Решение стереометрических задач векторным способом

Урок- мастер-класс «Решение задач стереометрии векторно-координатным методом»

Открытый урок — мастер класс в 11 информационно-технологическом профильном классе по теме:

«Векторно-координатный метод решения задач

1) рассмотреть векторно-координатный метод с применением скалярного произведения векторов для решения задач на нахождение углов

2) показать преимущество этого метода по сравнению с традиционными методами;

3) показать эффективность использования этого метода на экзамене.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, 13 нетбуков.

Ход урока: Класс разделен на 4 разноуровневые группы обучающихся.

У учащихся на нетбуках презентация по теме для использования при

Учитель: При подготовке к ЕГЭ по математике, задача С 2 вызывает у учащихся много вопросов. Сегодня мы хотим показать, что использование векторно-координатного метода решения задач такого типа упрощает решение, дает возможность по новому взглянуть на возможность решить эти задачи на экзамене.

1 группа : Задания по теории: угол между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями. Способы введения системы координат в кубе, треугольной призме, четырехугольной пирамиде, координаты точек.

Определение 1: Углом между скрещивающимися прямыми называется угол между пересекающимися прямыми, параллельными данным скрещивающимися прямым.

Определение2: Если прямая a пересекает плоскость α и не перпендикулярна плоскости α, то углом между прямой и плоскостью α называется угол между прямой a и ее проекцией на плоскость α.

Из определения угла ϕ между прямой и плоскостью следует, что 0 º ≤ ϕ ≤ 90 º. Но угол между векторами может принимать значения от 0 º до 180 º. Поэтому возможны два случая:

1) 0

( )= + ϕ; + ϕ = —

Определение 3: Углом между плоскостями называется угол между прямыми, по которым плоскость, перпендикулярная линии пересечения двух данных плоскостей, пересекает эти плоскости. ( угол ϕ)

Координаты вершин куба в прямоугольной системе координат в пространстве со стороной равной единице:

Читайте также:  Способы крепления деревянных полов

А(1;0;0),В(0;0;0) , С(0;1;0),Д(1;1;0),А 1 (1;0;1),В 1 (0;0;1), С 1 (0;1;1), Д 1 (1;1;1) .

Координаты треугольной призмы в прямоугольной системе координат в

пространстве со стороной равной единице:

А( 0;0;0) , В ( 0; 1; 0), С ( ;0), А 1 ( 0; 0; 1), В 1 (0; 1; 1),С 1 (

Координаты четырехугольной пирамиды в прямоугольной системе координат в пространстве со стороной основания ,равной единице:

А(1; 0; 0),В(0;0;0), С(0;1;0),Д(1;1;0), S (

Алгоритм решения задач на нахождение угла между скрещивающимися прямыми векторно-координатным методом:

Угол между скрещивающимися прямыми заменяем углом между направляющими векторами этих прямых , который можно вычислить по теореме о скалярном произведение векторов по формуле:

Cos φ = , где | a * в| – модуль скалярного произведения векторов , а и – длины этих векторов.

Алгоритм решения задач на нахождение угла между прямой и плоскостью векторно-координатным методом :

Угол между прямой и плоскостью вычисляется по формуле

, где – направляющий вектор прямой, — вектор нормали к плоскости, а и – длины этих векторов.

Вектор нормали к плоскости находим из условия его перпендикулярности двум непараллельным векторам плоскости. Чтобы найти координаты вектора нормали необходимо рассмотреть два скалярных произведения и приравнять их нулю.

Алгоритм решения задач на нахождение угла между плоскостями векторно- координатным методом: .

Углом между плоскостями считают угол между векторами нормали к плоскостям , который можно вычислить по формуле

= , где и –векторы нормали к плоскостям, а

– длины этих векторов

В это время учащиеся во 2, 3, 4 группах решают задачи.

2 группа : Задача1.

В правильной треугольной призме АВСА 1 В 1 С 1 все ребра которой равны 1, найти косинус угла между прямыми АВ и В 1 С.

1) Введем систему координат как на рисунке.

3 группа: Задача 2.

В правильной четырехугольной пирамиде , все ребра которой равны 1, найти косинус угла между прямой АС и плоскостью А S Д.

Читайте также:  Способы защиты растений агротехнические требования

1) Введем систему координат как на рисунке.

Координаты ( -1; 1; 0).Найдем координаты вектора нормали ( х; у; z) к плоскости АSД. Для этого выберем в плоскости АSД два непараллельных вектора .

Координаты векторов

х =0, при z =1, х= у =0.И так ,

4 группа: Задача 3.

В кубе АВСДА1В1С1Д1 точки Е и F – середины ребер соответственно А1В1 и А1Д1. Найдите косинус угла между плоскостями АЕF и ВДД1.

. Плоскость ВДД 1 – это диагональное сечение куба. Вектор перпендикулярен этой плоскости, поэтому – это вектор нормали к плоскости ВДД 1.

А ( 0; 0; 0;), С(1; 1; 0) , тогда = 1 ( 1; 1; 0).

2) Найдем вектор нормали 2 (х; у; z) к плоскости АЕF. Выберем в этой плоскости два непараллельных вектора и

3) Определим координаты векторов: А(0; 0; 0) , Е ( ½; 0; 1), F (0; ½; 1).

4) Запишем скалярные произведения 2 * и 2 * и приравняем их нулю

1/2х + 0у + z = 0, z = — 1/2х,

0х + ½ у + z = 0; z = — 1/2у, при х = у =1, z = — ½.

И так, вектор нормали 2 ( 1; 1 ; — ½)

5) Найдем косинус угла между 1 и 2.

Старшие в группах оформляют решение на доске. Учащиеся обсуждают решение задач, осуществляя взаимопроверку.

2. Самостоятельная работа. Решение задач из сборников ЕГЭ, С2.

3. Подведение итогов урока: И так, мы рассмотрели разнообразные виды задач на нахождение угла между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями. За 30 минут решили 3 вида задач, убедились, что векторно – координатный метод позволяет сэкономить время на экзамене.

4.Домашнее задание: задачи из сборника ЕГЭ, С2.

Источник

Урок «Координатно-векторный метод решения стереометрометрических задач»

КУРАГИНСКАЯ СОШ № 7

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО СТЕРЕОМЕТРИИ


КООРДИНАТНО- ВЕКТОРНЫМ МЕТОДОМ

Читайте также:  Каким способом можно изменить внутреннюю энергию тела ответ только совершением работы

ЧЕРВОНЕНКО ТАМАРА ЯКОВЛЕВНА

П. КУРАГИНО 2016 г.

Алгебра – не что иное как записанная

в символах геометрия,

а геометрия – это просто алгебра,

воплощенная в фигурах.

Софий Жермен (1776-1831)

Большую роль в развитии геометрии сыграло применение алгебры к изучению свойств геометрических фигур, разросшееся в самостоятельную науку- аналитическую геометрию. Возникновение аналитической геометрии связано с открытием метода координат, являющегося основным методом. Метод координат — весьма эффективный и универсальный способ нахождения любых углов или расстояний между стереометрическими объектами в пространстве. Рене Декарт является одним из создателей аналитической геометрии . Предложенная им система получила его имя. В геометрии применяются различные методы решения задач. В своей работе я показала решение одной из задач тремя методами. Координатный метод решения задач на сегодняшний день самый мощный и позволяет решить почти все виды математических и не только задач.

АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КООРДИНАТ К РЕШЕНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАЧАЧ СВОДИТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ

1. Выбираем в пространстве систему координат из соображений удобства выражения координат и наглядности изображения.

2. Находим координаты необходимых для нас точек.

3. Решаем задачу, используя основные задачи метода координат.

4. Переходим от аналитических соотношений к геометрическим.

1.Расстояние между точками А(, ),В, ) равно =.

2.Угол между плоскостями. Если β-угол между плоскостями, заданными уравнениями х+ z + =0 и х+ z + =0, то

.

3.Расстояние от точки до плоскости. Если ρ- расстояние от точки (, ), до плоскости х+ z + D =0,то

ρ=.

4.Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки(, ),(, ),(, ), в координатной форме:

=0;

5. Если отрезок, концами которого служат точки А(, ),В, ) разделен точкой С(х, у,) в отношении λ, то координаты точки С определяются по формулам

Х = ; у= ; z=.

Источник

Оцените статью
Разные способы