- О тригонометрических неравенствах: понятие, типы и особенности решения
- Что такое тригонометрические неравенства
- Виды тригонометрических неравенств
- Простейшие
- Методы решения тригонометрических неравенств
- Общие сведения по решению тригонометрических неравенств
- Решение тригонометрических неравенств с помощью единичной окружности
- Графическое решение тригонометрических неравенств
- Решение тригонометрических неравенств методом интервалов
- Задача 2
- Тригонометрические неравенства. Решение тригонометрических неравенств графическим способом. 10-й класс
- Презентация к уроку
О тригонометрических неравенствах: понятие, типы и особенности решения
Что такое тригонометрические неравенства
Тригонометрические неравенства — неравенства, в которых переменные находятся только под знаком тригонометрической функции.
Тригонометрические функции обозначаются как:
При доказательстве тригонометрических неравенств применяют общие приемы доказательства алгебраических неравенств.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
При этом в тригонометрии спектр применяемых математических методов богаче.
К ним относятся:
- метод от обратного;
- аналитико-синтетический метод;
- методы математического анализа;
- метод математической индукции;
- элементы геометрии;
- векторная алгебра;
- графический метод.
Виды тригонометрических неравенств
Неравенства в тригонометрии подразделяются на два вида:
По однородности они делятся на два типа:
В однородных неравенствах у всех слагаемых степень одинакова по сумме.
Примеры таких неравенств:
В неоднородных — степени слагаемых будут отличаться друг от друга.
Простейшие
Простейшие тригонометрические неравенства имеют вид:
sin х m, cos x m, tg x m, ctg >m; ctg Пример
\(sin 3x — sin x > 0; \)
\(cos x — 5x + 2 > 0.\)
Методы решения тригонометрических неравенств
Общие сведения по решению тригонометрических неравенств
При решении тригонометрических неравенств используют свойство монотонности тригонометрических функций и промежутки их знакопостоянства.
Монотонность характерна как для убывающих, так и для возрастающих функций. Она означает, что в определенном промежутке большему по значению аргумента будет соответствовать большее или меньшее значение функции в зависимости от возрастания или убывания функции, соответственно.
О промежутках знакопостоянства говорят, когда множеству значений аргумента соответствуют только положительные или только отрицательные значения функции.
Чтобы решить простейшее тригонометрическое неравенство, необходимо найти множество всех значений аргумента, которые обращают данное неравенство в верное числовое неравенство.
Важные моменты в решении простейших тригонометрических неравенств:
sin x = 0, если \(\mathrm x=\mathrm<πR>, \ R\in Z;\)
sin x = -1, если \(x=-\frac\pi R+2\pi R\,, \ R\in Z;\)
sin x = 1, если \(x=\frac\pi2+2\pi R, \ R\in Z;\)
sin x > 0, если \(2\pi R
для cos x:
cos x = 0, если \(x=\frac\pi2+\pi R,\ R\in Z;\)
cos x = -1, если \ \(x=\pi+2\pi R, \ R\in Z;\)
cos x = 1, если \(x=2\pi R, \ R\in Z;\)
cos x > 0, если \(2\pi R-\frac\pi2
cos x \(2\pi R+\frac\pi2
tg x > 0, если \(\pi R
tg x \(\pi R-\frac\pi2
тангенс не существует, если \(x=\frac\pi2+\pi R, \ R\in Z.\)
Нестандартные способы решения тригонометрических неравенств включают в себя несколько методик:
- Графический метод.
- Метод постановки.
- Метод интервалов.
- Метод секторов.
- Метод концентрических окружностей для систем тригонометрических неравенств.
Для решения простейших тригонометрических неравенств применяют графический способ решения и решение с помощью числовой окружности.
Решение тригонометрических неравенств с помощью единичной окружности
Решите неравенство: sin x > ½.
Построим единичную окружность. Построим на ней дуги AC и \(AC_1\) . Их синус должен быть равен ½.
Из окружности видно, что все дуги, начинающиеся в точке А и заканчивающиеся в любой внутренней точке дуги \(CBC_1\) , удовлетворяют данному неравенству.
Чтобы получить все решения данного неравенства, прибавим к концам этого промежутка 2πR.
Ответ: \(\frac\pi6+2\pi R
Решите неравенство: cos 3x > ½.
Обозначим 3х через α.
Неравенство примет вид:
Этому неравенству удовлетворяют все точки \[P_\alpha\] единичной окружности, абсциссы которых больше или равны -1/2.
На окружности видно, что эти точки дуги лежат на прямой \(х=-1/2\) или правее ее.
Выделенная на рисунке дуга представляет собой множество всех точек, удовлетворяющих данному неравенству. Концы этой дуги входят в искомое множество. Их абсциссы равны -1/2, значит, удовлетворяют неравенству.
Учитывая периодичность косинуса, запишем решения для неравенства
\(-\frac<2\pi>3+2\pi R\leq\alpha\leq\frac<2\pi>3+2\pi R, \ R\in Z.\)
Вернемся снова к переменной х, получим искомый ответ:
Решите неравенство: tg 2x > 1.
Обозначим 2х через α.
Неравенство примет вид:
Построим окружность и проведем касательную к окружности в точке (1; 0). Эта линия является тангенсом.
Так как α является решением неравенства tg α ≥ 1, то ордината точки \(T_\alpha\) линии тангенсов tg α должна быть равна или больше 1. Луч АТ имеет все эти точки.
Точки \(P_\alpha\) окружности, соответствующие точкам \( P_\alpha\) , образуют дугу.
Для ее точек выполняется неравенство \(\frac\pi4\leq\alpha
Прибавим к этому промежутку период тангенса и получим решение неравенства \(T_\alpha\geq1:\)
Так как \(α=2х\) , получим ответ:
Графическое решение тригонометрических неравенств
Для решения простейших тригонометрических неравенств с помощью графического метода решения строят график тригонометрической функции (sin x, cos x и т. д.) и прямую у=а. Затем выделяют промежутки с помощью построенных графиков. Эти промежутки являются решением неравенства.
Решите неравенство: sin x > ½.
Построим графики функций \(y=sin\) \(x\) и \(y=1/2.\)
Из графика видно, что прямая у=1/2 пресекает синусоиду в бесконечном числе точек.
На нем выделены несколько значений аргументов, которые удовлетворяют данному неравенству: \(\frac\pi6, \frac<5\pi>6.\)
Учитывая периодичность синуса, запишем окончательный ответ:
\(\frac\pi6+2\pi R \(R\in Z.\)
Решите неравенство: tg x ≥ -1.
Построим графики функций \(y = tg\) \(x \) и \(y = -1.\)
Из графика видно, что одним из промежутков, который удовлетворяет неравенств, является:
Учтем периодичность тангенса и получим:
Решение тригонометрических неравенств методом интервалов
Решите неравенство: \(6\sin^2\left(x\right)-5\sin\left(x\right)+1\geq0.\)
Введем новую переменную:
Тогда данное неравенство можно записать в другом виде:
Это неравенство представляет собой квадратное уравнение с корнями:
\(y_1=\frac12 \ и \ y_2=\frac13.\)
Получим из данного трехчлена линейные множители, используя формулу:
Используем метод интервалов для его решения.
Объединим промежутки \(y\geq\frac12\) и \(y\leq\frac13.\)
Тогда получим, что
\(\sin\left(x\right)\leq\frac13\) и \(\sin\left(x\right)\geqslant\frac12.\) (2)
Теперь для решения полученных неравенств применим алгоритм решения по методу единичной окружности.
Решая неравенство (1), на построенной слева окружности видим, что ему удовлетворяют такие значения х:
\(-\pi-arc\sin\frac13\leq x\leq arc\sin\frac13\) . (3)
Для получения всех решений неравенства к полученному промежутку добавим \(2\pi R.\)
\(-\pi-arc\sin\;\frac13+2\pi R\leq x\leq arc\sin\;\frac13+2\pi R,\;R\in Z\) . (4)
Для решения неравенства (2) так же построим окружность и увидим, что ему удовлетворяют значения х:
\(\frac\pi6+2\pi R\leq x\leq\frac<5\pi>6+2\pi R,\;R\in Z.\) (5)
Значения х, удовлетворяющие неравенствам (4) и (5) являются решением данного неравенства.
Задача 2
Решите неравенство: \(\frac <15>
Введем новую переменную: \(у = cos x.\)
Неравенство примет вид:
После преобразований получим:
Используем метод интервалов.
Неравенство \(\cos\;x решения не имеет.
Так как \(-1\leqslant\cos\;x\leqslant\) , то неравенство \(\frac12 надо заменить другим неравенством:
Источник
Тригонометрические неравенства. Решение тригонометрических неравенств графическим способом. 10-й класс
Класс: 10
Презентация к уроку
Оборудование: ПК, проектор, экран, аудиторная доска.
Тип занятия: изучение нового материала.
Образовательная цель: | сформировать навык решения тригонометрических неравенств, используя графический метод решения неравенств; отработать навыки построения графиков тригонометрических функций; познакомить учащихся с основоположниками тригонометрии и историей ее развития. |
Развивающая цель: | обеспечить условия для развития умений анализировать, выделять главное, устанавливать единые общие признаки и свойства; научить применять знания на практике; научить критически оценивать свои знания. |
Воспитательная цель: | воспитывать положительное отношение к знаниям; воспитывать дисциплинированность и добросовестность при выполнении заданий; воспитывать умение работать в парах (чувствовать индивидуальную ответственность за достижение результата). |
Задачи:
- повторить следующие темы по математике: решение квадратных неравенств графическим способом, преобразование графиков тригонометрических функций, понятие arcsin, arccos, arctg и arcctg числа, решение тригонометрических уравнений;
- научить применять графический метод для решения тригонометрических неравенств;
- отработать навыки построения графиков тригонометрических функций;
- расширить кругозор учащихся об истории развития Тригонометрии;
- для активизации познавательной деятельности учащихся применять различные формы и методы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная и групповая (работа в парах) формы работы, использование игровых технологий.
Структура занятия:
- Организационный момент, проверка домашнего задания (3 мин.);
- Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин.);
- Объяснение нового материала (10 мин.);
- Экспертная работа (5 мин.);
- Самостоятельная работа в парах (10 мин.);
- Домашнее задание (2 мин.);
- Игра “Поле чудес” (6 мин.);
- Рефлексия деятельности (итог урока) (4 мин.).
Пояснение к уроку: во время урока учащиеся выставляют баллы в “Рабочую карту урока” согласно правилам, описанным в данной карте. В конце урока подводится итог работы учащихся по количеству набранных баллов.
1. Организационный момент, проверка домашнего задания
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.”.
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.
Прежде чем приступить к изучению нового материала, проверим домашнее задание на сегодня.
Проверка домашнего задания:
№ 11.27 (а, б), № 11.29 (б, е), № 11.30 (б)
Никольский С. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс – М.: Просвещение, 2013.
За каждое правильно выполненное задание – 1 балл в рабочую карту занятия в колонку “Домашняя работа”.
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности
Тема нашего урока – Тригонометрические неравенства. Решение тригонометрических неравенств графическим способом.
Давайте запишем дату и тему урока в тетрадь.
Перед Вами на сегодня стоит задача – научиться применять графический метод для решения тригонометрических неравенств.
Поработаем сначала устно, чтобы вспомнить те понятия и приемы, которые нам понадобятся для изучения новой темы.
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл в рабочую карту занятия в колонку “Устная работа”.
Инструкция по работе с презентацией: при подведении курсора к ответу и нажатии левой кнопки мыши: неверные ответы исчезают, а в области верного ответа всплывает окно со словом “Верно”.
3. Объяснение нового материала
Если вспомнить определение тригонометрического уравнения – это уравнение, содержащее переменную под знаком тригонометрической функции, тогда легко можно дать определение тригонометрического неравенства – это неравенство, содержащие переменную под знаком тригонометрической функции.
Для решения тригонометрических неравенств мы будем использовать графический метод.
Рассмотрим решение неравенства
Построим график функции: и проведём прямую
.
Определим точки пересечения данных графиков:
Заштрихуем область, при которой значения функции больше
, если, например,
Так как функция периодическая (Т=
), значит,
,
Ответ: ,
Рассмотрим решение неравенства
Пусть . Получим неравенство
Рассмотрим графики функций и
Множество решений неравенства
составляют абсциссы точек графика
расположенных выше точек графика
Получим неравенство
Следовательно,
Ответ: ,
[2].
4. Экспертная работа
К доске приглашаются двое учащихся, хорошо разобравшихся в материале и желающих ответить у доски, они будут выступать в роли экспертов, остальные учащиеся могут поправлять их решение по мере надобности с места.
1. Ответ:
,
2. Ответ:
,
За работу у доски учащиеся получают 1-3 балла, за работу с места 1 балл.
5. Самостоятельная работа в парах
Прежде чем перейти к выполнению самостоятельной работы, необходимо заметить, что при решении более сложных тригонометрических неравенств, их с помощью преобразований сводят к простейшим тригонометрическим неравенствам, используя при этом те же приёмы, что и при решении тригонометрических уравнений.
Учащиеся выполняют задание, обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа по парте, выставляя соответствующие баллы, ответы представлены на экране, подробное решение неравенств под номером 3 необходимо заранее подготовить на аудиторной доске.
Для решения тригонометрических неравенств графическим методом можно использовать Приложение № 2 к данному уроку.
Вариант № 1 Решить неравенства | Вариант № 2 Решить неравенства |
1. | 1. |
2. | 2. |
|
За каждое верное задание № 1,2-1 балл, № 3 – 3 балла.
Подведение итогов изучения новой темы. Учащимся необходимо ответить на вопросы учителя.
Вопросы:
- Какой метод мы использовали для решения тригонометрических неравенств?
- Что необходимо предпринять, чтобы решить тригонометрическое неравенство графическим способом?
- Как влияет периодичность тригонометрических функций на ответ при решении тригонометрических неравенств?
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл в рабочую карту занятия в колонку “Устная работа”.
6. Домашнее задание
Никольский С. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс – М.: Просвещение, 2013.
п. 11.5, 11.6, № 11.34 (б), 11.36 (в), 11.37 (в), 11.38 (б), 11.41 (б)
Дополнительное задание (по желанию):
Решить неравенство
7. Игра “Поле чудес”
Игра построена по принципу одноименной телевизионной игры. Учитель читает задание, учащиеся могут открыть любую букву, если выполнят скрытое в данной ячейке задание.
За каждую угаданную букву (решенное задание) учащиеся получают 1 балл, за отгаданное слово – 5 баллов.
Инструкция по работе с презентацией: при подведении курсора к ячейке, за которой скрывается буква, и нажатии левой кнопки мыши: появляется задание, которое необходимо выполнить, при повторном нажатии левой кнопки мыши в данную область появляется скрытая там буква.
Древнегреческий астроном, географ и математик II века до н.э., часто называемый величайшим астрономом античности. Главной заслугой его считается то, что он привнёс в греческие геометрические модели движения небесных тел предсказательную точность астрономии Древнего Вавилона.
При разработке теорий Луны и Солнца он использовал античный вариант тригонометрии. Возможно, он первым составил таблицу хорд, аналог современных таблиц тригонометрических функций.
Швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Автор более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и др.
Почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки. С 1731 по 1741, а также с 1766 года был академиком Петербургской Академии Наук (в 1741—1766 годах работал в Берлине, оставаясь одновременно почётным членом Петербургской Академии). Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском. Первые русские академики-математики (С.К. Котельников) и астрономы (С.Я. Румовский) были его учениками.
Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана этим выдающимся математиком XVIII века. Именно он первым ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения.
Ответ: Леонард Эйлер
Наука об измерении треугольников. Данный термин впервые появился в 1595 г. как название книги немецкого математика Бартоломеуса Питискуса, а сама наука ещё в глубокой древности использовалась для расчётов в астрономии, геодезии и архитектуре..
Раздел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии.
Рефлексия деятельности (итог урока)
Рабочая карта занятия
о/т — оценка товарища, о/у- оценка учителя, с/о – самооценка, о/г-оценка группы
с/о
Общее количество баллов, по 1 за каждое правильно выполненное задание.
о/у
Общее количество баллов, по 1 за каждый правильный ответ.
о/г
1-3 балла за работу у доски,
1 балл за работу с места.
о/т
За каждое верное задание
№ 3 – 3 балла.
о/у
Общее количество баллов, по 1 за каждый правильный ответ, за отгаданное слово – 5 баллов.
- 16 и более баллов – оценка “5”
- 11 — 15 баллов – оценка “4”
- 6 — 10 баллов – оценка “3”
Литература:
- Никольский, С.М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/ С. М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2013.
- Чулков, П.В. Материалы курса “Уравнения и неравенства в школьном курсе математики”: Лекции 5-8./ П.В. Чулков. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
- Егерев, В.К. Сборник задач по математике для поступающих во втузы: учеб. пособие/ В.К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В. Зайцев и др.; Под ред. М.И. Сканави. – М.: “Столетие”, 1997.
Источник