Решение текстовых задач арифметическим способом.
презентация к уроку (5 класс) на тему
Презентация к уроку решение текстовых задач арифметическим способом . 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_tekstovyh_zadach_arifmeticheskim_sposobom_morozova_e.v.ppt | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Красный Кут Морозова Елена Владимировна
“ Учиться нелегко, но интересно». Я. Каменский .
Задача №1: В книге 40 страниц. Девочка прочитала в 3 раза больше, чем осталось прочитать. Сколько страниц осталось прочитать? Решение: 1 часть — осталось прочитать 3 части — девочка прочитала 1+3=4 части на 40 страниц 40:4=10 — осталось прочитать Ответ: 10
Задача №2: У хозяйки было 20 кур и цыплят. Кур меньше, чем цыплят в 4 раза. Сколько было кур, цыплят? Решение: 1 ч — куры 4 ч — цыплята Всего — 5 ч 20:5=4 (куры) 4х4=16 (цыплята ) Ответ: 4 и 16
Задачи для совместного решения
Задача №3: Старинная китайская задача (письменно): В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов. Решение: — Представьте, что наверх клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле? Ответ: 23 и 12 35х2=70 Остальные не посчитаны – это передние лапы кроликов. Сколько их? 94-70=24 Сколько же кроликов? 24:2=12 А фазанов? 35-2=23 Но в условии задачи даны 94 ноги, где же остальные?
Задача №4: Старинная русская задача : Помещик, узнав, что корова стоит вчетверо дороже собаки и вчетверо дешевле лошади, захватил на ярмарку 200 рублей. На все эти деньги купил собаку, 2 коровы и лошадь. Сколько стоит собака, корова и лошадь? Решение: Повторив условие задачи, сделаем краткую запись: Цена собаки Мне нравится
Источник
Решение текстовых задач арифметическим способом
Разделы: Математика
Обучение решению текстовых задач играет важную роль в формировании математических знаний. Текстовые задачи дают большой простор для развития мышления учащихся. Обучение решению задач – это не только обучение технике получения правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение творческому подходу к поиску решения, накопление опыта мыслительной деятельности и демонстрация учащимися возможностей математики в решении разнообразных задач. Однако при решении текстовых задач в 5-6 классах чаще всего используется уравнение. Но мышление пятиклассников еще не готово к формальным процедурам, выполняемым при решении уравнений. Арифметический способ решения задач имеют ряд преимуществ по сравнению с алгебраическим потому, что результат каждого шага по действиям нагляднее и конкретнее, не выходит за рамки опыта пятиклассников. Школьники лучше и быстрее решают задачи по действиям, чем с помощью уравнений. Детское мышление конкретно, и развивать его надо на конкретных предметах и величинах, затем постепенно переходить к оперированию абстрактными образами.
Работа над задачей предусматривает внимательное прочтение текста условия, вникания в смысл каждого слова. Приведу примеры задач, которые легко и просто можно решить арифметическим способом.
Задача 1. Для приготовления варенья на две части малины берут три части сахара. Сколько килограммов сахара нужно взять на 2 кг 600 г малины?
При решении задачи на “части” надо приучить наглядно представлять условие задачи, т.е. лучше опираться на рисунок.
- 2600:2=1300 (г) — приходится на одну часть варенья;
- 1300*3= 3900 (г) — сахара нужно взять.
Задача 2. На первой полке стояло в 3 раза больше книг, чем на второй. На двух полках вместе стояло 120 книг. Сколько книг стояло на каждой полке?
1) 1+3=4 (части) — приходится на все книги;
2) 120:4=30 (книг) — приходится на одну часть ( книги на второй полке);
3) 30*3=90 (книг)- стояло на первой полке.
Задача 3. В клетке сидят фазаны и кролики. Всего в ней 27 голов и 74 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов в клетке.
Представим, что на крышку клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Тогда все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до нее. Тогда:
- 27*2=54 (ноги) — будут стоять на полу;
- 74-54=20 (ног) — будут наверху;
- 20:2=10 (кроликов);
- 27-10=17 (фазанов).
Задача 4. В нашем классе 30 учащихся. На экскурсию в музей ходили 23 человека, а в кино – 21, а 5 человек не ходили ни на экскурсию, ни в кино. Сколько человек ходили и на экскурсию, и в кино?
Для анализа условия и выбора плана решения можно использовать “круги Эйлера”.
- 30-5=25 (человек) – ходили или в кино, или на экскурсию,
- 25-23=2 (человек) – ходили только в кино;
- 21-2=19 ( человек) – ходили и в кино, и на экскурсию.
Задача 5. Три утенка и четыре гусенка весят 2 кг 500 г, а четыре утенка и три гусенка весят 2кг 400г. Сколько весит один гусенок?
- 2500+2400=2900 (г) – весят семь утят и семь гусят;
- 4900:7=700 (г) – вес одного утенка и одного гусенка;
- 700*3=2100 (г) – вес 3 утят и 3 гусят;
- 2500-2100=400 (г) – вес гусенка.
Задача 6. Для детского сада купили 20 пирамид: больших и маленьких – по 7 и по 5 колец. У всех пирамид 128 колец. Сколько было больших пирамид?
Представим, что со всех больших пирамид мы сняли по два кольца. Тогда:
1) 20*5=100 (колец) – осталось;
2) 128-100-28 (колец) – мы сняли;
3) 28:2=14 (больших пирамид).
Задача 7. Арбуз массой 20кг содержал 99% воды. Когда он немного усох, содержание воды в нем уменьшилось до 98%. Определите массу арбуза.
Для удобства решение будет сопровождаться иллюстрацией прямоугольников.
99% вода | 1% сухое вещество |
98% вода | 2% сухое вещество |
При этом желательно рисовать прямоугольники “сухого вещества” равными, потому что масса “сухого вещества” в арбузе остается неизменной.
1) 20:100=0,2 (кг) – масса “сухого вещества”;
2) 0,2:2=0,1 (кг) – приходится на 1% усохшего арбуза;
3) 0,1*100=10 (кг) – масса арбуза.
Задача 8. Гости спросили: сколько лет исполнилось каждой из трех сестер? Вера ответила, что ей и Наде вместе 28 лет, Наде и Любе вместе 23 года, а всем троим 38 лет. Сколько лет каждой из сестер?
- 38-28=10 (лет) – Любе;
- 23-10=13 (лет) – Наде;
- 28-13=15 (лет) – Вере.
Арифметический способ решения текстовых задач учит ребенка действовать осознанно, логически правильно, потому что при решении таким способом усиливается внимание к вопросу “почему” и имеется большой развивающий потенциал. Это способствует развитию учащихся, формированию у них интереса к решению задач и к самой науке математике.
Чтобы сделать обучение посильным, увлекательным и поучительным, надо очень внимательно отнестись к выбору текстовых задач, рассматривать различные способы их решения, выбирая оптимальные из них, развивать логическое мышление, что в дальнейшем необходимо при решении геометрических задач.
Научиться решать задачи школьники смогут, лишь решая их. “Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а, если хотите научиться решать задачи, то решайте их”,- пишет Д.Пойа в книге “ Математическое открытие”.
Источник
Технологическая карта урока по математике в 5 классе по теме «Решение задач арифметическими способами»
учитель математики МБОУ СШ №1 г. Арзамас
Технологическая карта урока
по учебному предмету «Математика» в 5-м классе
на тему «Решение задач арифметическими способами»
УМК С.М.Никольского и др. «Математика, 5». – М.: Просвещение, 2011г. Учебник Никольский С.М. и др. Математика 5 класс. –М.: Просвещение,2012
Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения)
Содержательная: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Формирование личностых УУД:
Формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению по поводу разрешаемой проблемы, готовности вести диалог с окружающими и достигать в нем взаимопонимания.
Формирование ценности здорового образа жизни
Формирование познавательных УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определятьспособы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,определять возможные роли в совместной деятельности;
Предметные результаты: Учащиеся научатся:
строить модель условия задачи в виде схемы, рисунка с целью поиска решения задачи;
осуществлять способ поиска решения задачи;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
Доска, мультимедиа проектор, компьютер,
рабочие листы с алгоритмом самооценки, рабочие тетради, учебники: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин
Дидактическая структура учебного занятия (урока)
Деятельность и действия учителя
Деятельность и действия ученика
Используемые методы, приёмы, формы
1. Этап мотивации к учебной деятельности
1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
2. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
– Здравствуйте, ребята. Начать урок мне хотелось бы с фразы известного математика Пойа. Посмотрите на экран и постарайтесь прочитать, т.к. когда я набирала текст, у меня сломалась клавиша для пробела. (На экране фраза «Есливыхотите научитьсяплаватьтосмеловходитевводуаеслихотитенаучитьсярешатьзадачиторешайтеих».)
А теперь давайтепосмотрим, что есть у вас на партах для работы сегодня на уроке. Это Рабочий лист (РЛ) . В течение урока вы будете с ним работать и в конце сдадите мне.Подпишите его и отредактируйте прочитанную вами фразу.
— Итак, чем, как вы думаете, мы будем заниматься на уроке?
Т.екакая может быть тема сегодняшнего урока? ( решение задач )
Запишите тему на Р.Л. и в схеме слово « Задачи »
Визуальный контроль готовности кабинета и рабочего места к уроку.Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. Читают фразу на экране.
Отвечают на вопросы
Формулируют тему урока и записывают её на РЛ
Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности кабинета и учащихся к уроку
Беседа в ходе фронтальной работы
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
1. Организовать актуализацию изученных способов действий.
2. Зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение типов задач).
3. Мотивировать учащихся к учебному действию.
4.Организоватьвыполнение учащимися учебного действия.
— Мы с вами окажемся в школе С.А.Рачинского, который жил с 1833 по 1902 год, и будем решать задачи того времени.
— Какие знания вам сегодня понадобятся?
Чтобы понять, с какими задачами мы встретимся,расшифруйте анаграммы и заполните второй ярус в схеме на рабочем листе .
— Что у вас получилось? Так с какими же задачами мы сегодня будем работать?
— Поработайте в парах, распределите задачи поназванным вами группам (учитель раздаёт учащимся лист, на котором девять задач по данным темам)
-Давайте проверим. Какую задачу можно отнести к двум разным группам?
Ответы детей: -Таблица старинных мер, а также знание разных способов решения задач.
Ученики разгадывают анаграммы ВИНИЖЕД, ТИЧАС, РАЦИНАЗ, МУСМА и ЗАРЬНОСТ и получают следующие слова движение, части, разница, сумма и разность.
Ответы детей: — задачи «на части», на движение, «на разницу» и на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Работают в парах, отмечая задачи буквами ( Ч – на части; Д – на движение; Р – на разницу; Н – нахождение двух чисел по их сумме и разности)
Учащиеся озвучивают свои ответы
Наблюдение, проблемная ситуация, работа с текстом
Познавательные уметь работать со словесным материалом, запоминать математическую терминологию; уметь определять тип задачи и способы её решения
Коммуникативные: уметь высказывать своё мнение, учитывать мнение одноклассников
Регулятивные : уметь выполнять предложенную работу
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
Организовать самооценку учащимися своей деятельности
-Переверните РЛ. Оцените свою работу, поставив в таблице самооценки «+», если вы справились с заданием и «- +», если не всё получилось.
Оценивают правильность распределения задач по группам
Регулятивные : уметь проверить решение и оценить результат
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
Зафиксировать учебные затруднения
— Вы все верно выбрали задачи «на движение» и «на разницу». А в двух других случаях некоторые ошиблись. Давайте ещё раз отметим основные отличительные моменты.
Отвечают на вопросы учителя.
5.Этап реализации построенного проекта
1.Мотивировать учащихся к учебному действию.
2..Организовать выполнение учащимися учебного действия .
1) –Возьмите лист с задачами. Выберите одну из задач «на разницу».
№ 6 «Если я продам свой овёс по 3 руб. за куль, у меня не хватит 4 руб., чтобы купить лошадь, которую я торгую. Если же продам его по 4 руб., то я куплю и лошадь, и корову, стоящую 28 руб. Сколько просят за лошадь?»
№ 9 « У торговца есть продажная рожь. Если он продаст её по 7 руб. за четверть, он получит 16 руб. барыша; если продаст её по 4 руб., то потерпит 8 руб. убытка. Сколько у него ржи, и почём он её покупал?»
Задача №9 более высокого уровня. (Одновременно с ответами учеников идёт демонстрация слайдов с решениями задач и комментирование учителя)
2) — А сейчас вы получите схему для решения одной из предложенных вам задач. К какой группе может относиться эта задача? Выберите её, дополните числовыми данными и решите.
Ученики выбирают одну из задач, ориентируясь на свои возможности.
Затем два ученика озвучивают свое решение, а остальные проверяют.
Ученики выбирают задачу и данными из её условия дополняют схему.
Самостоятельная работа на РЛ .
Проверка своей работы.
Оценивание своей работы
Регулятивные : уметь выбрать задачу, объективно оценивая свои способности
Познавательные : уметь сопоставлять схемы и условия текстовых задач
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело
Ученики показывают движения
3) — Одну из задач решал ученик 5 класса. Он решил, но не уверен в правильности своего решения. Обсудите в парах предложенное решение, если найдете ошибки, то исправьте их и дайте пояснение к каждому действию.
— Что бы вы посоветовали этому ученику?
-Оцените свою работу на РЛ
Ученики работают в парах, ищут ошибки, исправляют.
Ученики отвечают на вопрос
Оценивают свою работу на РЛ
Задание «Ищи ошибку»
Познавательные: уметь находить нужную информацию
Регулятивные: уметь найти ошибку в решении
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
Зафиксировать учебные затруднения
Учитель подводит итог данного этапа, ещё раз акцентируя внимание на допущенных учащимися ошибках
Ученики проговаривают свои затруднения и ошибки в решенных трех задачах
Личностные : ориентируется в понимании причин успешности (неуспешности) в учёбе
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
1.Мотивировать учащихся к учебному действию.
2.Организовать выполнение учащимися учебного действия
— А сейчас решите одну из задач на движение. «Между двумя городами 600 вёрст. Двое вышли из них одновременно друг другу навстречу и встретились через 15 дней в 240 верстах от одного из городов. Сколько вёрст в день проходил каждый?»
«Между двумя городами 60 вёрст. Двое выехали одновременно из этих городов друг другу навстречу. Один проезжает в минуту 75 сажень, другой – 50 сажень. Через сколько часов они встретятся?»
Учитель демонстрирует решение данных задач на экране
-Оцените свою работу на РЛ
Ученики выбирают задачу по своим возможностям и работают самостоятельно
Проверяют свое решение с решением на экране.
Оценивают свою работу на РЛ
Самостоятельная работа учащихся.
Регулятивные : уметь выбрать задачу, объективно оценивая свои способности
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Обратить внимание учащихся на важность изученного материала
— Я надеюсь, что предложенные вам старинные задачи расширят ваш кругозор. А способы решения данных задач арифметическим способом могут вам помочь при решении различных геометрических задач.
Личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию .
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Выдача домашнего задания . Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем
— Подведём итог работы на уроке. Какую цель ставили? Достигли цели? Почему?
( учитель даёт качественную оценку работы класса и отдельных учеников)
-Заполните на РЛ таблицу самооценки. Продолжите одно из предложений:
Было интересно…Сегодня на уроке я поработал…
Я не достаточно усвоил…_
У меня получилось …
— Дома решить задачи с рабочего листа, не решённые на уроке.На «5» — все оставшиеся. На «4» — 3 задачи.
Учащиеся заполняют лист самооценки, получают домашнее задание, записывают.
Регулятивные : у меть анализировать собственную работу. Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Личностные : с пособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Источник