ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Классификации способов словообразования Наиболее продуктивны в настоящее время 6 способов словообразования:
аффиксация (модель «основа + аффикс»),
словосложение (модель «основа + основа»),
конверсия (модель V > N или N > V),
реверсия (модель «основа — квази-аффикс»),
словослияние (здесь о модели можно говорить только условно, как о соединении фрагментов основ) и
сокращение (о различных моделях этого способа будет говориться ниже).
Остальные способы (чередование, например feed от food; удвоение (murmur), а также немоделированные способы — звукоподражание (cuckoo; splash) и рифмованный повтор, как с чередованием, так и без него, например tip-top; hocus-pocus) второстепенны и непродуктивны.
Иногда упоминается еще и лексико-семантическое словообразование, но оно скорее относится к изменению значения уже готового слова.
Традиционно выделяются три группы способов словообразования в зависимости от результата —
словопроизводство, куда входят аффиксация, реверсия и конверсия (результат — производное слово),
словосложение (результат — сложное слово) и
сокращение (результат — сокращение, акроним, а также слово-слиток).
В последнюю группу включают обычно и словослияние, поскольку оба способа объединены общим характером основной операционной единицы.
Аффиксация
Аффиксация — один из самых распространенных способов словообразования, который представляет собой присоединение аффикса к основе. При этом аффиксы, префиксы и суффиксы могут различаться не только по месту в слове, но и по степени самостоятельности. Суффиксы, оформляющие слово как определенную часть речи, теснее связаны с основой (courageous, friendly, dictation, etc.), в то время как префиксы главным образом изменяют семантику слова и более самостоятельны лексически (anti-missile, postwar, disengage, etc.).
Продуктивные аффиксы в основном относятся к исконной английской лексике (-fy, -er, -izer), непродуктивные — к заимствованной (-or, -ous), но и те и другие легко взаимодействуют и с исконными, и с заимствованными основами. Например, в anti-missile соединены заимствованные основа и суффикс, в outdazzle оба компонента исконные, в beautiful заимствованная основа сочетается с исконным суффиксом, а в re-read, напротив, заимствованный префикс и исконная основа. Общая словообразовательная модель аффиксации, таким образом, может быть представлена формулой «1 основа + аффикс» и относится к линейным моделям. Результат словообразовательного процесса при аффиксации — производное слово (derived word).
Словосложение
Этот способ образования новых слов может быть передан формулой «основа + основа», в результате чего образуется сложное слово (compound word). Сложению могут подвергнуться простые основы (cowboy, blackboard, spaceship,etc.), а также простая основа и основа производная (pen-holder, match-maker, baby-sitter).
Способ соединения основ может быть нейтральным, когда обе основы соединяются «встык» (eye-brow, sunrise, schoolgirl), и с помощью соединительного элемента (handicraft, tradesman, mother-of-pearl). Сложное слово обычно оформлено как целое и его грамматическая характеристика зависит от второго компонента. Например, при однотипности структуры слов whitewash и blackboard они принадлежат к разным частям речи, так как их вторые компоненты представляют собой соответственно глагол и существительное. Однако бывают и сложные слова, на первый взгляд образованные по той же модели, в которых грамматическая характеристика второго компонента не соответствует общей. Например, в слове barefoot второй компонент очевидно существительное, но в целом слово представляет собой наречие.
Очень часто словосложение выступает как средство создания производящей основы для дальнейшего процесса словообразования. Полученная этим способом основа подвергается конверсии, реверсии или аффиксации, в результате чего возникает новое, производное слово (blacklist — to blacklist; daydream — to daydream; stagemanager — to stagemanage; babysitter — to babysit; honeymoon — to honeymoon — honeymooner; etc.).
Разграничение сложных слов и словосочетаний
Очень продуктивными в современном английском языке являются образования типа make up, т. е. сочетания, состоящие из полнозначной основы и неполнозначного второго компонента.
В ряде работ эти слова носят наименование сложно-производных слов (derivational compounds) наряду с образованиями типа forget-me-not. В речи встречаются окказиональные (единичные, образованные «для данного случая») слова, появившиеся на базе целого предложения, например I-am-no-that-kind-of-girl (look) или this modern behind-the-ears-nonsense.
Реверсия
Очень большую роль в этом словообразовательном способе играет аналогия — восполнение якобы недостающего члена некой пары. Так, в ряду аналогичных суффиксальных образований типа write — writer; work — worker; pain — painter появляется новая пара burgle — burglar.
Процесс словообразования в этой паре идет, однако, в обратном направлении: от основы burglar отсекается элемент, осознаваемый как суффикс, и появляется глагол burgle, по аналогии с другими парами ряда (то, что в данном случае мы имеем дело с процессом именно реверсии, подтверждает и наличие в языке выражения с тем же значением: commit burglary). Иногда «аффикс» отсекается от второй основы сложного слова, как в flight-test из flight-testing или baby-sit из baby-sitting. Действие ложной аналогии особенно ясно видно на примере образования глагола lase, где отсекаемый «аффикс» на самом деле представляет собой часть аббревиатуры laser (light amplification of stimulated emission of radiation). В результате реверсии, как и в результате аффиксации, появляется производное слово, поскольку в данном процессе словообразования используется одна основа, а общая модель этого способа может быть представлена как «основа — «квази-аффикс»».
Конверсия
Этот способ словообразования весьма характерен для английского языка в силу аналитического характера его строя.
Суть конверсии как словообразовательного процесса состоит в том, что происходит функциональный сдвиг слова из одной частеречной категории в другую, образование одной части речи от основы другой без изменения формы to finger от finger; to elbow от elbow, etc.
При конверсном словообразовании происходит не только грамматическая, но и семантическая перестройка. Одним из этапов является субстантивация, т. е. приобретение грамматического статуса имени существительного (субстантива) другой частью речи, чаще всего — прилагательным или наречием, в результате распада словосочетания. Например, при распаде словосочетания poor people прилагательное poor не только оформляется артиклем, но и семантически «впитывает» значение всего прежнего сочетания; the poor — poor people. Позднее слово приобретает всю парадигму новой части речи и процесс конверсии завершается.
Конверсия возможна не только при распаде сочетания Adj + N (a lunatic asylum — a lunatic) или Adv + N (a weekly paper — a weekly), но и при употреблении различных частей речи в не свойственной им функции. Например, существительное telephone конвертируется в глагол в предложении I’ll telephone soon, местоимение other субстантивируется в I’ll ask the others, etc.
Наиболее типичны случаи перехода существительного в глагол: to host (a party) — to be a host (at a party); to elbow (one’s way through the crowd) — to use one’s elbow for the purpose; etc.
Схема N > V может также отражать отношения приобщения/отчуждения называемого предмета: fish — to fish; skin — to skin; etc.
Что касается семантических отношений при модели V > N, то здесь чаще всего отмечается значение разовости действия (a laugh, a smoke, etc.) или передача производным существительным результата действия, передаваемого производящей основой (a photograph; some peel; etc.). Возможны и другие типы семантических отношений по той же модели — агентивные (a help, a switch), локативные (a stop, a walk) и т. д. Нередко определить направление конверсии бывает трудно, а то и вообще невозможно (empty, dark, etc.)
Обычные критерии, применяемые для определения направления процесса конверсии, сводятся к следующим:
a) семантика исходной основы шире семантики производного слова (to fall — a fall; mother — to mother; etc.);
b) у исходного члена пары более обширное словообразовательное гнездо (a hand — handy, handful, handicraft, etc. — to hand).
Следует, однако, учитывать, что эти критерии не абсолютны и могут быть нарушены.
Сокращение
Суть этого способа словообразования состоит в отсечении части основы, которая либо совпадает со словом, либо представляет собой словосочетание, объединенное общим смыслом. Сокращения принято подразделять на лексические и графические.
К лексическим относят усеченные слова (clipped or stump words) и акронимы (initial words, or acronyms). Сокращаться могут любые фрагменты слова независимо от морфемных границ: doc — doctor; frig — refrigerator; phone — telephone, etc. Чаще всего встречаются конечные усечения типа exam, doc, gym (из examination, doctor, gymnasium соответственно). Усечения типа plane, phone (из airplane, telephone) называются начальными, а примеры frig или flu (из refrigerator, influenza) иллюстрируют так называемые конечно-начальные усечения.
Смысловая сторона полученного в результате слова остается неизменной, хотя стилистическая принадлежность меняется в сторону снижения. Возможны и некоторые орфографические изменения (mike — microphone, ambish — ambition, etc.).
Процесс словообразования может не заканчиваться усечением, а осложняться, например, субстантивацией, если сокращаемое слово входило в словосочетание. Например, усечение слова zoological в сочетании zoological garden при дальнейшей субстантивации привело к появлению слова zoo; аналогичным примером служит американское movie (moving pictures).
Акронимы образуются из начальных букв слов, входящих в словосочетание, объединенное общим смыслом
ВВС — British Broadcasting Corporation; AIDS — acquired immune deficiency syndrome; USA — United States of America.
Сокращение каждого из слов происходит, как ясно из определения, только одним способом — конечным усечением. Орфографически акронимы также единообразны, представляя собой сочетания заглавных букв.
Графические сокращения также многочисленны и употребляются для обозначения мер, единиц или величин (kg, km, mph, Dr, Mr, etc.). Условность такого типа сокращений проявляется в том, что в устной речи они воспроизводятся полностью (отсюда название типа).
Особую подгруппу составляют графические сокращения латинских слов, в речи воспроизводимые по-английски. К этой группе относятся широко известные i. e. (латинское id est, английское that is); e. g. (латинское exempli gratia, английское for example); etc. (латинское et cetera, английское and so on) и т. д.
К тому же типу графических сокращений относятся и принятые на письме обозначения некоторых денежных знаков, например £ (лат. libra, англ. pound), d (лат. denarius, англ. penny) и т. д.
Специфически английский подтип сокращений — полусокращения, т. е. комбинации акронима одного члена словосочетания с полной основой другого (A-bomb — atomic bomb; V-day — Victory day, etc.).
Подобные полусокращения близки к символам, что подтверждается и широким распространением слова X-mas, первая часть которого не что иное, как замена имени Christ символом креста.
Словослияние
Словослияние — сравнительно молодой словообразовательный способ. Основные приемы, используемые при словослиянии, сводятся к двум — соединению (амальгамированию) фрагментов основ и собственно слиянию (фузии) фрагментов. При амальгамировании исходные фрагменты не имеют общих членов в звуковом составе (Euroshima -Europe + Hiroshima). При фузии такие общие члены есть (motel -motorist + hotel).
Слова, появляющиеся в результате словослияния, принято называть словами-слитками, или блендами (английский термин для данного способа blending; новые слова, полученные в результате, носят название blends или portmanteau words).
Процесс словослияния хорошо виден на примере слова smog, образованного из фрагментов двух основ — smoke и fog — путем наложения их друг на друга. Несмотря на то что остатки морфем могут легко опознаваться в слитке, он морфологически не членим и представляет собой простое слово (motel — motorist+hotel; Euroshima — Europe + Hiroshima; etc.).
Как уже говорилось выше, один из фрагментов основ может совпадать по форме с полной основой (docudrama — documentary + drama; vidkid — video+ kid; etc.). Такие слитки напоминают своим составом полусокращения, однако между ними есть существенное различие в семантике.
Полусокращения фактически представляют собой только формальное изменение, иногда (но не обязательно) приводящее к изменению стилистической характеристики результата. В случае словослияния непременно происходит и так называемая семантическая конденсация, т. е. изменение смысла слова путем «выпаривания» необходимых сем из используемых фрагментов.
Например, infobit: info — information + bit (intentional pun on the computer acronym «bit», meaning «a binary digit»).
Значение слова-слитка — an individual item of information, such as a recipe or a description of a place, that meets the requirements for inclusion in a data bank. Подчеркнутая часть значения оказалась добавлена в результате семантической конденсации исходных фрагментов.
Некоторые слитки могут развить второе значение, причем оно не обязательно будет производным от первого. Так, слово illiterature (illiterate + literature) в зависимости от контекста понимается либо как literature for the illiterate, либо как poorly written fiction.
Иногда фрагмент основы, уже использованный для создания нового слова, продолжает действовать при образовании подобных слов. Например, фрагмент -teria в caveteria — cave + cafeteria встречается и в слове washeteria также со значением «небольшое заведение». Здесь, вероятно, можно уже предположить последующий переход фрагмента в статус аффикса, как это произошло с фрагментом -holic, получившим значение «addict» в словах bookaholic, workaholic, computerholic, etc.
Особо характерен способ словослияния для таких стилистических пластов, как сленг и терминология. Хорошо известные термины и профессиональные сленгизмы positron (positive + electron), advertistics (advertising + statistics), feminalls (feminine overalls) и др. появились именно в результате словослияния. Несмотря на то что данный способ отмечается в языке только с конца XIX в., в настоящее время он набирает продуктивность очень большими темпами, причем первое место по использованию слитков занимает реклама, для которой принцип «максимум смысла при минимуме пространства» в сочетании с необычностью формы является главным.
Источник
Словообразование в английском – как быстро пополнить словарный запас?
В изучении английского языка важный пласт составляет лексика, которая регулярно пополняется новыми словами. Словарный состав языка можно увеличить при помощи заимствования из других языков или словообразование. Ниже рассмотрим на примерах как происходит словообразование в английском языке.
Виды словообразования в грамматике английского языка
Важнейшей задачей при изучении английского языка является формирование обширного словарного запаса. Наиболее продуктивный способ его расширения и обогащения – это овладение способами образования новых слов.
Новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя английского языка, создаются по образцу уже существующих в языке слов, и всегда оформляются как определенная часть речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие и т.д.) со всеми признаками этой части речи.
Нередко в английском языке, как и в других иностранных языках, изучающие сталкиваются с одной трудностью: слова, которые принадлежат одной части речи, при помощи разных способов переходят в другую. Хочется отметить, что словообразование в английском языке не всегда так однозначно, как кажется на самом деле. Сегодня существует 2 преобладающих способа: конверсия и словосложение.
Образование новых слов при помощи суффиксов
- Словосложение – сложение нескольких слов в одно целое. Чаще такие слова пишутся слитно или через дефис. Большая редкость, когда раздельно. Например, to pin point – уточнять (-ить).
- Конверсия – это превращение из одной части речи в другую. Например, brave – the brave (смелый – смельчак). Чаще конверсии подвергаются не только существительные, но и глаголы.
Способы словообразования
Словообразование в английском языке происходит при помощи добавление к частям речи суффиксов (suffixes) и префиксов (prefixes), а также конверсии (conversion) и сокращения (shortening).
Аффиксация
Заключается в присоединении к корням или основам суффиксов и префиксов (приставок). Префиксы присоединяются в начале слова, а суффиксы – в конце.
Префиксация
Образование слов при помощи суффиксов
Новые слова образовываются путем присоединения приставок к корням и основам и не переходят в другую часть речи. Префиксы выполняют главным образом смысловую функцию.
Глаголы:
- to cover – покрывать –> to discover – открывать
- to mobilize – мобилизовать –> to demobilize – демобилизовать
Прилагательные:
- usual – обычный –>unusual – необычный
- national – национальный –>international – интернациональный
Суффиксация
Суффиксы прибавляются после основы или корня и выполняют грамматическую роль показателя части речи.
- to read – читать –> reader – читатель
- to meet – встречать –> meeting – встреча
- to differ – различаться –> different – различный
- natural – естественный –> naturally – естественно
- Compact – компактный –> compactly – компактно
- comfort – комфорт –> comfortable — комфортабельный
- music – музыка –> musical – музыкальный
- defect – дефект –> defective – дефективный
- dock – док –> docker — докер
Конверсия
Конверсия – это способ образования нового слова путем изменения части речи. При этом ни написание, ни произношение не меняется.
В современном английском языке конверсия наиболее продуктивна при образовании глаголов из существительных.
- a dream (мечта) → to dream (мечтать)
- a mistake (ошибка) → to mistake (ошибаться)
- a master (хозяин) → to master (управлять)
- a house (дом) → to house (размещать)
- a water (вода) → to water (поливать)
Образование слов при помощи суффиксов прилагательных
- My grandmother bottled (verb) the juice and canned (verb) the pickles.
- My grandmother put the juice in a bottle (noun) and the pickles in a can (noun).
- She microwaved (verb) her lunch.
- She heated her lunch in the microwave (noun).
- A doctor eyed (verb) my swollen eye (noun).
Также распространена конверсия, где от глагола образуется существительное.
- to call (звонить) → call (звонок)
- to cry (плакать) → cry (плач)
- to laugh (смеяться) → laugh (смех)
- to sleep (спать) → sleep (сон)
- to start (начинать) → start (начало)
- The guard alerted (verb) the general to the attack (noun).
- The enemy attacked (verb) before an alert (noun) could be sounded.
- Sometimes one just needs a good cry (noun).
- The baby cried (verb) all night.
- We need to increase (verb) our productivity to see an increase (noun) in profits. (конверсия + изменение ударения)
Существуют и другие модели конверсии, хотя они и менее распространены:
- empty (пустой) → to empty (опустошать)
- white (белый) → to white (белить)
2. Предлог → существительное
- up, down → the ups and downs of life
3. Союз → существительное
- if, and, but → no ifs, ands, or buts
3. Междометие → существительное
- ho ho ho → I love the ho ho hos of Christmastime.
Примечание. Иногда при изменении части речи происходит чередование звуков или букв в словах.
- advice [s] (совет) → to advise [z] (советовать)
- close [s] (закрытый, близкий) → to close [z] (закрывать, сближаться)
- to save (спасать) → a safe (сейф)
В некоторых словах при конверсии меняется ударение. Чаще всего это существительные и глаголы, которые совпадают по форме. В таких случаях, у существительных ударение падает на первый слог, а у глаголов – на второй.
- présent (подарок) → to presént (дарить)
- íncrease (увеличение) → to incréase (увеличивать)
- éxport (экспорт) → to expórt (экспортировать)
Словообразование при помощи суффикса mood
Словосложение
Словосложение – это процесс словообразования, в котором две или более лексем объединены в одно новое слово. Такие слова пишутся слитно или соединяются дефисом.
- Существительное + существительное: note + book → notebook (блокнот)
- Существительное + прилагательное: blue + berry → blueberry (черника)
- Глагол + существительное: work + room → workroom (мастерская)
- Существительное + глагол: breast + feed → breastfeed (кормить грудью)
- Прилагательное + глагол: high + light → highlight (выделить)
- Прилагательное + прилагательное: bitter + sweet → bittersweet (горьковато-сладкий)
- Предлог + предлог: in + to → into (внутрь)
Результат словосложения может объединять смысл двух слов, из которых сложен (как blueberry – дословно «синяя ягода») или обретать новое значение (как breakup – «расставаться»).
Сокращение
Сокращение – это процесс словообразования, при котором слово сокращается без изменения изначального смысла.
- advertisement – ad (реклама)
- alligator – gator (аллигатор)
- examination – exam (экзамен)
- gasoline – gas (бензин)
- gymnasium – gym (спортзал)
- influenza – flu (грипп)
- laboratory – lab (лаборатория)
- mathematics – math (математика)
- memorandum – memo (памятка)
- photograph – photo (фотография)
- public house – pub (паб, пивная)
- raccoon – coon (енот)
- reputation – rep (репутация)
- telephone – phone (телефон)
Словослияние
Словослияние – это способ образования нового слова путем слияния двух уже существующих слов. При этом значение новообразованного слова обычно сочетает в себе значения двух первоначальных.
- advertisement + entertainment → advertainment
- breakfast + lunch → brunch
- motor + hotel → motel
- smoke + fog → smog
- telephone + marathon → telethon
- web + seminar → webinar
- electric + execute → electrocute
- cheese + hamburger → cheeseburger
- cybernetic + organism → cyborg
- Spanish + English → Spanglish
Реверсия
Реверсия – это способ образования нового слова путем удаления словообразовательного суффикса.
- babysitter → to babysit
- donation → to donate
- gambler → to gamble
- obsessive → to obsess
Аббревиатуры
Аббревиатуры – это способ образования нового слова путем сложения первых букв фразы.
- scuba (self-contained underwater breathing apparatus)
- radar (radio detection and ranging)
- NB – nota bene, literally ‘note well’
- LOL – laughing out loud
- ROFL – rolling on the floor laughing
Словообразование в английском языке очень быстро может увеличить наш словарный запас, так как зная всего лишь одно слово из него можно составить ещё несколько других частей речи. Это весьма полезный навык!
Всегда мечтала много путешествовать, знакомиться с новыми культурами и традициями, а также общаться с разными интересными людьми. И здесь без знания английского никак. Приняла решение поступить в университет на иностранные языки: английский и испанский. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Выучить английский это проще, чем вы думаете — я убедилась на своем опыте! Верю, что и вас получиться!
Источник