Влияние религии на воспитание и образование
Юлия Андросова
Влияние религии на воспитание и образование
На сегодняшний день в современном обществе одной из актуальных тем является образование, воспитание и религия. Не существует народов без религии, на каких бы стадиях развития они не находились.
Религия – один из первых социальных институтов, который носит массовый характер, влияет на общественное сознание и поведение. И даже, когда человек не верит, он знает о религии.
На воспитание и образование человека влияют разные факторы – это семья, друзья, фильмы, книги и др., но нельзя исключать такого серьезного фактора как религия.
Религия традиционно связана с образованием. Так в процессе религиозной жизни формируются принципы, традиции, а затем целостная система религиозного образования. В настоящее время потребность в религиозном образовании возникла у самого общества из-за необходимости преодоления бездуховности современной цивилизации.
В мировой истории религия всегда была тесно связана с воспитанием, что обусловлено ее огромным влиянием на развитие общества, мировоззрение, культуру, нравственность человека. Считают, что отсутствие религиозного воспитания в детстве обязательно сказывается на характере человека, проявляясь в духовной надломленности.
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в России заставляет переосмыслить и выработать систему ценностей нравственного и национального воспитания, основанную на традициях отечественной педагогики, и религия здесь может оказать большое влияние, так как она является необходимым основанием воспитания. Главной целью религии является воспитание целостной личности, исцеление духовных недугов человека и соединение его с Богом.
Значительную роль играет религия в вопросе привития культурных ценностей и традиций. Так формируются понятия чести, достоинства, совести, любви к Родине и т. д. Религия учит веротерпимости и лояльному отношению к инакомыслию, что очень важно в нашей многонациональной стране. Отсутствие такого воспитания приводит к таким явлениям, как преступность, нетерпение, межнациональные конфликты.
Необходимо отметить существование позиции, в которой отмечено, что религия облегчает процесс воспитания детей и улучшает взаимоотношения с родителями.Но при этом родителям необходимо опираться на духовность в отношениях с детьми: справедливое отношение к ребенку, любовь, последовательность в своих поступках.
Религия задает человеку определенную систему ценностей, определяя нормы поведения, отношения между людьми в различных сферах.
Таким образом, религия – это неотъемлемая часть современного мира. Ее влияние ощущается практически во всех сферах общественной жизни, в том числе и образовательной. В наше время данная тема очень актуальна, так как религия продолжает влиять на чувства и умы людей.
«Влияние народно-прикладного искусства на воспитание и развитие дошкольников» Влияние народно-прикладного искусства на воспитание и развитие дошкольника Я считаю неоспоримым влияние любого вида народно-прикладного.
Консультация музыкального руководителя «Влияние музыки на физическое воспитание дошкольников» Как влияет музыка на физическое воспитание дошкольников? Великий композитор Д. Шостакович писал: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе.
Консультация «Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка» Консультация Влияние классической музыки на эстетическое воспитание ребенка Составила музыкальный руководитель 1 категории Кайгородова.
Образование в России. Особенности речевого развития дошкольников и его влияние на дошкольное образование За последние три десятилетия в России произошло значительное развитие институционального дошкольного образования. Однако верно сказать,.
Консультация «Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников» Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников. В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема.
Инновационный опыт «Влияние национальной культуры на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» Балакирева Т. М. «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал».
Влияние классической музыки на эстетическое воспитание дошкольника Одной из истинных, базовых потребностей человека, является – потребность в красоте, как естественное стремление к гармонии, порядку, равновесию.
Влияние мультфильмов на воспитание детей В настоящее время телевидение искусно используется для манипулирования человеческим сознанием. Негативные манипуляции личностью в СМИ могут.
Консультация «Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное воспитание детей» Дошкольный возраст – самый благодатный период для детей, в это время закладываются духовные ценности и нравственные нормы и стереотипы.
Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей» У них такие же сердца, такие точно мысли,.
Источник
Религия как один из факторов народного воспитания
Религия — стержневой фактор в формировании духовности личности. Главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.
Религия близка суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ.
Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят — это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание и т. д.
Основная тема всех религий — дети, воспитание. В христианстве главная тема — мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви.
Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей — нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль.
На долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учителей человечества — Будды, Христа и Магомета. Общность их этико-педагогических концепций бесспорна. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало основой всей арабской культуры.
Религия — величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников.
Буддизм является самым древним религиозным течением в мире, сохранившемся до наших дней. Учение берет свои корни от VI века до н. э. с Древней Индии. Широко распространен в странах Восточной, Южной и Юго – Восточной Азии. Буддийские общины также живут во всем мире.
Основа воспитания в буддизме – это саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль и самообучение. А цель родителей – пробудить в ребенке тягу и потребность ко всем этим «само». Однако, в буддизме самовоспитание не является конечной целью воспитания, а является средством на пути к просветлению и приобретению таких качеств как доброта, милосердие, сострадание, бескорыстного служения людям.
Христианство – религия, которая имеет наибольшее количество последователей в мире и в нашем государстве. Христианство делится на три течения: католицизм, православие и протестантизм. И каждое из них немного различно по отношению друг к другу. Учение проповедует отречение от материальных ценностей и воспитанию духовно – моральных качеств и открыть те, все качества и способности, которые человеку были даны свыше.
Хоть в наше время образование в школах и детских садах является светским, все-таки в будущем их ожидает изучение в школе предмета «Христианская этика».
Ислам среди трех распространенных религий является самой молодой, однако, имеет наибольшее количество преданных последователей. Само слово «ислам» переводится как «покорность», что уже говорит о многом. В исламе существует половое разделение при воспитании. Мусульмане, то есть последователи ислама, основной целью воспитания видят такие качества как скромность, правдивость, терпеливость, отвращение к греховным помыслам и действиям, щедрость, терпеливость, верность. Существует множество аспектов и особенностей воспитания в исламе. Например, тот факт, что мужчина может иметь до 4 жен явно свидетельствует о том, что взгляды на воспитание являются совсем иными, чем в предыдущих двух основных религиях.
Так как ребенок является отдельной полноценной личностью, все-таки не стоит навязывать ему свое мировосприятие. Лучший вариант – вырастит и сам решит, каких взглядов ему придерживаться и каким идеям следовать. Ведь в законодательстве нашей страны предусмотрено, что каждый имеет право на свободу вероисповедания.
В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.
Заключение
Связь религии и воспитания всегда была актуальным вопросом. В связи с ускорением темпа жизни, СМИ, доступностью образования и т. д. у людей появляется новый взгляд на воспитание детей. За частую этот взгляд далек от религиозных представлений. Разумеется, есть народы, которые воспитывают своих детей в связи с теми правилами и законами, которые предписаны религией. Народное воспитание влияет на все слои населения, весь народ. Оно делает ставку на духовные ценности, установки, нормы, правила, предписания, мировоззрение.
Народное воспитание – это общественное воспитание, в котором воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народное воспитание и религия заслуживают самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики.
Литература
1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: Академия , 1999г.
3. Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. Педагогика 1991г.
4. [Интернет-ресурс] http://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/
5. Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г .
Источник
Религия как способ воспитания
+7 (495) 571-62-64
по рабочим дням с 10 до 17