Решение логических задач табличным способом
план-конспект урока по информатике и икт на тему
В статье «Решение логических задач с использованием таблиц» приведён план урока информатики в 3 классе, с использованием комплекта Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник. 2015, Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Тетрадь для самостоятельных работ – М.: Академкнига/Учебник. 2016, Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник. 2015.
Учитель демонстрирует свою презентацию, которая показывает ход решения задачи, используя анимацию, а также в данной работе есть анимационный эффект «триггер», по которому начинается движение объектов (рисунков)
Учащиеся продолжают знакомиться с табличным способом решения логических задач, решают задачу в тетради, а потом отображают процесс решения данной задачи с использованием программы созданий презентаций Microsoft PowerPoint 2013. Ученики во время работы за компьютером отрабатывают приёмы работы с графическими объектами, учатся использовать различные анимационные эффекты в программе создания презентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока информатики | 26.65 КБ |
презентация учителя | 1.38 МБ |
заготовка презентации учеников | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Решение логических задач с использованием таблиц.
Андреева Валентина Юрьевна, учитель информатики
Учебник: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник. 2015, Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Тетрадь для самостоятельных работ – М.: Академкнига/Учебник. 2016,
Продолжительность занятия: 45 минут
Тема урока: Решение логических задач с использованием таблиц.
Тип урока : комбинированный, формирования умений
- Проверка домашнего задания.
- Решение логической задачи без таблицы и с помощью таблицы.
- Физкультминутка .
- Практическая работа на тему «Решение логических задач с помощью таблиц».
- Подведение итогов урока (выставление оценок).
- Домашнее задание.
- Развивать логическое мышление и навыки применения таблиц для решения одного класса логических логических задач.
- Формировать элементы информационной культуры.
- Закрепить понятие истинности и ложности высказывания.
- Использовать таблицы для записи решения логических задач;
- Развивать логическое мышление.
- Фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
- Находить нужную информацию в таблице;
- Создавать анимацию в программе созданий презентаций Microsoft PowerPoint 2013
- Проверка домашнего задания.
- Решение логической задачи без таблицы и с помощью таблицы.
Материал учебника : Задания Д21 учебника
Решение задачи Д21учебника разбираем подробно и решаем её в тетради (стр.36, №41), потом решение переносим на компьютер.
В бокал, стакан, чашку и кружку нужно налить разные соки: в стакан и кружку – ягодные, в бокал и кружку – яблочный и малиновый.
Определить в какую посуду был налит каждый сок.
Источник
Решение логических задач табличным способом
Главным в предлагаемых задачах является способ решения — построение таблицы, строки которой соответствуют элементам одного из рассматриваемых в условии задачи множеств, столбцы — элементам другого, пересечение строки и столбца — комбинации двух элементов разных множеств. С помощью такой таблицы анализируются условия задачи, делаются выводы, проверяется избыточность, полнота и правильность выводов.
Задача 1. После соревнований бегунов на табло появилась надпись:
• Рустам не был вторым.
• Эдуард отстатл от Рустама на два места.
• Яков не был первым.
• Галина не была не первой ни последней.
• Карина финишировала сразу за Яковом.
Кто же победил в этих соревнованиях? Каково было распределение бегунов на финише?
Решение:
Рисуем таблицу, где столбцы –имена детей, а строки – номера мест. Читаем задачу, пошагово анализируем условие и ставим в таблицу «+», если соответствие установлено и «–», если точно соответствия нет.
Так как Рустам не был вторым и Эдуард отстал от Рустама на два места, то Эдуард не может быть ни первым, ни вторым, ни четвёртым.
Так как Карина финишировала сразу за Яковом, то очевидно, что Яков был четвёртым, а Карина последней и тогда Галина была второй.
Итак, можно выделить
Пять простых шагов на пути поиска решения логических задач.
1. Составляйте таблицу, так как в таблице удаётся учесть все возможные варианты.
2. Внимательно читайте каждое утверждение, так как в каждом содержится что-то такое, что позволит вам исключить хотя бы один из вариантов.
3. Старайтесь отыскать ключевое утверждение, оно поможет развязать весь клубок.
4. После того как вы сравнили все утверждения и исключили из них те, невероятность которых была на поверхности, сравните утверждения между собой, установите связи и противоречия.
5. Решение можно найти простым методом последовательных исключений.
Чем больше будете тренироваться, тем лучше у вас это будет получаться. А теперь за дело.
Задача 2.
В субботний вечер Семен, Коля и Витя решили развлечься. У них был выбор: кино, рок-концерт или танцы.
• Семён любит кино, но к танцам менее нетерпим, чем к рок-музыке.
• Коля любит танцевать, но готов пойти в кино скорее, чем на рок концерт.
• Витя любит рок-музыку меньше чем танцы, но кино ему всё-таки не так неприятно, как танцы или концерт.
Поскольку вопрос решатся большинством голосов, то куда, на ваш взгляд отправились эти ребята?
Задача 3.
Трое мальчиков Костя, Фома и Марат дружили с тремя девочками – Женей, Светой и Мариной. Но вскоре компания разделилась на пары, потому, что оказалось:
• Света ненавидит ходить на лыжах.
• Костя, Женин брат часто катается со своей подружкой на лыжах
• А Фома теперь бежит на свидание к Костиной сестре.
С кем же проводит время Марат?
Задача 4.
Шестеро друзей в ожидании электрички заскочили в буфет.
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром.
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье.
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов.
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы.
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад.
Из чего состоял завтрак каждого из друзей?
Решение: Так как
• Маша взяла то же, что и Егор, и вдобавок ещё бутерброд с сыром;
• Аня купила, то же, что и Саша, но не стала покупать шоколадное печенье;
• Кирилл ел то же, что и Мила, но без луковых чипсов;
• Егор завтракал тем же что и Аня, но бутерброду с котлетой предпочел картофельные чипсы;
• Саша ел то же, что и Мила, но вместо молочного коктейля пил лимонад, то:
Задача 5.
В одном небольшом кафе в смене одновременно работали 5 человек: администратор, повар, кондитер, кассир, дворник. Одновременно на работу выходили мисс Галбрейт, мисс Шерман, мистер Вильямс, мистер Вортман и мистер Блейк. При этом известно, что:
1. Повар – холостяк.
2. Кассир и администратор жили в одной комнате, когда учились в колледже.
3. Мистер Блейк и мисс Шерман встречаются только на работе.
4. Миссис Вильямс расстроилась, когда муж сказал ей, что администратор отказал ему в отгуле.
5. Вортман собирается быть шафером на свадьбе у кассира и кондитера.
Кто на какой должности в этом кафе?
Можно разделить учащихся на группы и каждой группе дать индивидуальное задание или подобрать задачи для каждого ученика.
Задача 1.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании. На вопрос, какие места они заняли, они ответили:
1) «Коля не занял ни первое, ни четвертое места».
2) “Боря занял второе место”.
3) “Вова не был последним”.
Какое место занял каждый мальчик?
Задача 2.
Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой — физиком, а третий — юристом. Один увлекся туризмом, другой — бегом, третий — регби.
1. Юра сказал, что, на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист.
2. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
3. Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия?
Задача 3.
Три друга — Иван, Дмитрий, Степан преподают различные предметы (химию, литературу, физику) в школах Москвы, Калининграда и Перми. Известно:
1) Иван работает не в Москве, а Дмитрий не в Калининграде;
2) москвич преподает не физику;
3) тот, кто работает в Калининграде, преподает химию;
4) Дмитрий преподает не литературу.
Какой предмет и в каком городе преподает каждый из товарищей?
Задача 4.
Четыре девочки Маша, Таня, София и Полина взяли в кафе сок. Каждая из них покупал только один сок, причем две из них купили сок яблочный, одна виноградный, и одна – грушевый. Известно, что у Маши и Тани разные вкусы. Разные соки взяли Маша с Софией, Полина с Софией, Полина с Машей и Таня с Софией. Кроме того известно, что Маша купила не грушевый сок. Определить, какой сок пила каждая из них.
Задача 6. (Один из вариантов «Задачи Эйнштейна»)
Пять домов стоят вдоль дороги, один за другим.
1. Доцент живёт в красном доме.
2. Гробовщик держит собак.
3. Сантехник пьёт чай.
4. Зелёный дом слева от белого.
5. Хозяин зелёного дома пьёт кофе.
6. Любитель «Примы» держит птицу.
7. Хозяин жёлтого дома курит «Беломор канал».
8. В центральном доме любят молоко.
9. Приёмщик стеклотары живёт в первом доме.
10. Курящий «Яву» сосед хозяина кошек.
11. Хозяин лошадей – сосед курящего «Беломор».
12. Любитель пива курит «Кубинские» сигары.
13. Ночной сторож предпочитает сигареты «Друг».
14. Приёмщик стеклотары живёт рядом с синим домом.
15. Курящий «Яву» сосед пьющего воду.
Кто держит рыб? (номер дома, цвет профессия, напитки)
Решение:
Составить логическую задачу самостоятельно.
Удачи вам!
Задачи, составленные моими учениками.
Иванова Светлана, 7«Б» кл.
На дискотеку пошли 4 девочки: Маша, Оля, Рита. На медленный танец их приглашали Сергей, Рома, Саша, Паша. Кто с кем танцевал, если:
1) Оля не танцевала с Пашей;
2) Таня не танцевала с Пашей и Романом;
3) Рита танцевала с Ромой;
4) Оле понравился Сергей, но она не танцевала с ним.
Маякова Оксана, 9«А» кл.
Бизнесмены Боря Вова Гриша и Гена зарабатывают сумасшедшие деньги, их фамилии засекречены, но удалось их узнать, правда непонятно какая кому принадлежит. Их фамилии: Иванов, Енин, Сидоров, Петров. Так же наши шпионы выяснили:
1) Боря и Петров не имеют личные самолёты.
2) Гриша и Иванов вообще ничего личного не имеют, кроме счетов в швейцарском банке.
3) Гена теперь важнее Енина, хотя Енин и имеет личный самолёт.
4) Петров важнее Енина.
У кого какая фамилия?
Конева Ксения, 9«А» кл.
Четыре подружки: Даша, Маша, Ольга и Таня ходили в магазин покупать подарки. И все подарки разные. Блокнот, альбом, брелок, и книга. На вопрос кто какие подарки купил, они ответили так:
1) Даша и Оля не знали кто купил блокнот;
2) Оля сказала, что Даша и Маша вместе с ней посещали магазин, где продают брелки.
3) Даша не покупала альбом.
Кто какой подарок купил?
Источник
Задачи 3 класс
картотека по математике (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_zadachi_3_klass.docx | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ НА УМНОЖЕНИЕ
При решении простых задач на умножение для 3 класса, нужно одну известную (по условию задачи) величину умножить на другую известную (по условию задачи) величину. Полученное произведение и будет искомым ответом.
Примеры простых задач на умножение для 3 класса:
1) Одна тетрадь стоит 3 рубля. Сколько стоят 7 таких тетрадей?
2) Одно платье стоит 10 рублей. Сколько стоят 5 таких же платьев?
3) Один килограмм яблок стоит 4 рубля. Сколько стоят 5 кг яблок?
4) Один килограмм слив стоит 6 рублей. Сколько стоят 4 кг слив?
5) Булочка стоит 3 рубля. Сколько нужно заплатить за 4 таких булочки?
6) У Лены 8 монет по 5 рублей. Сколько рублей у Лены?
7) Бабушка разложила на 6 тарелок по 5 булочек. Сколько всего булочек разложила бабушка?
8) В магазине было 6 ящиков конфет по 6 кг в каждом. Сколько всего килограммов конфет было в магазине?
9) В коробке 5 карандашей. Сколько карандашей в 9 таких коробках?
10) В вагоне 9 купе по 4 места в каждом. Сколько мест в вагоне?
11) Дети посадили 8 рядов яблонь по 9 яблонь в ряду. Сколько яблонь посадили дети?
12) В байдарке 4 гребца. Сколько гребцов в 8 байдарках?
13) К чаю подали 5 тарелок с пирожками по 7 на каждой. Сколько пирожков подали к чаю?
14) Купили 10 коробок ёлочных игрушек по 4 игрушки в каждой. Сколько ёлочных игрушек купили?
15) За год в деревне построили 7 домов по 3 квартиры. Сколько квартир построили?
16) Цена одной тетради 2 рубля. Сколько стоят 9 таких тетрадей?
ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ
При решении задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз для 3 класса, нужно одну известную (по условию задачи) величину умножить или разделить на другую известную (по условию задачи) величину. Полученное в результате этого произведение или, соответственно, частное и будет являться искомым ответом.
Примеры задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз:
1) На одной клумбе 15 цветов, а на другой в 2 раза больше. Сколько цветов на второй клумбе?
2) В первый день турист прошел 20 км, во второй день в два раза меньше. Сколько километров турист прошёл во второй день?
3) В первый день Аня прочитала 36 страниц, а во второй день в 2 раза меньше. Сколько страниц Аня прочитала во второй день?
4) У Вити 4 солдатика, а у Саши в 2 раза больше. Сколько солдатиков у Саши?
5) Ребята вырастили 48 красных роз, а жёлтых в 6 раз меньше. Сколько жёлтых роз вырастили ребята?
6) В одном ящике было 40 кг груш, а в другом в 5 раз меньше. Сколько килограммов груш было во втором ящике?
7) В саду работало 8 девочек, а мальчиков в два раза больше. Сколько мальчиков работало в саду?
8) Первоклассники нарисовали 18 рисунков, а второклассники в 2 раза меньше. Сколько рисунков нарисовали второклассники?
9) У брата 9 фломастеров, а у сестры в три раза больше. Сколько фломастеров у сестры?
10) К кормушке прилетело 36 синичек, а поползней в 9 раз меньше. Сколько прилетело поползней?
11) У Оли 12 тетрадей в клетку, а общих тетрадей в 3 раза меньше. Сколько у Оли общих тетрадей?
12) Масса арбуза 12 кг, а масса дыни в 2 раза меньше. Какова масса дыни?
13) В шахматном кружке занимаются 45 мальчиков, а девочек в 5 раз меньше. Сколько девочек занимается в кружке?
14) Девочки собрали 9 кг лекарственных трав, а мальчики в 5 раз больше. Сколько килограммов трав собрали мальчики?
15) Ива живёт 100 лет, а дуб в 4 раза больше. Сколько лет живёт дуб?
16) Мухоловка пролетает в день 50 км, а почтовый голубь в 8 раз больше. Сколько километров в день пролетает почтовый голубь?
17) Собака живёт 20 лет, а кролик в 2 раза меньше. Сколько лет живёт кролик?
ЗАДАЧИ НА ДЕЛЕНИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ И НА РАВНЫЕ ЧАСТИ
Для решения задач на деление по содержанию и на равные части для 3 класса, нужно известное (по условию задачи) делимое разделить на известный (по условию задачи) делитель. Полученное в результате этого деления частное и будет являться искомым ответом.
Примеры задач на деление по содержанию и на равные части для 3 класса:
1) 18 конфет раздали детям по 3 штуки. Сколько детей получило конфеты?
2) 24 человека разбили на 3 группы. По сколько человек оказалось в каждой группе?
3) 24 человека разбили на группы по 3 человека. Сколько получилось групп?
4) 40 слив раздали поровну 4 детям. По сколько слив получил каждый ребёнок?
5) У плотника 24 дощечки. Сколько скворечников можно сделать из этих дощечек, если на один скворечник идёт 8 дощечек?
6) На 15 долларов купили 3 одинаковых шарфика. Сколько стоит один шарфик?
7) Верёвку длиной 27 м разрезали на 3 одинаковые части. Сколько метров верёвки в каждой части?
8) Ученики посадили 18 деревьев в три одинаковых ряда. По сколько деревьев в каждом ряду?
9) На 4 костюма идёт 16 метров ткани. Сколько ткани идёт на один костюм?
10) Шесть мальчиков разделили между собой поровну 18 орехов. По сколько орехов получил каждый из них?
11) Для живого уголка купили 12 рыбок. Их пустили в аквариумы по 6 рыбок в каждый. Сколько аквариумов понадобилось?
12) На катке парами каталось 16 детей. Сколько было пар?
13) Мама разложила 64 ватрушки на 8 тарелок поровну. По сколько ватрушек лежит на каждой тарелке?
14) В волейбол играли 18 человек. В каждой команде по 9 человек. Сколько всего команд?
15) На трёх грядках поровну рассадили 60 луковиц. По сколько луковиц посажено на каждой грядке?
16) Посадили 48 яблонь в одинаковые ряды по 8 деревьев в каждом. Сколько рядов яблонь посадили?
ЗАДАЧИ НА КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ
Для решения задач на кратное сравнение в несколько раз, нужно известное (по условию задачи) делимое разделить на известный (по условию задачи) делитель. Полученное, в результате выполненного деления, частное и покажет, во сколько раз одна величина больше или меньше другой.
Примеры решения задач на кратное сравнение в несколько раз для 3 класса:
1) В одной группе 18 человек, в другой 9 человек. Во сколько раз меньше человек во второй группе, чем в первой?
2) Мальчики сделали 15 флажков, а девочки 5 флажков. Во сколько раз больше флажков сделали мальчики, чем девочки?
3) Отцу 32 года, сыну 8 лет. Во сколько раз сын моложе отца?
4) В бидоне 16 л молока, а в кувшине 4 л. Во сколько раз меньше молока в кувшине, чем в бидоне?
5) У Серёжи жили 27 белых и 9 серых голубей. Во сколько раз больше у Серёжи было белых голубей?
6) У Пети 40 значков, а у Димы 8 значков. Во сколько раз меньше значков у Димы, чем у Пети?
7) У пристани стояло 36 лодок и 9 водных велосипедов. Во сколько раз больше лодок, чем водных велосипедов?
8) Мальчик нарисовал 20 квадратиков и 10 кружков. Во сколько раз больше квадратиков чем кружков?
9) Слава решил 72 примера, а Лёша 8. Во сколько раз меньше решил примеров Лёша, чем Слава?
10) Мама испекла 32 пирожка с рисом и 8 пирожков с мясом. Во сколько раз больше испекла мама пирожков с рисом, чем с мясом?
11) В букете 12 красных роз и три белые розы. Во сколько раз меньше белых роз, чем красных?
12) Бабушке 56 лет, а внуку 8. Во сколько раз бабушка старше внука?
13) В поход пошли 30 второклассников и 6 третьеклассников. Во сколько раз меньше третьеклассников пошло в поход?
14) Попугай живёт 120 лет, а ворон 60. Во сколько раз ворон живёт меньше?
15) Вера сорвала 15 морковок и 3 огурца. Во сколько раз больше морковок сорвала Вера?
ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ И УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ
1) В магазине 64 пластинки с песнями. Это в 8 раз больше, чем со сказками. Сколько пластинок со сказками в магазине?
2) Одна наседка вывела 5 цыплят. Это в 3 раза меньше, чем другая. Сколько цыплят вывела вторая наседка?
3) Длина одной верёвки 36 м. Это в 4 раза больше, чем другой. Какой длины вторая верёвка?
4) На одной стороне улицы 72 дома. Это в 9 раз больше, чем на другой. Сколько домов на другой стороне?
5) В саду росло 18 яблонь. Это в 3 раза меньше, чем грушевых деревьев. Сколько грушевых деревьев в саду?
6) В лыжный поход пошли 24 мальчика. Их было в 3 раза больше, чем девочек. Сколько девочек пошло в поход?
7) Ёж, когда ему угрожает опасность, пробегает в секунду 2 м. Это в 2 раза медленнее, чем пробегает за секунду заяц. Сколько метров пробегает за секунду заяц?
8) Белка принесла в пустое дупло утром 24 ореха, что в 6 раз больше, чем вечером. Сколько орехов принесла белка вечером?
9) Пчеловод вынул из первого улья 3 кг мёда. Это в 2 раза меньше, чем из второго. Сколько килограммов мёда пчеловод вынул из второго улья?
10) В лапту играли 28 девочек. Их было в 7 раз больше, чем мальчиков. Сколько мальчиков играли в лапту?
11) В банке 5 кг вишнёвого варенья. Это в 3 раза меньше, чем в бидоне. Сколько килограммов вишнёвого варенья в бидоне?
12) На уроке труда дети сделали 48 поделок из пластилина. Их было в 6 раз больше, чем из глины. Сколько поделок из глины сделали ребята?
13) В фильме снималось 8 детей, что в 7 раз меньше, чем взрослых. Сколько взрослых снималось в фильме?
14) Фотограф сделал 54 чёрно-белых снимка, что в 6 раз больше, чем цветных. Сколько цветных снимков сделал фотограф?
15) В Болгарию поехали 12 школьников. Это в 4 раза меньше, чем в Венгрию. Сколько школьников отправились в Венгрию?
16) В английской группе занимаются 22 человека. Это в 2 раза больше, чем в испанской. Сколько человек занимается испанским языком?
СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ
Решение составных задач на нахождение суммы для 3 класса обычно выполняют в 2 действия. Первым действием находят неизвестную величину, которая выражена в условии задачи через известную величину. Обычно этим действием является умножение или деление. Вторым действием полученную в результате первого действия величину складывают с известной (по условию задачи) величиной. Полученная в результате второго действия сумма и будет искомым ответом.
Примеры составных задач на нахождение суммы для 3 класса:
1) В школьную столовую привезли 48 кг яблок, а груш в 6 раз меньше. Сколько килограммов фруктов привезли в столовую?
2) Портниха купила 9 м ситца, а шёлка в 3 раза больше. Сколько метров ткани купила портниха?
3) Дети повесили на ёлку 7 звёздочек, что в 4 раза меньше, чем флажков. Сколько всего игрушек висит на ёлке?
4) Мама купила 12 кг клубники, что в 4 раза больше, чем черники. Сколько килограммов ягод купила мама?
5) В первый ларёк привезли 8 ящиков по 10 кг яблок, а во второй в 2 раза больше. Сколько всего яблок привезли в ларьки?
6) Почтальон разнёс 72 газеты, а журналов в 8 раз меньше. Сколько газет и журналов разнёс почтальон?
7) В палатку завезли 9 шалей, а кофт в 4 раза больше. Сколько всего вещей завезли в палатку?
8) В магазине продавались 48 шляп, а панамок в 3 раза меньше. Сколько всего головных уборов продавалось в магазине?
9) В первый день дети посадили 3 ряда роз по 6 роз в каждом ряду, а во второй день в 2 раза больше. Сколько всего посадили дети роз?
10) На джемпер пошло 3 мотка голубой шерсти. Это в 5 раз меньше, чем белой. Сколько всего мотков шерсти пошло на джемпер?
11) У Оли было 6 монет по 1 руб., а у Вити на 2 руб. меньше. Сколько денег было у детей?
12) Для школы купили 90 парт. Это в 9 раз больше, чем учительских столов. Сколько всего мебели купили для школы?
13) В саду посадили 9 кустов крыжовника, а смородины в 5 раз больше. Сколько всего кустов посадили в саду?
14) В утреннике участвовало 16 девочек, что в 2 раза больше, чем мальчиков. Сколько всего детей участвовало в утреннике?
15) Отец поймал 32 карася, а сын в 4 раза меньше. Сколько всего рыб поймали отец и сын?
16) На клумбе росли 40 кустов настурции, а бархотки в 5 раз меньше. Сколько всего кустов росло на клумбе?
17) В ведре 8 л воды, что в 4 раза больше, чем в кастрюле. Сколько литров воды в ведре и кастрюле?
18) В озере плавало 25 уток, что в 5 раз больше, чем лебедей. Сколько птиц плавало в озере?
19) Туристы в первый день проехали 100 км, а во второй в 2 раза больше. Сколько всего километров проехали туристы?
20) Садовник снял 72 антоновских яблока, а анисовых в 2 раза меньше. Сколько всего яблок снял садовник?
ЗАДАЧИ НА ПРИВЕДЕНИЕ К ЕДИНИЦЕ
1) 18 л морса разлили в 6 банок поровну. Сколько надо таких банок для 24 л морса?
2) В 4 тетрадях 48 листов. Сколько листов в 7 таких же тетрадях?
3) В 3 вёдрах 24 л молока. Сколько молока в 9 таких же вёдрах?
4) 12 кг помидоров разложили для засолки в 3 банки. Сколько нужно таких банок, чтобы засолить 32 кг помидоров?
5) Для 6 гирлянд надо 48 фонариков. Сколько потребуется фонариков для 11 гирлянд?
6) На 3 улицах 39 домов. Сколько домов на 5 таких же улицах?
7) В кинотеатре в 3 рядах 51 место. Сколько мест в 5 рядах?
8) С 8 овец настригли 48 кг шерсти, с каждой поровну. Сколько овец нужно остричь, чтобы получить 30 кг шерсти?
9) В 6 одинаковых домах 24 подъезда. Сколько подъездов в 12 таких же домах?
10) От 4 коров получили за день 40 л молока, от каждой поровну. Сколько коров при том же надое дадут 90 л молока?
11) В 6 коробках лежало 78 кг печенья. Сколько потребуется коробок для 39 кг печенья при той же фасовке?
12) Шагающий экскаватор за 2 смены вынимает 1200 ковшей грунта. Сколько ковшей грунта будет вынуто за 3 смены?
13) Одна из обувных фабрик Москвы даёт за 3 минуты 75 пар обуви. Сколько пар обуви она даст за 5 минут?
14) 18 редисок связали в пучки по 3 в каждый. Сколько получится одинаковых пучков из 54 редисок?
15) На двух этажах 36 окон. Сколько окон на 3 этажах?
16) В 7 одинаковых коробках 21 кг винограда. Сколько килограммов винограда в 4 таких же коробках?
СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ
УМЕНЬШАЕМОГО, ВЫЧИТАЕМОГО, РАЗНОСТИ
1) Юннаты собрали с 2 грядок по 9 кг лука. На семена оставили 3 кг. Остальное отдали в столовую. Сколько килограммов лука юннаты отдали в столовую?
2) Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг в каждой. Сколько килограммов краски израсходовали, если после ремонта осталось 2 кг краски?
3) В библиотеку привезли книги. После того как библиотекарь поставила на 3 полки по 27 книг, ей осталось расставить ещё 38 книг. Сколько книг привезли в библиотеку?
4) Для уроков труда купили 14 наборов цветной бумаги по 10 листов в каждом наборе. На поделки истратили 80 листов. Сколько листов осталось?
5) Хозяйка засолила несколько банок огурцов по 5 кг в каждой банке. Зимой съели 30 кг и осталось 10 кг огурцов. Сколько банок огурцов засолила хозяйка?
6) На пришкольном участке ребята вырастили огурцы. После того как разложили огурцы в 5 корзин по 6 кг в каждую, осталось 28 кг. Сколько килограммов огурцов вырастили ребята?
7) В детский сад привезли 2 бидона молока. Сколько литров молока было в каждом бидоне, если, после того как дети выпили 44 литра, осталось 2 литра?
8) На выставку привезли 54 картины. В большой зал повесили 36 картин, а остальные картины развесили в 3 маленьких залах. По сколько картин в каждом маленьком зале?
9) Школьники собрали 49 кг лекарственных трав. 22 кг упаковали в ящик, а остальные в 9 пакетов, поровну в каждый. Сколько килограммов лекарственных трав было в каждом пакете?
10) В школьную столовую привезли творог. Неделю расходовали по 4 кг творога в день. Сколько килограммов творога привезли, если в столовой остался 41 кг творога?
11) В магазине было 84 кг сливы. Продали 6 ящиков по 9 кг в каждом, а остальные упаковали в пакеты по 6 кг в каждом. Сколько было пакетов?
12) У портнихи было 26 м тесьмы. Несколько метров она израсходовала на отделку 4 одинаковых блузок. После этого у неё осталось 14 м тесьмы. Сколько тесьмы пошло на отделку каждой блузки?
13) В магазин привезли апельсины. После того как продали 5 ящиков по 7 кг, в магазине осталось 48 кг апельсинов. Сколько килограммов апельсинов было в магазине?
14) В санаторий привезли 4 мешка муки по 15 кг в каждом. Из 49 кг муки испекли булочки. Сколько килограммов муки осталось?
15) У Саши в коллекции 75 марок. В нескольких больших альбомах по 15 марок. Остальные 30 находятся в маленьких альбомах. Сколько больших альбомов с марками у Саши?
16) Когда портниха пришила по 9 пуговиц к 6 пальто, у неё осталось 32 пуговицы. Сколько пуговиц было у портнихи?
17) Мама должна была прополоть 3 ряда малины по 27 кустов в каждом. Она прополола 65 кустов. Сколько кустов малины осталось прополоть?
18) Ребята собрали 78 грибов. Они сварили 18 грибов. Остальные засолили в банках по 15 грибов в каждой. Сколько банок грибов засолили?
19) Когда из бочки набрали 3 ведра воды по 6 л, в ней осталось 12 л. Сколько литров воды было в бочке?
20) В магазин привезли ящик с 60 мячами. Часть из них разложили в 5 сеток по 7 мячей. Сколько мячей осталось в ящике?
21) Из 3 классов на соревнования отправили по 6 человек. Награды получили 5 человек. Сколько человек осталось без награды?
22) В столовой за неделю израсходовали 63 кг муки. 4 дня расходовали по 12 кг муки в день, а остальную муку поровну в следующие 3 дня. Сколько килограммов муки в день расходовали в последние дни?
СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА РАЗНОСТНОЕ И КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ
1) В одной квартире 9 жильцов, а в другой на 6 жильцов меньше. Во сколько раз во второй квартире меньше жильцов, чем в первой?
2) Мишка стоит 20 рублей, а солдатик в 2 раза дешевле. На сколько дороже мишка, чем солдатик?
3) В первом классе 6 отличников, а во втором на 3 отличника меньше. Во сколько раз в первом классе больше отличников, чем во втором?
4) Первый класс посадил 3 ряда по 5 яблонь, а второй — 8 яблонь. На сколько больше яблонь посадил первый класс?
5) Костюм стоит 120 рублей, а платье в три раза дешевле. На сколько дороже стоит костюм, чем платье?
6) В 3 первых классах по 4 отличника, а в 2 пятых по 3 отличника. На сколько больше отличников в первых классах, чем в пятых?
7) 5 ящиков с апельсинами весят 40 кг, а ящик с хурмой 4 кг. На сколько легче ящик с хурмой?
8) При изготовлении раствора для укладки кирпича требуется 60 кг песка, а цемента на 40 кг меньше. Во сколько раз меньше требуется цемента, чем песка?
9) С бахчи собрали 55 арбузов, а дынь на 44 меньше. Во сколько раз больше собрали арбузов, чем дынь?
10) 2 утки снесли по 8 яиц, а курица снесла 72 яйца. На сколько яиц больше снесла курица, чем 2 утки?
11) Рыбаки поймали 64 форели, а сазанов на 48 меньше. Во сколько раз меньше поймали сазанов, чем форели?
12) В магазине на 5 полках 35 кукол, а на 4 полках 32 машинки. На сколько на каждой полке больше машинок, чем кукол?
13) В первом тайме футболисты забили 3 гола, а во втором в 2 раза больше. На сколько больше голов забили во втором тайме, чем в первом?
14) В столовой за 5 дней расходуется 180 кг хлеба. На сколько килограммов больше расходуется хлеба за 5 дней, чем за один?
15) В саду 5 рядов вишен по 8 деревьев и 4 ряда яблонь по 5 деревьев. Во сколько раз меньше в саду растёт яблонь, чем вишен?
16) Для настилки полов привезли 42 сосновых доски, а еловых в 7 раз меньше. На сколько больше привезли сосновых досок, чем еловых?
17) 6 ящиков апельсинов весят 48 кг, а 4 ящика мандаринов 16 кг. Во сколько раз ящик апельсинов весит больше, чем ящик мандаринов?
18) 7 банок равного веса клубничного варенья весят 14 кг, а 5 банок равного веса земляничного варенья весят 20 кг. Во сколько раз банка с клубничным вареньем легче банки с земляничным вареньем?
19) Глубина колодца 30 м, а глубина оврага на 20 м меньше. Во сколько раз глубина оврага меньше, чем колодца?
20) Ольге 18 лет, а Катя моложе в 3 раза. На сколько младше Катя, чем Ольга?
21) 5 ящиков со сливами весят 35 кг, а 4 ящика с виноградом 48 кг. На сколько килограммов легче ящик со сливами?
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ ДВУХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1) Дети поехали на экскурсию в 3 легковых машинах по 5 человек в каждой и 35 детей поехали в автобусе. Сколько всего детей поехало на экскурсию?
2) Садоводы посадили 4 ряда красной смородины по 6 кустов в ряду и столько же рядов чёрной смородины по 5 кустов. Сколько всего кустов смородины посадили садоводы? Решите 2 способами.
3) Юннаты посадили 3 ряда роз по 8 кустиков в каждом и 5 рядов по 4 кустика в каждом. Сколько всего кустиков роз посадили юннаты?
4) В ларёк привезли 6 ящиков груш по 16 кг и ящик слив весом 26 кг. Сколько всего килограммов груш и слив привезли?
5) Ася купила 3 ручки по рубля и 6 тетрадей по 3 рубля. Сколько денег она заплатила?
6) Школьники окопали 4 ряда яблонь по 11 деревьев в каждом ряду и 15 грушевых деревьев. Сколько всего фруктовых деревьев окопали школьники?
7) Хозяйка засолила 6 банок огурцов по 5 кг в каждой банке и 45 кг помидоров. Сколько овощей засолила хозяйка?
8) У 2 серых куропаток по 8 птенцов, а у 3 белых по 5 птенцов. Сколько всего птенцов у этих птиц?
9) Наташа посадила 4 ряда по 9 луковиц в ряду, а Толя посадил 15 луковиц. Сколько луковиц посадили дети?
10) В цветочный киоск привезли 30 букетов гвоздик по 3 цветка в каждом и 40 букетов роз по столько же цветков в букете. Сколько всего цветов привезли в киоск?
11) К празднику для детского сада купили 2 ящика конфет по 11 кг в каждом и 4 ящика пряников по 10 кг в каждом. Сколько всего килограммов сладостей купили?
12) В ремонтную мастерскую поступило 8 кусков олова по 3 кг и столько же кусков меди по 6 кг. Сколько всего килограммов олова и меди поступило в ремонтную мастерскую? Решите 2 способами.
13) Насыпали 5 мешков пшеницы по 80 кг каждый и 3 мешка ржи по 60 кг каждый. Сколько всего килограммов зерна насыпали в мешки?
14) Купили 3 настольные лампы по 10 долларов и люстру за 56 долларов. Сколько стоила покупка?
15) Пеночка летела 3 дня по 50 км и 2 дня по 40 км. Какой путь пролетела пеночка?
16) Мальчик исписал 4 тетради по 18 листов и столько же тетрадей по 12 листов. Сколько всего листов исписал мальчик? Решите задачу 2 способами.
17) На 3 ветках сидело по 7 воробьёв. На стольких же ветках сидело по 4 зяблика. Сколько птиц сидело на ветках?
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО
1) Купили 2 отреза ситца по 3 м в каждом и 4 отреза шёлка. Сколько метров в 1 отрезе шёлка, если всего купили 26 м ткани?
2) Девочка собрала 3 букета васильков по 20 цветочков в каждом и несколько букетов ромашек по 30 цветочков. Сколько букетов ромашек собрала девочка, если всего у неё было 120 цветов?
3) Для кружка купили 4 набора цветной бумаги по 10 листов в каждом и несколько наборов картона по 5 листов в каждом. Всего купили 100 листов бумаги и картона. Сколько наборов картона купили?
4) Дети клеили игрушки. Всего они склеили 94 игрушки. 10 мальчиков склеили по 3 игрушки. По скольку игрушек склеила каждая из 8 девочек?
5) Для детского сада купили 68 кг конфет. Карамель лежала в 6 коробках по 4 кг в каждой, а шоколадные конфеты в 4 коробках. Сколько килограммов шоколадных конфет в каждой коробке?
6) В магазине было 200 кг лимонов и мандаринов. Лимоны лежали в 5 ящиках по 20 кг, а мандарины в нескольких ящиках по 50 кг. Сколько ящиков мандаринов было в магазине?
7) В зоопарке 92 попугая. В 8 клетках было по 7 попугаев и в нескольких клетках по 9 попугаев. Сколько клеток с 9 попугаями?
8) Дети собрали из 150 деталей конструктора 5 машин и 2 трактора. На каждую машину шло по 20 деталей. Сколько деталей шло на каждый трактор?
9) Купили 95 груш. В 4 больших пакетах лежало по 20 груш. В каждом маленьком пакете лежало по 5 груш. Сколько было маленьких пакетов?
10) В санатории 300 комнат. В 2 летних корпусах по 30 комнат. По сколько комнат в зимних корпусах, если всего их три?
11) 100 школьников поехали на экскурсию. В 2 больших автобуса сели по 40 человек. Остальные сели поровну в 4 машины. По сколько человек было в каждой машине?
12) У Серёжи 150 открыток. В 2 альбомах по 40 открыток с рыбами, остальные открытки с черепахами в 7 альбомах. По сколько открыток с черепахами в каждом альбоме?
13) У Вадика 70 сказок. В 3 книгах по 16 сказок. Остальные на видеокассетах по 2 сказки на каждой. Сколько видеокассет со сказками?
Источник