Уравнения. Решение уравнений способом подбора.
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
конспект урока по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике по теме:
«Уравнение. Решение уравнений способом подбора».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель: познакомить детей с новым математическим понятием: «уравнение».
Образовательная: способствовать формированию обобщенных представлений детей о понятии «уравнение», рассмотреть один из способов решения уравнений «способ подбора».
Воспитательная: развивать логическое мышление, внимание, самостоятельность.
Развивающая: совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять верные равенства, умение решать текстовые задачи.
Наглядность: карточки «примеры с «окошками», «буквенные выражения», «уравнения», «знаки равенств и неравенств»; плакат «латинские буквы», чертеж с геометрической фигурой.
Тема урока: Уравнение. Решение уравнений способом подбора.
Каллиграфическая минутка: числа 28 и 30.
Чертеж с геометрической фигурой.
Запиши и проверь, что:
а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;
б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.
I. Организационный момент. (1 минута)
— Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок математики. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе лежат учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Все лишнее уберите.
Ну- ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку «5»!
— Сегодня мы с вами познакомимся с новым математическим понятием «уравнение», научимся решать уравнения способом подбора, будем решать примеры на сложение и вычитание в пределах 100, а также решим задачи на нахождение суммы, содержащие отношение «больше на», «меньше на»
— Нам необходимо выполнить № 1, 4, 5, 6 на страницах 68 -69 нашего учебника.
II. Каллиграфическая минутка. ( 2 минуты )
— Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и название работы. Обратите внимание на то, что в слове «классная» 2 буквы «СС», подчеркните их с помощью карандаша и линейки
— На доске написаны числа 28 и 30, запишите их в своих тетрадях. Работайте старательно, прописывайте каждый элемент цифр аккуратно. Не торопитесь.
III. Устный счет. (3 минуты )
А) — Посмотрите на доску и посчитайте, сколько прямоугольников изображено на чертеже. ( На чертеже изображено 9 прямоугольников.)
Б) – На доске записаны в столбик примеры. Устно решите их и найдите лишний пример.
— Какой пример лишний? (Лишний пример – 33+3, потому что его значение равно 36, а значения других примеров равны 31.)
IV. Актуализация знаний. ( 3 минуты )
На доске задание.
Запиши и проверь, что:
а) Сумма чисел 9 и 6 больше, чем разность этих чисел;
б) Разность чисел 30 и 1 равна сумме чисел 20 и 9.
— Прочитайте это задание.
а) — Запишите сначала сумму и разность чисел 9 и 6, пропустив клетку для знака сравнения. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 9-6.)
— Можно сразу сравнить? ( Нет, надо вычислить.)
После вычислений делается вывод:
— 15 больше 3, значит, сумма 9 и 6 больше разности 9 и 6. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 9+6 > 9-6.)
б) Выполняется самостоятельно. Лишь делается вывод учащимися, что разность 30 и 1 равна сумме 20 и 9. ( На доске и в тетрадях учащихся появляется запись 30-1= 20 +9.)
V. Знакомство с новым материалом. ( 7 минут )
На доске карточка +4= 12.
— Вам знакома такая запись? (Да, это пример с «окошком».)
На доске карточка а+4.
— А такая запись вам знакома? (Да, это буквенное выражение.)
— Что мы с вами делали в первом случае? (Подбирали число, чтобы запись была верной.)
— Какое это число? (Это число 8.)
— Что делали во втором случае? ( Вместо буквы подставляли числа и вычисляли.)
На доске карточка х+4=12.
— А сейчас посмотрите на такую запись.
— На что она похожа? ( И на пример с «окошком» и на буквенное выражение.)
— Что нам говорит знак «=»? (Это равенство.)
— Все ли числа известны в этом равенстве? (Нет.)
— Что неизвестно? (Первое число.)
— Как оно обозначено? ( Оно обозначено с помощью латинской буквы.)
— Если оно неизвестно, перед нами встает какая задача? ( Найти, узнать, какое это число.)
— Найдите это число, чтобы равенство стало верным. (Это число 8, потому что 8+4=12.)
— А знаете, что вы сейчас сделали? ( Вы решили уравнение х+4=12.)
-Попробуем сделать вывод из всего сказанного и сделанного.
Уравнение – это равенство. (Обратить внимание на знак «=» в уравнении.)
Которое содержит неизвестное число. (Обратить внимание на число «х» в уравнении.)
— Что надо сделать с неизвестным числом? (Его надо найти.)
— Как обозначается неизвестное число? (Неизвестное число обозначается латинской буквой.)
— Кто может сказать, что такое уравнение? Вы можете воспользоваться учебником, на странице 68 дается определение «уравнения». (Уравнение – это равенство, которое содержит неизвестное число.)
— Что значит, решить уравнение? ( Найти такое число, чтобы равенство было верным.)
— Молодцы, а сейчас проверьте себя, прочитав параграф на странице 68.
— Что же такое уравнение? Расскажите своему соседу. (Взаимопроверка учащихся.)
— Что значит решить уравнение? Расскажите своему соседу. (Взаимопроверка учащихся.)
VI. Физкультминутка. ( 1 минута )
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь, все ребятки!
Мы похлопаем в ладоши
Наши ножки постучали
По коленочкам ударим
Наши ручки поднимайтесь
Наши ручки закружились
VII. Закрепление нового материала. ( 8 минут )
— Что значит решить уравнение? ( Найти неизвестное число, чтобы равенство было верным.)
— Образец записи решения уравнения еще раз внимательно рассмотрите в параграфе на странице 68.
1,2 столбики выполняются с объяснением и записью на доске.
3, 4 столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.
— Прочитайте задание про себя.
— Запишите 1 уравнение. (На доске и в тетрадях учащихся появляется запись уравнения 9+х=14.) Из чисел 7, 5, 1, 3 давайте подберем такое значение х, при котором получится верное равенство.
— Мысленно подставьте вместо х предложенные числа. Чему будет равно значение х, чтобы равенство 9+х=14 было верным? ( Чтобы равенство 9+х=14 было верным, значение х должно быть равно 5.)
На доске и в тетрадях учащихся появляется запись
Проводится аналогичная работа с последующими уравнениями.
VIII. Работа над пройденным материалом. ( 8 минут )
А) Задача № 6, страница 69.
— Прочитайте условие. О ком говорится в задаче? (В задаче говорится о Тане, маме и папе.)
— Что говорится о каждом? (Тане 5 лет, маме – неизвестно, но на 19 лет больше, чем Тане. Папе – тоже неизвестно, сколько лет, но сказано, что ему столько лет, сколько вместе Тане и маме.)
— Запишите условие кратко или выполните схематический чертеж, кому как удобнее. (Самостоятельная работа учащихся.)
Маме — ?, но на 19 л.>
— Самостоятельно запишите решение и запишите по нему выражение.
1) 5+ 19= 24 (г.) – маме.
2) 5+24= 29 (л.) – папе.
1) (5+19)+ 5= 29 (л.) – папе.
Ответ: 29 лет папе.
— Первые 5 ребят, которые выполнят верно это задание получат оценки.
Б) № 5, страница 69.
— Внимательно прочитайте это задание и выполните его самостоятельно.
После выполнения этого задания идет фронтальная проверка этого номера.
IX. Подведение итогов урока. ( 2 минуты )
А) Фронтальный опрос класса по пройденной теме.
— Что нового узнали на уроке? ( Мы узнали о том, что такое уравнение; что значит решить уравнение.)
— Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.)
— Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти такое значение х, при котором равенство будет верным.)
— Что еще делали на уроке? (Решали уравнения, примеры и задачи.)
Б) Выставление оценок.
X. Домашнее задание. ( 1 минута )
На странице 68 выучить определения «уравнение», «решить уравнение».
Источник
Математика. 2 класс
Конспект урока
Математика, 2 класс
Урок №26. Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Что такое уравнение, корень уравнения?
— Как решить уравнение?
Глоссарий по теме:
Уравнение – равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.
Корень уравнения – это значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство.
Решить уравнение, значит найти его корни.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1.– 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – С. 80-81.
2. Моро М. И., Бантова М. А. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1. – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – С. 60.
3. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – С. 60.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы умеете читать буквенные выражения. Например:
Вы уже знаете, что равенства бывают верные и неверные.
Рассмотрим верное равенство с окошком: + 4 = 12
Запишем вместо окошка маленькую латинскую букву , как в буквенное выражение. Какое число надо поместить вместо буквы х, чтобы равенство стало верным?
Это число 8. Получили верное равенство: сумма чисел 8 и 4 равна 12.
Равенство с буквой , которое мы записали – это уравнение.
Неизвестное число обозначается маленькими латинскими буквами, как и в буквенном выражении.
Решить уравнение – значит найти все такие значения х (если они есть), при которых равенство будет верным. Значение буквы, при котором из уравнения получается верное равенство, называется корень уравнения.
Решим уравнение 10 – d = 6 способом подбора.
Возьмём число 5. Сейчас проверим, верно ли подобрали число. Заменим d в уравнении числом 5. Получим равенство: 10 – 5 = 6. Оно неверно. Значит, число подобрали неверно.
Попробуем взять другое число. Например, 4. При подстановке его вместо d получили верное равенство: 10 – 4 = 6. Значит, число четыре – корень уравнения, его решение.
Сейчас мы с вами рассмотрим, как по схеме составить уравнение. Перед нами такая схема. Изучим, что обозначает каждое число в схеме. Число 27 обозначает «целое». Оно состоит из двух частей. Первая «часть» – это число 20, вторая «часть» – это число х.
ЧАСТЬ + ЧАСТЬ = ЦЕЛОЕ
Рассмотрим другой пример. Перед вами другая схема. Изучим, где на схеме целое, а где части: х — это «целое», а 30 и 6 – это части.
Вывод: Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти. Когда решение уравнения находится легко, пользуются способом подбора. Нужно подобрать такое число, чтобы получилось верное равенство.
- Соедините уравнение с его решением.
2. Выберите и подчеркните среди математических записей уравнения.
Источник