Решение одного тригонометрического уравнения разными способами
Разделы: Математика
Урок систематизации и обобщения знаний учащихся по теме: “Преобразование тригонометрических выражений” на примере решения одного тригонометрического уравнения разными способами проводится по методу проектов с использованием сервисов Web 2.0.(https://sites.google.com/site/mediacenternn/setevye-servisy-veb-2-0) Эти сервисы позволяют пользователям совместно работать над одним проектом не только в классе, но и дома дистанционно, размещать в сети текстовую и медиа информацию. Урок “Решение одного тригонометрического уравнения разными способами” является заключительным этапом в учебном проекте: “Нахождение способов решения одного тригонометрического уравнения”, который рассчитан на 10 учебных занятий и 4-ре внеурочных занятия.
Подготовительный этап к уроку. Класс делится на четыре группы, которые самостоятельно готовят к заключительному уроку мини-проект – это домашняя работа. Каждая группа собирает “копилку” тригонометрических уравнений (не менее 10), решает их различными способами.
Совместно с группами разрабатывается маршрут, группы делят обязанности внутри группы и назначают лидера группы, определяют вид защиты проекта, придумывают рекламу способа — синквейн, работу оформляют в виртуальной тетради.
Обязанности внутри группы:
— Один ученик подбирает весь теоретический материал по данным заданиям. Его задача : объединить теоретический материал по данному модулю в единую презентацию и выложить ее в совместный доступ, с помощью презентации Google.
— Один ученик подбирает ЦОР и средства Intel, которые наиболее эффективны. Его задача: создать базу данных сайтов, ресурсов, которые максимально смогут помочь в подготовке к защите проекта (“Аналитик группы”);
— Два ученика решают задания на один из способов каждый. Затем обучают каждого члена группы. (“Практики группы”).
После этого группам дается отработать на их “копилке” два способа.
- 1 группа: “Универсальная подстановка. Графический метод”;
- 2 группа: “Разложение левой части уравнения на множители. Возведение обеих частей уравнения в квадрат”;
- 3 группа: “Введение вспомогательного угла. Приведение к квадратному”;
- 4 группа: “Преобразование разности или суммы тригонометрических функций в произведение. Приведение уравнения к однородному”.
Тип урока: обобщение и систематизация материала.
Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся по теме: “Преобразование тригонометрических выражений” с использованием мультимедийных, сетевых компьютерных технологий, а также сервисов Web 2.0 и системы управления классом Classroom Management (Приложение 1)
Развивающая:
- Развитие логического и аналитического мышления, интеллектуальных способностей: умение анализировать, обобщать, систематизировать, сравнивать и делать выводы.
Задачи урока:
- Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы при решении тригонометрических уравнений.
- Продолжить формирование самоконтроля, взаимоконтроля, самоанализа.
- Продолжить учиться работать в команде, используя общения в блогах и чатах.
- Продолжить учиться самостоятельной работе с разными источниками информации, отбору необходимого, сравнению и установлению связей между известными фактами и явлениями, используя сервисы Web 2.0.
- Продолжить формирование навыков анализа полученной информации.
- Продолжить работу с электронными таблицами, программами обработки изображений, программами разработки веб-сайтов, различных социальных сервисов Intel.
- Подготовиться к тесту по теме “Тригонометрические уравнения”.
Время проведения: два урока по 40 минут.
Оборудование:
- Компьютер, принтер, сканер.
- видеопроектор, документ камера, интерактивная доска;
- у каждого учащегося на классмейтах (Ноутбук школьника на базе процессора Inte), оценочные листы; листы взаимопроверки;
- карточки с уравнениями (рассылаются при помощи системы управления классом Classroom Management каждому ученику группы)
- варианты самостоятельной работы;
- презентация урока.
- Оценочные листы
1. Организационный момент (3 мин.)
1). Решение ситуативной задачи
2. Актуализация знаний (32 мин.)
1). Постановка целей и задач.
2). Решение уравнений.
3). Проверка домашнего задания (защита проектов).
3. Закрепление знаний, умений и навыков (30 мин.)
1). Обобщение методов решения тригонометрических уравнений.
2). Размещение способов решения тригонометрических уравнений в общую презентацию.
4. Контроль знаний (10 мин.)
1). Самостоятельная работа.
2). Самопроверка ответов.
5. Домашнее задание (2 мин).
6. Итог урока (рефлексия) (3 мин.).
1. Организационный момент
Тема нашего урока: “Решение одного тригонометрического уравнения разными способами”.
Начать хочу урок старой притчей:
Притча о рыбаке
Когда сели уже за стол, во дворе замаячила фигура. Это нищий топтался у ворот, не решаясь войти. Бабушка вышла к нему и позвала во двор. Нищий был худой и какой-то изможденный. Его накормили жаренной рыбой и налили большую кружку молока. Нищий ел и благодарно посматривал на хозяина.
– Благодарствую, дай вам Бог здоровья, – нищий поклонился в пояс и спрятал недоеденную корку хлеба в рукав.
– На здоровье, – ответил хозяин.
– Может, дадите мне еще хлеба, – нищий с надеждой посмотрел на старика.
– Мы дадим тебе кое-что получше. Вот. – и хозяин протянул нищему свою удочку.
– Спасибо, – нищий взял удочку и, бережно прижимая, пошел со двора.
Мальчик непонимающе посмотрел на деда:
– Дедушка, зачем ты отдал ему свою удочку? Тебе что хлеба жалко было?
Старик посмотрел на уже высоко поднявшееся солнце и сказал:
– Да нет, мне не жалко. Но понимаешь, если я дам ему буханку хлеба, он будет сыт сегодня. А, если он научится ловить рыбу, он будет сыт всегда.
— В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку?
2. Актуализация знаний.
— Прежде чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока, обсудить ее с членами вашей группы, выбрать общую цель и разместить ее на web- доске Lino.
— Сформулируйте общую цель урока.
Итак, у нас сегодня обобщающий урок по теме: “Преобразование тригонометрических выражений”. Тригонометрические уравнения есть в заданиях ЕГЭ, как в первой части, так и во второй, и оказываются вполне решаемыми, тригонометрическое уравнение во второй части. Поэтому вы должны иметь четкое представление о том, что тригонометрические уравнения решаются часто стандартными методами. Их немного, если их освоить, то решение тригонометрического уравнения из второй части становится вполне посильной задачей для вас. Работать мы будем сегодня и индивидуально, и в группах.
Наша общая задача состоит в том, чтобы составить таблицу классификации способов решения одного тригонометрического уравнения.
Эпиграфом к уроку я взяла слова Конфуция, зашифрованные в ребусе. Для этого надо решить упражнения и по ответам найти слова этого крылатого выражения. Работа группы должна быть быстрой, четкой. Карточки с заданиями находятся на рабочих столах ваших классмейтов. (Приложение 2). Посмотрим, чья группа справится первой. Окончание вашей работы оповестите кнопкой “Статус мгновенных сообщений”
Итак, эпиграфом нашего урока будут слова Конфуция:
“Три пути ведут к знанию: путь РАЗМЫШЛЕНИЯ – это путь самый благородный, путь ПОДРАЖАНИЯ – это путь самый легкий и путь ОПЫТА – это путь самый горький!”.
На дом было дано задание по группам: исследовать тригонометрические уравнения из ваших копилок, и решить их определенными способами, в каждой группе таких способов было два. Решения тригонометрических уравнений своими способами вы исследовали дома, свою работу оформляли в виртуальных тетрадях, капитаны проконсультировались со мной перед уроком по поводу их решения и сейчас каждая группа покажет, что у них получилось, а все ваши недочеты и ошибки вы откорректируете дома (презентация исследований).
Вы прослушали отчет каждой группы. Узнали другие способы решения тригонометрических уравнений, нашли и исправили ошибки, теперь пройдите по ссылке https://docs.google.com/spreadsheets/d/1NyMRwijuk6GhFqOnZMi-hx8lFUquGCGt3X2DQLxbfUQ/edit#gid=0 и оцените свою работу и работу микро групп. https://docs.google.com/document/d/1XqZCKfP3AaR1wb_T-xSyjgM2cHOFs9zQavxIg7xNhGc/edit
3. Закрепление знаний, умений и навыков.
Теперь нам предстоит решить одно уравнение всеми известными нам способами, каждая группа будет решать его своими способами, после этого надо дописать в группах таблицу классификации способов решения одного тригонометрического уравнения. Сравните полученный результат с моим.
Для получения общего продукта нашего труда вам необходимо разместить решения в общую презентацию, для этого воспользуйтесь ссылкой на онлайн-офис Google. https://docs.google.com/presentation/d/1fRekbKTq8etuwMxr-xfqwm4ZShDjbJrK59b5-Lxu-CA/edit#slide=id.ga825dc26e_72
Обратите внимание, что у каждого из этих способов есть преимущества и недостатки, о которых нам рассказали представители каждой из групп.
— Какие же проблемы могут возникнуть при решении тригонометрических уравнений?
Потеря корня.
- Операции, сужающие область определения:
- Деление на g(х)
- Опасные формулы (универсальная подстановка)
Лишние корни.
- Операции, расширяющие область определения:
- Возведение в четную степень
- Умножение на g(х) (освобождение от знаменателя)
— Есть ли универсальный способ решения тригонометрических уравнений?
4. Контроль знаний.
Для того, чтобы выяснить на сколько вы усвоили способы решения тригонометрических уравнений, каждому из вас будет предложена самостоятельная работа в виде двух уравнений, ваша задача решить их разными способами, способы решения вы выбираете самостоятельно, пользуясь таблицей “Классификация способов решения тригонометрических уравнений”. Работу выполните на листочках. Ответы запишите в тетрадь. После того, как сдали листочки, проверьте (ответы на обратной стороне доски) и оцените себя.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. | |
2. |
5. Домашнее задание. Составить онлайн-тест по теме: “Преобразование тригонометрических выражений. 3 задания с выбором ответа, 2 задания с коротким ответом и 3 задания высокого уровня сложности, можно воспользоваться материалами сайта http://www.uztest.ru/
— Достигли вы поставленных для себя целей?
- Заполните Оценочные листы.
- Оцените уровень сложности урока. (Приложение 3)
- Фотографии с урока (Приложение 4)
Источник
Решение простых линейных уравнений
О чем эта статья:
Понятие уравнения
Понятие уравнения обычно проходят в самом начале школьного курса алгебры. Его определяют, как равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.
В школьной программе за 7 класс впервые появляется понятие переменных. Их принято обозначать латинскими буквами, которые принимают разные значения. Исходя из этого можно дать более полное определение уравнению.
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.
Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.
Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.
Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.
Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.
Какие бывают виды уравнений
Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.
Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении:
|
---|---|
Квадратное уравнение выглядит так: | ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0. |
Система уравнений — это несколько уравнений, для которых нужно найти значения неизвестных. Она имеет вид ax + by + c = 0 и называется линейным уравнением с двумя переменными x и y, где a, b, c — числа.
Решением этого уравнения называют любую пару чисел (x; y), которая соответствует этому выражению и является верным числовым равенством.
Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной.
Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз:
- кубические
- уравнение четвёртой степени
- иррациональные и рациональные
- системы линейных алгебраических уравнений
Как решать простые уравнения
Чтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила.
1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный.
Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5
Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть.
Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный.
Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2.
Решим еще один пример: 6x = 5x + 10.
- Перенесем 6x из левой части в правую. Знак меняем на противоположный, то есть минус.
Приведем подобные и завершим решение.
2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок.
Применим правило при решении примера: 4x=8.
При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение.
Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица.
Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит:
Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения:
Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12
- Сократим обе части на −4, чтобы коэффициент при неизвестной стал равен единице.
Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах.
Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные.
Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки.
Алгоритм решения простого линейного уравнения |
---|
|
Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте схему-подсказку — храните ее в телефоне, учебники или на рабочем столе.
А вот и видео «Простейшие линейные уравнения» для тех, кто учиться в 5, 6 и 7 классе.
Примеры линейных уравнений
Теперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе!
Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19.
- Перенести 1 из левой части в правую со знаком минус.
Разделить обе части на общий множитель, то есть 6.
Пример 2. Как решить уравнение: 5(х — 3) + 2 = 3 (х — 4) + 2х — 1.
5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1
Сгруппировать в левой части члены с неизвестными, а в правой — свободные члены.
5х — 3х — 2х = — 12 — 1 + 15 — 2
Приведем подобные члены.
Ответ: х — любое число.
Пример 3. Решить: 4х = 1/8.
- Найти неизвестную переменную.
Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 — 7х.
- 4х + 8 = 6 — 7х
- 4х + 7х = 6 — 8
- 11х = −2
- х = −2 : 11
- х = — 0, 18
Пример 5. Решить:
- 3(3х — 4) = 4 · 7х + 24
- 9х — 12 = 28х + 24
- 9х — 28х = 24 + 12
- -19х = 36
- х = 36 : (-19)
- х = — 36/19
Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4.
5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1
Сгруппировать в левой части неизвестные члены, в правой — свободные члены:
Приведем подобные члены.
Ответ: нет решений.
Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 — 7х..
- 2х + 6 = 5 — 7х
- 2х + 6х = 5 — 7
- 8х = −2
- х = −2 : 8
- х = — 0,25
Источник