- Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении
- Определение понятия
- Виды манипуляций в общении
- Зачем они нужны?
- Приемы манипуляции в общении
- Воздействие любовью
- Воздействие страхом
- Воздействие виной
- Воздействие неуверенностью в себе
- Воздействие гордостью
- Воздействие жалостью
- Как узнать о психологическом воздействии?
- В деловых отношениях
- В межличностных отношениях
- В семейных отношениях
- Как защититься от психологического воздействия?
- Виды манипулирования людьми: определение и понятие действий, какие формы принимает
- Определение понятия
- Виды манипуляций в общении
- Зачем они нужны?
- Приемы манипуляции в общении
- Воздействие любовью
- Воздействие страхом
- Воздействие виной
- Воздействие неуверенностью в себе
- Воздействие гордостью
- Воздействие жалостью
- Как узнать о психологическом воздействии?
- В деловых отношениях
- В межличностных отношениях
- В семейных отношениях
- Как защититься от психологического воздействия?
- Понятие манипуляции в психологии — Психологос
- Манипуляции: что это такое и как противостоять. Виды и техники
- Актуальность проблемы, или где встречаются манипуляции
- Что такое манипуляции
- Основа манипуляций
- Признаки манипуляций
- Виды и техники манипуляций
- Прямые манипуляции
- Косвенное воздействие
- Влияние на подсознание
- Ассоциации
- Транс
- Игра как манипуляция
- Уловки-манипуляции в общении
- Организационно-процедурные
- 2. Управление и манипулирование. Виды манипулирования
- Понятие манипуляции в общении
Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении
Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?
Определение понятия
Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.
Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.
Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.
Виды манипуляций в общении
Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.
Основные виды воздействия делятся на:
- осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
- неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).
Второстепенные виды делятся на:
- лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
- поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).
Зачем они нужны?
Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.
Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.
Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.
Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.
Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.
Приемы манипуляции в общении
Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.
Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.
Воздействие любовью
В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.
Воздействие страхом
Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.
Воздействие виной
Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.
Воздействие неуверенностью в себе
В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.
Воздействие гордостью
Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.
Воздействие жалостью
Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.
Как узнать о психологическом воздействии?
Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.
- Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
- Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
- Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
- Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
- Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
- Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.
Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.
В деловых отношениях
Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.
Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:
- насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
- демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
- лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.
Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.
В межличностных отношениях
Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).
Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.
В семейных отношениях
Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.
Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.
Как защититься от психологического воздействия?
Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.
Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.
Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.
Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.
Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:
- на ошибки и собственное мнение;
- на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
- не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
- быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
- быть нелогичным.
Источник
Виды манипулирования людьми: определение и понятие действий, какие формы принимает
Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?
Определение понятия
Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.
Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.
Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.
Виды манипуляций в общении
Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору.
Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях.
Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.
Основные виды воздействия делятся на:
- осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
- неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).
Второстепенные виды делятся на:
- лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
- поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).
Зачем они нужны?
Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.
Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.
Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.
Во-вторых, нужно определиться со средствами.
Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору.
Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.
Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.
Приемы манипуляции в общении
Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию.
В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа.
В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.
Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.
Воздействие любовью
В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле».
В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.
Воздействие страхом
Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель».
Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.
Воздействие виной
Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу».
Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку.
Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.
Воздействие неуверенностью в себе
В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах.
Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам.
Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.
Воздействие гордостью
Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе.
Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней».
Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.
Воздействие жалостью
Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь.
Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь.
Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.
Как узнать о психологическом воздействии?
Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.
- Эмоции. Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
- Непонятные слова. В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
- Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
- Срочность. Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
- Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
- Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.
Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.
В деловых отношениях
Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.
Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:
- насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
- демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
- лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.
Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.
В межличностных отношениях
Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).
Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.
В семейных отношениях
Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.
Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.
Как защититься от психологического воздействия?
Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.
Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.
Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.
Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.
Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:
- на ошибки и собственное мнение;
- на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
- не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
- быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
- быть нелогичным.
Понятие манипуляции в психологии — Психологос
В самом широком смысле, манипуляция — это любое личностное влияние на кого или что-либо. Например, в английском языке слово «to manipulate» означает «оперирование, обращение с чем либо». Такое понимание широко транслируется в НЛП, где утверждается, что «манипулируют все и всегда».
Сидя за компьютером, вы манипулируете клавиатурой и мышкой, чтобы написать сообщение; когда в автобусе вы встаете и уступаете место бабушке, то направляете ее именно к вам и по сути подталкиваете ее к тому, чтобы сесть на ваше место — вы ею манипулируете; когда вы заговариваете на новую тему, вы, тем самым, скрыто поворачиваете внимание собеседника в нужную и интересную для вас сторону — манипулируете им. Когда вы улыбаетесь и говорите: «Здравствуйте!» — хотите или нет, но вы манипулируете собеседником, заставляя его улыбнуться вам.
И в этом смысле верно, что «манипулируют все и всегда» — но только в этом, самом широком смысле. Ошибочно утверждать, что все манипулируют всегда. При таком понимании понятие «манипуляция» оказывается просто излишним, дубликатом слов «влияние» или «воздействие».
Является ли манипуляцией прямое и открытое распоряжение руководителя, сформулированные им в отношении сотрудника, когда оба действуют в рамках должностных инструкций? Кажется, тут говорить о манипуляциях — неуместно.
Более разумно разделять воздействия открытые и скрытые, и к манипуляциям относить только скрытые воздействия.
То, что манипулируют все — это верно, однако не верно, что все это считают нормой жизни.
Часть людей манипулируют просто потому, что сами этого не замечают, но когда ставят себе задачу общаться и взаимодействовать честно, они манипуляций уже избегают.
Если же тезис «манипулируют все и всегда» понимать как разрешение вообще не думать о честности и открытости в общении и взаимодействии, этот тезис нам представляется ошибочным с этической точки зрения.
Нам уже приходится видеть последствия точки зрения «манипулируют все и всегда»: большая часть приверженцев НЛП действительно отказывается верить, что в жизни есть что-то, кроме внушений, для них отсутствует понятие «по-честному»: они строят свое общение только в двух координатах: эффективность («добиться своей цели») и экологичность («все устраивает меня и собеседника»). Шаманские техники и ритуальные пляски, заговоры и суеверия — в их арсенале будет все, что дает результат здесь и сейчас. У них слова не имеют основания правды, не понимаются как отражение «того, что есть на самом деле», разговоры об объективности и научности в работе — не к ним. Для них слова — только инструмент, который или дает нужный им результат, или не дает.
Широкое распространение получило житейское понимание манипуляций, где утверждается, что: «Манипуляция — это обман, принуждение человека к принятию невыгодного для него решения».
В психотерапевтической среде, среди сторонников гуманистического подхода, такой исключительно негативный взгляд на манипуляции не менее популярен: «Манипулятор — раб пагубной привычки притворяться и напряженно скрывать свои истинные намерения за фальшивыми масками.
Манипулятор живет во вранье и превращает себя в машину, а другого человека — в неуважаемый объект, лишая себя возможности любви и близости» (Смотри «Журнал практического психолога», 2002 год. Статьи «Тяжелая жизнь манипулятора, или Бедная Маша», «Манипуляторы и актуализаторы» и другие статьи разных авторов).
Подобные формулировки несостоятельны: многие тонкие манипуляции строятся без использования обмана, а, самое главное, манипуляции в руках разумных родителей, квалифицированных воспитателей и других порядочных людей направлены не против интересов других, а во имя их же настоящих интересов. Не все манипуляции носят негативный характер: манипуляции — это только инструмент, а как и с какой целью ими пользуются люди — определяются уже самими людьми. Порядочные и заботливые люди практикуют только позитивные манипуляции.
В научной психологии манипуляцией называют психологическое воздействие, скрытопобуждающее человека изменить отношение к чему-либо, принять решение или что-то сделать в нужном для автора манипуляции направлении. Это понимание распространено среди специалистов и имеет достаточные фактические основания.
Подчеркнем главные моменты этого определения.
К манипуляциям относят только скрытые воздействия.
Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Изданный в 1969 г.
в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».
К манипуляциям относят только ловкие, по крайней мере внешне эффективные воздействия.
Манипуляции — это нечто, похожее на волшебство, то, что открывает закрытые сердца и заставляет человека делать то, что прямым и открытым образом от него никак не добьешься.
Не строго, а художественно можно сформулировать так: манипуляция — это ловкое действие, позволяющее обыграть партнера.
Обыграть — совсем не значит «обыграть в ущерб интересов партнера». Отношения может быть и игровые, когда на кону не стоят жизненные интересы, и тогда обмен манипуляшками — форма веселого развлечения.
В других ситуациях, используя манипуляции, вы обыграли человека, но действуя не против него, а в пользу его перспективных интересов.
Так, например, действуют мамы, весело отвлекая маленький детей от неуместных капризов — это тоже манипуляция, обыгрывание партнера, но не против интересов ребенка, а скорее ЗА.
Часто по жизни манипуляции называют житейскими хитростями и уловками. Мелкие житейские уловки применяются всеми, и того, кто ими не владеют, называют лохом обыкновенным.
Подтрунивание, шутки, подначки — да, в них всегда есть подтасовки, но без них жизнь оказывается слишком пресной.
Если мужчина будет требовать от женщины предельной честности в каждом слове и интонации, его со вздохом, но достаточно обоснованно, назовут просто занудой.
Взаимоотношения между мужчинами и женщинами совсем без игры и манипуляшек — скучны обеим сторонам. Это развлечение более крутое, нежели гонки, пэйнтбол, включает разведку и маскировку, отвлекающие ходы, ловушки и перехват инициативы, но когда результатом является восхищенные глаза любимого человека, довольны оказываются все.
Грубые и жесткие манипуляции вызывают протест, но манипуляции манипуляциям рознь. Умные манипуляции чаще рождают уважение, а тонкие и красивые манипуляции — восхищение. Манипуляции, сделанные на притворстве, нравятся мало кому, автор же манипуляций веселых и искренних — как правило, оказывается любимцем и душой компании.
Тот, кто скрыто действует против наших интересов, и действует грубо, когда на самом деле все очевидно — гад. Кто действует заботясь о нас, но грубовато, когда все «шито белыми нитками» — валенок.
Если человек нас обыграл красиво и изящно, так что мы мы сами не поняли как, это вызывает восхищенный отклик: зараза! Тот, кто заботится о наших общих интересах, делая это скрыто, ловко и красиво — это мастер.
1 © Е. Доценко, «Психология манипуляции» «Манипуляция — это психологическое воздействие, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями».
Наверное, надо добавить «планами или желаниями» — некоторые люди в своем поведении в малой степени руководствуются своими желаниями и в большой степени руководствуются планами. Как, например, это происходит на работе.
Другое его определение — Манипуляция психологическая [лат.
manipulatio — пригоршня, горсточка, ручной прием] — вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения партнера по общению к совершению определенных действий, предполагает известный уровень мастерства при его проведении.
Стремление манипулятора к достижению одностороннего выигрыша отличает М. п. от внешне схожих с ней приемов косвенного воздействия, характерных для психотерапии или воспитания. Скрытым характером воздействия М. п. отличается от иных видов психологического вторжения — принуждения и уничижения.
Как правило, сокрытию подвергаются не только цели, интересы или намерения манипулятора, но также и сам факт преследования им иных, кроме декларируемых, целей. На факт квалификации воздействия как манипулятивного не влияет, организуется ли оно намеренно или возникло спонтанно, неосознанно.
Побуждение партнера представляет собой привнесение дополнительного мотива в контекст желаний адресата, навязывание мотивационной «нагрузки», в конечном итоге изменяющее его первоначальные намерения. М. п. возникает тогда, когда манипулятор придумывает за адресата цели, которым тот должен следовать, и стремится внедрить их в его психику. Ссылку см.→
© А.П. Егидес. Манипуляция — это скрытое психологическое воздействие.
Википедия: Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики.
Манипуляции: что это такое и как противостоять. Виды и техники
Каждый человек является потребителем или поставщиком в любой социальной сфере (торговля, коммуникации, семейные отношения, досуг).
Межличностное взаимодействие (реальное, виртуальное) – сфера потребления, в которой распространена проблема манипуляций.
Но независимо от сферы все манипуляции основаны на единых психологических механизмах, от чего остается актуальным вопрос: как обезопасить себя и научиться противостоять манипуляциям, распознавать их.
Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сути манипуляций как социальном и психологическом явлении, узнать о видах и техниках манипуляции, принципах влияния. И, конечно, разобраться в методиках сопротивления, подобрать эффективную систему противостояния.
Актуальность проблемы, или где встречаются манипуляции
Техниками манипуляций пропитана каждая сфера жизнедеятельности и любая система отношений (родитель-ребенок, взрослый-взрослый, работник-начальник, продавец-покупатель).
- В средствах массовой информации озвучиваются новости о том, как люди против своей воли берут кредиты, покупают товары, вступают в организации или следуют чьим-то рекомендациям (например, нашумевшая в 80-х годах деятельность А. Чумака или в 90-х годах «МММ» и подобные ей современные пирамиды).
- Актуальность проблемы обуславливает также возросшая ситуация риска в интернете в молодежной среде. Например, группы смерти или мобильные игры, основанные на манипуляциях сознанием подростков и психологическом воздействии на подвижную психику.
- Реклама, гадалки, народные целители – система манипуляций и внушения.
Манипуляции – управление сознанием личности с целью выгоды манипулятора. И встречается это на каждом шагу.
Что такое манипуляции
Психологическое манипулирование – управляющее воздействие на человека и его психику со стороны манипулятора. При этом скрывается истинная цель, называется ложная, а преимущество достигается за счет жертвы.
Жертва манипулятора – человек, на которого против его воли оказано воздействие по формированию потребностей и мотивов.
Манипулятор – человек, влияющий на сознание других людей. Всего бывает 4 типа манипуляторов:
При этом по типу поведения манипулятора также можно выделить:
Названия моделей поведения говорят сами за себя.
Противоположность манипулятору – актуализатор. В психологии принято считать, что в человеке заложены обе противоположности, но, как и всегда, побеждает та, которую он больше подпитывает. Задача человека, чтобы стать личностью – научиться быть актуализатором.
Сравнительная характеристика манипулятора и актуализатора выглядит следующим образом (таблица ниже).
Манипулятор | Актуализатор |
Ложь, фальшивость, маневрирование, разыгрывание роли. | Честность, прозрачность, искренность, чистосердечность. |
Апатия, скука. Не осознает ценности жизни, не видит и не слышит других людей. | Интерес к жизни, хорошее видение и слушание других. Развитые эстетические чувства. |
Закрытие, скрытие планов и намерений от другого человека. | Открытость, свободное выражение своих целей и действий. |
Цинизм, безверие, недоверие к себе и другим. | Доверие к себе и другим, готовность справиться с трудностями, адекватная самооценка. |
Основа манипуляций
В основе манипуляций, как отмечает в своей работе Т. В. Барлас, лежат мотивы человека, точнее влияние на мотивы.
- Обычно задействованы несколько мотивов, например, в сфере труда это мотив заработка, престижа, личного роста, мотив интереса к самой работе.
- Однако преобладает, как правило, один из них.
Существует мнение, что человек начинает манипулировать кем-то в случае его собственного внутреннего конфликта мотивов.
Признаки манипуляций
Нами манипулируют, когда:
- вынуждают делать то, что мы не хотим или не планировали;
- наш вклад в общее дело больше, чем вклад оппонента;
- собеседник не заинтересован в нашем благополучии.
Виды и техники манипуляций
Существует несколько вариантов манипуляций. Например, можно выделить косвенные и прямые.
Прямые манипуляции
Подразумевает влияние на сознание рациональными аргументами, то есть реальными характеристиками товара (дела, поступка). Актуально в том случае, когда человек принял решение, что ему это нужно, но не имеет конкретных установок (для чего и что именно).
Косвенное воздействие
Используется в случае, когда человек не собирается приобретать вещь (поступать каким-либо образом), но психологическими манипуляциями ему это хотят навязать. В этом контексте распространены две техники: упущенной возможности и исключительности.
- Первое основано на страхе того, что упущенное станет ценнее. В торговле это акции, скидки, «последние часы», «последние дни», «последние товары». В отношениях – это фразы типа «Если не поедем на курорт, то я уйду от тебя».
- Техника исключительности действует на самооценку потребителя. То есть чувство собственного удовлетворения и достоинства при покупке товара VIP (премиум) или женитьбе на девушке, за которой «бегала толпа женихов».
Влияние на подсознание
Это, пожалуй, самый эффективный и излюбленный (особенно рекламщиками) метод. Эти методики, как правило, применяются в рекламе, медиасреде или на презентациях товаров от фирм-мошенников.
Ассоциации
Принцип этой технологии основан на выстраивании связей. Например, в рекламе, где шоколад помогает знакомиться с людьми. На уровне подсознания это сохранится как установка купить это продукт. То есть речь идет о создании ассоциативных связей между продуктом и личной ценностью или удовольствием:
- престиж и статус;
- любовь и брак;
- сексуальность и привлекательность;
- благополучие семьи;
- удача;
- комфорт (моральный и материальный);
- история и культура (национальные ценности);
- устранение недуга и боли.
Транс
К этой технике относится:
- обилие кадров, частота их смены, то есть перегрузка сознания;
- наглядная демонстрация трансового состояния (замирание в одной позе, без речи и движений);
- нелепые фразы и противоречия, ляпы (сознание разбирается, подсознание впитывает);
- нарастающее напряжение с неожиданной развязкой.
Игра как манипуляция
На уровне интимно-личностного общения манипуляции и мотивы осуществляются в форме игры, например, по Э. Берну самой распространенной является ссора (скандал). К ее компонентам относится:
- уловка (обсуждение больной темы в неподходящей ситуации);
- уязвимое место (актуальная потребность, важный мотив, который постоянно находится во внимании у второго «игрока»);
- взаимодействия (реплики, постепенно набирающие громкость и размах);
- ошеломление и развязка (временная или окончательная размолвка);
- выигрыш (экзистенциальный, то есть подтверждение своего убеждения, или психологический, то есть достижение неосознаваемого мотива).
Та же схема игры, кстати, может встречаться в торговле:
- продавец закидывает уловку («Эта модель самая лучшая, но она подороже»);
- человек ощущает удар по уязвимому месту (достаток);
- покупает вещь (развязка);
- а потом жалеет о покупке и не понимает, как это вышло.
Однако игры в близких межличностных отношениях не обязательно являются манипуляциями и несколько отличаются от явных игр-манипуляций.
- В личностных играх оба участника должны быть активны, истинные мотивы ими обычно не осознаются, выигрывают оба участника, но выигрыш не имеет практического воплощения, игра длится долго.
- При манипуляции активен один участник, его мотивы осознанны, выигрыш практичен, манипуляция короткая.
Уловки-манипуляции в общении
В сфере общения Р. В. Козьяков выделяет уловки-манипуляции. Всего 3 группы.
Организационно-процедурные
Уместны для накала атмосферы во время обсуждений, переговоров, бесед (больше актуальны для делового общения). К ним относят:
- формирование первичной установки (настраивание партнера на нужный манипулятору лад);
- предоставление материалов накануне;
- недопущение повторного обсуждения;
- накал атмосферы агрессорами спора;
2. Управление и манипулирование. Виды манипулирования
Управление
– это упорядочение соответствующей
структуры и обеспечение эффективного
ее функционирования в полном соответствии
с закономерностями существования и
развития данной системы. Управление в
социальных системах – это управление
людей людьми. Оно охватывает воздействие
на деятельность людей, объединенных в
группы, другие сообщества с их различными
интересами.
Мотивация
как функция менеджмента означает процесс
стимулирования всех участников
деятельности организации, направленный
на достижение установленных целей
развития организации.
Мотивация
связана с использованием ряда специфических
категорий и
понятий,
относящихся как к отдельному человеку,
так и коллективу людей, т.е. организации.
Потребности — это основополагающая
категория классических и современных
концепций мотивации, означающая
осознанное ощущение недостатка чего-либо
или его отсутствие.
Побуждение
в мотивационном механизме — это проявленное
стремление к удовлетворению осознанных
потребностей, т.е. мотивы целенаправленной
деятельности. Побуждения человека или
коллектива проявляются в мотивационном
поведении, т.е. поведении, направленном
на реализацию осознанных и принятых
мотивов.
Стремление
к достижению цели становится стимулом
всей деятельности сотрудников или
коллектива. Стимул в мотивационном
механизме — это результат, к которому
направлены побудительные мотивы
деятельности сотрудника.
Оценка
достижения этого результата человеком
ощущается через получаемое вознаграждение.
Вознаграждение – это материальная или
моральная (психологическая) оценка
результата удовлетворения потребности,
т.е.
всего процесса мотивации.
Вознаграждение,
как оценка, может носить внешний (со
стороны руководителя, организации) и
внутренний (как самооценка удовлетворения
от работы) характер.
Согласно
административной школе управления,
рациональное поведение организации
должно основываться на корпоративном
управлении, поддерживать баланс интересов
в получении высокой прибыли и социальной
ответственности перед работниками,
потребителями, обществом и государством.
Манипуляция
– это: 1) ухищрение, подтасовка фактов
для достижения неблаговидной цели
(махинация); 2) система способов
психологической обработки с помощью
средств массовой информации (печать,
радио, телевидение и др.) масс с целью
внедрения ложного, иллюзорного сознания.
Манипулирование
– это система способов идеологического
и социально-психологического воздействия
с целью изменения мышления и поведения
людей вопреки их интересам. При этом
люди часто не осознают, что их мировоззрение,
потребности и интересы и в целом образ
жизни во многом зависят от тех, кто ими
манипулирует.
Понятие
«манипулирование» подразумевает процесс
воздействия с помощью определенных
средств на сознание, чувства, психику,
волю человека с целью изменения его
стереотипов мышления и поведения. В
условиях современного общества
манипулирование становится особым видом деятельности, приобретая статус
многократного циклического процесса.
Манипулирование
предполагает наличие таких составных
частей, как субъект манипулятор, субъект
манипулируемый и средства манипулирования.
Субъект манипулятор может представлять
собой отдельную личность, коллектив
или организацию, институт, которые
вырабатывают способы, приемы, механизмы
манипуляции массовым сознанием, а также
формируют цели и задачи процесса
манипулирования.
Манипулируемый субъект
может представлять собой отдельную
личность, коллектив, отдельные социальные
группы, социальные общности и общество
в целом. Средства манипулирования
включают в себя механизмы манипулирования,
коммуникационные каналы передачи
информации, способы, приемы, методы и
методологию манипулирования.
Механизмы,
служащие для осуществления процессов
манипуляции – это материальные источники
и носители манипулирующего воздействия.
Характер направленности процесса
манипулирования определяется интересами
манипулятора, а также особенностями и
структурой отдельной личности и массового
сознания; то есть, влияние может быть
направлено на психику, чувства и
эмоциональное состояние; на общественную
психологию; на обыденное и теоретическое
сознание; на индивидуальное и массовое
сознание; механизмы восприятия, мотивы
и ценностные ориентации личности.
Возможности
манипулирования особенно возрастают
в связи с развитием средств массовой
коммуникации. Для социального управления
характерна следующая совокупность
видов манипулирования: экономическое,
политическое, бюрократическое,
идеологическое, психологическое.
Исследуются
проблемы глобального манипулирования
критическими ресурсами: водой,
продовольствием, лекарствами и т. п.
Обосновывается вывод, что критические
ресурсы будут во многом определять
перспективы развития всей мировой
экономики и России в частности.
Экономическое
манипулирование
начинается с использования сложного,
а лучше — безвыходного материального
положения партнера, когда он готов
согласиться на
любую самую нежелательную для себя
работу за ничтожное вознаграждение.
К
более тонким приемам экономической
манипуляции можно отнести такие, как
увеличение номинальной ставки заработной
платы, выплата незначительной премии,
доплат, компенсаций при несопоставимо
высокой инфляции и сокращении покупательной
способности; необоснованное снижение
уровня оплаты труда, задержки и невыплаты,
такого же рода действия могут иметь
обратную направленность — когда объектом
манипулирования становится собственник
материальных средств, работодатель.
Забастовки и локауты, приуроченные к
моменту, когда организация не сможет
противостоять нажиму трудового коллектива
— такие же манипуляции. К ним можно
отнести и любое другое преднамеренное
несоблюдение формальных или
подразумевавшихся договоренностей
экономического характера.
С
возникновением необходимости властвовать
и управлять неизбежно возникает
потребность навязывать свою волю
подданным, так считают большинство
исследователей, занимающихся проблемами
политического манипулирования.
Политические
манипуляции отличает их политическая
цель и последствия, которые возникают
в обществе при их применении. Управление
человеком делят на два типа: открытое
(явное) и срытое (тайное).
- Выделяют
следующие методы манипулирования на
административном уровне: - —
мобилизация организационных и финансовых
ресурсов в регионах, где создаются
«партии власти». При этом помещения,
транспорт оплачиваются из государственного
кармана, на проведение различных акций
мобилизируются государственные служащие; - —
избирательно применение закона: поддержка
«своих» и подрыв деятельности противников; - —
манипуляции с избирательным
законодательством; - —
ведомственный ресурс (агитация за власть
в крупных ведомствах проводится
руководителями); - —
перераспределение бюджетных средств
(повышение пенсий, введение льгот,
выплата задержек по зарплате перед
выборами); - —
прямое силовое давление (рейды
спецподразделений, закрытие оппозиционных
газет); - —
кадровые перестановки; - —
доминирование в информационном
пространстве (многие издания находятся
под контролем властей); - —
фальсификация выборов.
Наибольшую
опасность для граждан и демократического
государственного устройства представляет
использование СМИ для политического
манипулирования — скрытого управления
политическим сознанием и поведением
людей с целью принудить их действовать
(или бездействовать) вопреки собственным
интересам. Манипулирование основано
на лжи и обмане. Причем это — не «ложь
во спасение», а корыстные действия. Без
должной борьбы с манипулированием оно
может стать главной функцией СМИ и
свести на нет официально провозглашаемые
государством демократические принципы.
Требуя
большей гибкости в политике, манипулирование
как способ социального управления имеет
для его субъектов ряд преимуществ по
сравнению с силовыми и экономическими
методами господства.
Оно осуществляется
незаметно для управляемых, не влечет
за собой прямых жертв и крови и не требует
больших материальных затрат, которые
необходимы для подкупа или успокоения
многочисленных политических противников.
- Бюрократическое
манипулирование - Бюрократические
или организационные манипуляции
подразумевают любую псевдодеятельность
административного или организационного
характера: затягивание сроков решения
вопросов, запутывание заявителя в
лабиринте многочисленных инстанций и
ответственных лиц; неисполнение
управленческих функций и их подмена
заведомо бесполезной, но внешне
эффективной деятельностью; раздувание
численности организации. - Идеологическое
манипулирование
Идеологические
манипуляции предполагают неискренность
и фальшивость в сфере общественных и
личных идеалов.
Они могут строиться на
фиктивном следовании существующим
общественным идеалам либо путем создания
новых идеологий, оправдывающих
использование безнравственных и
аморальных средств не реальными конечными
целями.
К таким же манипуляциям можно
отнести формирование определенной и,
как правило, вредной системы ценностей,
культурных штампов, стереотипов
поведения.
Выделяют
вербальную и невербальную манипуляцию.
По вербальному каналу передается менее
33 %, а более 65 % информации передается с
помощью невербальных средств общения.
При вербальной (словесной) манипуляции
средством воздействия на собеседника
служит речь манипулятора.
Невербальная
(без слов) манипуляция осуществляется
при помощи поз, жестов, взглядов, мимики,
территориального расположения и т.д.
Следует
выделить осознаваемые и неосознаваемые
самим манипулятором методы манипуляции.
В первом случае речь идет о манипуляции,
которую человек совершает из лучших
побуждений, желая «помочь ближнему»,
во втором – методы манипуляции направлены
исключительно на получение собственной
выгоды.
Неосознанные
методы проявляются когда человек врет
другому. Вранье нередко оказывается
внешним проявлением защитных механизмов
личности.
PR
(связи с общественностью) – это
сознательная организация коммуникации,
цель которой – достижение взаимопонимания
и установление плодотворных отношений
между организацией и ее аудиториями
путем двусторонней коммуникации.
НЛП
(нейролингвистическое программирование)
– манипулирование сознанием человека
с помощью лингвистических технологий,
кодирование сознания.
Одной
из главных заслуг НЛП является специально
разработанный язык (совокупность знаков,
правил синтаксиса и т.д.), который
позволяет объективно записывать
субъективные мыслительные стратегии
людей. Появление такого языка позволило,
изучая деятельность какого-либо человека,
записывать не то, что он делает, а то,
как он это делает.
Выделив
из полученного описания наиболее
эффективные и объективные элементы,
НЛП создает на их основе модели, которые
могут быть переданы другим людям. На
уже созданных моделях строятся многие
манипулятивные технологии, при помощи
которых можно воздействовать на людей
тем или иным способом.
Пропаганда
– метод
влияния информацией на массовое сознание
как средство обеспечения политической,
военной экономической преимуществ.
Пропаганда сводится к менее систематическим
попыткам манипуляции мнениями и
убеждениями людей посредством различных
символов: слов, лозунгов, монументов,
музыки и т.д.
от других способов
распространения знаний и идей пропаганда
отличается нацеленностью на манипуляцию
сознанием и поведением людей.
Повышение
социальной активности граждан,
самостоятельности людей, расширение
самоуправления способствуют преодолению
негативных явлений манипулирования.
Потребности
и интересы населения, и их учет в
государственном и муниципальном
управлении. Цели, ценности, социальные
нормы, социальные институты и культура
как регуляторы жизнедеятельности людей
в обществе.
Совокупность экономических
и социальных целей: экономические,
направленные на получение расчетной
величины прибыли от реализации продукции
или услуг и социальные, связанные с
удовлетворением социальных потребностей
работников.
Эффективность управления
будет зависеть от того, в какой степени
указанные группы целей будут
непротиворечивы.
Успешная
реализация целей возможна при условии,
когда они отвечают определенной
совокупности ценностей. Категория
«ценность» относится к общественным
понятиям и используется для обозначения
объектов, явлений, свойств, идей, идеалов,
выступающих как эталон должного.
Ценности
– это, какие либо материальные и духовные
блага, которые присущи тому или иному
человеческому сообществу. Ценности
различаются по интенсивности, силе,
длительности, числу. Существуют четыре
главных принципа градации ценностей:
правильность, интенсивность,
предпочтительность и включаемость.
Содержание понятия «ценность» В.П.
Здравомыслов, М.С.
Каган, В.А. Ядов
характеризуют через видение целого
ряда признаков, свойственные так или
иначе всем организационным формам:
значимость, нормативность, полезность,
необходимость, целесообразность.
Ориентация на ценности лежит в основе
управленческой деятельности.
Задачей
социологии управления является выявление
ценностей, на которые ориентирована
конкретная управленческая деятельность,
и соответствия данной ориентации стоящим
перед организацией целям. Выявление
ценностей позволяет повысить эффективность
управления и установить соответствие
между потребностями, целями и ценностями
управляемой и управляющей системами.
В докладе Римского клуба «Пересмотр
жизненного порядка» основным пунктом
о ценностях и целях служит положение о
том, что фундаментальная цель мировой
общности — это «достижение достойной
жизни и благосостояния для всех граждан
мира».
Это может быть обеспечено
реализацией следующих позиций человека
— гражданина — производителя — потребителя:
создание продуктивной экономической
системы, обеспечивающей эффективное
функционирование всех механизмов;
создание организаций, принимающих
социально ответственные решения;
сохранение и рациональное использование
природных ресурсов и предотвращение
загрязнения окружающей среды; сохранение
культурных достижений; соблюдение
«внутренних пределов» человека
для его адаптации к окружающему миру;
соблюдение «внешних пределов», не
используя в своих корыстных целях
биофизические ресурсы земли.
Социальные
нормы: нормы морали, нормы права, нормы
социальных организаций. Древним
регулятором жизнедеятельности людей
являются социальные нормы – это правило
поведения, которые либо стихийно
складываются в обществе, в ходе его
исторического развития, либо устанавливаются
государством и различными социальными
организациями.
Упорядочение
человеческой жизнедеятельности во всех
ее проявлениях, во всех сферах общественной
жизни осуществляется с помощью социальных
институтов.
Социальные институты – это
такие системные образования, которые
выступают главным началом в общественной
жизни и являются главным объектом
социального изучения.
Одни социальные
институты представляют собой просто
системы правил деятельности, другие —
представляющие собой системы более
сложные, чем отдельные нормы, являются
совокупностью взаимосвязанных норм и
ценностей.
Понятие манипуляции в общении
Чернова А. Д. Понятие манипуляции в общении // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 200-202. — URL https://moluch.ru/archive/261/60288/ (дата обращения: 27.12.2019).
В статье рассмотрен термин «манипуляция» в понимании различных авторов. Также выделены виды, причины, признаки манипулятивных воздействий и их критерии эффективности.
Ключевые слова: манипуляция, типы манипуляции, эффективность, виды манипуляции.
В настоящее время все больше и больше людей используют манипуляции в общении с другими людьми. По мнению многих исследователей, манипуляции — это система способов социально–психологического воздействия. Такое воздействие, как правило, оказывается, с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. М.
Битянова определяет манипуляции как форма межличностного общения, которая предполагает воздействие на партнера по общению, с целью достижения своих скрытых намерений. Помимо этого при манипулятивном общении ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.
Таким образом, партнер не информируется об истинных целях общения, чаще всего цели скрываются, либо подменяются другими. Манипулятивное воздействие обычно незаметно для большинства людей. Но его можно проследить во время работы, при общении друзей, соседей.
Социолог Татьяна Фролова дает следующее определение: «под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно в ущерб тем лицам, на которых оно направлено». В. Ф.
Олешко определяет манипуляцию как «вид целенаправленного или ситуативно обусловленного психологического воздействия при посредстве масс-медиа, используемый для достижения одностороннего, как правило, выигрыша посредством скрытого побуждения всей аудитории или какой-то ее части к принятию каких-либо установок или к совершению определенных действий».
Обычно манипуляции делят на три группы:
- Организационно-процедурные;
- Психологические;
- Логические.
Организационно-процедурные манипуляции чаще всего используются организаторами переговорного процесса, либо дискуссии.
Такие манипуляции направлены на срыв обсуждения, на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу или на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.
Приемами такой манипуляции являются: перерыв в обсуждении, предоставление материалов для обсуждения накануне встречи, недопущение повторного обсуждения, приостановка обсуждения на желаемом варианте, избыточное информирование и тому подобное.
Психологические манипуляции имеют в основании приемы, которые вводят собеседника в состояние раздражения, тем самым играя на его чувствах самолюбия и стыда.
К таким манипуляциям можно отнести: умалчивание отдельных деталей, введение в раздражение, слишком быстрый или медленный темп обсуждения, видимая поддержка, утаивание информации, недосказанность, принуждение к однозначному ответу и так далее.
Логические манипуляции основываются сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. К таким манипуляциям можно отнести: неопределенность тезиса, недостаточность аргументов, выводов и доводов, построение суждений на логической ошибке, неполное опровержение и так далее.
Причинами манипуляции могут служить:
- Недоверие;
- Любовь;
- Победа;
- Риск и неопределенность;
- Страх;
- Возможность одобрения.
- Признаки манипуляции:
- 1) психологическое воздействие;
- 2) отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей;
- 3) стремление получить односторонний выигрыш;
- 4) скрытый характер воздействия (как факта воздействия, так и его направленность);
- 5) использование (психологической) силы, игра на слабостях;
- 6) побуждение, мотивационное привнесение;
- 7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.
- Эффективность реализации любого вида манипуляции зависит от определенных условий:
- Уровня интеллектуальных способностей адресата.
- Возможности адресата проверить достоверность информации.
- Индивидуальной характеристики адресата коммуникации.
- Умения адресанта эффективно использовать манипулятивные приемы.
- Уровня информированности участников коммуникации.
Таким образом, манипуляция — это социально-психологическое воздействие на человека. Оно бывает организационно-процедурным, психологическим и логическим. Причинами манипулятивного поведения может служить недоверие, любовь, победа, риск и неопределенность, страх, возможность одобрения.
Признаками манипуляции считаются психологическое воздействие, отношение манипулятора к другому как средству достижения собственных целей, стремление получить односторонний выигрыш, скрытый характер воздействия, использование (психологической) силы, игра на слабостях, побуждение, мотивационное привнесение, мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.
- Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
- Васильев А. Д. Некоторые манипулятивные приемы в текстах телевизионных новостей / А. Д. Васильев // Политическая лингвистика. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т, 2006.
- Геген Н. Психология манипуляции и подчинения / Н. Геген. — СПб.: Питер, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): манипуляция, психологическое воздействие, скрытый характер воздействия, средство достижения, признак манипуляции, отношение манипулятора, возможность одобрения, односторонний выигрыш, мотивационное привнесение.
манипуляция, типы манипуляции, эффективность, виды манипуляции
В процессе информационно-психологического воздействия население становится носителем нужной идеологии, что дает возможность в полной
Для достижения наибольшего эффекта в психологическом подчинении масс посредством передачи информации предпочтительно…
в статье «Манипуляция: психологическое определение понятия» дал следующее полное определение манипуляции: «Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к…
Технологии манипуляции – это те методы воздействия на человека, с помощью которых у человека вызываются состояния, которые выгодны манипулятору. Таким образом, манипулятивными технологиями являются те действия, в которых проявляет себя манипуляция.
Под манипуляцией понимается психологическое воздействие, исполнение которого ведёт к
Манипулятор характеризуется эгоистичным характером, стремлением к власти в личных
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого…
Проблема манипуляции и манипулирования людьми давно начала интересовать и ученых, и практиков.
Манипулятор стремится использовать другого человека или коллектив людей для достижения своих целей путем
Манипуляция — это вид психологического воздействия…
То есть манипуляция есть искусство психологического воздействия, такой его вид, при
Психологическая манипуляция — навязывание людям моделей поведения, стереотипов
Вся совокупность человеческих эмоций — средство манипулирования через пропаганду: любовь…
Манипуляция — это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому
Эрих Фромм выдвигает вторую причину манипулирования: желая получить любовь, манипулятор стремиться получить полную власть над другой личностью: власть…
Во-вторых, манипулирование — это скрытое влияние, факт осуществления которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как утверждает Г.Шиллер, «для достижения успеха манипулирование должно оставаться незамеченным.
- Кроме объективных предпосылок, можно выделить предпосылки психологическогохарактера
- В связи с этим она может перестраивать всю мотивационную сферу личности.
- Манипуляция — ловкая проделка, ухищрение, сознательное управление человеком.
Источник