Религия как способ воспитания

Влияние религии на воспитание и образование

Юлия Андросова
Влияние религии на воспитание и образование

На сегодняшний день в современном обществе одной из актуальных тем является образование, воспитание и религия. Не существует народов без религии, на каких бы стадиях развития они не находились.

Религия – один из первых социальных институтов, который носит массовый характер, влияет на общественное сознание и поведение. И даже, когда человек не верит, он знает о религии.

На воспитание и образование человека влияют разные факторы – это семья, друзья, фильмы, книги и др., но нельзя исключать такого серьезного фактора как религия.

Религия традиционно связана с образованием. Так в процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем целостная система религиозного образования. В настоящее время потребность в религиозном образовании возникла у самого общества из-за необходимости преодоления бездуховности современной цивилизации.

В мировой истории религия всегда была тесно связана с воспитанием, что обусловлено ее огромным влиянием на развитие общества, мировоззрение, культуру, нравственность человека. Считают, что отсутствие религиозного воспитания в детстве обязательно сказывается на характере человека, проявляясь в духовной надломленности.

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в России заставляет переосмыслить и выработать систему ценностей нравственного и национального воспитания, основанную на традициях отечественной педагогики, и религия здесь может оказать большое влияние, так как она является необходимым основанием воспитания. Главной целью религии является воспитание целостной личности, исцеление духовных недугов человека и соединение его с Богом.

Значительную роль играет религия в вопросе привития культурных ценностей и традиций. Так формируются понятия чести, достоинства, совести, любви к Родине и т. д. Религия учит веротерпимости и лояльному отношению к инакомыслию, что очень важно в нашей многонациональной стране. Отсутствие такого воспитания приводит к таким явлениям, как преступность, нетерпение, межнациональные конфликты.

Необходимо отметить существование позиции, в которой отмечено, что религия облегчает процесс воспитания детей и улучшает взаимоотношения с родителями.Но при этом родителям необходимо опираться на духовность в отношениях с детьми: справедливое отношение к ребенку, любовь, последовательность в своих поступках.

Религия задает человеку определенную систему ценностей, определяя нормы поведения, отношения между людьми в различных сферах.

Таким образом, религия – это неотъемлемая часть современного мира. Ее влияние ощущается практически во всех сферах общественной жизни, в том числе и образовательной. В наше время данная тема очень актуальна, так как религия продолжает влиять на чувства и умы людей.

«Влияние народно-прикладного искусства на воспитание и развитие дошкольников» Влияние народно-прикладного искусства на воспитание и развитие дошкольника Я считаю неоспоримым влияние любого вида народно-прикладного.

Консультация музыкального руководителя «Влияние музыки на физическое воспитание дошкольников» Как влияет музыка на физическое воспитание дошкольников? Великий композитор Д. Шостакович писал: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе.

Консультация «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка» Консультация Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка Составила музыкальный руководитель 1 категории Кайгородова.

Образование в России. Особенности речевого развития дошкольников и его влияние на дошкольное образование За последние три десятилетия в России произошло значительное развитие институционального дошкольного образования. Однако верно сказать,.

Консультация «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников» Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников. В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема.

Инновационный опыт «Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» Балакирева Т. М. «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал».

Влияние классической музыки на эстетическое воспитание дошкольника Одной из истинных, базовых потребностей человека, является – потребность в красоте, как естественное стремление к гармонии, порядку, равновесию.

Влияние мультфильмов на воспитание детей В настоящее время телевидение искусно используется для манипулирования человеческим сознанием. Негативные манипуляции личностью в СМИ могут.

Читайте также:  Сколькими способами можно набрать трехзначный цифровой код если все его цифры различны

Консультация «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей» Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей» У них такие же сердца, такие точно мысли,.

Источник

Религия как один из факторов народного воспитания

Религия — стержневой фактор в формировании духовности личности. Главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Религия близка суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ.

Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят — это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание и т. д.

Основная тема всех религий — дети, воспитание. В христианстве главная тема — мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей — нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль.

На долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учителей человечества — Будды, Христа и Магомета. Общность их этико-педагогических концепций бесспорна. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало основой всей арабской культуры.

Религия — величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников.

Буддизм является самым древним религиозным течением в мире, сохранившемся до наших дней. Учение берет свои корни от VI века до н. э. с Древней Индии. Широко распространен в странах Восточной, Южной и Юго – Восточной Азии. Буддийские общины также живут во всем мире.

Основа воспитания в буддизме – это саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль и самообучение. А цель родителей – пробудить в ребенке тягу и потребность ко всем этим «само». Однако, в буддизме самовоспитание не является конечной целью воспитания, а является средством на пути к просветлению и приобретению таких качеств как доброта, милосердие, сострадание, бескорыстного служения людям.

Христианство – религия, которая имеет наибольшее количество последователей в мире и в нашем государстве. Христианство делится на три течения: католицизм, православие и протестантизм. И каждое из них немного различно по отношению друг к другу. Учение проповедует отречение от материальных ценностей и воспитанию духовно – моральных качеств и открыть те, все качества и способности, которые человеку были даны свыше.

Хоть в наше время образование в школах и детских садах является светским, все-таки в будущем их ожидает изучение в школе предмета «Христианская этика».

Ислам среди трех распространенных религий является самой молодой, однако, имеет наибольшее количество преданных последователей. Само слово «ислам» переводится как «покорность», что уже говорит о многом. В исламе существует половое разделение при воспитании. Мусульмане, то есть последователи ислама, основной целью воспитания видят такие качества как скромность, правдивость, терпеливость, отвращение к греховным помыслам и действиям, щедрость, терпеливость, верность. Существует множество аспектов и особенностей воспитания в исламе. Например, тот факт, что мужчина может иметь до 4 жен явно свидетельствует о том, что взгляды на воспитание являются совсем иными, чем в предыдущих двух основных религиях.

Читайте также:  Способ оплаты trust что это

Так как ребенок является отдельной полноценной личностью, все-таки не стоит навязывать ему свое мировосприятие. Лучший вариант – вырастит и сам решит, каких взглядов ему придерживаться и каким идеям следовать. Ведь в законодательстве нашей страны предусмотрено, что каждый имеет право на свободу вероисповедания.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Заключение

Связь религии и воспитания всегда была актуальным вопросом. В связи с ускорением темпа жизни, СМИ, доступностью образования и т. д. у людей появляется новый взгляд на воспитание детей. За частую этот взгляд далек от религиозных представлений. Разумеется, есть народы, которые воспитывают своих детей в связи с теми правилами и законами, которые предписаны религией. Народное воспитание влияет на все слои населения, весь народ. Оно делает ставку на духовные ценности, установки, нормы, правила, предписания, мировоззрение.

Народное воспитание – это общественное воспитание, в котором воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народное воспитание и религия заслуживают самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: Академия , 1999г.

3. Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. Педагогика 1991г.

4. [Интернет-ресурс] http://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/

5. Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г .

Источник

Религия как способ воспитания

+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17

Религия как фактор духовно-нравственного воспитания и развития личности

Н.Д.Булатова
кандидат педагогических наук
профессор МГУКИ

Религия традиционно играла большую роль в жизни общества; после семьи, религия является важным фактором формирования духовности человека. Безусловно, духовность человека определяется не только религией. Можно быть убежденным атеистом, но поступать по совести, быть честным и порядочным человеком, понимающим и ориентированным на общечеловеческие ценности. Или, к примеру, религиозный фанатик, будоражит, вызывает в душе неприятие и беспокойство. Истинная вера должна быть в душе, в поступках и помыслах, и здесь любые крайности ни к чему хорошему не приведут. Как говорится, каждый выбирает для себя «женщину, религию, дорогу…». Поэтому эта тема очень сложная и важная. Сложность ее обостряется неоднозначными взглядами на религию и ее влияние на воспитание личности.
В разное историческое время было разное отношение к религии, в советское время церковь была отделена от государства, общество было освобождено от влияния религии, значение религии падало в жизни общества, в социализации. Было время «увлечения» религией, посещение службы, ношения креста и т.д. Но вера в Бога не может и не должна стать модой. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), и в третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Известно, что религия – это специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий). Религия – важнейший феномен человеческой цивилизации, в соответствии с национальными и межэтническими проблемами она играла и играет прямо противоположную роль этноинтегрирующую и этнодифференцирующую.
«Религия близка и к такому суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ. Но ведь религия сама тоже во многих деталях, быть может, даже в решающих, суммирует все предыдущие факторы. Природа божественна – это не только поэзия. Поклонение природе в целом и отдельным ее элементам, начиная от Солнца и кончая солнечной иволгой, — это не только языческое, это нечто высшее, не исключающее ни буддизма, ни магометанства», — рассуждает в своей книге «Этнопедагогика» Г.Н.Волков.
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складывались и определялись требованиями, основанными на религиозных канонах. Во всех религиях мира можно найти общие принципы духовного воспитания, нравственные ценности. Религии разных народов содержат мудрость многих людей и поколений, выдержали испытание временем, поэтому с полным правом можно говорить о существовании общечеловеческих идеалов и ценностей. Приведем «Золотое Правило», проповедуемое шестью мировыми религиями:

Буддизм Не делай другим того, что сам считаешь злом.

Индуизм Не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Иудаизм Что ненавистно тебе, не делай другому.

Даосизм Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей.

Ислам Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе.

Христианство Поступай с другими так, как захочешь, чтобы поступали с тобой [Цит. по кн. Кукушина В.С. См.2].

Эти принципы пронизывают все культуры и религии, определяя истинный смысл человеческого бытия и его нравственные идеалы. Религия – это часть национальной культуры народа. Библия и Коран, священные книги двух мировых религий, являются величайшими памятниками письменной культуры человечества. Историки описывают важную роль религии в жизни человека. Центральная функция религии, с которой она, безусловно, справилась, формирование нравственности, иначе говоря, — того главнейшего качества, которым состоявшийся человек отличается не только от животного, но и от человека-зверя, человека-монстра (Кукушин В.С.). Ученые отмечают, что если бы Бога не было, его следовало бы придумать…
Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический (Т.В.Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент – этот тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богослужению, догматике, священной истории; нравственный – научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях [Цит.дана по кн. Мудрик А.В. См.3].
Разнообразны и средства религиозного духовного воспитания. Так, например, в христианстве, таковыми являются: церковное богослужение , приобщающее верующих к церковной духовной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь , сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва , помогающая научиться выработать нужный душевный настрой; исповедь , которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост , помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, выработать стойкость и др.
Основная тема всех религий – дети и воспитание. В христианстве главная тема – мать и дитя, где мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего [Волков Г.Н.]. В христианстве утверждается святость материнской любви; все основано на Любви — любовь к Богу, любовь к Человеку, почитание старших, гармония в душе и в межличностных отношениях и общении между людьми.
Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей – нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль [1]. Особенно поучительны жития православных святых. Или кто будет спорить о благодатном воздействии на душу колокольного звона, торжественной службы, архитектуры, иконописной живописи и таинственного света свечей. Приобщение детей к религии как части духовной культуры человечества, поможет решить многие задачи, связанные с воспитанием и развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Источник

Читайте также:  Есть только один способ стать умнее
Оцените статью
Разные способы