Преемственность и обновление в праве. Рецепция права
Вопросам преемственности в праве была в свое время посвящена монография болгарского правоведа Нено Неновски (Преемственность в праве. М., 1977).
Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.
Преемственность и обновление — это две стороны одного и того же процесса — процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:
а) собственная логика развития права как социального феномена;
б) социально-экономический строй общества;
в) религиозно-этические традиции;
г) историческая обстановка;
д) внешнее влияние; и др.
Ю.С. Завьялов в связи с анализом названной работы Нено Неновски отмечает, что главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаружена преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном).
Сам Неновски считает, «что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях». При этом автор правильно обращает внимание на то, что преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение.
Неновски различает преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.
Болгарский правовед полагает, что рецепция права может рассматриваться как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.
Слово «receptio» в латинском языке означает «принятие», а приниматься, заимствоваться могут:
а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);
б) элементы современных правовых систем.
Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры.
Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.
Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.
Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.
Источник
Рецепция права
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Рецепция права» в других словарях:
РЕЦЕПЦИЯ ПРАВА — – заимствование чужеземного права. Р. п. происходит в тех случаях, когда чужеземное право является значительно более развитым, чем право заимствующей страны, и соответствующим в большей или меньшей степени общественным отношениям данной страны,… … Советский юридический словарь
Рецепция римского права — Рецепция (усвоение, заимствование) римского права использование положений римского права другими государствами более позднего периода. Рецепция бывает двух видов: Прямая (первичная) нормы римского права выступали как непосредственный регулятор… … Википедия
РЕЦЕПЦИЯ — принятие, усвоение. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. рецепция (лат. receptio принятие, прием) 1) заимствование и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших … Словарь иностранных слов русского языка
рецепция — и, ж. reception f., англ. reception, нем. Rezeption <лат. receptio принятие. 1. Усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде. Рецепция римского права в странах Западной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Рецепция римского права — (англ reception of Roman Law) заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV XVI вв. В отличие от противоречивших друг другу феодальных правовых систем римское право как право общества товарного… … Энциклопедия права
РЕЦЕПЦИЯ — (от лат. receptio принятие) 1) в физиологии осуществляемое рецепторами Восприятие энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение.2) Восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права.… … Большой Энциклопедический словарь
РЕЦЕПЦИЯ — (лат. receptio) в теории права заимствование или воспроизведение. В истории права термин «Р.» употреблялся для обозначения заимствования, восприятия к. л. внутригосударственной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой… … Юридическая энциклопедия
РЕЦЕПЦИЯ — (лат. receptio) в теории права означает заимствование или воспроизведение. В истории права термин Р. употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой… … Юридический словарь
РЕЦЕПЦИЯ — В теории права означает заимствование или воспроизведение. В истории права термин Р. употреблялся для обозначения заимствования, восприятия какой либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой национальной… … Словарь бизнес-терминов
РЕЦЕПЦИЯ — РЕЦЕПЦИЯ, рецепции, мн. нет, жен. (лат. receptio) (научн.). Усвоение и приспособление данным обществом социологических и культурных форм, возникших в другой общественной среде. Рецепция римского права в странах Западной Европы. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
Источник
Преемственность и обновление в праве. Рецепция права.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРАВА — способность к заимствованию действующим национальным правом положений прошлых либо существующих правовых систем. Преемственность права проявляется также в том, что на процессы его образования и развития существенное значение оказывает такой фактор, как заимствование. Подмечено, что история права повторяется, и те самые стадии, которые были достигнуты на Востоке много тысячелетий назад, в других частях мира достигаются позднее или в наше время. Считается, к примеру, что кодекс Хаммурапи (1914 г. до н.э.) представляет стадию, которую Рим достиг в 196 г. до н.э., Англии — около 1250 г. нашей эры, а Абиссиния только сегодня.
Право не ограничивается национальными границами, как считали представители исторической школы права. По своей сути оно вненационально. Здесь наблюдается такая зависимость: чем больше народы и нации входят в общение друг с другом, тем в большей степени правовые системы этих стран испытывают на себе влияние иностранного (чужого) права. При этом более совершенная, развитая правовая система подчиняет своему влиянию менее развитые. Именно этим обстоятельством объясняется явление рецепции римского права правовыми системами Западной Европы. Для всех современных государств непременным условием их интеграции в союзы, сообщества и т.п. является интернационализация правовых систем, их унификация. Эти факторы и определяют в конечном счете особенности развития правовых систем.
Обновление в праве — процесс совершенствования содержания права, обусловленный динамизмом правовой системы.
Рецепция права — заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую эпоху.
— РЕЦЕПЦИЯ ПРАВА – заимствование чужеземного права. Р. п. происходит в тех случаях, когда чужеземное право является значительно более развитым, чем право заимствующей страны, и соответствующим в большей или меньшей степени общественным отношениям данной страны, интересам господствующего в ней класса. Наиболее широко происходила рецепция римского права (см.) в Западной Европе в 12–16 вв. Отдельные случаи Р. п. известны в наст, время. Так, в некоторых восточных странах (Турции и др.) отдельные кодексы представляют собой более или менее точную копию кодексов той или иной европейской страны.
Процессы преемственности и обновления в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.
Преемственность и обновление — это две стороны одного и того же процесса — процесса становления и развития национальной правовой системы. Причем пропорции, удельный вес каждой из сторон в каждом конкретном случае и на каждом историческом этапе могут быть различными, что зависит от таких факторов, как:
а) собственная логика развития права как социального феномена;
б) социально-экономический строй общества;
в) религиозно-этические традиции;
г) историческая обстановка;
д) внешнее влияние; и др
Ю.С. Завьялов в связи с анализом названной работы НеноНеновски отмечает, что главным фактором, обусловливающим преемственность, является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений, вытекающая из потребностей самого общества, и обнаружена преемственность может быть вне сущности, только в содержании права, его форме, отчасти в функциональном назначении (например, в регулятивном).
Сам Неновски считает, “что преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, что суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме, структуре, функциях и др.) при соответствующих его изменениях”. При этом автор правильно обращает внимание на то, что преемственность может быть отрицательной, то есть иметь консервативное, реакционное, негативное значение.
Неновски различает преемственность “по вертикали” (во времени) и “по горизонтали” (в пространстве). В любом случае, однако, преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане “вертикальная” преемственность отличается от “горизонтальной” лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. “Горизонтальная” же преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.
Болгарский правовед полагает, что рецепция права может рассматриваться как специфическое проявление преемственности в праве. Думается, что дело обстоит как раз наоборот: правопреемственность является разновидностью правовой рецепции.
Слово “receptio” в латинском языке означает “принятие”, а приниматься, заимствоваться могут:
а) прошлый правовой опыт (в этом случает как раз имеет место правопреемственность);
б) элементы современных правовых систем.
Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов параллельных правовых систем, то есть правовых систем других современных государств, таит в себе больше возможностей механического заимствования чуждых правовых ценностей (чуждых исторически, социально, религиозно-этически). В случае же рецепции права в форме преемственности такие ценности как бы испытываются временем, проходят через “фильтр” общечеловеческой культуры.
Самым известным примером рецепции права в форме преемственности является рецепция римского частного (гражданского) права в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.
Примером удачной рецепции права может служить также принятие Японией в свою правовую систему Германского гражданского уложения 1896 г.
Обновление в праве связано с процессом создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать. Ведь то же самое римское право первоначально было создано как нечто новое, то есть ранее не существовавшее в рамках античной культуры Древнего Рима. Затем, уже в эпоху Возрождения, оно было тщательно обработано в западноевропейских университетах своими толкователями (глоссаторами и постглоссаторами), стало правовой ценностью общечеловеческого значения и выступило основой кодификации гражданского законодательства в правовых системах романо-германской правовой семьи.
Источник
Преемственность в праве. Рецепция права
Классификация правовых систем. Основные правовые семьи народов мира.
В рамках юридической типологии возможна и целесообразна последующая классификация, которая учитывала бы конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем. Классификацию правовых систем современности следует рассматривать как сложную по структуре систему правовых семей, правовых групп и отдельных правовых систем. Внутри каждой правовой семьи можно предусмотреть еще более дробные классификации, то есть, разделить ее на несколько правовых групп. Например, в Романо-германской правовой семье выделяют группу французского (романского) права и группу германского права; в правовой семье общего права выделяют группу английского права и группу американского права. Еще более дробную внутрисемейную классификацию дает академик Кнап. Различит, например, в Романо-германской правовой семье следующие группы (сферы) правовых систем: французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право, сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право. Самый подробный на сегодняшний день перечень правовых систем современности представлен в международной энциклопедии сравнительного права. Юрист, прежде всего, занимаясь этими проблемами, должен определить родословие правовых систем и далее проследить их дальнейшее географическое распространение – реципирование. Если обратиться к правовой карте мира, то можно увидеть, что две трети земного шара живет по первоначально реципированным правовым системам, восходящих к Романо-германскому или английскому общему праву. В основу классификации могут быть, во-первых, положены более широкие или даже наоборот – более узкие исходные географические сферы, и, во-вторых, критерии могут носить не географический, а исторический характер. В-третьих, в качестве критериев могут выступать собственно юридические институты и отрасли права, то есть в поисках развернутой классификации могут использоваться самые разнообразные факторы, начиная с этических, культурных, географических, религиозных и так далее (даже по правовой технике), поэтому классификаций правовых систем (семей) существует столько же, сколько существует ученых, занимающихся этой проблемой. В то же время, при всей многообразности позиций, точек зрения, можно выделить два основных направления классификации правовых систем современности, каждая из которых, в свою очередь, имеет несколько разновидностей, обладающих определенными специфическими особенностями.
Первое направление наиболее ярко представлено в работах известного французского ученого Рене Давида. Он выдвинул идею «трихотомии» – выделение трех правовых систем: романо-германской, англо-саксонской и социалистической, к которым, по его мнению, примыкает весь остальной юридический мир. В основе этой классификации лежат два критерия: идеологический, куда Давид относит факторы религии, философии, особенности экономической, социальной структуры общества, и юридической техники (причем, эти критерии он использует не изолированно, а в совокупности). Классификация Рене Давида пользуется значительной популярностью в современной юридической науке: например, преподавание учебного курса «Основные правовые системы современности» во французских университетах строится именно в соответствии с концепцией этого ученого.
Наиболее известным представителем второго направления является западно-германский юрист Цвайгерт. В качестве критерия классификации у него взято понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов:
1. происхождение и эволюция правовой системы;
2. своеобразие юридического мышления;
3. специфические правовые институты;
4. природа источников права и способы их толкования;
5. идеологический фактор.
На этой основе Цвайгерт различает восемь «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. Для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются следующие взаимосвязанные три группы критериев:
1. Исторический генезис, под которым понимается возникновение и последующее развитие правовой системы;
2. Система источников права;
3. Структура правовой системы, куда входят ведущие правовые институты, отрасли права и так далее.
Поэтому, с учетом изложенного, в юридической науке выделяют следующие правовые семьи: Романо-германская, англо-саксонская религиозно-правовая, социалистическая (которую представляют Китай, Вьетнам, КНДР, Куба) и семья обычного права (куда входят экваториальная Африка и Мадагаскар).
Романо-германская правовая система, в основном, базируется на кодексах, на подробно разветвленном законодательном регулировании. На первый план выдвинуты правовые нормы, которые рассматриваются как общеобязательные правила поведения, отвечающие требованиям справедливости. Основная цель науки и практики – это правильно найти содержание этих норма и через них обеспечить желательное для общества и государства поведение людей. При мнение права, осуществление правосудия занимают в этой системе подчиненное место (отсюда и весьма ограниченная роль судебной практики). Романо-германская система возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые опираясь на догму римского права, начиная с XII – XIII веков, сформировали юридическую науку и юридическую практику. Вот эта система, впоследствии, распространилась на континентальную Западную Европу, также ее позаимствовали многие страны мира.
Система общего права включает право Англии и других стран, взявших английское право за образец. Общее право было создано судьями, которые разрешали конфликтные ситуации. В системе общего права сама норма права гораздо менее абстрактна, чем в Романо-германской правовой системе. Здесь норма права направлена не столько на создание общего правила поведения, сколько на разрешение конкретного дела. Вот здесь норма ориентирована на настоящее, на вполне определенную ситуацию и в гораздо меньшей степени направлена на будущее, на относительно на предполагаемую, неопределенную ситуацию.
Право, как определенный порядок в обществе, не остается неизменным на протяжении человеческой эволюции, не является политически нейтральным, а подразумевает закрепление в качестве обязательной воли господствующих групп. Кроме того, в разных культурных средах понимание и предназначение права также разнится, что отражает расхождение в системе духовных ценностей, составляющих основу миропонимания в конкретном обществе. Однако несхожесть и разнообразие форм проявления права в различных обществах в разные исторические эпохи позволяют выявлять всякий раз набор устойчивых типичных черт, отличающих право одной страны от другой, одного периода от другого. Качественные изменения в характере и социальном назначении права на различных этапах эволюции общества в различных социально-экономических и социально-культурных сферах позволяют отразить понятие «тип права». На развитие и особенности любой правовой системы оказывает самое непосредственное влияние преемственность.
Преемственность в праве – это заимствование правом того или иного государства положений прошлых либо современных ему правовых систем. Какие же элементы сходства можно установить, анализируя правовые системы? Ими являются:
1.Наличие сходных отраслей и институтов в различных или во всех правовых системах.
2.Сходство в технических сторонах правового регулирования.
3.Сходство и даже идентичность в непосредственном объекте и непосредственной цели отдельных правовых институтов.
4.Сходство некоторых правовых норм в области обязательственного права (регуляция институтов купли-продажи, займа, найма и т.д.).
5.Сходство ряда правовых норм, регулирующих отношения между родителями и детьми.
6.Наличие во всех правовых системах норм, предусматривающих наказание за такие преступления, как убийство, кража и т. д.
7.Наличие во всех правовых системах норм (и даже сходство этих норм), учитывающих некоторые биологические законы и факторы, например, наследственность, кровосмешение, биологические особенности полов (например, в трудовом праве), особенности возраста, здоровья субъектов и т.д.
8.Сходство и преемственность в некоторых принципах и институтах процессуального права (право на защиту, гласность, состязательность процесса и т.д.).
9.Использование таких общих формул, как «институт собственности», «содержание института собственности», а его составляют такие элементы, как владение, пользование, распоряжение и другие элементы.
Преемственность является разновидностью рецепции права. По мнению ученых, преемственность всегда исторична. Она связана с восприятием только правовых элементов прошлого, тогда как рецепция может проявляться и при использовании однотипных действующих правовых норм и институтов. Слово «рецепция» в переводе с латыни означает «принятие», а приниматься и заимствоваться могут:
· прошлый правовой опыт (в этом случае имеет место преемственность);
· элементы современных правовых систем.
По мнению известного немецкого правоведа Виеакера, термин «рецепция» более правильно употреблять для обозначения восприятия каким-либо правовым порядком действующих норм современной ему юридической системы. Практический смысл этого различия состоит в том, что рецепция в форме принятия элементов, параллельных правовых систем, то есть, правовых систем других современных государств, таит в себе опасность механического заимствования чуждых исторически, социально, религиозно-этически правовых ценностей. В случае рецепции права в форме преемственности такие ценности испытываются временем, проходят через «фильтр» общечеловеческой культуры. Самым известным примером последней формы рецепции является рецепция римского частного права, которое было воспринято в Средние века в странах континентальной Европы в связи с развитием товарно-денежных отношений.
Примером удачной рецепции права может служить принятие Японией в свою правовую систему Германского Гражданского Уложения 1896 года.
Источник