Решение задач циклическим способом

Решение задач циклическим способом

Рассмотрим решение задачи 1.4. в Scratch. Для решения этой задачи нам необходимо будет создать список числовых переменных.

Общий алгоритм поиска максимального (минимального) значения из нескольких переменных можно описать следующим образом. Пусть максимальное (минимальное) значение хранится в переменной max (min). До начала цикла этой переменной присваивается значение первого в списке элемента. Затем в цикле сравниваются значения всех элементов из списка и max (min), и если встречается элемент из списка, значение которого больше (меньше), чем mах (min), то его необходимо записать в переменную mах (min). Таким образом, все элементы сравниваются между собой, а по окончании цикла в переменной mах (min) будет храниться наибольшее (наименьшее) значение среди всех переменных (рис. 2.48). Решение данной задачи реализовано в проекте max.sb.

Рис. 2.48. Поиск максимального значения

Реализация задачи 1.7. в Скретч возможна двумя способами. Самый простой вариант решения такой задачи – это использование команды Длина строки (рис. 2.49).

Рис. 2.49. Нахождение количества цифр в числе

Но такое решение данной задачи невозможно в текстовых языках программирования, поэтому приведем другой алгоритм решения. Заведем в ящике Переменные счетчик цифр, который будет их пересчитывать. Введём целое число, и в цикле начнём пересчитывать цифры. Цикл продолжается до тех пор, пока, отделяя цифры с конца, мы не дойдем до последней цифры (решение в Scratch).

Рис. 2.50. Количество цифр в числе

ЗАДАЧА 2.2. Найти сумму квадратов натуральных чисел от 1 до n.

Для решения этой задачи в Scratch нам необходимо завести переменную sum, в которой будет накапливаться сумма, и переменную k, так называемый счетчик, который будет следить, когда нужно прекратить суммирование чисел. Прежде всего, переменной Sum присваивается значение 0 и переменной k – значение 1. Дальше n раз повторяются два действия: к значению переменной sum добавляется значение выражения k*k и значение переменной k увеличивается на единицу.

Рис. 2.51. Сумма квадратов чисел

ЗАДАЧА 2.3. Найти произведение натуральных чисел от 1 до n.

Алгоритм решения данной задачи аналогичен решению задачи на суммирование чисел. Основное отличие заключается в том, что при суммировании переменная, в которой накапливается сумма чисел, перед циклом обнуляется, а при вычислении произведения такой переменной мы должны присвоить значение 1 (рис. 2.52).

Источник

Решение задач с использованием циклов

I. Постановка цели урока.

Освоив, операторы присваивания и научившись пользоваться условным оператором IF, теоретически можно написать любую программу. Но в нашей повседневной жизни мы очень часто встречаемся с процессами, которые повторяются во времени несколько раз. Например: прорастание растения из семечки, смена времён года, смена времени суток, покраска забора, укладка кирпича и т.д. Гораздо удобнее в этих случаях использовать циклы. Циклы позволяют существенно упростить алгоритм и текст программы, сделать программу изящной, гибкой, более привлекательной. Сегодня на уроке мы будем решать такие задачи и убедимся в этом сами.

II. Актуализация знаний и умений учащихся.

Но прежде чем мы перейдём к решению задач, давайте вспомним с вами, какие циклы вы знаете?

Читайте также:  Что такое самораспаковывающийся архив способ его создания

В чём отличительная черта цикла While?

В чём отличительная черта цикла Repeat?

В чём отличительная черта цикла с параметром?

Ответы учащихся сопровождаются демонстрацией слайдов №№ 2-8 презентации к уроку см. Приложение.

III. Решение задач.

Гражданин 1 марта открыл счёт в банке, вложив 1000 рублей. Через каждый месяц размер вклада увеличивается на 2% от имеющейся суммы. Определить:

Сумму вклада через один, два, …, двенадцать месяцев.

Текст задачи выводится на экран слайд презентации № 9.

1. Анализ условия:

  • Что нам известно?
  • Что надо найти?
  • Сколько переменных используется в задаче?
  • Какие переменные мы будем вводить, а какие рассчитывать?
  • К какому типу относятся переменные вводимые с клавиатуры?
  • Если эти переменные относятся к вещественному типу, то какой результат мы получим?
  • Как мы обозначим переменные?

Проанализировав условие данной задачи, мы можем записать описательную часть программы на языке Pascal.

Слайд презентации № 10.

2. Построение математической модели решения:

Первоначальный вклад а0=1000

Слайд презентации № 11.

3. Составление алгоритма решения:

Слайд презентации № 12.

4. Запись программы:

Program vklad;
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);

Слайд презентации № 13.

А теперь запишите данную программу с помощью цикла ДО или цикла ПОКА кому как удобнее.

Program vklad;/
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);

Program vklad;
Var i: integer;
a: real;
Begin Writeln (‘введите значение первоначального вклада’);

Источник

Решение задач, используя циклические алгоритмы.

Тема урока: Решение задач, используя циклические алгоритмы.

Тип урока: урок закрепления знаний и формирование умений и навыков

Цель урока (формулировка для учителя): проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках, закрепить знания по построению циклических алгоритмах.

Планируемый результат (для учащихся): закрепить полученные знания о циклических алгоритмах, выполнить практические задания, научиться составлять алгоритмы.

Обучающие: формирование навыков построения блок-схем циклических алгоритмов

Воспитательные: формирование познавательного интереса к предмету, коммуникативной культуры;

Развивающие: развитие памяти, внимательности, усидчивости, самостоятельности в принятии решений.

Формирование личностных УУД:

формирование самостоятельной деятельности учащихся;

оценивание личностной ценности изучаемых алгоритмов действий;

Формирование регулятивных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

Формирование познавательных УУД: умение оформить результаты своей деятельности, умение работать с инструкциями;

Формирование коммуникативных УУД: умение представить себя устно и письменно.

Знания, умения, навыки и качества, которые обучающиеся

Актуализируют: запись на языке блок-схем циклических алгоритмах

Приобретут: знания, умения и навыки по составлению циклических алгоритмах;

Закрепят: теоретическую информацию о циклических алгоритмах

Оборудование: персональный компьютер, проектор, доска

Литература: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Учебник для 9 класса.

Давайте вспомним прошлые уроки.

Какие виды циклических алгоритмах вы знаете?

Чем отличаются циклы друг от друга?

В каком из циклов условие выполнится хотя бы один раз?

В каком из циклов «тело цикла» может не выполнится ни разу?

В каком из циклов заранее известен шаг?

Отвечают на вопросы

Выполнение практического задания

Итак, ребята, сегодня мы с вами закрепим ранее изученные алгоритмы с циклом. Решим задачи:

Задача 1: Дано натуральное число, найти количество цифр в записи этого числа (слайд 1). Для написания алгоритма используется цикл «пока».

Задача 2: Найти количество делителей заданного натурального числа (слайд 2).

Для написания алгоритма используется цикл «для».

Задача 3: Найти сумму квадратов первых 10 чисел (слайд 4).

Читайте также:  Способы исправления зубов у взрослых

К данной задаче написать циклический алгоритм «пока».

Решение задачи и ее оформление у доски.

Презентация (слайд 1-3)

Найти сумму квадратов первых 10 чисел (слайд 4). Написать циклические алгоритмы «для» и «до».

Записывают домашнее задание в дневник

Презентация (слайд 4)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Все ли было понятно на уроке?

Можете ли вы теперь различать типы циклических алгоритмах?

Есть какие-то пожелание для дальнейшего проведения уроков?

Есть ли у вас вопросы по уроку?

Спасибо за работу на уроке, вы все молодцы, до свидания.

Отвечают на вопросы.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 598 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-760521

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет

Время чтения: 1 минута

В Пензенской области запустят проект по снижению административной нагрузки на учителей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Циклические алгоритмы

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (329 кБ)

Цель: изучение алгоритмической структуры циклы, создание моделей и алгоритмов для решения практических задач.

Ход урока

I. Актуализация знаний

  • Повторить понятие алгоритма, основные конструкции алгоритмического языка.
  • Уметь разрабатывать математическую модель, алгоритм и блок схему решения задачи.
  • Иметь понятие о языках программирования и их назначении.
  • Уметь работать в среде программирования.
  • Знать структуры программы.
  • Уметь записывать выражения, содержащие числовые и символьные величины.
  • Знать структуры операторов и особенности их работы.
  • Уметь применять операторы при написании программ с линейными и ветвящимися структурами.
  • Уметь на компьютере создавать и запускать программы на отладку.

II. Теоретический материал урока

Большинство практических задач требует многократного повторения одних и тех же действий, т. е. повторного использования одного или нескольких операторов. (Презентация)

Пусть требуется ввести и обработать последовательность чисел. Если чисел всего пять, можно составить линейный алгоритм. Если их тысяча, записать линейный алгоритм можно, но очень утомительно и нерационально. Если количество чисел к моменту разработки алгоритма неизвестно, то линейный алгоритм принципиально невозможен.

Читайте также:  Способы передачи чужой речи прямая речь 5 класс презентация

Другой пример. Чтобы найти фамилию человека в списке, надо проверить первую фамилию списка, затем вторую, третью и т.д. до тех пор, пока не будет найдена нужная или не будет достигнут конец списка. Преодолеть подобные трудности можно с помощью циклов.

Циклом называется многократно исполняемый участок алгоритма (программы). Соответственно циклический алгоритм — это алгоритм, содержащий циклы.

Различают два типа циклов: с известным числом повторений и с неизвестным числом повторений. При этом в обоих случаях имеется в виду число повторений на стадии разработки алгоритма.

Существует 3 типа циклических структур:

  • Цикл с предусловием;
  • Цикл с послеусловием;
  • Цикл с параметром;

Иначе данные структуры называют циклами типа «Пока», «До», «Для».

Графическая форма записи данных алгоритмических структур:

Цикл с предусловием (иначе цикл пока) имеет вид:

Форматы записи операторов алгоритма Блок-схема Форматы записи операторов на Паскале
Пока (условие)
нц
серия команд
кц
while условие do
begin
серия команд;
end;

условие – выражение логического типа.

Цикл может не выполняться ни разу, если значение логического выражения сразу же оказывается ложь.

Серия команд, находящихся между begin и end, выполняются до тех пор, пока условие истинно.

Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность инструкций между BEGIN и END изменяла значение переменных, входящих в условие.

Цикл с постусловием (иначе цикл до) имеет вид:

Форматы записи операторов алгоритма Блок-схема Форматы записи операторов на Паскале
В алгоритмическом языке нет команды которая могла бы описать данную структуру, но ее можно выразить с помощью других команд (Например, ветвления). repeat серия команд
until
условие

условие – выражение логического типа.

Последовательность инструкций между repeat и until всегда будет выполнено хотя бы один раз;

Для того чтобы цикл завершился, необходимо, чтобы последовательность операторов между repeat и until изменяла значения переменных, входящих в выражение условие.

Инструкция repeat, как и инструкция while, используется в программе, если надо провести некоторые повторяющиеся вычисления (цикл), однако число повторов заранее не известно и определяется самим ходом вычисления.

Цикл с параметром (иначе цикл для) имеет вид:

Форматы записи операторов алгоритма Блок-схема Форматы записи операторов на Паскале
Для i от а до b шаг h
делай
Нц
Серия команд
кц
h = +1
for
i:= a to b do
begin
серия команд
end;
h = -1

for i:= b downto a do
begin
Cерия команд;
end;

i – параметр цикла;
a – начальное значение цикла;
b – конечное значение цикла;
h – шаг изменения параметра.

Структура данного цикла иначе называют циклом i раз.

Эта команда выполняется таким образом: параметру i присваивается начальное значение а, сравнивается с конечным значением b и, если оно меньше или равно конечному значению b, выполняется серия команд. Параметру присваивается значение предыдущего, увеличенного на величину h – шага изменения параметра и вновь сравнивается с конечным значением b.

На языке программирования Паскаль шаг изменения параметра может быть равным одному или минус одному.

Если между begin и end находится только один оператор, то операторные скобки можно не писать. Это правило работает для цикла типа «Пока» и «Для».

Рассмотрим пример решения задач с использованием данных структур

Пример.

Вычислить произведение чисел от 1 до 5 используя различные варианты цикла

Составим алгоритм в виде блок-схемы.

Для проверки правильности алгоритма заполним трассировочную таблицу.

Источник

Оцените статью
Разные способы