Религия как способ познания мира. Свобода совести.
В основе религиозного сознания людей лежит вера в сверхъестественные силы, покорность воле всевышнего. В социальном плане его происхождение связано главным образом с бессилием людей перед лицом природы, слепыми силами общественного бытия.
Религия – особая духовно практическая связь связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них является основным смыслом жизни. «Религия»(от лат.) — установление утраченной связи, в христианстве – восстановление этой связи возможно после 2-го пришествия. Религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует мировоззрение путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает общение и тем самым преодолевает одиночество, утешает, облегчает страдания. Будучи составной частью культуры, религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных верований между собой. Для понимания роли религии нужно дать понятие веры. Вера— это мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, она даёт уверенность в достижении желаемой цели(спасением души, воскрешением). Религия создаёт религиозную картину мира; при этом вера- её характерная черта, а единственный способ миропостижения – откровение; главный принцип- теоцентризм (мир создал и управляет им Бог).Общие черты религий: вера, нравственное учение, культ и др. Религия создаёт собственную систему ценностей и заставляет им следовать. С религией тесно связано понятие свободы совести, которое является ключевым при рассмотрении свободы личности. Свобода совести — естественное право человека верить в Бога, или быть атеистом.
Свобода совести начинается с признания права на «внутренние убеждения»: никого нельзя обязать обнародовать свои религиозные или философские убеждения. Свобода совести предполагает и свободу атеизма, а также возможность индифферентизма, смешивания разных верований, принятие старых и признанных новых культов. Но если, с одной стороны, никто никого не должен принуждать к обнародованию религиозных взглядов, то, с другой стороны, никому не запрещено делать это по собственному желанию.
Электоральное поведение.
Электоральное поведение- это совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также участие их в референдуме.1 Из данного определения ясно, что электоральное поведение проявляется в различных по уровню и масштабам общественных процессах:1)на общенациональном — выборы президента и высших представительных органов;2)на региональном уровне — выборы местных органов власти и управления;3)выборы на руководящие должности в политических партиях и общественно-политических движениях.
Понятие «электоральное поведение» тесно связано с категорией «электорат», которая имеет несколько смысловых значений. Прежде всего данная категория означает круг избирателей, голосующих за определенную партию.
Электоральная активность зависит от таких факторов как доход, социальный статус,
пол, возраст. К примеру, доля определившихся со своими электоральными
намерениями (голосовать — не голосовать) среди мужчин больше, чем среди женщин.
Электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста. Установлено, что лица с высшим образованием гораздо активнее участвуют в выборах, чем лица с начальным или средним образованием. Устойчивый интерес к выборам проявляют предприниматели и руководители всех уровней. Доля политически активных растет с изменением возрастных показателей. Пенсионеры значительно активнее молодежи принимают участие в выборах.
Среди избирателей довольно высок удельный вес абсентеистов. Среди них довольно много молодежи, безработных, лиц с низким уровнем доходов. Причинами абсентеизма являются недоверие партиям, кандидатам и политике в целом; низкий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правильности подсчета голосов и подведения итогов голосования.
В России электоральное поведение имеет несколько отличительных черт, главные из которых – переходный характер политического мышления, изменения отношения к власти, восприимчивость к экономическому положению в стране.
БИЛЕТ 18
1. Цели и задачи дисциплины «Обществознание».
Обществознание является учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук. Оно призвано:
а) подготовить ученика к изучению соответствующих собственно научных философских, социальных, гуманитарных дисциплин. Это позволит в вузе не топтаться на месте, начиная с повторения уже пройденного материала;
б) сформировать общекультурный багаж (метод и базовые понятия), а именно способность самому ориентироваться (понимать и давать оценку) в материалах, связанных с жизнью общества, которые могут быть получены из самых разных источников (прессы, научной и художественной литературы, житейского опыта и т. д.).
Достижение поставленных целей обеспечивается постановкой и решением следующих задач:
1. Дать знание тех основных понятий общественных наук, что входят в современный общенаучный и общекультурный багаж.
2. Дать представление об основных темах, традиционно рассматриваемых общественными науками (закономерностях структуры, функционирования и развития общества).
3. Дать представления об актуальных проблемах общественных наук.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник
В.Р. Легойда: Наука и религия — два способа познания, которые дают возможность более объемного восприятия мира
Москва, 13 октября 2014 г..
По словам В.Р.Легойды, после презентации ученым книги Святейшего Патриарха «Свобода и ответственность: в поисках гармонии», состоялся «заинтересованный, но непростой и временами весьма напряженный разговор».
«Прозвучавший в ходе дискуссии тезис об отсутствии конфликта между наукой и религией вызвал у части аудитории несогласие», — сообщил председатель СИНФО.
«Мой тезис очень прост: я предлагаю рассматривать науку и религию как два способа познания мира, которые отвечают на разные вопросы. Религия отвечает на вопрос «для чего» — в чем смысл жизни, что такое смерть. Наука на этот вопрос ответить не может, но отвечает на вопросы «как» и «почему» (устроен мир), и поэтому конфликта быть не может», — добавил он.
Председатель СИНФО напомнил, что наука и религия познают разное и используют во многом разные методы познания и именно поэтому не могут противоречить друг другу.
«Они совершенно разные, и потому не могут между собой конфликтовать, как не могут конфликтовать сенокосилка с вертолетом. Это вещи разного порядка. Нельзя сказать, что что-то лучше, а что-то хуже. Мы не можем сказать, что вертолет не может косить, поэтому он плохая сенокосилка», — отметил В.Р. Легойда.
«Галилей, например, который жил в эпоху становления современной науки, когда демаркационная линия между разными способами познания мира только прочерчивалась, очень четко понимал эту разницу. Он говорил: “Библия учит не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо”», — продолжил он.
По словам председателя СИНФО, наука и религия являются двумя разными путями познания, которые говорят о разном и потому могут друг друга лишь дополнять, давая возможность человеку более объемно воспринимать мир, формировать более полное мировоззрение.
«Представление о противоречии науки и религии — это отчасти следствие стереотипов советского времени, но по большей части результат некоей интеллектуальной гордыни, сциентизма. Рождение явления сциентизма связано с эпохой Просвещения, когда, собственно, и было сформулировано напряжение по линии наука — религия. Сциентизм — это уверенность во всесилии науки, в том, что наука может ответить на все вопросы. Это не так», — подчеркнул В. Р. Легойда.
«Наука не может ответить на все вопросы. Но не потому, что она плохая, и не потому, что никогда не сможет развиться до такого высокого уровня. А потому, что даже если когда-то ученые смогут, например, ответить на вопрос, как именно на земле появилась органическая жизнь, они все равно никогда не смогут ответить на вопрос, для чего эта жизнь появилась. Просто потому, что этот вопрос находится за пределами компетенции науки. Точно так же и религия не занимается научным познанием устройства мира», — заключил представитель Церкви.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Кулинария (80)
- Мои мысли (37)
- Вязание крючком (34)
- Мудрость (25)
- Для блога (24)
- Кукольные домики для «больших девочек» (22)
- Красота и здоровье (16)
- Гороскопы и тесты для развлечения (16)
- Тряпичные куклы (14)
- Вязание спицами (14)
- Мужчина и женщина (12)
- Религия (11)
- Вышивка лентами (10)
- Декупаж (10)
- Полезные советы (8)
- Литература (8)
- Плетение из газет (6)
- Диеты (6)
- Реставрация мебели и предметов интерьера (5)
- Тедди-мания (5)
- О мире и о себе (5)
- Изделия из пластики (4)
- Витражи (4)
- Скрапбукинг (4)
- Картинки (4)
- Медитация и духовные практики (4)
- Цветы (3)
- Подарки (3)
- Декорирование стен (2)
- Бисер (2)
- Просто красиво (2)
- Валяние (2)
- Напитки и коктейли (1)
- Суши (1)
- Видеорецепты (1)
- Личное (1)
- Обращения (1)
- Отдых с семьей (1)
- Прически (1)
- рассказы (1)
- Лучшие фильмы для духовного развития (1)
- Видеоуроки (1)
- Образование и воспитание (231)
- Статьи о родительском контроле (192)
- «Самообразование — путь к успеху» (193)
- Самообразование 1 (197)
- Самообразование 2 (206)
- Учебные пособия (6)
- Интеллект (5)
- Интеллект-карты (3)
- Психология (17)
- Развитие памяти и мышления (2)
- Изучаем английский (3)
- Английский язык (3)
- Поделки с детьми (8)
- Создание позитивного мышления (36)
- Социология (29)
- Самореализация (194)
- Для карапузиков (2)
- Раскраски, рисунки (1)
- Квилинг (3)
- Удивительные люди. (3)
- Взгляд на человечество и его историю (4)
- Социальная реформация (2)
- Интересные идеи (44)
- шитье (1)
- Куклы сшитые автором дневника (1)
- Федеральные интернет-ресурсы по образованию (1)
- Варварушка_Рукодельница (1)
- Рисуем (1)
- Нобелевские лауреаты (1)
- Фенечки и макраме (1)
- все о домашних растениях (1)
- Путешествия (2)
- Живопись (2)
- Психосоматика (3)
- Мудрость детей (4)
- Музыка (3)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
О познании мира через веру
Понедельник, 19 Марта 2012 г. 19:59 + в цитатник
«Одна из привлекательных черт практически любой религии — это формирование цельного взгляда на мир, своеобразной модели мира. В течение тысячилетий именно из религии люди получали информацию о мироустройстве, именно религия давала представление о том, как «функционирует» наш мир. Пример подобной концепции: мир есть арена борьбы Бога и Дьявола, а человек — один из агентов в этой борьбе.
Религиозный взгляд выглядит цельным и непротиворечивым лишь до тех пор, пока мы находимся в рамках одной религии и не хотим знать ничего другого. Но существует множество религий и они противоречат друг другу. Какая из религий дает наиболее адекватную модель, выяснить нет никакой возможности. Правда в рамках экуминического движения имеются энтузиасты, пытающиеся выработать единый взгляд на мироустройство. Для этого необходимо существенно модифицировать многие религиозные догматы.
Но это невозможно, т.к. каждая религия претендует на обладание единственно верной истиной, имеющей божественное происхождение. Реального компромисса здесь быть не может. Одна из причин состоит в том, что религии базируются на древних священных книгах, не подлежащих модификации. А священные книги не только противоречат друг другу, но и не соответствуют современным научным представлениям.
К примеру, Библия утверждает, что небо — это твердая сфера («небесная твердь»). Поэтому в Средние века люди всерьез считали, что звезды, Солнце и Луна прикреплены к различным прозрачным движущимся сферам и потому перемещаются по небосводу (а само слово небосвод понималось буквально). Подобных примеров множество. В частности, в Коране говорится, что «Солнце садится в мутный колодец» (либо «источник» в других переводах); Мохаммед утверждал, что гром и молнии вызываются ангелами. Некоторые азиатские верования придают важное значение «счастливым» и «несчастливым» числам (хотя статистически это не подтверждается). И т.д.
Почему можно отказаться от буквального толкования одних кусков священных текстов (опровергнутых наукой), но необходимо продолжать следовать другим, религиозные деятели внятно объяснить не могут. Аналогично крайне неубедительно выглядят и обоснования того, почему «именно наша религия истинна». Ссылки на древность (или, наоборот, относительную «современность»), массовость, авторитетность и т.д. не работают. Можно привести немало древних массовых религий, которые уже отмерли, а также множество недавно появившихся сект и религий, которые вряд ли будут общепризнаны «истинными».
Означает ли это, что знания (например, в сфере межчеловеческих отношений), полученные через религию, никуда не годятся? Конечно, не означает. Чтобы сделать аргументированный вывод по этому вопросу, необходимо понять, откуда эти знания появились.
Существует лишь два способа формирования адекватных представлений о мире: с помощью проб и ошибок (т.е. путем «естественного отбора» правильных решений) и с помощью анализа и изучения (т.е. применяя в той или иной степени «научный подход»). Оба метода дополняют друг друга и в человеческой деятельности не могут существовать один без другого.
В течение многих тысячелетий правила поведения человека вырабатывались преимущественно методом проб и ошибок. Сохранение удачных решений происходило через следование традициям. Племена, применявшие неэффективные правила регулирования своей жизнедеятельности, проигрывали конкурентную борьбу. Но если редкое удачное решение закреплялось в традиции, то племя с такой традицией резко усиливалось, поглощая соседей и распространяя новую традицию на более широкий ареал. Это очень похоже на механизм биологической эволюции, при котором удачные мутации закрепляются в генофонде и распространяются в популяции.
Поэтому сохранение традиций было чрезвычайно важным: в традициях аккумулировались верные решения, найденные предыдущими поколениями. Нарушение традиции означало необходимость снова действовать методом проб и ошибок, при котором выбор верного решения сродни выигрышу в лотерею. Ведь эффективное решение (особенно в сфере общественных отношений) найти непросто даже сейчас — вспомним о провале коммунистического эксперимента. Поэтому от следования традициям зависело выживание как отдельного человека, так и целых народностей.
Необходимость следования традиции выходит за рамки опыта отдельного человека и может быть основана лишь на вере. Поэтому традиции часто принимают религиозную окраску. Более того, именно религия лучше всего позволяет сохранять традиции в неизменном виде. В этом и состояла позитивная роль религии.
Многие ранние религии содержали детальное «бытовое» описание правил взаимодействия человека с окружающим миром. Некоторые подобные атавизмы сохранились до сих пор. Например, ислам описывает свинью как «нечистое животное», мясо которого нельзя употреблять в пищу. Это, кстати, элемент описания мира: в авраамических религиях животные делятся на «чистых» и «нечистых» (своеобразная попытка биологической систематизации).
Однако те религии, которые были слишком «привязаны» к жизнедеятельности человека, живущего в конкретных ландшафтных и климатических условиях, не могли распространяться вширь. Поэтому в конце концов победили универсальные религии (которые, впрочем, сохранили некоторые случайные атавизмы типа запрета на свинину). Универсальных религий также было достаточно много. В процессе естественного отбора победили те, которые делали общество наиболее эффективным, были психологически привлекательны и обладали многими другими ценными свойствами (описание которых выходит за рамки темы).
И именно тот факт, что в религиозных установках содержится «мудрость» естественного отбора за многие сотни или даже тысячи лет, делает их весьма ценными.
Главная проблема познания через веру состоит в том, что для выхода на принципиально новый уровень познания нужна новая вера. Любая религия ограничена своей традицией, например, не может модернизировать свои священные книги и потому не может по-настоящему развиваться. Причина этого состоит в том, что религия претендует на «единственную истину», а развитие требует постоянной модификации этой истины, постоянного изменения и усложнения нашей картины мира.
И поскольку религия претендует на «единственную истину», то она по определению нетерпима к другим точкам зрения. Отсюда и происходят различного рода охоты на ведьм и «обезьяньи процессы». В результате и сейчас многие религиозные деятели недалеко ушли от времен инквизиции. К примеру, резким нападкам подвергаются совершенно невинные (с моральной точки зрения) литературные произведения, такие как «Гарри Поттер» и «Мастер и Маргарита» (в частности, со стороны известного религиозного деятеля дьякона А.Кураева). В исламе положение еще хуже: мусульманские богословы стремятся как можно буквальнее толковать священные тексты, сужая возможное поле мнений. К примеру, любое упоминание Мухаммеда, не соответствующее канонам, объявляется оскорблением религии со всеми вытекающими последствиями, вплоть до смертной казни. И все это несмотря на то, что в том же «Поттере» насилия и жестокости ничуть не больше, чем в Библии или Коране, а положительные герои ведут себя более благородно, чем авраамический Бог (вспомним, к примеру, эпизод, где Бог требует от Авраама убить собственного сына и многие другие примеры безнравственного поведения Бога; например, см. здесь, здесь, здесь или здесь).»
Источник