- ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа
- Виды революций
- Оценки социальных революций
- Виды реформ
- 37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
- Читайте также
- Феномен Востока: два пути развития
- 1. Особенности развития гомеровского общества
- Два пути развития
- Два пути развития сельского хозяйства
- Условия и обстоятельства выбора пути развития
- Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в.
- НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА
- Траектории развития по пути капитал + принуждение
- 6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?
- 1.2. Гласность как средство ускорения развития общества
- 115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
- Разнонаправленные пути развития
- ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- Революционный и эволюционный способы развития общества
ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа
Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.
Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.
Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:
- Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
- Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
- Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.
Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Виды революций
По времени протекания:
- Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
- Долговременные (например, неолитическая , то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).
По сферам протекания
- технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
- культурная
- социальная (со сменой власти)
По масштабам протекания:
- в отдельной стране
- в ряде стран
- глобальные
Оценки социальных революций
К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»
Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».
Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.
Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).
Виды реформ
По влиянию на ход исторического развития
- Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
- Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.
По сферам общества:
- Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
- Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
- Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)
Новые типы революций 20-21 веков:
- «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит : введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
- «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
- « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
37. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Почему в одних обществах прогрессивные изменения нарастают быстрыми темпами, а другие застыли на том же экономическом, политическом и духовном уровне? Человечеству всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но в разных странах добивались этого разными путями – одни путем ведения захватнических войн, другие путем проведения прогрессивных реформ, нацеленных на преобразование общества и хозяйства. В ходе истории развития человечества определились два пути развития общества – революционный и эволюционный.
Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.
Сторонники революционного пути считали, что ради благой цели, «светлого будущего» (рая на земле) хороши все средства, включая и насилие. При этом, по их мнению и убеждению, все, что стоит на пути прогресса, должно быть немедленно отброшено, уничтожено. Под революцией вообще понимают любое (как правило, насильственное) изменение характера правления обществом. Революция – это происходящее в течение определенного периода времени (обычно короткого) тотальное изменение всех сторон жизнедеятельности, коренной перелом в характере социальных отношений.
Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно—исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.
Каждый преобразователь общества понимал «прогресс» по—своему. Соответственно, менялись и «враги прогресса». Это могли быть короли и президенты, феодалы и буржуа (для Петра I это были бояре), но суть такого направления всегда оставалась одной и той же – действовать быстро и беспощадно. Насильственный путь, путь революции (по—латыни – «переворота») практически непременно оказывался связан с разрушениями и многочисленными жертвами. В процессе развития социально—политической мысли взгляды и практика действий сторонников революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными. Но все же примерно до конца XVIII в., до Французской революции, теория и практика идейно—политических течений развивались преимущественно в духе эволюционных воззрений. Это в определенной мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и гуманизма, а затем и Просвещения, которые отвергали насилие и жестокость.
Уникальными являются в конце XVII – начале XVIII вв. реформы Петра I, начавшего со стрижки бород у бояр и закончившего суровыми карами по отношению к противникам реформ. Эти реформы русского императора были в духе революционного пути развития общества. В конечном итоге они способствовали значительному прогрессу в развитии России, укреплению ее позиций в Европе и мире в целом на многие годы вперед.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Феномен Востока: два пути развития
Феномен Востока: два пути развития Восток с его тайнами и загадками всегда интересовал европейских (в том числе и российских) историков и социологов.Одним из основных вопросов востоковедения являлась попытка определения момента, когда пути Востока и Запада разделились.
1. Особенности развития гомеровского общества
1. Особенности развития гомеровского общества Следующий за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть «гомеровским» по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада» и «Одиссея» остаются важнейшим источником информации об этом
Два пути развития
Два пути развития В тех местностях, где был выбор: заниматься скотоводством или земледелием, – люди, как правило, начинали со скотоводства, как дела более простого и быстрее приносящего отдачу, но позже все же осваивали и земледелие, которое дает более устойчивый
Два пути развития сельского хозяйства
Два пути развития сельского хозяйства Наиболее часто критикуется основное положение социалистического уклада — общественная собственность: общее — значит ничьё.Это мнение не лишено оснований. Хотя так рассуждает далеко не каждый. Тот, кому хотелось бы поживиться
Условия и обстоятельства выбора пути развития
Условия и обстоятельства выбора пути развития Вернемся, однако, к проблеме выбора пути развития. Проблема эта для стран зависимых встала в начале XX в., для колоний – после деколонизации в середине века. Однако если учесть сложность и неоднозначность процесса выбора и
Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в.
Региональные особенности развития латиноамериканского общества в XIX в. Развитие латиноамериканского региона характеризовалось общими, типичными чертами, в большей или меньшей степени свойственными всем находящимся в регионе странам. Вместе с тем, отдельным
НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА
НАВСТРЕЧУ НОВОЙ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ПРИМИТИВНОГО ОБЩЕСТВА Период перехода от палеолита к неолиту был временем кардинальных перемен во всех областях как материальной, так и духовной жизни тех групп людей, которые десять тысяч лет назад населяли нынешнюю территорию
Траектории развития по пути капитал + принуждение
Траектории развития по пути капитал + принуждение Не вся Верхняя Адриатика одинаково хорошо иллюстрирует капиталистический путь в развитии государства. Со временем, например, Австрия заявила права на значительный кусок побережья, включая Триест, и подчинила его
6. Индия и Пакистан. Какие пути развития?
6. Индия и Пакистан. Какие пути развития? Закон о независимости Индии предусматривал создание двух доминионов – Индийского союза и Пакистана. Бывшая колония Великобритании была разделена по религиозному признаку. Размежевание происходило в условиях острой
1.2. Гласность как средство ускорения развития общества
1.2. Гласность как средство ускорения развития общества Горбачеву предстояло решить нелегкую задачу, ибо чувство хозяина человек должен был обрести там, где все является коллективным. Попытки устранить это очевидное противоречие не отличались последовательностью.
115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
115. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА XX в. И ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ На протяжении XX в. в мире боролись противостоящие друг другу общественные тенденции – демократическая и авторитарная, интернационализм и национализм, интеграция и сепаратизм. Исторический опыт
Разнонаправленные пути развития
Разнонаправленные пути развития Берлинский конгресс увеличил территорию Сербии и Черногории, однако и Австро-Венгрия стала больше по территории после оккупации Боснии и Герцеговины. В результате количество сербов, проживавших в независимых государствах и в монархии
ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПУТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Главным последствием Крымской войны стала, как известно, отмена крепостного права в России. Реформа пришла и в Крым. Однако здесь, где формально число крепостных не превышало 4% населения, это событие не несло с собой таких масштабных сдвигов,
Источник
Революционный и эволюционный способы развития общества
Как и любая иная материальная система, общество подчиняется в своем развитии действию закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, т.е. поступательный исторический процесс представляет собой чередование относительно спокойных, эволюционных периодов (количественные изменения) с бурно протекающими, скачкообразными событиями и процессами, которые вносят глубокие изменения в ход истории и объединяются понятием социальной революции (качественные преобразования). Тем самым, согласно материалистической диалектике, и социальная эволюция и социальная революция представляют собой закономерные явления, взаимопредполагающие друг друга.
Будучи преобразованием общества, которое «ломает старое в самом основном и коренном» (Ленин), а именно: в системе общественных отношений, определяющих тип социума, революция должна рассматриваться как скачок, переходное состояние между формациями, цивилизациями, культурами. Социальная революция — это не единовременный акт смены власти в той или иной стране, а длительный процесс разрешения основного противоречия старой социальной системы, заканчивающийся образованием основного противоречия нового системного качества.
Обратим внимание на черты, присущие революции. Первая черта социальной революции — кардинальность. Социальная революция является таким качественным скачком, который ломает старое в главном, коренном. В этом смысле революция есть водораздел между эпохами стабильного, постепенного развития. Но и сам этот водораздел (занимающий целую эпоху) тоже наделен такой чертой как постепенность. Революции всегда содержат в себе значительные эволюционные вкрапления, во многих же случаях революции вообще происходят в эволюционной форме.
Социальная революция, далее, есть скачок постепенный в отличие от скачка взрывного (вторая черта). А постепенный скачок, вы помните из диалектики, связан с замедлением, и пренебрегать замедлением чревато. Когда такое происходило, когда пытались постепенные изменения в обществе проводить «взрывным” путем, то вместо желаемого ускорения мы именно и получали отставание в развитии (например, переход от товара к нетовару, насильственная коллективизация, сверх-индустриализация, сегодня — обвальная приватизация, приказная антиколлективизация и т.п.).
Это проливает свет на более глубокую проблему: закономерна или незакономерна революция. Особо подчеркиваем то, что многие школы и мыслители считают социальные революции случайностями истории. Например, У. Черчилль в многотомная «История народов, говорящих по-английски» интерпретирует события 1789 г. во Франции как якобы вызванные ошибками королевского правительства, неспособного навести порядок в управлении страной. Таким же образом У. Черчилль оценивает и американскую революцию XVIII в. Основную причину завоевания независимости английскими колониями в Северной Америке он видит в ошибках назначенных королем «реакционеров в английском правительстве», а успех борьбы американского народа в революционной борьбе объясняет главным образом личными качествами Дж. Вашингтона.
Такой подход является субъективистским, ибо единичные свойства власть имущих индивидов ставятся во главу угла. У. Черчилль прав лишь отчасти. Мнению У. Черчилля оппонирует позиция В.И. Ленина.
В. Ленин дал определение революционной ситуации (третья черта социальной революции): «верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят жить по-старому», (заметим: да, это субъективные факторы), плюс еще один: «нужда и бедствие народных масс доведены до крайности» — что представляет собой уже объективный фактор. Но не всегда наличие революционной ситуации приводит к революции. Революционная ситуация — это лишь видимая часть, «верхушка айсберга»,… социальная революция же (следующая черта) закономерна, поскольку ее причины заложены в самом фундаменте ОЭФ.В недрах старого способа производства вызревает конфликт между ушедшими вперед производительными силами и безнадежно устаревшими производственными отношениями, переставшими отвечать новой ступени развития производительных сил. Этот конфликт и составляет экономическую основу социальной революции. Единство объективных условий и субъективного фактора ведет к вызреванию революционного кризиса. Социальная же революция носит системный характер (еще одна ее черта). Поскольку общество, социум определяется экономическим способом производства, то переворот в нем обусловливает переворот во всех других сферах, включая политическую и духовную надстройку.
В свою очередь в каждой сфере жизни общества решается своя задача, которая тоже системная. Так, экономическая задача социальной революции не сводится к одному требованию (например, к экспроприации собственности на средства производства новым классом), а содержит в себе 4 основные задачи: а) смена типа собственности на средства производства более прогрессивным, б) создание адекватной новому способу производства материально-технической базы, в) формирование новой общественной дисциплины труда, г) создание саморегулирующейся экономической системы.
Однако, особое место принадлежит политической задаче, потому что класс-олицетворитель новых производственных отношений удовлетворяет основной экономический интерес через создание новой политической надстройки. Показатель социальной революции, которая происходит, в политической сфере — это переход власти в руки нового класса. Изменение же у государственного руля одной фракции властвующего класса другой фракцией не изменяет ни сущности политической власти, ни экономического строя. Этот критерий очень важен, в частности, для оценки тех многочисленных внутриклассовых правительственных переворотов, что произошли за последние десятилетия в странах Азии, Африки, Латинской Америки.
Еще одна тонкость состоит в том, что субъективный фактор формируется в сфере идей. Не секрет и то, что всякая революция подготавливается идеологически, духовно, и политическому скачку в ходе революции предшествует идеологическийпереворотв сознании масс. После революции любой эпохи мы видим, что этика, нравственность и даже религия ориентируются на новые ценности. Это прекрасно описал М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Например, в капиталистическом обществе в отличие от феодального моральными ориентирами стали совсем иные: сила веры. производительность труда и деловой успех. То есть, стало морально быть расчетливым, рассудительным, стремиться к прибыли в рамках своей профессии и т.п.
Социальной революции присущи такие черты как всеобщность и поступательность. Всеобщность означает, что переход от одной ОЭФ к другой всегдаявляется социальнойреволюцией. Дело в том, что иногда в исторической литературе эта черта отрицается. Например, переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу иногда исключают из числа социальных революций из-за того, что он был, очень протяженным и вполне стихийным. Что неверно. Одно дело — события, факты – упрямая вещь, а другое — их длительность или кратковременность, стихийность или осознанность и уж вообще фиксация или нефиксация в литературе.
Что касается поступательности, то нередко даже те историки, философы, которые признают социальные революции необходимыми, негативно оценивают поступательность и прогрессивность революций. Например, А. Тойнби, генетически связывает социальные революции и особые периоды в истории – преддезинтеграционные или до-разъединительные (вспомним его концепцию о 21 локальной цивилизации). Хотя социальная революция у А. Тойнби не есть первопричина упадка той или иной цивилизации (единственным основанием такого упадка есть «уничтожение гармонии между частями общества»), но достигается революция очень страшной ценой. Цену революции А. Тойнби определяет как торможение последующего прогресса. («элемент торможения — сущность революции,» — пишет он). В этом у него ее сущность («разрушение, произведенное революцией настолько велико, что она не может компенсировать этого разрушения»). А. Тойнби верен себе. Его цивилизации не имеют соотносящихся координат, одни не являются более прогрессивными, чем другие, прогресса вообще нет, а выходит, и социальная революция — непрогрессивна, непоступательна.
Для сравнения укажем, что В.И. Ленин считал революции локомотивами истории. И здесь действительно есть проблема — проблема насилия. Н.А. Бердяев мудро оценивал революции как «рок истории», как «неотвратимую судьбу исторического существования». Обратимся к отрывку из его работы: «Революция всегда нуждается во враге для своего питания и выдумывает врага, когда его уже нет. Тоже самое и контрреволюция. . Это есть объективация зла, выбрасываниеего во внешнюю реальность. У людей есть непреодолимая потребность в козле отпущения, во враге, который виновен во всех их несчастьях и которого можно и даже должно ненавидеть. Это могут быть евреи, еретики, масоны, иезуиты, якобинцы, большевики, буржуазия, международные тайные общества и т.д. . Диалектика отношения к врагу и злому. Вы начинаете бороться во имя добра со врагом и взлом, но выкончаете тем, что сами проникаетесь злом. . Врага перестают считать человеком, к нему не должно быть человеческого отношения». (4, С. 112).
Прогрессивна ли роль социальных революций? В определенной мере да.
1. Они разрешают многочисленные противоречия, открывая больший простор для прогресса производительных сил и общества в целом.
2. Социальные революции приводят к высвобождению сил в народе, в массах, поднимают массы на новую степень развития.
3. Они поднимают на новую степень процесс освобождения личности, ее духовного и морального развития.
4. Они совершают диалектическое отрицание предыдущей ОЭФ.
Когда мы произносим слово «гибрид», то вспоминаем биологию, хотя гибриды могут иметь место и в социальных революциях. Так, исследователи указывают на случаи «эволюционных социальных революций» как переходов от одной ОЭФ к другой (в частности, ранние социальные революции в первобытной ОЭФ, переход от феодализма к капитализму в прусской части Германии, в России, в скандинавских странах). В этой связи нельзя пройти мимо реформ П.А. Столыпина. Его реформы были альтернативой тогдашним радикально-революционным, «взрывным» преобразованиям общества. Он выступал в Думе в 1907 г. с Декларацией по аграрному вопросу — с программой реформ как спасения от «пути, ведущему к социальной революции». И даже В.И. Ленин оценивал реформы П.А. Столыпина как прогрессивные по «научно-экономическому содержанию», потому что они содействовали капиталистическому развитию. И только в 1913 г., после гибели самого П.А. Столыпина и нескольких лет проведения реформ Ленин сделает вывод о том, что «реформистских возможностей в современной России нет». (3, Т. 16. С. 266; Т. 23. С. 57).
Интересно еще, что видные специалисты-революционеры А. Радищев, А. Герцен, Н. Чернышевский замечали зависимость конечных последствий революции от ее преамбулы. Формула А. Герцена гласит: «чем больше свободы страна набрала до революции, тем революция пройдет легче и послереволюционная диктатура будет слабее». И наоборот: «чем больше степень притеснения — тем более велика возможность разрушительного взрыва». Например, в Англии всего 9 месяцев длилась диктатура Кромвеля, но потом она смягчилась, стала политически «нежесткой», потому что до революции XVII в. уже был суд присяжных, парламент, хартия вольности.
Чрезвычайно важной (теоретически и практически) является проблема способа совершения социальной революции — мирного и немирного. Очень часто в литературе социальная революция совершенно необоснованно связывается только с немирным способом общественных преобразований (в отличие от мирных, эволюционных изменений). Тогда как на самом деле оба способа перехода к новому социальному устройству являются и необходимыми и возможными в зависимости от конкретной исторической обстановки, от реального соотношения классовых сил. Мирный характер социальной революции (довольно редкое явление в мировой истории) имеет место в том случае, когда достигшее своего пика противоречие между производительными силами и производственными отношениями в обществе разрешается парламентским путем (инициаторами такого пути решения проблемы могут выступить как представители совершающих революцию социальных групп, так и партии господствующего класса, находя в этом свой стратегический интерес).
Тип социальной революции определяется той формацией, к которой происходит переход в ходе ее (революции) осуществления. Отсюда в мировой истории выделяются следующие типы революций: рабовладельческая, феодальная, аграрно-общинная (связанные с формированием аграрной культуры и цивилизации), буржуазная (связанная с переходом к индустриализму).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник