Решение логических задач табличным способом задания

Решение логических задач табличным способом
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) на тему

Создать условия для формирования умкний решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом. Способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и контролировать, умения выстраивать последовательность своих рассуждений.

Скачать:

Вложение Размер
reshenie_logicheskih_zadach.docx 23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Решение логических задач табличным способом

создать условия для формирования умений решать логические задачи, научить решать задачи табличным способом;

способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать, умения выстраивать последовательность своих рассуждений;

способствовать формированию убеждения брать ответственность за свою жизнь

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и технические средства : персональный компьютер, проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями

I Организационный момент

II Сообщение темы урока

В информатике есть раздел Логические основы компьютера. — Как вы думаете, для чего включен этот раздел в информатику.

— Что такое логика?

Логика — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения», наука о законах и операциях правильного мышления. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления.

Цель нашего урока научиться решать логические задачи.

Наш урок я хочу начать с одной мудрости.

— Жил мудрец, который знал всё. Его окружали ученики. Однажды один из учеников задумался, а есть ли такой вопрос, на который наш мудрец не знает ответа. Пошел на луг, поймал бабочку и спрятал между ладонями. Он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: Мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – сожму ладони — погибнет, скажет мёртвая – выпущу».

Что же ответил мудрец?

Сохраним интригу до конца урока. В ходе выполнения заданий соберем эту фразу.

Чтобы мы это узнали, нам необходимо будет решить логические задачи.

Логические задачи требуют находчивости, остроумия, умения выстроить последовательность своих рассуждений.

Начнем с тренировочных упражнений.

III Изучение нового материала

Решите устно задачи (текст задач проецируется на экран)

Мама купила 4 шара красного и голубого цветов. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров и какого цвета купила мама?

3 красных и 1 голубой.

Задача простая, тренируется находчивость

2. Ответь, правильны ли данные рассуждения (умозаключения)? Если нет, то почему?

а) Пианино — это музыкальный инструмент. У Вовы дома музыкальный инструмент. Значит, у него дома пианино.

Нет, так как музыкальный инструмент понятие более широкое, чем пианино.

Учит умению правильно делать выводы. Для этого надо уметь последовательно рассуждать

б) Классные комнаты надо проветривать. Квартира — это не классная комната. Значит, квартиру не надо проветривать.

Нет, так как надо проветривать не только классные комнаты

в) 25 см больше, чем 2 дм 5 см.

Нет, так как эти величины равны .

На этом тренировочные упражнения завершим. Сделаем вывод:

Логических задач много. Существуют различные способы решения.

Дочерей Василия Иванова зовут Даша, Анфиса и Лариса. У них разные профессии и они живут в разных городах: одна в Ростове, вторая – в Париже и третья – в Москве. Известно, что

Даша живет не в Париже, а Лариса – не в Ростове,

парижанка – не актриса,

в Ростове живет певица,

Лариса – не балерина.

Где живет Анфиса и какова ее профессия?

Какие ваши предложения по поводу решения задачи?

Как оформить данные задачи для более легкого рассуждения и решения? (в виде таблицы)

Тема сегодняшнего урока «Решение логических задач табличным способом»

Какие группы объектов участвуют в задаче?

(девушки, города, профессии)

Какой размерности построим таблицу?

Как разместим группы объектов? (ваши предложения верные, я вам предлагаю свой вариант)

Заполнять таблицу необходимо по условиям задачи ставить 1,0 или +,-

Причем в столбце и в строке может быть только одна 1, т.к. Девушка может жить только в одном городе и иметь одну профессию.

Источник

Табличное решение логических задач

Информатика и ИКТ 7 класс

Самостоятельная работа по теме «Табличное решение логических задач»

Решите задачи табличным способом.

1.В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», – заметил черноволосый. «Ты прав», – сказал Белов. Какого цвета волосы у художника.

2. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что:
1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере,
2) Лена и Вася тоже заинтересовались информатикой, 3) Саша всегда побаивался истории,
4) Лена, Саша и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием, 5) Саша и Лена поздравили победителя олимпиады по математике, 6) Аня сожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу. Победителем какой олимпиады стал каждый из ребят?

3.Квадрат, круг, ромб и треугольник вырезаны из белой, синей, красной и зеленой бумаги. Известно, что круг не белый и не зеленый, синяя фигура лежит между ромбом и красной фигурой, треугольник не синий и не зеленый, квадрат лежит между треугольником и белой фигурой. Определите, из какой бумаги вырезана каждая фигура.

4.В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.

Смит самый высокий;

играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;

играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;

когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;

Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.

На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?

Информатика и ИКТ 7 класс

Самостоятельная работа по теме «Табличное решение логических задач»

Решите задачи табличным способом.

1.Три ученицы – Тополева, Берёзкина и Клёнова – посадили около школы три дерева: березку, тополь и клеен. Причем не одна из них не посадила то дерево, от которого произошла ее фамилия. Узнайте, какое дерево посадила каждая из девочек, если известно, что Клёнова посадила не березку.

2.Три подружки- Вера, Оля, Таня пошли в лес за ягодами. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком. Вера – не с лукошком. Что взяла с собой каждая девочка?

3. Три одноклассника — Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего — регби.

Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра — единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.

Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.

Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.

4.Четыре футбольных команды: итальянская команда «Милан», испанская – «Реал», российская – «Зенит», английская – «Челси» встретились в групповом этапе лиги чемпионов по футболу. Их тренировали тренеры из этих же четырех стран: итальянец Антонио, испанец Родриго, русский Николай, англичанин Джон. Известно, что национальность у всех четырех тренеров не совпадала с национальностью команд. Требуется определить тренера каждой команды, если известно:

а)Зенит не тренируется у Джона и Антонио.

б) Милан обещал никогда не брать Джона главным тренером.

Информатика и ИКТ 7 класс

Самостоятельная работа по теме «Табличное решение логических задач»

Решите задачи табличным способом.

В одном дворе живут четыре друга. Вадим и шофер старше Сергея; Николай и слесарь занимаются боксом; электрик – младший из друзей; по вечерам Антон и токарь играют в домино против Сергея и электрика. Определите профессию каждого из друзей.

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко – не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке – не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?

Написав контрольную работу по математике, три сестры сообщили родителям следующее:

Ира: «Я написала не на 5.»

Светлана: «На этот раз я написала на 5».

Лиза: «Я написала не на три».

После проверки работ выяснилось, что сестры получили разные положительные оценки и из трех высказываний сестер только одно верное. Какую оценку получила за работу каждая из сестер?

4.Три товарища – Аркаша, Дима и Володя – пошли в лес за грибами, причем каждый из них со своей сестрой. Девочек звали Галя, Лена и Оля. Мальчики быстро наполнили грибами свои корзинки и стали помогать девочкам. Определите пары «брат – сестра», если оказалось, что ни один из мальчиков не помогал своей сестре и что Дима несколько грибов положил в корзинку Гале, а Аркаша – в корзины Гале и Оле.

Информатика и ИКТ 7 класс

Самостоятельная работа по теме «Табличное решение логических задач»

Решите задачи табличным способом.

В семье четверо детей, им 5, 8, 13, 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребенку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?

Петр, Геннадий, Алексей и Владимир занимаются в одной детской спортивной школе в разных секциях: гимнастики, легкой атлетики, волейбола и баскетбола. Петр, Алексей и волейболист учатся в одном классе. Петр и Геннадий на тренировки ходят пешком вместе, а гимнаст ездит на автобусе. Легкоатлет не знаком ни с волейболистом, ни в баскетболистом. Кто в какой секции занимается?

Из трех жителей К, М и Р отдаленного района один является правдолюбцем, другой – лжецом, третий – хитрецом. Они высказали следующие утверждения:

Кем в действительности являются К, М и Р?

4. Три товарища – Владимир, Игорь и Сергей – окончили один и тот же педагогический институт и преподают математику, физику и литературу в школах Тулы, Рязани и Ярославля. Владимир работает не в Рязани, Игорь – не в Туле. Рязанец преподает не физику, Игорь – не математику, туляк преподает литературу. Какой предмет и в каком городе преподает каждый из них.

1 вариант 1. Художник Рыжов-черный

2. Аня– математика, Саша – география, Лена- история, Вася- литература, Миша- информатика

3. Квадрат- зеленый, Круг- синий, Ромб- белый, Треугольник- красный

4. Браун- альт, кларнет, Смит- флейта, гобой, Вессон- скрипка, труба.

2 вариант 1. Тополева- береза, Березкина – клен, Кленова – тополь.

2. Вера-корзинка, Оля- ведерко, Таня- лукошко

3. Влад- юрист, регби, Юра- физик, бег, Тимур – врач, турист.

4. «Челси»- Антонио, «Зенит»- Родриго, «Реал»- Джон, «Милан»- Николай.

3 вариант. 1. Вадим – токарь, Сергей – слесарь, Николай – электрик, Антон – шофер

2. Молоко налито в кувшин, лимонад – в бутылку, квас – в банку, вода – в стакан

3. Ира – «5», Светлана – «3», Лиза – «4»

4. Сестра Володи – Галя, Димы – Оля, Аркаши – Лена

4 вариант 1. Вере – 5 лет, Боре – 8, Ане – 13, Гале – 15.

2.Петр – баскетболист, Геннадий – волейболист, Алексей – гимнаст, Владимир — легкоатлет

3.К – лжец, М – хитрец, Р – правдолюбец.

4.Владимир преподает литературу в Туле, Игорь – физику в Ярославле, Сергей – математику в Рязани

Источник

Урок по информатике на тему «Решение логических задач с помощью таблиц» (7 класс)

Пахотно-Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ

Бондарского района Тамбовской области

Решение логических задач с помощью таблиц

Ф.И.О. педагога: Милосердова Надежда Петровна

Начинаем наше занятие с разминки, где разберём весёлые задачи на сообразительность.

1. На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

2. У отца шесть сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у этого отца? (7 детей)

3. У Коли и Маши было поровну тетрадей. Коля из своих тетрадей дал две Маше. На сколько больше тетрадей стало у Маши, чем у Коли? (на 4 тетради)

4. Представь себе, что ты машинист, ведущий пассажирский поезд из Москвы в Санкт-Петербург. Всего в составе поезда 13 вагонов. Поезд обслуживается бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? (столько же, сколько и тебе)

5. На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули. Сколько мух осталось на столе. (1 прихлопнутая)

6. В классе, где шел урок, находилось 20 человек. Из них 10 девочек. Сколько в классе находилось мальчиков? (9 мальчиков, учитель тоже человек)

III . Теоретический материал занятия.

Вся наша жизнь – это непрерывное решение больших и маленьких логических проблем.

Среди других «крепостей царства смекалки» логические за­дачи стоят особняком.

С одной стороны, они отличаются от обычных задач-загадок тем, что в них нет никакой игры слов, нет попыток ввести чита­ теля в заблуждение.

С другой стороны, они отличаются от большинства математи­ ческих задач тем, что для их решения нужна в основном сообра зительность, а не запас каких-то специальных знаний.

Само собой разумеется, что решающий логические задачи должен постоянно иметь в виду такие очевидные истины: отец старше своего сына; в баскетбольной команде могут быть либо только мужчины, либо только женщины; генерал старше майора по званию и т. п.

Разумеется, задача задаче — рознь, и ход рассуждений нель­ зя свести к одной-двум стандартным схемам. Тем не менее, есть несколько общих рекомендаций по методике решения логических задач.

Лучше всего это сделать на конкретном примере. А поэтому рассмотрим задачу.

Мысленно провести нить рассуждений сквозь многочисленные факты, гипотезы и выводы, основанные на них, трудно. Здесь очень легко запутаться.

А теперь приступим к решению.

I V . Выполнение практического задания.

Детям предлагается задача первого уровня сложности (запись сделана на интерактивной доске):

Аня, Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера – не на втором и не на третьем?

Решение (дается в виде таблицы на интерактивной доске):

Аня , Вера и Лиза живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая из девочек, если известно, что Аня живет не на втором этаже, а Вера – не на втором и не на третьем ?

Источник

Читайте также:  Способы реорганизации полного товарищества
Оцените статью
Разные способы