- Что это такое — репродуктивный метод? Репродуктивный метод обучения (примеры)
- Описание
- Особенности
- Отличие от продуктивного метода
- Примеры
- Эффективность
- Плюсы
- Минусы
- Сочетание с другими методами
- Что понимают под репродуктивным методом обучения: сущность, формы
- Репродуктивный метод обучения
- Особенности метода
- Отличие от продуктивного метода
- Формы обучения
- Эффективность репродуктивного обучения
Что это такое — репродуктивный метод? Репродуктивный метод обучения (примеры)
Педагогика – очень тонкая и многогранная научная сфера. В ее рабочем арсенале насчитывается более десятка методов обучения. Применение их направлено на всестороннее развитие человека, воспитание специалиста с необходимым багажом знаний, навыков и личных качеств. В данной статье мы поговорим о том, что такое репродуктивный метод. Каковы его особенности, преимущества и недостатки?
Описание
Скучный и однообразный поток лекций давно уже не оправдывает себя. Специалисты установили, что использование только информационно-рецептивного метода лишь на 30 % помогает усваивать теоретический материал. Остальное либо проходит мимо учащихся, либо наверстывается во время подготовки к экзаменам и зачетам. Однако без подкрепления теории практикой она оказывается побочной, ненужной информацией. Совсем от лекций отказаться невозможно, ведь они несут в себе основу научных знаний. Зато их можно чередовать с беседами и практическими занятиями.
Репродуктивный метод является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий. Так как этот метод всегда происходит по определенному алгоритму (или инструкции), то его нередко называют инструктивно-репродуктивным.
Особенности
Такой характер мышления предполагает быстрое, активное запоминание учащимися новой информации, которую сообщает педагог или другой учебный источник и перенесение знаний на практическую почву. Существует несколько условий или средств для реализации репродуктивного метода:
- Словесные, наглядные и практические приемы обучения. Это могут быть цифры, слова, зарисовки.
- По аналогии метода строятся и лекции, которые содержат научные сведения и краткие тезисы для записи учащимися.
- Беседы проводятся по определенной схеме. Преподаватель опирается строго на факты, известные учащимся. Обсуждения гипотез и высказывание самостоятельного мнения не предусматриваются.
- Репродуктивные упражнения должны содействовать эффективной отработке практических навыков, так как любой опыт требует многократных действий по образцу.
Метод также может использоваться при закреплении изученного материала.
Отличие от продуктивного метода
Существует довольно обширная классификация педагогических методов. Выбор их во многом зависит от возраста учащихся и дисциплины. По характеру познавательной деятельности различают метод репродуктивный и продуктивный. Разберемся, в чем их отличия по способу и цели организации.
Репродуктивный метод обучения – это многократное воспроизведение уже полученных от педагога знаний и действий для получения результата. Преподаватель дает конкретное задание, а учащийся по определенному образцу выполняет его. Такой метод весьма эффективен в следующих дисциплинах: математика, химия, физика, информатика и т. п. То есть осуществляется программированное обучение. Каждая задача и операция имеют определенный алгоритм действий.
В основе приобретения знаний лежат лекции, которые аккумулируют авторитетные мнения. Именно они и формируют инструкцию, которой потом пользуются учащиеся. Это могут быть правила, законы, аксиомы, формулы и т. п.
Продуктивный метод концентрируется на конкретной проблеме. Он предлагает учащимся самостоятельный (произвольный) поиск ответов на вопросы. В отличие от репродуктивного, он не имеет четких алгоритмов, формул. А задачей педагога является создать серьезную мотивацию для приобретения новых знаний учащимися.
Примеры
Как уже упоминалось, точные науки – подходящая почва для педагога, где эффективно работает репродуктивный метод обучения. Примеры его с успехом можно наблюдать в решениях математических, химических задач или повторениях опытов.
Рассмотрим, например, обычное математическое квадратное уравнение. Существует конкретный образец-формула, следуя которой учащийся постепенно приходит к правильному ответу – нахождению неизвестного (или неизвестных).
Другим примером может служить урок закрепления знаний по теме «неправильная дробь». Для этого можно использовать вопросы на определение или средства наглядности. Например, на слайде презентации или на доске записать несколько чисел и попросить учащихся выбрать из них неправильные дроби. Выбор необходимо обосновать. Все действия происходят по принципу выбор (пример) – обоснование (причина).
При этом педагогу важно провести четкий инструктаж. Используя его в будущем, учащиеся смогут успешно выполнять задания различной сложности, усваивать необходимые знания и вырабатывать умения. Метод репродуктивный также поможет сформировать определенный образ мышления, который пригодится для выполнения операций в повседневной жизни.
Эффективность
В российском образовании использование данного метода известно давно. Его можно назвать «классическим». Однако не стоит забывать, что каждая технология имеет свойство постоянно совершенствоваться. Так, сегодня репродуктивный метод обучения означает не просто конспектирование лекций и применение полученных формул. Изменения коснулись упрощения некоторых алгоритмов для быстрого усвоения, соотнесения научных фактов со средствами наглядности, использования в беседах и на практических занятиях интерактивных средств обучения (аудио, видео, анимация). Все это, безусловно, положительно отражается на эффективности познавательной деятельности, которую и призван повысить метод репродуктивный. Это великолепная альтернатива сухому вычитыванию лекций и проведению однообразных семинаров, построенных на простом опросе.
Плюсы
Основным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный метод обучения предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний.
Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление и расширяются возможности запоминания и переработки готовых теоретических знаний.
Минусы
Специалисты отмечают, что репродуктивный метод обучения – это пример строгой алгоритмизации действий, который не допускает творческих вольностей, предположений и сомнений. Из-за этого существенно может страдать гибкость, самостоятельность мышления. Данная технология категорически отрицает поисковую деятельность, которая является не менее важной, чем применение ранее сообщенных теоретических знаний. При частом использовании репродуктивного метода обучение может превратиться в чистую формализацию, а усвоение знаний станет просто неосмысленной зубрежкой.
Сочетание с другими методами
Репродуктивный метод эффективен в информационно-рецептивной деятельности учащихся. Это факт. Однако он не может быть единственным орудием в арсенале педагога. Как показывает опыт, монологическая практика давно изжила себя, и требуется комплексный подход. Ведь помимо быстрого усвоения теоретического материала и формирования выполнения действий по инструкции необходимо развитие качеств личности, творческого подхода к делу, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Так, наряду с репродуктивным нередко применяют творческие, иллюстративные, исследовательские и продуктивные методы по поиску информации и использованию ее для решения новых задач. Уроки в виде викторины, дискуссии по поводу какого-либо открытия или закона, подготовка доклада – подходящая альтернатива. Выбор будет зависеть от нескольких факторов: цели, этапа урока, местных условий, содержания теоретического материала и личности педагога. В любом случае, разнообразие методов обучения значительно оживляет учебный процесс и способствует всестороннему развитию личности учащегося.
Источник
Что понимают под репродуктивным методом обучения: сущность, формы
Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный метод основан на использовании ранее изученного материала. Преподаватель дает учащимся соответствующую инструкцию (правило, образец, схему) и предлагает применить ее в определенных ситуациях. На основе полученного алгоритма и уже усвоенных знаний, благодаря многократному повторению показанных действий в рамках системы заданий, формируются новые умения и навыки.
Цель такой методики обучения — повышение эффективности познавательной деятельности обучающихся.
Репродуктивные методы можно поделить на 2 группы:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
- информационно-рецептивные, формирующие у учащихся необходимые знания и представления о мире;
- инструктивно-репродуктивные, цель которых выработать и закрепить навыки и умения, путем применения учащимися полученных инструкций при выполнении упражнений.
Особенности метода
Основная подача учебной информации происходит в форме научных лекций с демонстрацией наглядного материала и закреплением полученных знаний на практике. Преподаватель при этом строит лекцию так, чтобы новые знания логично и последовательно вытекали из фактов, усвоенных учащимися раньше. Не имеющие отношения к предыдущим темам гипотезы, предположения здесь не рассматриваются.
Далее учащимся предлагается выполнить практические упражнения по закреплению темы. Когда навыки уже освоены, производится проверка и закрепление пройденного материала. Только после этого можно переходить к новой теме, которая логично следует из предыдущей и связана с ней.
Другими словами, сначала излагается теория, затем она подтверждается с помощью демонстраций различных опытов, иллюстрируется плакатами, схемами, рисунками, используются интерактивные средства. Далее учащиеся работают с учебником самостоятельно, выполняют практическую или лабораторную работу.
Для лучшего усвоения знаний они выполняют дома самостоятельную работу. Количество времени и усилий, требуемое на усвоение материала, зависит от специфики темы, сложности задания, и не в последнюю очередь от умственных способностей учащегося.
Сущность этого метода преподавания в том, что вся основная информация преподносится в виде полностью переработанного материала для максимально удобного восприятия учащимися. От них требуется внимательно слушать, запоминать и по заданному шаблону воспроизводить действия, необходимые для выполнения задания.
Еще одна особенность репродуктивного метода — тесная связь между предыдущей и последующей темами. Отсюда следует необходимость предварительного повторения пройденного ранее материала.
К специфике метода можно отнести и то, что его приемы позволяют педагогу работать сразу с большой аудиторией, что существенно экономит время как преподавателей, так и учащихся. Учебный материал не надо адаптировать под индивидуальные особенности каждого из учеников.
Отличие от продуктивного метода
Основные признаки отличия репродуктивного и продуктивного методов обучения:
- в первом случае вся информация выдается в готовом виде, ее надо лишь усвоить и научиться правильно применять на основе знакомых способов деятельности и неоднократного воспроизведения полученных знаний и действий;
- во втором случае ученику приходится потрудиться, чтобы самому получить новые знания в результате творческой деятельности, используя логическое мышление и анализ тех данных, которые даны ему для исследования.
Репродуктивный метод дает конкретные алгоритмы действий и формулы (законы, правила, аксиомы и т.д.), что является его плюсом в изучении точных наук, лингвистики и отдельных областей естествознания. Минус такого метода — привычка к механическому повторению, приводящая к торможению творческих способностей и неумению самому выстраивать причинно-следственные связи.
Продуктивный метод не выдает готовых формул и алгоритмов. Он сконцентрирован на решении определенной проблемы путем самостоятельного анализа ситуации, выдвижения гипотез, их доказательства или опровержения опытным путем. Учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы. Большим педагогическим значением такого метода являются развитие творческих способностей и критического мышления учащихся, создание стимула для активной работы над приобретением знаний.
Формы обучения
Для большей эффективности и улучшения усвоения материала репродуктивный метод использует демонстрационную и иллюстративную формы обучения.
- Демонстрационная форма основана на наглядном представлении изучаемых процессов и явлений с применением приборов, моделей и установок для показа опытов. Демонстрация учебных фильмов также является одним из действенных методов.
- Иллюстративная форма предполагает наглядные пособия в виде таблиц, схем, рисунков, плакатов либо зарисовок мелом на доске. В качестве иллюстраций активно используются видеозаписи, слайды, презентации.
Существует три этапа использования этих форм обучения:
- предварительная подготовка аудитории вербальным способом;
- наблюдение за процессом;
- коллективное обсуждение результатов.
Указанные формы всегда сопровождаются словесными комментариями. Преподаватель дает теоретические основы, руководит наблюдением, задает наводящие вопросы, объясняет происходящие процессы. Он привлекает учащихся к активному участию — дает им возможность самостоятельно описать увиденное, осмыслить сущность происходящего во время наблюдения за процессом. После этого делает выводы, обобщает данные и подводит к логическому результату.
Эффективность репродуктивного обучения
Метод обучения отработан на практике в течение многих лет. Он постоянно совершенствуется, используя современные достижения науки и техники, и доказал положительное влияние на повышение эффективности познавательной деятельности учащихся. Однако у него есть как достоинства, так и недостатки.
К плюсам этого метода относятся:
- экономность — не требует большой материальной базы и дополнительных затрат, дает возможность передать значительный объем информации за относительно короткое время большой аудитории учащихся;
- практическая отработка нового материала для его усвоения и закрепления;
- универсальность — его можно применять в той или иной степени при изучении любого предмета;
- отработка навыков запоминания;
- умение работать с теоретическими знаниями.
К минусам метода можно отнести:
- игнорирование творческого подхода к решению поставленных задач;
- подавление самостоятельного мышления;
- отсутствие возможности исследовательской деятельности;
- снижение интереса к учебе из-за низкой вовлеченности в процесс;
- стимулирование механического запоминания информации вместо ее понимания;
- невозможность индивидуального подхода к учащимся.
Наибольшего эффекта в обучении можно добиться, сочетая репродуктивный метод с продуктивным (исследовательским). При умелом использовании они идеально дополняют друг друга.
Источник