Решение текстовых задач различными способами

Решение текстовых задач различными способами

Работа посвящена решению задач из школьных учебников «Математика-5,6» авт. Виленкин и др. и «Алгебры -7» авт. Алимов и др. различными способами.

Скачать:

Вложение Размер
reshenie_zadach_raznymi_sposobami_npk.pptx 2.65 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

XXIII муниципальная научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск» Выполнила: ученица 7А класса МБОУ « Горячеключевская СОШ» Омского МР Омской области Бутакова Полина Юрьевна Руководитель: учитель математики МБОУ « Горячеключевская СОШ» Омского МР Омской области Алферова Наталья Васильевна «Решение текстовых задач различными способами»

Актуальность. Данная тема интересна, потому что она позволяет находить новые неординарные подходы к решению задач, ведь многие текстовые задачи очень трудно решить аналитическим путем. Научившись решать задачи различными способами, я смогу применять их не только на уроках, но и олимпиадах. Цель работы: исследование различных способов решения текстовых задач в курсе изучения математики 5- 7 классов. Объект исследования : текстовые задачи в курсе математики 5-7 классов. Предмет исследования : способы решения текстовых задач. Проблема: в школьном курсе изучения математики используется ограниченное количество способов решения текстовых задач. Гипотеза: с помощью различных способов можно упростить и ускорить процесс решения текстовых задач. XXIII муниципальная научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск»

Задачи: изучить научную литературу по данной проблеме; рассмотреть способы решения текстовых задач; описать методы и способы решения задач в 5 — 7 классах; продемонстрировать различные способы решения одних и тех же текстовых задач; провести сравнительный анализ различных методов решения текстовых задач, выявить наиболее рациональный; показать преимущество знаний различных способов решения текстовых задач; сделать подборку задач, решаемых различными способами, из учебников Математика-5, Математика-6, авт. Н.Я. Виленкина , В.И. Жохова, Алгебра -7 авт. Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина и др. XXIII муниципальная научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск»

Из истории математического образования в России Обучение в России долгое время велось «по правилам », учитель лишь формулировал основные определения и правила, и разбирал решение типовых задач. Ученик должен был знать на память ряд правил и решать задачи, попадающие в сферу его деятельности. Считалось , что «понимать-то едва ли нужно было». «Это ничего, что ты ничего не понимаешь, ты и впереди также многого не будешь понимать», — утешал бывало наставник своего питомца, и вместо понимания рекомендовал не заноситься, а выучить наизусть все, что задают, и потом стараться применить это к делу [8] . Первый учебник математики был создан в 1703 году. Автором этого учебника стал Леонтий Филиппович Магницкий, а назывался учебник «Арифметика, сиречь наука числительная …». Эта «Арифметика…» прослужила в качестве школьного учебника почти до середины XVIII века.

«Какие способы решения текстовых задач вы знаете?»

В современной математике существуют различные способы решения текстовых задач: Арифметический метод . Решить задачу арифметическим способом значит найти ответ, на требование задачи, выполняя арифметические действия над числами. Алгебраический метод . Решить задачу алгебраическим способом — это значит найти ответ на требование задачи, составив и решив уравнение или системы уравнений (или неравенств). Геометрический метод. Решить задачу геометрическим методом — значит найти ответ на требование задачи, используя геометрические построения или свойства геометрических фигур. Схематический метод. Решить задачу схематическим способом — это значит найти ответ на требование задачи, как правило, с помощью схем. Графический метод. Решить задачу графическим способом — значит решить задачу с помощью графиков в прямоугольной системе координат. Различные способы решения текстовых задач

А С В Французский математик София Жермен писала: « Алгебра – не что иное, как записанная в символах геометрия, а геометрия – это просто алгебра, воплощенная в фигурах» Задача 4. Предприятие уменьшило выпуск продукции на 20% . На сколько процентов необходимо теперь увеличить выпуск продукции, чтобы достигнуть его первоначального уровня. Если а – первоначальное количество продукции, а х — % изменения, то а•(1-0,20)•(1+0,01х) =а . Решив уравнение, найдём х=25%. Но геометрический способ , на мой взгляд, наиболее наглядно позволяет увидеть решение. 1/5 АВ = 20% от АВ, СВ= 25% от АС. Ответ: на 25%. Геометрический способ решения текстовых задач

Геометрический способ решения текстовых задач Задача 5. № 258 учебника Математика-6, авт. Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов. В бригаде 5 рабочих. Зарплата первого рабочего увеличилась на 10%, второго на 20%, третьего на – 30%, а у четвертого и пятого осталась прежней. На сколько процентов в среднем выросла зарплата рабочего этой бригады, если раньше все они имели одинаковую зарплату? 1) 10%=0,5 клетки 2) 20%=1 клетка 3) 30%=1,5 клетки 4) 5) 100% — 25 клеток, значит 1 клетка= 4%. Ответ:12 % Аналогичным способом можно рекомендовать задачи № 1675 учебника Математика-5, авт. Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов.

Геометрический способ решения текстовых задач Задача 6 . № 654 учебника Алгебра – 7, авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин. Из 14 м ткани можно сшить 4 мужских и 2 детских пальто. Сколько метров ткани необходимо для пошива одного мужского и одного детского пальто. Если из 15 м той же ткани можно сшить 2 мужских и 6 детских пальто? Решение: Изобразим количество ткани на 1 мужское пальто отрезком одной длины, а на детское пальто — отрезком меньшей длины. Получим следующую картину: 1) 4 больших и 2 маленьких, 14 м 2) 2 больших и 6 маленьких, 15м 3)Уравняем количество больших отрезков, например, уменьшив отрезок первый в 2 раза: 14:2 =7 м. Найдём разницу меньших отрезков и разницу в м между 2) и 3) строкой: 6 — 1= 5 отрезков, 15 — 7= 8 метров, значит 8:5=1,6 м. Получили, что на одно детское пальто расходуется 1,6 м ткани, значит на 1 мужское пальто 2,7 м . Подобным способом можно рекомендовать решать задачи № 519 , №960, №1837 учебника Математика-5, авт. Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов, №777 учебника Алгебра – 7, авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и др.

Решение задачи алгебраическим и способом Из 14 м ткани можно сшить 4 мужских и 2 детских пальто. Сколько метров ткани необходимо для пошива одного мужского и одного детского пальто. Если из 15 м той же ткани можно сшить 2 мужских и 6 детских пальто ? Алгебраический способ сводит решение задачи к решению системы двух уравнений с двумя неизвестными. Пусть на 1 мужское пальто расходуется х м ткани, а на 1 детское y м ткани, тогда 4х+2у=14 , Решив систему уравнений, получим тот же ответ. 2х+6у=15 .

Задача 7. Моторная лодка, скорость которой в стоячей воде 15 км/ч, прошла по течению реки 35 км и против течения 25 км. На путь по течению реки она затратила столько же времени как на путь против течения. Какова скорость течения реки? Алгебраический метод приводит к уравнению: 35/(15- x )= 25/(15+ x ), где x – скорость течения реки. Решив уравнение, находим x =2,5км/ч. Геометрически: А В С D E F t t 15+x 15-x S 1 = AB • AD =35, S 2 = BE • EF =25, S = S 1 + S 2 =35+25=60. S= AE • EF , AE =(15+ x ) +(15- x ) =30, EF= t , тогда имеем: 30 t =60, t =2, 35:2 = 17,5 – скорость движения лодки по течению, 17,5 – 15 = 2,5 км/ч – скорость течения реки. Геометрический способ решения текстовых задач

Задача 8. № 781 учебника Алгебра – 7, авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягина. Заводской цех должен был выполнить план по изготовлению однотипных деталей за 10 дней, но уже за день до срока он не только выполнил задание, но и изготовил сверх плана 3 детали, т.к. ежедневно изготовлял сверх плана по 2 детали. Сколько деталей должен был изготовить заводской цех по плану? Алгебраически решение задачи сводится к уравнению: 9 (х+2) -10х =3, откуда х=15 . Ответ: 15 деталей в день должен был изготовить заводской цех по плану . Геометрически: 9 1 Х дет. Х+2 дет . 9 2 Х дет. Т.к. количество деталей сверх плана на 3 детали больше планируемого, то S BEFC на 3 ед. 2 меньше S ABKM , разница площадей этих прямоугольников будет только в разнице S DMKC и S AEFD : 2•9- x•1=3 детали, 18-х=3, отсюда х= 15. Геометрический способ решения текстовых задач

Решение текстовых задач схематическим способом Задача 10. У мамы имеется 70 % уксусная эссенция и 6% пищевой уксус. Для консервирования, ей нужно получить 14% раствор уксуса. Как маме получить необходимый раствор? 70% 14-6=8 8:8=1часть 14% НОД(8;56)=8 6% 70-14=56 56:8=7 частей Значит, для получения необходимого раствора нужна 1 часть 70% эссенции и 7 частей 6% пищевого уксуса. В роли одной части может выступать, например, чайная ложка.

Задача 11. №1220 учебника Математика-6, авт. Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов. В спортивном зале собрались Витя, Коля, Петя, Серёжа и Максим. Оказалось, что каждый из мальчиков знаком только с двумя другими. Кто с кем знаком? Схематическим способом с помощью граф можно рекомендовать решить задачу №1303 учебника Математика-6, авт. Н.Я. Виленкина , В.И. Жохова Решение текстовых задач схематическим способом

Решение текстовых задач графическим способом Задача 12. Расстояние между двумя городами равно 450 км. Два автомобиля выходят одновременно навстречу друг другу. Один автомобиль мог бы пройти все расстояние за 9 часов, другой – вдвое быстрее. Через сколько часов они встретятся? Данную задачу можно решить арифметическим способом. Вычислим скорости автомобилей v 1 =450:9=50 км/ч, v 2 =450:4,5=100км/ч, v сближения = 50+100=150 км/ч, t = S : v =450:150=3 часа. Решим её графически . По оси ординат отложим расстояние, а по оси абсцисс время. Движение автомобилей изобразим в виде двух прямых, выходящих навстречу друг другу. Читаем с чертежа ответ : автомобили встретятся через 3 часа.

Задача13 . №356 учебника Математика-6, авт. Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов. С автовокзала вышел автобус со скоростью 60 км/ч. Через 0,5 ч вслед за ним вышла легковая автомашина со скоростью 75 км/ч. Через сколько часов после своего выхода легковая автомашина будет впереди автобуса на 45 км? Алгебраический способ: 75х-60(х+0,5)=45, х = 5 часам Решение текстовых задач графическим способом Графический способ: Можно рекомендовать решить графическим способом задачи №1735, №1830 учебника Математика-5, авт. Н.Я. Виленкин , В.И. Жохов, №614 учебника Алгебра – 7, авт. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин .

Заключение Вывод : Арифметическим способом можно решать простые задачи 5-6 класса. В 6- 7 классах уже используется более универсальный метод – алгебраический . Я убедилась, что задачи на проценты, движение и совместную работу, можно решать с помощью геометрии. Геометрический способ является неординарным и рациональным, отличается быстротой и наглядностью . Схематический способ решения текстовых задач значительно упрощает решение задач на смешивание растворов и получение сплавов. Графический способ очень хорош при решении задач на прямолинейное движение. В результате выполнения исследовательской работы я расширила своё представление о способах решения текстовых задач, освоила и сравнила эти способы, показала их применение при решении задач, которые рассматриваются в наших учебниках. Владея несколькими способами, я научилась быстрее и рациональнее решать задачи и теперь буду увереннее себя чувствовать на уроках математики. Надеюсь, моя работа будет полезна не только мне, но и принесёт пользу моим сверстникам.

Известный математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич говорил: « Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» . XXIII муниципальная научно-практическая конференция школьников НОУ «Поиск»

Источник

Исследовательская работа Решение текстовых задач различными способами

Республиканская открытая конференция научного объединения учащихся «Сигма»

Тема: «Различные способы решения текстовых задач»

ученик 10 класса МОУ СОШ№1

Дугулубгова Фатимат Султановна,

учитель математики высшей категории

МОУ СОШ№1 с.п.В.Куркужин

2. Алгоритмизация текстовых задач ………………………………………………..4

2.1. Алгебраический и арифметический способы решения текстовых задач……5

2.2.Графический способ решения текстовых задач ……………………………….7

3. Задачи на совместную работу ……………………………………………………9

Известно, что исторически долгое время математические знания передавались из поколения в поколение в виде списка задач практического содержания вместе с их решениями. Первоначально обучение математике велось по образцам. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определённое «правило». Таким образом, в давние времена обученным считался тот, кто умел решать задачи определённых типов, встречавшихся в практике.

Но сейчас решениям задач уделяется достаточно много внимания в школе. Умение решать задачи современный человек независимо от рода деятельности и уровня образования нуждается непрерывно.

Кроме того, разнообразные способы решения будят фантазию, позволяют организовать поиск решения каждый раз новым способом. Тем более, статистика сдачи ЕГЭ и ОГЭ показывает, что большинство учащихся не справляются с текстовыми задачами.

Актуальность данной работы можно обобщить тем, что с помощью текстовой задачи формируются важные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Исходя из вышесказанного, мы делаем следующие выводы: Объект исследования : различные способы решения задач; Предмет исследования: блок текстовых задач по математике; Цель исследования : рассмотрение текстовых задач и применение к их решению арифметического, алгебраического, графического способов решения; Задачами для реализации цели исследования являются разбор и решение текстовых задач из ОГЭ и ЕГЭ. Методы исследования : практико-поисковый, анализ и классификация типов текстовых задач. Предполагаемые продукты: т ипология задач и методы их решения, разработка методики решения текстовых задач, используемых в ОГЭ и ЕГЭ. Конечный результат : успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ Гипотеза: многие считают, что текстовые задачи нельзя решить легко, но так ли это на самом деле.

2. Алгоритмизация текстовых задач

В школьном курсе математики решение текстовых задач считается одним из самых сложных для восприятия и усвоения разделов. Это объясняется в значительной степени тем, что если задачи другого рода требуют от своего решения формально-технического аппарата, применение которого алгоритмизировано, то решение текстовых сюжетных задач требует от нас еще и этапа составления уравнения или системы уравнений, понимания имеющихся в задаче условий и перевода их на математический язык. И этот этап в большей степени, чем все остальные носит эвристический характер. Чтобы облегчить данную работу нужно рассматривать любую текстовую задачу как систему, в независимости от того, является ли она задачей на движение, на работу и т.д.

Итак, для того, чтобы рассматривать задачу как систему, нам необходимо определить: элементы задачи; характер взаимосвязей между элементами. Первый набор элементов, который необходимо определить в задаче как системе – это участники контекста задачи (машина и велосипед, поезда, амфибии и самолеты; рабочие и землеройки, станки и роботы и т. д.) Уравнения, которые составляются на основании условий задач на движение, как правило, содержат такие величины, как скорости движущихся объектов, расстояние, время, ускорение, а также скорость течения воды (движение по реке).

Решая задачи для различных типов движения нам необходимо определить некоторые особенности.

Для равномерного движения по прямой будут характерны следующие особенности:

1) Движение на отдельных участках считается равномерным, а пройденный путь определяется по формуле , где — скорость, — время.

2) Скорость считается всегда величиной положительной.

3) При движении объекта по течению реки, скорость течения которой равна , а собственная скорость объекта в стоячей воде равна , скорость объекта по течению реки относительно берега будет равна . При движении объекта против течения реки, его скорость относительно берега будет равна , при этом должно выполняться неравенство .

4) Когда в условии задачи говорится о движении плотов, то можно считать, что плот имеет ту же скорость, что и течение реки.

Исследовав типы задач для различных типов движения из Открытого банка задач ЕГЭ по математике, мы можем разделить их на группы – задачи на движение в одном направлении, задачи на встречное движение и движение туда и обратно, и составить для каждой группы одну общую модель решения данных задач.

2.1.Алгебраический и арифметический способы решения задач на движение

В задачах на движение за неизвестную величину чаще всего, за неизвестную наиболее рационально принимать наименьшую из величин или то, что необходимо найти. При этом не стоит забывать о том, что нам необходимо указать дополнительное условие, т. е. например, если это скорость, то она не может быть отрицательной или равной нулю. Для решения задач достаточно правильно составить таблицу:

Скорость

Источник

Читайте также:  Определения пола ребенка по народным способами
Оцените статью
Разные способы