Решение логических задач табличным способом
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) на тему
Создать условия для формирования умкний решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом. Способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и контролировать, умения выстраивать последовательность своих рассуждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_logicheskih_zadach.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение логических задач табличным способом
создать условия для формирования умений решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом;
способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать, умения выстраивать последовательность своих рассуждений;
способствовать формированию убеждения брать ответственность за свою жизнь
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и технические средства : персональный компьютер, проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями
I Организационный момент
II Сообщение темы урока
В информатике есть раздел Логические основы компьютера. — Как вы думаете, для чего включен этот раздел в информатику.
— Что такое логика?
Логика — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», наука о законах и операциях правильного мышления. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.
Цель нашего урока научиться решать логические задачи.
Наш урок я хочу начать с одной мудрости.
— Жил мудрец, который знал всё. Его окружали ученики. Однажды один из учеников задумался, а есть ли такой вопрос, на который наш мудрец не знает ответа. Пошел на луг, поймал бабочку и спрятал между ладонями. Он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая?»
А сам думает: «Скажет живая – сожму ладони — погибнет, скажет мёртвая – выпущу».
Что же ответил мудрец?
Сохраним интригу до конца урока. В ходе выполнения заданий соберем эту фразу.
Чтобы мы это узнали, нам необходимо будет решить логические задачи.
Логические задачи требуют находчивости, остроумия, умения выстроить последовательность своих рассуждений.
Начнем с тренировочных упражнений.
III Изучение нового материала
Решите устно задачи (текст задач проецируется на экран)
Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров и какого цвета купила мама?
3 красных и 1 голубой.
Задача простая, тренируется находчивость
2. Ответь, правильны ли данные рассуждения (умозаключения)? Если нет, то почему?
а) Пианино — это музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома пианино.
Нет, так как музыкальный инструмент понятие более широкое, чем пианино.
Учит умению правильно делать выводы. Для этого надо уметь последовательно рассуждать
б) Классные комнаты надо проветривать. Квартира — это не классная комната. Значит, квартиру не надо проветривать.
Нет, так как надо проветривать не только классные комнаты
в) 25 см больше, чем 2 дм 5 см.
Нет, так как эти величины равны .
На этом тренировочные упражнения завершим. Сделаем вывод:
Логических задач много. Существуют различные способы решения.
Дочерей Василия Иванова зовут Даша, Анфиса и Лариса. У них разные профессии и они живут в разных городах: одна в Ростове, вторая – в Париже и третья – в Москве. Известно, что
Даша живет не в Париже, а Лариса – не в Ростове,
парижанка – не актриса,
в Ростове живет певица,
Лариса – не балерина.
Где живет Анфиса и какова ее профессия?
Какие ваши предложения по поводу решения задачи?
Как оформить данные задачи для более легкого рассуждения и решения? (в виде таблицы)
Тема сегодняшнего урока «Решение логических задач табличным способом»
Какие группы объектов участвуют в задаче?
(девушки, города, профессии)
Какой размерности построим таблицу?
Как разместим группы объектов? (ваши предложения верные, я вам предлагаю свой вариант)
Заполнять таблицу необходимо по условиям задачи ставить 1,0 или +,-
Причем в столбце и в строке может быть только одна 1, т.к. Девушка может жить только в одном городе и иметь одну профессию.
Источник
Табличное решение логических задач
Информатика и ИКТ 7 класс
Самостоятельная работа по теме «Табличное решение логических задач»
Решите задачи табличным способом.
1.В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какого цвета волосы у художника.
2. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере,
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой, 3) Саша всегда побаивался истории,
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием, 5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике, 6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из ребят?
3.Квадрат, круг, ромб и треугольник вырезаны из белой, синей, красной и зеленой бумаги. Известно, что круг не белый и не зеленый, синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой, треугольник не синий и не зеленый, квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Определите, из какой бумаги вырезана каждая фигура.
4.В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
Смит самый высокий;
играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Информатика и ИКТ 7 класс
Самостоятельная работа по теме «Табличное решение логических задач»
Решите задачи табличным способом.
1.Три ученицы – Тополева, Берёзкина и Клёнова – посадили около школы три дерева: березку, тополь и клеен. Причем не одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Клёнова посадила не березку.
2.Три подружки- Вера, Оля, Таня пошли в лес за ягодами. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком. Вера – не с лукошком. Что взяла с собой каждая девочка?
3. Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
4.Четыре футбольных команды: итальянская команда «Милан», испанская – «Реал», российская – «Зенит», английская – «Челси» встретились в групповом этапе лиги чемпионов по футболу. Их тренировали тренеры из этих же четырех стран: итальянец Антонио, испанец Родриго, русский Николай, англичанин Джон. Известно, что национальность у всех четырех тренеров не совпадала с национальностью команд. Требуется определить тренера каждой команды, если известно:
а)Зенит не тренируется у Джона и Антонио.
б) Милан обещал никогда не брать Джона главным тренером.
Информатика и ИКТ 7 класс
Самостоятельная работа по теме «Табличное решение логических задач»
Решите задачи табличным способом.
В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея; Николай и слесарь занимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей.
В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко – не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?
Написав контрольную работу по математике, три сестры сообщили родителям следующее:
Ира: «Я написала не на 5.»
Светлана: «На этот раз я написала на 5».
Лиза: «Я написала не на три».
После проверки работ выяснилось, что сестры получили разные положительные оценки и из трех высказываний сестер только одно верное. Какую оценку получила за работу каждая из сестер?
4.Три товарища – Аркаша, Дима и Володя – пошли в лес за грибами, причем каждый из них со своей сестрой. Девочек звали Галя, Лена и Оля. Мальчики быстро наполнили грибами свои корзинки и стали помогать девочкам. Определите пары «брат – сестра», если оказалось, что ни один из мальчиков не помогал своей сестре и что Дима несколько грибов положил в корзинку Гале, а Аркаша – в корзины Гале и Оле.
Информатика и ИКТ 7 класс
Самостоятельная работа по теме «Табличное решение логических задач»
Решите задачи табличным способом.
В семье четверо детей, им 5, 8, 13, 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?
Петр, Геннадий, Алексей и Владимир занимаются в одной детской спортивной школе в разных секциях: гимнастики, легкой атлетики, волейбола и баскетбола. Петр, Алексей и волейболист учатся в одном классе. Петр и Геннадий на тренировки ходят пешком вместе, а гимнаст ездит на автобусе. Легкоатлет не знаком ни с волейболистом, ни в баскетболистом. Кто в какой секции занимается?
Из трех жителей К, М и Р отдаленного района один является правдолюбцем, другой – лжецом, третий – хитрецом. Они высказали следующие утверждения:
Кем в действительности являются К, М и Р?
4. Три товарища – Владимир, Игорь и Сергей – окончили один и тот же педагогический институт и преподают математику, физику и литературу в школах Тулы, Рязани и Ярославля. Владимир работает не в Рязани, Игорь – не в Туле. Рязанец преподает не физику, Игорь – не математику, туляк преподает литературу. Какой предмет и в каком городе преподает каждый из них.
1 вариант 1. Художник Рыжов-черный
2. Аня– математика, Саша – география, Лена- история, Вася- литература, Миша- информатика
3. Квадрат- зеленый, Круг- синий, Ромб- белый, Треугольник- красный
4. Браун- альт, кларнет, Смит- флейта, гобой, Вессон- скрипка, труба.
2 вариант 1. Тополева- береза, Березкина – клен, Кленова – тополь.
2. Вера-корзинка, Оля- ведерко, Таня- лукошко
3. Влад- юрист, регби, Юра- физик, бег, Тимур – врач, турист.
4. «Челси»- Антонио, «Зенит»- Родриго, «Реал»- Джон, «Милан»- Николай.
3 вариант. 1. Вадим – токарь, Сергей – слесарь, Николай – электрик, Антон – шофер
2. Молоко налито в кувшин, лимонад – в бутылку, квас – в банку, вода – в стакан
3. Ира – «5», Светлана – «3», Лиза – «4»
4. Сестра Володи – Галя, Димы – Оля, Аркаши – Лена
4 вариант 1. Вере – 5 лет, Боре – 8, Ане – 13, Гале – 15.
2.Петр – баскетболист, Геннадий – волейболист, Алексей – гимнаст, Владимир — легкоатлет
3.К – лжец, М – хитрец, Р – правдолюбец.
4.Владимир преподает литературу в Туле, Игорь – физику в Ярославле, Сергей – математику в Рязани
Источник
Урок по информатике на тему «Решение логических задач с помощью таблиц» (7 класс)
Пахотно-Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ
Бондарского района Тамбовской области
Решение логических задач с помощью таблиц
Ф.И.О. педагога: Милосердова Надежда Петровна
Начинаем наше занятие с разминки, где разберём весёлые задачи на сообразительность.
1. На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)
2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у этого отца? (7 детей)
3. У Коли и Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Маше. На сколько больше тетрадей стало у Маши, чем у Коли? (на 4 тетради)
4. Представь себе, что ты машинист, ведущий пассажирский поезд из Москвы в Санкт-Петербург. Всего в составе поезда 13 вагонов. Поезд обслуживается бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? (столько же, сколько и тебе)
5. На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули. Сколько мух осталось на столе. (1 прихлопнутая)
6. В классе, где шел урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось мальчиков? (9 мальчиков, учитель тоже человек)
III . Теоретический материал занятия.
Вся наша жизнь – это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем.
Среди других «крепостей царства смекалки» логические задачи стоят особняком.
С одной стороны, они отличаются от обычных задач-загадок тем, что в них нет никакой игры слов, нет попыток ввести чита теля в заблуждение.
С другой стороны, они отличаются от большинства математи ческих задач тем, что для их решения нужна в основном сообра зительность, а не запас каких-то специальных знаний.
Само собой разумеется, что решающий логические задачи должен постоянно иметь в виду такие очевидные истины: отец старше своего сына; в баскетбольной команде могут быть либо только мужчины, либо только женщины; генерал старше майора по званию и т. п.
Разумеется, задача задаче — рознь, и ход рассуждений нель зя свести к одной-двум стандартным схемам. Тем не менее, есть несколько общих рекомендаций по методике решения логических задач.
Лучше всего это сделать на конкретном примере. А поэтому рассмотрим задачу.
Мысленно провести нить рассуждений сквозь многочисленные факты, гипотезы и выводы, основанные на них, трудно. Здесь очень легко запутаться.
А теперь приступим к решению.
I V . Выполнение практического задания.
Детям предлагается задача первого уровня сложности (запись сделана на интерактивной доске):
Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера – не на втором и не на третьем?
Решение (дается в виде таблицы на интерактивной доске):
Аня , Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера – не на втором и не на третьем ?
Источник