Решение задач арифметическим способом.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Открытый урок по математике в 1 классе на тему «Решение задач арифметическим способом» (Школа России).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-matematiki_1.docx | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике в 1 классе на тему «Решение задач арифметическим способом» (Школа России).
Подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории
Тема урока: Решение задач арифметическим способом.
1.Развитие математического мышления учащихся, закрепить изученный материал; выявить уровень полученных знаний и умений.
2.Совершенствовать вычислительные навыки, развивать умение работать самостоятельно.
3.Воспитывать познавательный интерес к предмету, коммуникативную культуру, учить взаимодействию.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
«Доброе утро!»
Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте повернемся к гостям и поздороваемся.
А теперь вперёд – за дело.
Математика нас ждёт.
- Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели.
— У нас сегодня будет необычный урок.
— Скажите, что мы должны помнить на уроке?
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
— А работать будем под девизом….: «Один за всех и все за одного»
— И конечно нам понадобиться хорошее настроение.
Я приглашаю вас в морское путешествие. Мы поплывём на удивительный остров, хозяйка которого – наука МАТЕМАТИКА. Потому, что только она может оценить наши знания, чему мы научились на ее уроках.
Математику называют царицей наук, и нет такой профессии, где бы ни применялись знания математики.
— Вы готовы отправиться в путешествие? Отправляемся в плаванье, садимся поудобнее. Вот наш корабль.
— Чтобы корабль отправился в путь, надо выполнить задания.
— А сейчас – внимание,
Не нужна слабинка.
У нас математическая разминка.
Я проверю, какие вы трудолюбивые, старательные,
Кто умеет слушать внимательно.
а) Индивидуальная работа по карточкам.
б) Игра «Молчанка». Кто решил поднимаем веер с ответом.
Приготовили веер чисел. Показываете только ответ.
(Дети решают и показывают только ответ).
— Давайте вспомним, из каких компонентов состоит сложение. (Дети называют: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма).
— Как нам найти 2 слагаемое, если известно 1 слагаемое и сумма? (Из суммы вычесть 2 слагаемое и т.д.).
в) Вставь пропущенные числа.
— Молодцы, наш корабль отплывает.
- На доске появляется корабль, море, бутылка.
— Ребята, а давайте назовём геометрические фигуры, из которых состоит наш корабль. (Прямоугольник, треугольник, четырёхугольник)
— Ой, ребята, какая-то бутылка? А как она могла попасть сюда?
— Обычно в бутылке отправляли послание. Посмотрим, что же в этой.
НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СЛАЙД С КАРТОЙ.
— Ребята, а там карта. По ней мы определим, куда плыть дальше, если справимся с заданиями.
- Создание проблемной ситуации. Самоопределение к деятельности.
Определите, какой из текстов является задачей?:
1.«У Маши 4 рыбки».
2.«У Маши 4 рыбки, а у Миши- 2 рыбки».
3.«В аквариуме 10 рыбок. 6 рыбок запустил Миша, а остальные Маша. Сколько рыбок запустила Маша?»
4. «Сколько рыбок у Маши и Миши вместе?»
— Из чего состоит задача? (Условие, вопрос, решение, ответ).
— Как вы думаете, что мы будем повторять сегодня на уроке?
— Какие задачи урока стоят перед нами? (Учиться дополнять условия задач и сравнивать величины).
На сегодняшнем уроке
Главной станет вам задача.
Будем вычислять примеры
Устным счетом заниматься.
• На экране пираты.
— Ой, кто это? (Пираты).
— Что они делают? (Они захватили корабль).
А для того, чтобы они нас отпустили, нам необходимо поработать в тетрадях.
Работа в тетради:
Я тетрадь свою открою,
И как надо положу,
Я от вас друзья не скрою,
Ручку я вот так держу!
Тетрадь влево наклоню-
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
На отлично потружусь!
а) Минутка чистописания.
— Давайте вспомним и повторим как правильно писать цифру 6.
— Найдите закономерность. (С каждым написанием цифры 6 добавляем число 6 один раз).
— Из каких чисел может состоять число 6? (1 и 5; 6 и 0; 5 и 1; 2 и 4; 4 и 2; 3 и 3).
— Назовите предыдущее число числа 6. (5).
— Назовите следующее число, которое стоит после 6. (7).
б) Работа по учебнику.
Нам пираты приготовили еще одно задание.
Для того, чтобы мы могли поплыть дальше, нам необходимо поработать с учебником.
— Прочитайте первую задачу. Можете ли вы её решить? (Нет, здесь не сказано, сколько открыток было в киоске).
— Дополните условие задачи так, чтобы её можно было решить. (Учащиеся дополняют задачу своими данными и решают).
Продали – 10 отк.
- Физкультминутка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
— Прочитайте вторую задачу. Каких данных не хватает для решения этой задачи? (Неизвестно, на сколько больше туристов в другой группе).
— Дополните задачу недостающими данным и решите её. (Если учащиеся затрудняются определить недостающие данные, то учитель может открыть схемы задач).
— Сколько мы добавим треугольников?(Столько же сколько и квадратов (7) и добавим ещё 3 треугольника)
— Схему зарисуйте, решение запишите самостоятельно. Фронтальный опрос ответов.
Ответ: 10 туристов.
7. Закрепление изученного материала.
— Ой, смотрите, перед нами остров сокровищ.
Вот и новое испытание.
Что такое тут у нас?
Разберемся мы сейчас.
Работа с учебником.
(Первый столбик у доски с комментированием, а остальные – по рядам.).
Ой, ребята, я вижу дельфинов, которые пришли нам на помощь. И они нам предлагают немного отдохнуть. А пока мы отдыхаем, проведём с вами физминутку.
Учитель включает музыку «Вперёд четыре шага».
Наш корабль отправляется дальше
(Первый и второй столбики учащиеся решают в тетрадях, а третий столбик один ученик решает у доски).
(Первый столбик – с комментированием, второй – самостоятельно).
Наш корабль подошёл к причалу. И мы прибыли с вами на остров – МАТЕМАТИКА.
Скоро прозвенит звонок,
Надо подвести итог.
Наше солнышко смеется,
А у вас как сердце бьется?
— Все ли задачи выполнены?
Вы молодцы, со всеми поставленными задачами справились.
— Сегодня на уроке мне было интересно.
— Сегодня на уроке мне было трудно.
— На этом уроке я понял.
Закончен урок и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам!
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
– Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ВПР по математике (арифметические действия с числами, решение задач арифметическим способом)
Данная презентация подготовлениа для проведения устного счета в 4 классе и позволяет в сжатой наглядной форме проводить подготовку к ВПР по разделам «Арифметические действия» и » Решение задач арифмет.
Методическая разработка ТКУ математики «Сложение, вычитание. Решение задач арифметическим способом» (2класс)
ТКУ содержит планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) на каждом этапе урока.
Конспект урока «Решение текстовых задач арифметическим способом» 2 класс
Цель: закреплять умение решать простые и составные задачи.Предметные задачи: продолжать знакомство с задачами на встречное движение; закреплять умение решать задачи и выражения изученных видов; развив.
Урок математики «Закрепление. Решение текстовых задач арифметическим способом».
Урок — путешествие в зимний лес, проведённый в первом классе. В ходе урока дети закрепляют вычислительные навыки в пределах первого десятка и решают арифметические задачи.
Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Решение текстовых задач арифметическим способом»
Урок-рефлексии в 1 классе по теме: «Решение текстовых задач арифметическим способом".
Конспект интегрированного урока математики во 2-м классе по теме «Решение текстовых задач арифметическим способом»»
Урок проводится во 2 классе по программе «Перспектива".
Источник
Решение текстовых задач арифметическим способом
Разделы: Математика
Обучение решению текстовых задач играет важную роль в формировании математических знаний. Текстовые задачи дают большой простор для развития мышления учащихся. Обучение решению задач – это не только обучение технике получения правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение творческому подходу к поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности и демонстрация учащимися возможностей математики в решении разнообразных задач. Однако при решении текстовых задач в 5-6 классах чаще всего используется уравнение. Но мышление пятиклассников еще не готово к формальным процедурам, выполняемым при решении уравнений. Арифметический способ решения задач имеют ряд преимуществ по сравнению с алгебраическим потому, что результат каждого шага по действиям нагляднее и конкретнее, не выходит за рамки опыта пятиклассников. Школьники лучше и быстрее решают задачи по действиям, чем с помощью уравнений. Детское мышление конкретно, и развивать его надо на конкретных предметах и величинах, затем постепенно переходить к оперированию абстрактными образами.
Работа над задачей предусматривает внимательное прочтение текста условия, вникания в смысл каждого слова. Приведу примеры задач, которые легко и просто можно решить арифметическим способом.
Задача 1. Для приготовления варенья на две части малины берут три части сахара. Сколько килограммов сахара нужно взять на 2 кг 600 г малины?
При решении задачи на “части” надо приучить наглядно представлять условие задачи, т.е. лучше опираться на рисунок.
- 2600:2=1300 (г) — приходится на одну часть варенья;
- 1300*3= 3900 (г) — сахара нужно взять.
Задача 2. На первой полке стояло в 3 раза больше книг, чем на второй. На двух полках вместе стояло 120 книг. Сколько книг стояло на каждой полке?
1) 1+3=4 (части) — приходится на все книги;
2) 120:4=30 (книг) — приходится на одну часть ( книги на второй полке);
3) 30*3=90 (книг)- стояло на первой полке.
Задача 3. В клетке сидят фазаны и кролики. Всего в ней 27 голов и 74 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов в клетке.
Представим, что на крышку клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Тогда все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до нее. Тогда:
- 27*2=54 (ноги) — будут стоять на полу;
- 74-54=20 (ног) — будут наверху;
- 20:2=10 (кроликов);
- 27-10=17 (фазанов).
Задача 4. В нашем классе 30 учащихся. На экскурсию в музей ходили 23 человека, а в кино – 21, а 5 человек не ходили ни на экскурсию, ни в кино. Сколько человек ходили и на экскурсию, и в кино?
Для анализа условия и выбора плана решения можно использовать “круги Эйлера”.
- 30-5=25 (человек) – ходили или в кино, или на экскурсию,
- 25-23=2 (человек) – ходили только в кино;
- 21-2=19 ( человек) – ходили и в кино, и на экскурсию.
Задача 5. Три утенка и четыре гусенка весят 2 кг 500 г, а четыре утенка и три гусенка весят 2кг 400г. Сколько весит один гусенок?
- 2500+2400=2900 (г) – весят семь утят и семь гусят;
- 4900:7=700 (г) – вес одного утенка и одного гусенка;
- 700*3=2100 (г) – вес 3 утят и 3 гусят;
- 2500-2100=400 (г) – вес гусенка.
Задача 6. Для детского сада купили 20 пирамид: больших и маленьких – по 7 и по 5 колец. У всех пирамид 128 колец. Сколько было больших пирамид?
Представим, что со всех больших пирамид мы сняли по два кольца. Тогда:
1) 20*5=100 (колец) – осталось;
2) 128-100-28 (колец) – мы сняли;
3) 28:2=14 (больших пирамид).
Задача 7. Арбуз массой 20кг содержал 99% воды. Когда он немного усох, содержание воды в нем уменьшилось до 98%. Определите массу арбуза.
Для удобства решение будет сопровождаться иллюстрацией прямоугольников.
99% вода | 1% сухое вещество |
98% вода | 2% сухое вещество |
При этом желательно рисовать прямоугольники “сухого вещества” равными, потому что масса “сухого вещества” в арбузе остается неизменной.
1) 20:100=0,2 (кг) – масса “сухого вещества”;
2) 0,2:2=0,1 (кг) – приходится на 1% усохшего арбуза;
3) 0,1*100=10 (кг) – масса арбуза.
Задача 8. Гости спросили: сколько лет исполнилось каждой из трех сестер? Вера ответила, что ей и Наде вместе 28 лет, Наде и Любе вместе 23 года, а всем троим 38 лет. Сколько лет каждой из сестер?
- 38-28=10 (лет) – Любе;
- 23-10=13 (лет) – Наде;
- 28-13=15 (лет) – Вере.
Арифметический способ решения текстовых задач учит ребенка действовать осознанно, логически правильно, потому что при решении таким способом усиливается внимание к вопросу “почему” и имеется большой развивающий потенциал. Это способствует развитию учащихся, формированию у них интереса к решению задач и к самой науке математике.
Чтобы сделать обучение посильным, увлекательным и поучительным, надо очень внимательно отнестись к выбору текстовых задач, рассматривать различные способы их решения, выбирая оптимальные из них, развивать логическое мышление, что в дальнейшем необходимо при решении геометрических задач.
Научиться решать задачи школьники смогут, лишь решая их. “Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их”,- пишет Д.Пойа в книге “ Математическое открытие”.
Источник