Решение неравенств графическим способом 9 класс примеры

Графическое решение неравенств

Приближённое решение неравенств.

Графическое решение неравенств с одним неизвестным.

Графическое решение систем неравенств с двумя неизвестными.

Графическое представление функций позволяет приближённо решать неравенства с одним неизвестным и системы неравенств с одним и двумя неизвестными. Чтобы решить графически неравенство с одним неизвестным, необходимо перенести все его члены в одну часть, т. e . привести к виду:

и построить график функции y = f ( x ). После этого, используя построенный график, можно найти нули функции (см. выше), которые разделят ось Х на несколько интервалов. Теперь на основе этого определим интервалы x , внутри которых знак функции соответствует знаку неравенства. Например, нули нашей функции: a и b ( рис.30 ). Тогда из графика очевидно, что интервалы, внутри которых f ( x ) > 0: x a и x > b ( они выделены жирными стрелками ). Ясно, что знак > здесь условный; вместо него может быть любой другой:

Чтобы решить графически систему неравенств с одним неизвестным, нужно перенести в каждом из них все члены в одну часть, т. e . привести неравенства к виду:

и построить графики функций y = f ( x ), y = g ( x ) , . , y = h ( x ). Каждое из этих неравенств решается графическим методом, описанным выше. После этого нужно найти пересечение решений всех неравенств, т. e . их общую часть.

П р и м е р . Решить графически систему неравенств:

Р е ш е н и е . Сначала построим графики функций y = — 2 / 3 x + 2 и

Решением первого неравенства является интервал x > 3, обозначенный на рис.31 чёрной стрелкой; решение второго неравенства состоит из двух интервалов: x — 1 и x > 1, обозначенных на рис.31 серыми стрелками.

Из графика видно, что пересечением этих двух решений является интервал x > 3. Это и есть решение заданной системы неравенств.

Чтобы решить графически систему двух неравенств сдвумя неизвестными, надо:

1) в каждом из них перенести все члены в одну часть, т. e . привести

нера венства к виду:

2) построить графики функций, заданных неявно: f ( x , y ) = 0 и g ( x , y ) = 0;

3) каждый их этих графиков делит координатную плоскость на две части:

в одной из них неравенство справедливо, в другой – нет; чтобы решить

графически каждое из этих неравенств, достаточно проверить

справедливость неравенства в одной произвольной точке внутри любой

части плоскости; если неравенство имеет место в этой точке, значит

эта часть координатной плоскости является его решением, если нет – то

Читайте также:  Приведите примеры различных способов передачи информации информатика

решением является противоположная часть плоскости ;

4) решением заданной системы неравенств является пересечение

(общая область) частей координатной плоскости.

П р и м е р . Решить систему неравенств:

Р е ш е н и е . Сначала строим графики линейных функций: 5 x – 7 y = — 11 и

2 x + 3 y = 10 ( рис.32 ). Для каждой из них находим полуплоскость,

внутри которой соответствующее заданное неравенство

справедливо. Мы знаем, что достаточно проверить справедливость

неравенства в одной произвольной точке области; в данном

случае легче всего использовать для этого начало координат O ( 0, 0 ).

Подставляя его координаты в наши неравенства вместо x и y ,

получим: 5 · 0 – 7 · 0 = 0 > — 11, следовательно, нижняя

полуплоскость ( жёлтого цвета ) является решением первого

неравенства; 2 · 0 + 3 · 0 = 0 неравенство

имеет своим решением также нижнюю полуплоскость ( голубого

цвета ). Пересечение этих полуплоскостей ( область цвета бирюзы )

является решением нашей системы неравенств.

Источник

Уроки математики и физики для школьников и родителей

среда, 2 октября 2019 г.

Урок 10. Решение неравенств с помощью графиков

Графиком квадратичной функции

является парабола с ветвями, направленными вверх, если а ˃ 0 , и вниз, если а . При этом возможны три случая:

1) парабола пересекает ось х (то есть уравнение

имеет два различных корня);

2) парабола имеет вершину на оси х (то есть уравнение

имеет один корень);

3) парабола не пересекает ось х (то есть уравнение

не имеет корней).

Итого возможны шесть положений параболы, служащей графиком функции

относительно оси х , – они представлены на рисунку.

– по графику определить промежутки, на которых функция принимает нужные значения.

Решите неравенство графическим способом :

2 х 2 + 5 х + 2 ˃ 0.

2 х 2 + 5 х + 2 = 0

имеет два корня :

Парабола, служащая графиком функции

имеет вид, изображённый на рисунке.

2 х 2 + 5 х + 2 ˃ 0

выполняется при тех значениях х , при которых точки параболы лежат выше оси х . Это будет при

Значит решения неравенства таковы :

Решите неравенство графическим способом :

3 х 2 – 7 х – 10 ≤ 0.

3 х 2 – 7 х – 10 = 0

имеет два корня :

Парабола, служащая графиком функции

у = 3 х 2 – 7 х – 10 ,

имеет вид, изображённый на рисунке .

3 х 2 – 7 х – 10 ≤ 0

выполняется при тех значениях х , при которых точки параболы лежат на оси х или ниже её. Это будет при х из промежутка

Значит множество решений неравенства есть отрезок

Решите неравенство графическим способом :

имеет один корень :

Парабола, служащая графиком функции

имеет вид, изображённый на рисунке.

выполняется при тех значениях х , при которых точки параболы лежат выше оси х . Таких точек нет. Значит, неравенство не имеет решений.

Читайте также:  Таблетки флуконазол от чего они способ применения

Решите неравенство графическим способом :

не имеет действительных корней .

Парабола, служащая графиком функции

имеет вид, изображённый на рисунке.

выполняется при тех значениях х , при которых точки параболы лежат ниже оси х . Так как вся парабола лежит ниже оси х, то неравенство выполняется при любых значениях х.

Графическое решение нелинейных неравенств.

Решите неравенство графическим способом :

Источник

Конспект урока 9 класс на тему «Графическое решение неравенства с двумя переменными»

Конспект урока в 9 классе по алгебре

Графическое решение неравенства с двумя переменными

образовательные: рассмотреть графики неравенств с двумя переменными;

развивающие: способствовать развитию логического мышления, математической речи учащихся, внимания, памяти;

воспитательные: воспитание интереса к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания; способствовать развитию навыков самоконтроля;

Оборудование: учебник, доска.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку.

Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа).

1. Сумма двух чисел равна 30, а их произведение равно 216. Найдите эти числа.

2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 20 см, а его периметр равен 48 см. Найдите катеты треугольника.

1. Сумма двух чисел равна 40, а их произведение равно 364. Найдите эти числа.

2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 25 см, а его периметр равен 60 см. Найдите катеты треугольника.

Учитель объявляет тему и цель урока.

Изучение нового материала

Часто приходится изображать на координатной плоскости множество решений неравенства с двумя переменными. Напомним, что решением неравенства с двумя переменными называют пару значений этих переменных, которая обращает данное неравенство в верное числовое неравенство.

Рассмотрим неравенство 3х 2 – 1/ y ≤ 8.

Пара значений переменных (-1; 1) обращает это неравенство в верное числовое неравенство 3 · (-1)2 – 1/1 ≤8, или 2 ≤ 8, и является решением неравенства. Пара значений (2; 1) приводит к неверному числовому неравенству 3 · 22 – 1/1 ≤ 8, или 11 ≤ 8, и не является решением данного неравенства.

На примерах рассмотрим, как изображается множество решений неравенства с двумя переменными на координатной плоскости.

Изобразим на координатной плоскости множество решений неравенства 2у + 3х ≤ 6.

Сначала построим прямую 2у + 3х = 6, или у = 3 – 3/2х. Она разбивает множество всех точек координатной плоскости на точки, расположенные выше ее, и точки, расположенные ниже ее. Возьмем из каждой области по контрольной точке, например A (1; 1) и B (1; 3).

Читайте также:  Побелка садовая солнцещит способ применения

Координаты точки А удовлетворяют данному неравенству 2у + 3х ≤ 6, т. е. 2 · 1 + 3 · 1 ≤ 6.

Координаты точки В не удовлетворяют данному неравенству 2 · 3 + 3 · 1 ≤ 6.

Так как данное неравенство может изменить знак на прямой 2у + 3х = 6, то неравенству удовлетворяет множество точек той области, где расположена точка А. Заштрихуем эту область.

Таким образом, мы изобразили множество решений неравенства 2у + 3х ≤ 6.

Изобразим множество решений неравенства х 2 + 2х + у 2 — 4у + 1 >0 на координатной плоскости.

Построим сначала график уравнения х 2 + 2х + у 2 — 4у + 1 = 0. Выделим в этом уравнении уравнение окружности: (х 2 + 2х + 1) + (у 2 — 4у + 4) = 4, или (х + 1) 2 + (у — 2) 2 = 22.

Это уравнение окружности с центром в точке O (-1; 2) и радиусом R = 2. Построим эту окружности.

Так как данное неравенство строгое и точки, лежащие на самой окружности, неравенству не удовлетворяют, то строим окружность.

Легко проверить, что координаты центра О окружности данному неравенству не удовлетворяют. Выражение х 2 + 2х + у 2 — 4у + 1 меняет свой знак на построенной окружности. Тогда неравенству удовлетворяют точки, расположенные вне окружности. Эти точки заштрихованы.

Изобразим на координатной плоскости множество решений неравенства (у — х 2 )(у — х — 3) ≤ 3.

Сначала построим график уравнения (у — х 2 )(у — х — 3) = 0. Им является парабола у = х 2 и прямая у = х + 3. Построим эти линии и отметим, что изменение знака выражения (у — х 2 )(у – х — 3) происходит только на этих линиях. Для точки А(0; 5) определим знак этого выражения: (5 — 0 2 )(5 — 0 — 3) > 0 (т. е. данное неравенство не выполняется). Теперь легко отметить множество точек, для которых данное неравенство выполнено (эти области заштрихованы).

Как видно из рассмотренных примеров, для построения множества решений неравенства с двумя переменными используется метод интервалов на координатной плоскости.

Задание на уроке

№ 482 (а, б); 483 (б, в); 484 (г); 485 (а); 486 (в); 487 (а, в); 488 (б); 489 (а); 490 (б); 491 (а); 492 (б).

№ 482 (в); 483 (а, г); 484 (в); 485 (б); 486 (г); 487 (б, г); 488 (а); 489 (б); 490 (а); 491 (б); 492 (а).

Какая была сегодня тема урока?

Какую цель ставили?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке:

Источник

Оцените статью
Разные способы