Решение задач как способ формирования ууд

Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД

Выбранный для просмотра документ Решение проектных задач, как одна из форм формирования УУД.docx

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу представить свой опыт работы по теме: «Решение проектных задач, как одна из форм формирования РУУД». (слайд №1)

В нашей школе уже на протяжение 6 лет, проводится диагностика УУД по Бунеевой Е.В. 1 раз в полугодие мы проводим данную диагностику, на основании которой планируем свою дальнейшую деятельность. Однако, когда в прошлом году мы провели в своих классах в параллели проектную задачу, и я посмотрев на результаты Листов оценивания своих детей, поняла, что я до сих пор получала неполную картину диагностики ребенка. И что как раз проектные задачи и являются эффективным средством создания нестандартных ситуаций, где наши дети и могут проявить свои УУД и показать их сформированность.

Моя задача сегодня рассказать вам конкретно о регулятивных УУД.. Почему я взяла регулятивные УУД? Потому что именно здесь у меня произошли наибольшие несовпадения. Результаты Познавательные, коммуникативные и личностные УУД были примерно одинаковы, разница в процентном соотношении была небольшой.

Итак, по итогам проведения диагностики в 3 классе (в классе 28 человек), где включались задания на проверку следующих групп регулятивных результатов: (слайд №2)

Диагностика Бунеевой Е.В.

Проектные задачи. (1 полугодие)

Самостоятельно формулировать цель деятельности: 66%,

Самостоятельно формулировать цель деятельности: 56%

Составлять план действий: 58%,

Составлять план действий: 52%

Действовать по плану: 60%

Действовать по плану:47%

Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:55%

Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:52%

Проверять и оценивать результаты работы:62%

Проверять и оценивать результаты работы:45%%

Сравнив результаты, я скорректировала свою деятельность.

Начала я свою работу с организации групповой работы в классе, в парах мои дети работают на уроках ежедневно, изучила технологию «Проектная задача». Так как именно при работе в группах у учащихся проявляются умения или неумения планировать ход решения задачи . (слайд №3)

Под проектной задачей понимается задача, в ко торой через систему или набор заданий целенаправлен но стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения ,которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стра тегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протя жении первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают осно вы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в задачу, фактически задает «стратегию решения» этой задачи.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набо ра (или системы) заданий и требуемых для их выполне ния данных.

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

Задает реальную возможность организации взаимо действия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятель ностью учащихся в группе.

Учит (без явного указания на это) способу проекти рования через специально разработанные задания.

Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют пе реконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных за дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Читайте также:  Способы охраны минеральных ресурсов

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы.

Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, в течение учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьника.

Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению УУД учащихся.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, — это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи как правило занимают несколько уроков

Итак, проектные задачи в начальной школе и есть путь к развитию УУД обучающихся, а так же шаг к проектной деятельности., которая в соответствие с ФГОС, обязательно должна присутствовать в основной школе.

Итак, изучив технологию «Проектная задача», я начала применять эту технологию с работы в группах. ( слайд №4)

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с детьми пришли к выводу, что должно достигаться:

— полное внимание к однокласснику;

— серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

— никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все дети принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в регулятивных сферах (работа по инструкции, которую сами и выработали)

И если в начале работы над Проектными задачами группы формировала я сама, то уже сейчас группы формирую по критериям: Например:

В вашей группе 6 чел.

В группе должны быть и девочки и мальчики.

Средний балл вашей группы не больше 220.

Рассмотрим основные этапы работы над проектной задачей и соотнесем их с формируемыми РУУД. (слайд №5)

Основные этапы работы над проектной задачей

1.Погружение в задачу. Формулировка проблемы. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задачи. Определение возможных форм презентации продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия — саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

4. Презентация готового «продукта».

Регулятивные действия — Способность критично и содержательно оценивать свой результат.

1. Погружение в задачу. Формулировка проблемы. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задачи. Определение возможных форм презентации продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование .

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия — саморегуляция и оценка, контроль и коррекция .

4. Презентация результатов.

Регулятивные действия — Способность критично и содержательно оценивать свой результат.

В течение года были проведены ежедневные работы в группах на разных уроках, и реализация проектных задач, заметно, что результаты стали заметно ближе друг к другу, что говорит об их объективности: ( слайд №6)

Диагностика Бунеевой Е.В.

Проектные задачи. (2 полугодие)

Самостоятельно формулировать цель деятельности: 93%,

Самостоятельно формулировать цель деятельности: 89%

Составлять план действий: 76%,

Составлять план действий: 74%

Действовать по плану: 71%

Действовать по плану:70%

Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:61%

Сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки:62%

Проверять и оценивать результаты работы:72%

Проверять и оценивать результаты работы:69%

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

После каждой проектной задачи провожу письменный опрос:

-Что дала эта проектная задача лично мне?

А также устно провожу опрос-дискуссию: -Что полезного, интересного из опыта решения проектной задачи можно использовать в текущей работе нашего класса?

Читайте также:  Труба дренажная способ установки

Источник

«ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Но, у нас нет другого выбора, и мы можем все изменить, с этих слов хотелось бы начать выступление. ФГОС поставил нас в такие рамки, когда мы работаем в других условиях, от учителя начальной школы многое зависит в современном образовательном процессе. Сегодня мы должны работать вместе с ребенком. Тема семинара « ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ».

Прочитайте стихотворение. Образовательное пространство младшего школьника. Какое оно? Где место проектных задач? Что это такое? Нужны ли они? На эти вопросы мы должны ответить в ходе семинара. Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников общеучебных умений в контексте деятельностного подхода. Поэтому в настоящее время все более актуальным становится использование в обучении таких приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Это обусловливает особую актуальность и перспективы использования метода проектных задач как базовой образовательной технологии формирования УУД в начальных классах. Применяя систему проектных задач, можно подготовить ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Т. О. проектная задача (ПЗ) – это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на достижение не существовавшего до этого в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения, которой происходит качественное самоизменение ребенка. Это не проектный метод, а метод решения проектных задач. Смысл, которого создание условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе создания проектов.

Классификация проектных задач

По содержанию : предметная, межпредметная

По составу : одновозрастная, разновозростная.

По месту в учебном процессе :

Запускные (актуализация имеющегося опыта)

Решаемые в течение учебного года (обучающие)

Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в календарно-тематическом планировании учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных разновозрастных задач — по два урока ежедневно в течение недели. Такие «недели проектных задач» в начальной школе становятся кульминационными точками учебного года. В это время учащиеся и педагоги начальной школы имеют возможность остановиться, подвести промежуточные итоги, публично предъявить свои результаты, уйти от конкретных уроков и учебных дисциплин. Таким образом, введение в начальную школу проектных задач как прообраза проектной деятельности потребует и от учителя, и от администрации школы изменений всей образовательной среды школы, поиска эффективных технологий, которые позволят высвободить учебное время для решения системы проектных задач с целью достижения новых образовательных результатов. Т.К. мы вплотную изучением данной технологии занялись только в этом году, осваивая теоретический материал, постепенно переходим к практике внедрения ПЗ в УП., то в рамках семинара будут представлены, имеющиеся наработки в данном направлении. В рамках МО спланирована такая работа на год. 3 междисциплинарных разновозрастных проектных задачи. Мы назвали их образовательные путешествия « Что такое осень?», « Путешествие в страну математики», « Интеллектуальный марафон». Первое « Что такое осень?» провели. Работа по классам велась по темам.

2а — Осенние месяцы.

1а — Осень в лесу и огороде.

3б — Погодные изменения осенью.

4а — Осень в литературе.

1б — Осень в искусстве.

3а- Осень в народном творчестве.

В течение недели собирали материал, оформляли продукт своей деятельности, потом провели общее мероприятие, где погрузились в тем ус разных точек зрения. Каждый класс представил собранный материал и т. о. прошло и взаимообучение, общение, формирование УУД. Чтобы организовать на уроке работу над проектной задачей нужно четко представлять её модель.

Тема семинара « ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ», не будем отходить от понятия УУД, на каждом этапе идет формирование определенных УУД. Например, на 1 этапе. Постановка задачи (мотивационный) формируются:

Читайте также:  Водные растворы способ применения

Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебные цель и задачу, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные УУД – учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

Коммуникативные УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли

Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи учащимися, может стать встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (другого учителя, старшеклассников, родителей и т. п.). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи. Варианты листов экспертов представлены в раздаточном материале.

Проблема для учителя, где взять проектную задачу. Проблема решаема.

Работа над структурой ПЗ.

I этап. Работа над структурой сюжета сказки.
Минимальная структура выглядит так: ГЕРОЙ — ЦЕЛЬ — ПРЕПЯТСТВИЕ — СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВ ИЯ. – РЕЗУЛЬТАТ.

II этап. Герои и их цели.
Герои сказок.
— КТО МОЖЕТ БЫТЬ ГЕРОЕМ СКАЗКИ? (Спектр героев: люди, животные, явления природы, знаки, географические объекты (реки, озера), нравственные категории (Правда и Кривда) и т. д.)
— КАК МОЖНО КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ГЕРОЕВ СКАЗКИ? Самый простой вариант классификации — ДОБРЫЕ и ЗЛЫЕ герои.
2. КАКИЕ ЦЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТ ГЕРОИ? КАКИЕ БЫВАЮТ ЦЕЛИ?
Спектр целей: СПАСТИ КОГО-ТО; ПОМОЧЬ КОМУ-ТО; ПОЛУЧИТЬ КАКОЙ-ТО ЦЕННЫЙ ПРЕДМЕТ; ОБРЕСТИ СВОБОДУ; ЧТО-ТО УЗНАТЬ; РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКУ, ТАЙНУ; ПОЛУЧИТЬ КАКОЕ-ТО КАЧЕСТВО (СМЕЛОСТЬ, СИЛУ И Т. П.); НАЙТИ ДРУЗЕЙ; ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ.

III этап. Препятствия.

Задаем героя и цель, придумываем для него спектр препятствий.

— ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ГЕРОЕВ, как психологические (не хватает смелости, чтоб перепрыгнуть ров), так и биологические (не хватает длины ног, чтоб перепрыгнуть ров);

— ДЕЙСТВИЯ ДРУГИХ ГЕРОЕВ-СОПЕРНИКОВ;

— ВОЛШЕБСТВО (ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ-ВОЛШЕБНИКОВ);

— НАДСИСТЕМА (природные объекты, климатические условия и т.д.).

IV этап. Выбор средств (заданий) преодоления препятствий для достижения поставленной цели.

— Самостоятельная работа слушателей по разработке собственных моделей сюжета проектной задачи в режиме продемонстрированной технологии

— Обсуждение авторских моделей сюжета проектной задачи слушателями.

Обмен мнением. Рефлексия.

Подведем итоги: Целесообразно ли использование ПЗ:

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Основные педагогические цели проектных задач. 1-3 классы – способствование формированию разных способов учебного сотрудничества в том числе публичные выступления экспертов с оценкой деятельности детей.

4 классы –выявление у школьников способностей к переносу известных способов действий к новую для них модельную ситуацию.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: Проектная задача формирует следующие умения у учащихся 1-4 классов

Учит способу проектирования (без указания на это);

Учит рефлексии ( видение причин успеха и поражения);

Целеполаганию (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели);

Коммуникации (взаимодействие, аргументации своей позиции);

Формирование учебного сообщества

Учебное сообщество- это группа детей, способных организоваться для совместного учебного труда непосильного для каждого участника общей работы (Г.А Цукерман. Виды общения в обучении) . Педагогическая задача учителя- создать условия для совместной работы и не участвовать в данной работе. Начало работы сообщества- 1 четверть 1 класса.

В литературе разработана «Модель формирования УУД младших
школьников через постановку проектных задач» представлена в книге Чумаковой И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012. – 144 с.

ВЫВОД, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания – они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Проектно-задачная технология позволяет формировать комплекс УУД младших школьников.

Источник

Оцените статью
Разные способы