рекомендации. Если верить западным исследованиям, сотрудники, пришедшие по реферальной программе, дольше работают в компании и более лояльны к ней.
8. Какие типы собеседований есть?
По методу проведения:
- Групповые интервью: они подходят для массового найма.
- Индивидуальные интервью.
- Ассессмент-центры: это комплексная оценка кандидата, которая включает решение кейсов, презентации, групповую работу и так далее — в зависимости от целей работодателя.
- Профессиональные тесты и тесты способностей.
- Стрессовые интервью.
Интервью по типам вопросов:
- Поведенческое: работодатель узнает о том, как кандидат действовал в разных ситуациях в прошлом, и на основе этого делает выводы, как он будет работать в будущем и добьется ли успеха в его компании.
- Кейс-интервью: работодатель предлагает проблему, которую нужно решить.
- Проективное интервью. Чтобы лучше понять кандидата и избежать социально желательных ответов, работодатели задают проективные вопросы: просят кандидата высказать мнение о людях и ситуациях, с которыми он никак не связан. Кандидату не нужно говорить о себе, поэтому он начинает действовать свободнее. Но так как человек судит о событиях и других людях с точки зрения своего опыта, интервьюер делает из его рассказа полезные выводы.
Кроме собеседований, работодатели используют и другие способы оценки. О них мы рассказали в отдельной статье.
9. Как оценить результат подбора?
Искали вы сотрудника сами или с помощью внешнего рекрутера, важно оценить результат. Ведь на поиск ушло столько сил, денег и времени!
В разных компаниях по-разному оценивают результаты, но самые популярные метрики выглядят так.
a. Время найма
Отрезок времени от начала поиска до выхода человека на работу. Меняется в зависимости от профессии, ситуации на рынке, времени года и так далее. Сравнивая и оценивая время найма, можно оценить качество работы рекрутера.
b. Эффективность разных источников, качество и количество откликов
Помогает разобраться, какие каналы лучше работают для привлечения сотрудников в компанию и на конкретную должность.
- Сколько просмотров было у объявления в разных источниках?
- Сколько людей оставило отклик?
- Сколько кандидатов пришло из каждого канала (с сайта по поиску работы, через реферальную программу, из соцсетей и так далее)?
- Откуда были самые релевантные отклики?
- Сколько людей пришло на собеседования?
- Откуда пришел принятый в компанию человек?
c. Стоимость найма
В стоимость подбора входят не только все затраты на размещение и рекламу вакансии, но и стоимость времени рекрутера, потраченного на закрытие вакансии.
d. Удовлетворенность менеджера кандидатами и удовлетворенность сотрудника работой
e. Процент уволившихся в первый год кандидатов
Эта метрика говорит о качестве подбора. Обычно за год сотрудник успевает только влиться в работу и приносит мало прибыли компании. Зато компании приходится тратить на него много ресурсов, включая внимание руководителей и помощь коллег. Поэтому увольнения в первый год работы дорого обходятся компании, учитывая затраты на подбор.
Если человек уволился по собственному желанию, возможно, реальная работа не соответствовала тому, как рекрутер рассказал о ней в вакансии и на собеседовании. Если увольнение произошло по инициативе работодателя, вероятно, выбрали не самого подходящего кандидата.
Метрики помогают оценить качество работы рекрутера. Многие системы управления персоналом автоматически следят за результатами. Например, специальная вкладка с анализом и статистикой есть в системе Talantix.
10. Что делать с теми, кто не подошел?
Обязательно ответить им: поблагодарить за отклик и правильно отказать.
Некоторых из кандидатов стоит взять на заметку. Если человек вам почти подходил, всегда есть шанс, что он окажется вам нужен в будущем, когда наберется опыта.
Собирать и хранить такие резюме удобно в системе управления персоналом Talantix. Можно оставить комментарии к каждому соискателю и вернуться к ним в любой момент.
А что делать дальше?
Впереди у новенького — сложный процесс адаптации. Он нужен, чтобы за три месяца новый сотрудник не заскучал, не перегорел и принес пользу компании.
Кажется, самое время насладиться результатами вашей организации и вернуться к подбору начиная с пункта № 1?
Источник