Решу егэ способы защиты гражданских прав
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Гражданско-правовая ответственность и её виды». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие юридической ответственности и её виды:
2. Понятие гражданско-правовой ответственности.
3. Признаки гражданско-правовой ответственности:
а) является имущественной;
б) носит компенсационный характер;
в) является средством предупреждения гражданских правонарушений в будущем и т. д.
4. Виды гражданско-правовой ответственности
в) договорная/ внедоговорная и т. д.
5. Способы защиты гражданских прав:
а) признания права;
б) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
в) самозащиты права;
г) присуждения к исполнению обязанности в натуре;
д) возмещения убытков;
е) взыскания неустойки;
ж) компенсации морального вреда и т.д.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 1, 3—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 24 | Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
24.1 | Раскрытие темы по существу | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. Источник Решу егэ способы защиты гражданских правПопулярный молодёжный журнал опубликовал рассказ 14-летнего О. и выплатил ему гонорар. Полученную сумму мальчик решил потратить на приобретение коллекции музыкальных дисков. Имеет ли он право самостоятельно распорядиться полученным гонораром? Приведите любые три характеристики дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. В правильном ответе должны быть указаны: 1) Да, имеет, это его собственный интеллектуальный труд и собственный доход, которым несовершеннолетний может распоряжаться после 14-ти лет. 2) Лица в возрасте от 14 до 18 лет могут: — самостоятельно распоряжаться своими заработками, стипендией; — самостоятельно вносить вклады в кредитные организации; — самостоятельно с 16 лет лицо может стать членом кооператива и др. Могут быть указаны и иные примеры, не искажающие смысл. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Исходя из контекста, последовательность 365249 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов. Установите соответствие между правомочиями и возрастом их самостоятельной реализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
С 16 лет Г; Д (речь идет о возможности эмансипации несовершеннолетнего, которая появляется при достижении им возраста 16 лет и выполнении иных условий) Автор пишет, что переход России к рыночной экономике способствовал совершенствованию отрасли гражданского права. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых особенности гражданско-правового регулирования и объясните их связь с рыночными отношениями. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. В гражданском праве и его доктрине издавна выделяется большая и практически важная группа близких по своим признакам прав в отношении материальных благ, которые получили наименование вещных прав. Этот термин отражает предмет таких прав: ими являются разнообразные материальные ценности, начиная с земли и природных ресурсов, производственных объектов и строений и кончая предметами повседневного быта и денежными знаками. Основанием для выделения вещных прав является не только их материальный объект, предопределяющий практическое значение этих прав, но и важные юридические особенности. Вещные права позволяют непосредственно воздействовать на их предмет — материальные блага характеризуются продолжительностью или даже бессрочностью действия и дают носителям таких прав правовую защиту против всех третьих лиц. Поэтому вещные права входят в категорию так называемых абсолютных прав. Эти черты вещных прав и механизм их действия существенно отличают вещные права от обязательственных, предметом которых является возможность требовать определённого поведения от другого субъекта гражданского права. В своём юридическом содержании вещные права шире и дают носителям таких прав больше возможностей для реализации собственных правомочий и интересов. К числу вещных прав относятся право собственности, а также иные длительные и устойчивые правомочия в отношении материальных благ: долгосрочное пользование земельными участками, сервитуты, право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом и некоторые другие. Эта вторая группа получила в литературе наименование ограниченных вещных прав. Переход Российской Федерации к рыночным отношениям и расширение имущественного оборота потребовали введения в систему гражданского права категории вещных прав и определения их режима. Вещные права и прежде всего право собственности являются необходимой предпосылкой, а затем и результатом участия в современном рыночном обороте, выступление в котором требует наличия устойчивых правомочий в отношении материальных ценностей. Для граждан обладание вещными правами создаёт условия для нормальной повседневной трудовой жизни и отдыха. Вещным правам посвящены обширный раздел II ГК и нормы многих законов, прежде всего о земле, лесах, водах, природных ресурсах и животном мире. Изданы специальные законы об отдельных видах имущества, представляющих особую значимость (о недвижимости, транспортных средствах, драгоценных металлах, валюте). Этот обширный законодательный массив образует в составе гражданского права важнейшую его подотрасль — вещное право. В системе вещных прав основополагающим является право собственности, которое практически предопределяет все стороны жизни современного государства и общества и существующие в них общественные отношения. В законодательном плане значимость права собственности вообще и в системе вещных прав, в частности, подтверждают Конституция РФ и раздел ГК о вещных правах. Источник Решу егэ способы защиты гражданских правВерны ли следующие суждения о способах защиты права граждан на благоприятную окружающую среду? А. Граждане РФ имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. Б. При размещении объектов, хозяйственная или иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимаются с учётом мнения населения или результатов референдума. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, ст. 42). Это право означает возможность жить в благоприятных условиях, не наносящих вреда жизни и здоровью, и требовать от соответствующих должностных лиц специально уполномоченных органов [государственных органов в области охраны окружающей среды] поддержания благоприятной окружающей среды в надлежащем состоянии. Правильный ответ указан под номером: 3. Верны ли следующие суждения о способах защиты права граждан на благоприятную окружающую среду? А. Граждане РФ имеют право предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде. Б. Вред, причинённый здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности (юридических и физических лиц), подлежит возмещению в полном объёме. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А, Б верно, ст 11 ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. О каком конституционном праве граждан идёт речь в тексте? Какое условие реализации этого права рассматривает автор? Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Главный элемент конституционного права на судебную защиту — право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя. Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях. Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность. Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов. Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств — просто потому, что об этом никто не подумал. Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела. По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями». Какую проблему процедуры приёма жалоб поднял автор? Назовите любые два проявления этой проблемы, упомянутые в тексте. Какова роль федеральных законов в решении этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд». Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Указана проблема процедуры приема жалоб: — процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. 2. Названы два проявления этой проблемы: — исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни» — исковые требования и жалобы принимаются при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность 3. Указана роль федеральных законов в решении этой проблемы — ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов (соответствующих процессуальных кодексов). 4. Объяснен смысл понятия, например: — суд — это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке. Автор пишет о необходимости создания специальных условий для беспрепятственного посещения судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких условия. В правильном ответе могут быть названы следующие условия: — наличие специальных мест для парковки автомобилей инвалидов перед зданием суда; — наличие пандусов и специальных лифтов в многоэтажных зданиях; — наличие специальных знаков и указателей, выполненных шрифтом Брайля, туалетов для инвалидов. Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения). В правильном ответе могут быть приведены: 1) если суд будет открытым у государства будет меньше возможность давить на правосудие; 2) судья зная, что за ним зорко следят через СМИ миллионы граждан будет принимать взвешенные решения; 3) информационная доступность позволит людям, проживающим в удаленных районах быть в курсе дат заседания по конкретному делу, вынесенных судебных решений, что в полной мере обеспечит реализацию их прав. Могут быть приведены и иные пояснения, не искажающие смысла. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Суд — это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке. Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. Указано конституционное право: — право на судебную защиту (право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя). 2. Условие реализации, рассматриваемое автором: — обеспечения информационной доступности суда. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность: 1. Уголовную — наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т. д. 2. Административную — наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток. 3. Гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков. 4. Дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения. А) взыскание неустойки — способы защиты гражданских прав. Б) выговор — дисциплинарные взыскания. В) ограничение свободы — наказания в Уголовном кодексе. Г) возмещение убытков — способы защиты гражданских прав. Д) компенсации морального вреда — способы защиты гражданских прав. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность: 1. Уголовную — наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания см. 44 ст. УК РФ. 2. Административную — наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Административные наказания см. ст. 3.2 КоаП РФ. 3. Гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков. 4. Дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — СМ. 192 ст. ТК РФ. А) возмещение убытков — способы защиты гражданских прав. Б) ограничение свободы — наказания в Уголовном кодексе. В) предупреждение — административные наказания. Г) дисквалификация — административные наказания. Д) взыскание неустойки — способы защиты гражданских прав. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность: 1. Уголовную — наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т. д. 2. Административную — наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток. 3. Гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков. 4. Дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения. А) возмещение убытков — способы защиты гражданских прав. Б) предупреждение — административные наказания. В) дисквалификация — административные наказания. Г) взыскание неустойки — способы защиты гражданских прав. Д) замечание — дисциплинарные взыскания. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность: 1. Уголовную — наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, смертная казнь и т. д. 2. Административную — наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток. 3. Гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков. 4. Дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения. А) лишение специального права — административные наказания. Б) предупреждение — административные наказания. В) замечание — дисциплинарные взыскания. Г) выговор — дисциплинарные взыскания. Д) возмещение убытков — способы защиты гражданских прав. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Виды ответственности и меры наказания зависят от характера правонарушения. Различают ответственность: 1. Уголовную — наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания см. 44 ст. УК РФ. 2. Административную — наступает за проступки, нарушающие общественный порядок или совершенные в сфере государственного управления. Административные наказания см. ст. 3.2 КоаП РФ. 3. Гражданскую — наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков. 4. Дисциплинарную — наступает за нарушение трудовой, учебной, воинской, служебной дисциплины. Меры воздействия на правонарушителя — СМ. 192 ст. ТК РФ. А) предупреждение — административные наказания. Б) возмещение убытков — способы защиты гражданских прав. B) дисквалификация — административные наказания. Г) замечание — дисциплинарные взыскания. Д) обязательные работы — административные наказания. Верны ли следующие суждения об арбитражном процессе? А. При возникновении спора в хозяйственных отношениях стороны более свободны в выборе способов защиты нарушенного права, в частности, возможна передача сторонами рассмотрения спора в третейский суд. Б. Стороны также вправе по любому делу заключить мировое соглашение или использовать другие примирительные процедуры, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Принцип диспозитивности в арбитражном процессе проявляется несколько иначе, чем в гражданском процессе. При возникновении спора в хозяйственных отношениях стороны более свободны в выборе способов защиты нарушенного права. В частности, любой гражданско-правовой спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан сторонами на разрешение третейского суда. Стороны также вправе по любому делу заключить мировое соглашение или использовать другие примирительные процедуры, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом. Правильный ответ указан под номером: 3. Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения). Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Главный элемент конституционного права на судебную защиту — право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя. Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях. Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность. Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов. Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств — просто потому, что об этом никто не подумал. Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела. По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями». О каком конституционном праве граждан идёт речь в тексте? Какое условие реализации этого права рассматривает автор? Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1. Указано конституционное право: — право на судебную защиту (право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя). 2. Условие реализации, рассматриваемое автором: — обеспечения информационной доступности суда. Какую проблему процедуры приёма жалоб поднял автор? Назовите любые два проявления этой проблемы, упомянутые в тексте. Какова роль федеральных законов в решении этой проблемы? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд». Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1. Указана проблема процедуры приема жалоб: — процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. 2. Названы два проявления этой проблемы: — исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни» — исковые требования и жалобы принимаются при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность 3. Указана роль федеральных законов в решении этой проблемы — ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов (соответствующих процессуальных кодексов). 4. Объяснен смысл понятия, например: — суд — это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке. Автор пишет о необходимости создания специальных условий для беспрепятственного посещения судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких условия. В правильном ответе могут быть названы следующие условия: — наличие специальных мест для парковки автомобилей инвалидов перед зданием суда; — наличие пандусов и специальных лифтов в многоэтажных зданиях; — наличие специальных знаков и указателей, выполненных шрифтом Брайля, туалетов для инвалидов. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «суд». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Суд — это орган государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и других дел в установленном процессуальном порядке. В правильном ответе могут быть приведены: 1) если суд будет открытым у государства будет меньше возможность давить на правосудие; 2) судья зная, что за ним зорко следят через СМИ миллионы граждан будет принимать взвешенные решения; 3) информационная доступность позволит людям, проживающим в удаленных районах быть в курсе дат заседания по конкретному делу, вынесенных судебных решений, что в полной мере обеспечит реализацию их прав. Могут быть приведены и иные пояснения, не искажающие смысла. Раскройте на трех примерах деятельности адвокатуры способы защиты ею прав граждан. Сначала укажите способ защиты, затем конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто). Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие примеры деятельности адвокатуры по защите прав граждан: 1) в ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления. Например, адвокат Петров, в ходе судебного разбирательства по делу об ограблении, выступал в качестве защитника подсудимого Иванова и ходатайствовал об изменении ему меры пресечения; 2) адвокат осуществляет представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях. Например, на судебное заседание по рассмотрению гражданского иска против фирмы «Мимино» явился адвокат Петров, который представлял интересы ответчика и ходатайствовал о вызове свидетеля; 3) адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Например, гражданин Иванов пришел к адвокату Петрову, который дал ему консультацию о том, как будет разделено их совместное с женой имущество в случае расторжения брака. Автор пишет, что частное право предоставляет людям возможность быть «собственным господином». Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три условия, при которых гражданин сможет реализовать эту возможность. Объясните каждое из них. Прочитайте текст и выполните задания 21−24. Именно в области частного права свобода отдельного, автономного лица раскрывается в чистом виде и истинном значении. Это не дозированные «кусочки самостоятельности», на которые даёт разрешение чиновник. И это не вольница, не поприще вседозволенности, так как перед нами всё же область права, где действуют общий правопорядок, требования законности Свобода в области частного права – это полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами. При этом и то и другое (и статус субъекта права, и субъективные права) имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка, т.е. они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения и в этой связи в принципе исключают, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы». Своеобразие частного права отчётливо проявляется при его сопоставлении с публичным правом (первому присущи юридическое равенство и координация; второму – отношения «власть – подчинение», субординация). Если же обратиться к сопоставлению частного права с центральной категорией публичного права – государственной властью, то обнаруживаются явления поистине парадоксального порядка. Ведь частное право предоставляет отдельным гражданам, их объединениям, организациям, выступающим в качестве юридических лиц, возможность в определённом круге отношений быть «собственным господином». При этом предполагается или прямо декларируется, что применительно к отношениям такого рода государственная власть как бы остаётся в стороне, она не вправе произвольно вмешиваться в частноправовые отношения. Государственная власть, по своей природе «настроенная» на то, чтобы вмешиваться в окружающие её отношения, отторгается (скажем грубее – изгоняется) из обители господства частных воль и частных интересов. В то же время совершаемые в этой сфере действия субъектов как частных лиц – договоры, односторонние акты собственника и т.д. – приобретают «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение. Государство, которое изначально «изгнано» из данного круга отношений, теперь обязано – не парадокс ли? – признавать частноправовые отношения, защищать их всеми законными способами и реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств. (По С.С. Алексееву) Какое определение свободы в области частного права приведено в тексте? Какие действия государства, по мнению автора, позволяют договорам, односторонним актам собственника и т.д. приобретать «самое настоящее», «полнокровное» юридическое значение? (Назовите любые два действия.) Что автор называет центральной категорией публичного права? В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: полная и суверенная самостоятельность отдельного лица, выраженная в его автономном и защищённом статусе субъекта права и в обладании им защищёнными субъективными правами; 2) ответ на второй вопрос, например: – признавать частноправовые отношения; – защищать их всеми законными способами; – реализовывать при помощи всей системы своих принудительных органов и средств; (Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании двух или более действий из указанных в тексте.) 3) ответ на третий вопрос: государственную власть. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «субъективные права». Как автор объясняет тот факт, что и статус субъекта права, и субъективные права имеют характер правовых явлений по своей основе абсолютного порядка? Как он характеризует различие частного и публичного права? В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) объяснение, например: мера возможного поведения лица в отношении реализации своих законных интересов; (Может быть дано другое объяснение.) 2) ответ на первый вопрос: они открывают простор для собственного, по усмотрению, поведения, не допускают вмешательства кого-либо в эту собственную «сферу свободы»; 3) ответ на второй вопрос, например: частному праву присущи юридическое равенство и координация; публичному праву – отношения «власть – подчинение», субординация). (Ответ на второй вопрос засчитывается только при указании различия.) Приведённые экзаменуемым черты только публичного/частного права без указания соответствующей черты частного/публичного права не засчитываются при оценивании. (Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста). Назовите любые три субъективных права граждан как субъектов частноправовых отношений и проиллюстрируйте примерами реализацию каждого из этих прав. (В каждом случае сначала назовите право, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.) В правильном ответе должны быть названы три субъективных права и проиллюстрирована примерами реализация каждого из этих прав, допустим: 1) право на защиту своей чести, доброго имени и деловой репутации (например, в газете была опубликована статья, содержащая непроверенные факты о работе известного в городе врача; врач воспользовался правом на защиту своей деловой репутации и обратился в суд); 2) право частной собственности (например, Пётр приобрёл участок земли в садовом товариществе, построил дом, отдыхает там в выходные дни); 3) авторство (интеллектуальная собственность) (например, Михаил Михайлович написал роман, который был опубликован в издательстве; как автор произведения в соответствии с договором он получает вознаграждение, проводит встречи с читателями). Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы другие права. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров) Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «субъективные права». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Субъективные права — мера возможного поведения лица в отношении реализации своих законных интересов. В правильном ответе должны быть названы и пояснены три условия, допустим: 1) осознание гражданином целей своей деятельности (необходимо для планирования шагов по реализации своих прав, наиболее эффективного использования доступных ресурсов); 2) самостоятельность в принятии решений (способность своей волей принимать и проводить в жизнь важные решения, нести за них ответственность, следовать взятым обязательствам); 3) эффективность судебной системы (необходима для защиты прав граждан, оперативного разрешения правовых споров); 4) свобода хозяйственной инициативы (реализация многих прав в сфере частного права связана с участием гражданина в экономической жизни); 5) высший уровень правосознания общества (минимизирует количество правонарушений). Могут быть приведены другие объяснения, указаны и объяснены другие условия. Что из перечисленного относится к способам защиты гражданских прав? 1) возмещение убытков, взыскание неустойки 2) замечание, выговор 3) штраф, предупреждение 4) лишение свободы, обязательные работы 1) возмещение убытков, взыскание неустойки — гражданское право 2) замечание, выговор — дисциплинарная 3) штраф, предупреждение административная 4) лишение свободы, обязательные работы уголовная Какие гарантии осуществления предпринимательской деятельности называет автор? Назовите две гарантии. Приведите по одному примеру реализации каждой из них на практике. Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Право на осуществление предпринимательской деятельности должно реализовываться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности образует режим ее осуществления. Говорят как об общем правовом режиме, распространяющимся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим). Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. К гарантиям права на осуществление предпринимательской деятельности относят возможность свободного выбора: вида, сферы деятельности; территории осуществления деятельности; организационно-правовой формы осуществления деятельности. Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Действующее законодательство устанавливает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечисленные организации по законодательству Российской Федерации являются коммерческими. Помимо коммерческих действующим законодательством предусмотрена возможность создания организаций некоммерческих. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных и религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. В том случае, если некоммерческой организации законом или уставом предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распространяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей. Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Источник |