Реклама как способ общения

Реклама как коммуникация

Реклама как коммуникация

Известные американские специалисты в области психологии рекламы У. Уэллс, Д. Вернет и С. Мориарти считают, что «реклама — это одна из форм массовой коммуникации. Она передает различные типы маркетинговой информации, направленной на достижение понимания между продавцами и покупателями на рынке. Реклама не только информирует о продукции, но и одновременно трансформирует ее в некий образ, который становится в сознании покупателя неотделимым от фактических сведений о качествах рекламируемого товара» (Уэллс У., Берпет Дж., Мориарти С., 1999, С. 36).

Рис. 1. Реклама как односторонее воздействие рекламиста на потребителя

Социально-психологические аспекты рекламной деятельности оказываются крайне важными для психологической науки, так как в настоящее время хорошо исследована психология потребителя при воздействии на него рекламы, но практически не исследована психология рекламиста, то есть того, кто делает рекламу.

Таким образом, рекламу в психологии можно организовывать по-разному, например, как одностороннее воздействие рекламиста на потребителя (см. рис. 1). Эта модель была распространена на рубеже XIX–XX веков.

С появлением маркетинга в 30–50 годы двадцатого столетия рекламу стали рассматривать как двустороннюю коммуникацию, то есть непосредственное или опосредствованное общение, взаимовлияние рекламиста и потребителя. В этом случае в анализе субъектов рекламного рынка большую роль начинает играть понятие «обратной связи» (см. рис. 2).

Рис. 2. Реклама как коммуникация рекламиста и потребителя, взаимовлияние

Следующая модель коммуникации возникает, когда исследователями принимаются во внимание взаимоотношения не только рекламиста и потребителя, но и потребителя с другими потребителями. Здесь реклама выполняет функцию «коммуникации для коммуникаций». То есть она, а также сам товар позволяют потребителю создавать свое индивидуальное рекламное пространство, устанавливая коммуникации с другими людьми, влияя на них, и получая при этом необходимое эмоциональное подкрепление своим действиям, поступкам, выбору тех или иных товаров. Сначала товар представляет потребителю рекламист, а затем тот же товар рекламирует потребитель в кругу значимых для него людей. Одновременно с этим он рекламирует самого себя. Таким образом, товар рекламируется не один раз, а как минимум дважды (см. рис. 3).

Рис. 3. Реклама как «коммуникация для коммуникаций»

В психологии рекламы следует также подробно проанализировать ситуацию влияния социального окружения рекламиста на его профессиональную деятельность. Ведь в группах людей, занимающихся рекламой, также формируются нормы и система социальных оценок, которые определяют характер рекламы, ее стилевые особенности, моду на технологии, идеи и пр. (см. рис. 4).

Французский специалист в области рекламы А. Дейян (Dayan А., 1993) предложил систему понятий для проведения эффективных рекламных кампаний, основанных на коммуникациях. В соответствии с этой системой, совершить покупку для человека — это значит идентифицировать ее с собственной личностью: рассказать о себе другим, дать им возможность судить о себе. По мнению автора, люди покупают товары с учетом того, что другие могут подумать или сказать о них на основании оценки выбора купленной вещи, поэтому грамотные рекламисты, по сути дела, учат человека мечтать и не стремятся рассказать о товаре то, что его отличает от сотен совершенно аналогичных вещей.

По мнению ряда психологов, например К. Р. Снайдера (С. R. Snyder) и других, люди всегда пребывают в некоем состоянии, которое получило название «самомониторит» (Майерс Д., 1996). Такой самомониторинг осуществляется человеком не только когда он находится в присутствии других людей, оценивающих его, но и в процессе планирования предстоящего взаимодействия с ними. Более того, с точки зрения многих психологов, рассматривающих проблему самосознания, престижная мотивация управляет поведением человека практически постоянно и проявляется чуть ли не при любом акте человеческой деятельности. В этом случае психологи отмечают, что понятие престижа оказывается «предметным»: то, что престижно для одного человека (члена некоей группы людей), может быть абсолютно непрестижно для другого.

Рис. 4. Реклама как система коммуникаций рекламиста и потребителя

Конечно, реклама может просто информировать или убеждать, говорить о пользе, выгоде или уникальности товара, или, например, о решении проблем потребителя, улучшении качества его жизни и т. д. Но в любом случае коммерчески наиболее эффективной окажется та реклама, которая будет обращена к первоосновам личности потребителя, его фундаментальным мотивам, среди которых мотивация честолюбия и престижа оказывается одной из самых сильных.

Читайте также:  Вязание носков классическим способом спицами

Как пишет известный российский исследователь рекламы И. Я. Рожков, «Стремление сохранить свое “я” — один из самых сильных психических мотивов, и недаром одни из первых слов, которые осознает ребенок, это слова “я”, “мне”, “мое”. Поведенческие реакции человека на воздействующую на него информацию в подавляющем большинстве случаев определяются подсознательным противодействием внедрению в его внутренний мир, разрушению его образа (другими словами, “потере лица”), миропонимания. И те, кто создает рекламу, обычно учитывают очевидный факт — мотивация и поступки потребителя рекламной информации в первую очередь связаны с его осознанным и одновременно неосознанным ответом на собственный вопрос: “Как то, что мне предлагают, поможет мне или повлияет на других, чтобы меня воспринимали так, как я хочу?”» (Рожков И. Я., 1997. С. 62).

Таким образом, психологически эффективная реклама обеспечивает потребителю возможность самому стать рекламистом, использовать приобретаемый товар для того, чтобы социально выделиться, привлечь к себе внимание, получить одобрение окружающих, высокую социальную оценку, сохранив и поддержав тем самым чувство личного достоинства.

При таком рассмотрении направленность предприятия и предпринимателя на создание имиджей и брэндов обретает иное психологическое содержание *. В этом случае их главная задача заключается не только в том, чтобы выделяться и запоминаться, но и создавать моду на рекламируемый товар, то есть обязательно стимулировать престижные мотивы (Лебедев А.Н., 2000).

Сегодня психологи рекламы чаще всего пишут о принципах или приемах влияния рекламиста на потребителя и, более того, о влиянии на его подсознание. На самом деле тенденции, которые прослеживаются в российской рекламе в последние десятилетия, позволяют говорить о важности создания именно устойчивой социальной моды для продвижения товаров и услуг на рынке. При этом предполагается, что товар (а также услуга, персона, способ поведения и пр.), который становится модным, изначально может не представлять для потребителя какой-либо иной ценности (функциональной или социальной). Создание моды средствами рекламы — это и есть формирование самостоятельного ценностного отношения к объекту путем придания этому объекту особого смысла, психологической основой которого является престиж.

Таким образом, брэндинг — это, по сути дела, технология создания моды. Если торговая марка становится известной, но не ценится, то это не является полноценным брэндом в психологическом смысле. Если она ценится, то она становится модной, и наоборот, если она становится модной, то ценится. Стать модной — значит приобрести некую способность удовлетворять престижные мотивы.

В этом случае потребитель легко приобретает товар без всякого психологического влияния (давления) со стороны рекламиста. Ведь он получает возможность с помощью престижного товара стать (или пусть даже казаться себе) значительной личностью, то есть, по сути дела, обретает возможность психологически воздействовать на других людей. И эта «дополнительная услуга» предоставляется ему рекламой.

При таком подходе рекламисту не нужно насильственно влиять на подсознание потребителя или стремиться к тому, чтобы «заставить его захотеть» купить то, что рекламируется. Покупатель делает покупку по собственной воле, помимо какого-то специфического психологического воздействия. При этом он самовыражается и как бы обогащает тем самым свою индивидуальность, становится партнером, а не оппонентом рекламиста, что чаще всего бывает сегодня.

О роли коммуникации и престижа в создании эффективной рекламы сегодня пишут многие авторы. Но также очень многие до сих пор говорят об одностороннем влиянии рекламиста на потребителя как основной цели психологии рекламы. Последняя схема слишком примитивна. Более того, она психологически и этически весьма уязвима, ведь очевидно, что никто добровольно не захочет, чтобы на него психологически воздействовали в одностороннем порядке, более того — воздействовали бы на его подсознание. Человек всегда будет противиться такому влиянию.

Многие социальные психологи доказывают, что все потребности человека в той или иной степени социальны или социально ориентированы. И они, без сомнения, правы. Ведь потребитель скорее заплатит деньги за буханку хлеба в престижной упаковке, но вряд ли возьмет с полки ту, которая не имеет «товарного вида». А между тем, эти два изделия по своим пищевым характеристикам идентичны. Человек может объяснить свой поступок эстетическими мотивами, по принципу «красивая — некрасивая», но скорее всего это будет неосознанная или сознательно подавляемая реакция на возможные оценки окружающих или собственную самооценку.

Читайте также:  Способ передачи сигнала беспроводной

Ведь, покупая некрасивый, некачественный, а значит, непрестижный товар, человек чувствует себя униженным. В этом случае он «теряет лицо», личное достоинство и пр. Казалось бы, данный товар (хлеб) никакого отношения не имеет к престижу и достоинству, но при более глубоком психологическом анализе становится очевидным, что это не так.

Профессор И. Я. Рожков пишет: «Реклама усиливает удовлетворенность от покупки. Ассоциации, символы престижа, которые она вкладывает в товар, оказывают благотворное воздействие на психику потребителя, порой он даже начинает гордиться своими приобретениями — косметикой, одеждой, автомобилем, книгами, пластинками. Добавить путем рекламы дополнительную ценность к тому, что товар действительно имеет, — это отнюдь не мошенничество, а гарантия того, что потребитель не будет сожалеть о потраченных деньгах и, наоборот, получит полное удовлетворение от покупки» (Рожков И. Я., 1997. С. 5).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

56. PR-коммуникация

56. PR-коммуникация 1. PR-коммуникация – конкретные методы осуществления PR.Задачи PR-коммуникации:• привлечение внимания целевой аудитории;• стимулирование интереса;• формирование потребности;• направление действия;• обеспечение правильного понимания сообщения

10.3. Организационная коммуникация. Нормальная и неформальная коммуникация

10.3. Организационная коммуникация. Нормальная и неформальная коммуникация Организации созданы таким образом, что информационный обмен в каждой из них осуществляется в соответствии с определенной внутренней логикой. Организационная структура и культура определяют кто,

Реклама как коммуникация

Реклама как коммуникация Известные американские специалисты в области психологии рекламы У. Уэллс, Д. Вернет и С. Мориарти считают, что «реклама — это одна из форм массовой коммуникации. Она передает различные типы маркетинговой информации, направленной на достижение

КОММУНИКАЦИЯ

КОММУНИКАЦИЯ В этот блок мы включили энкоды из колонок «Ответ на любой вопрос», «Ответ на шутку» (подвид «Ответов на любые вопросы») и «Для поддержания разговора». В отличие от предыдущего блока энкодов, эти направлены на управление коммуникацией вообще, они призваны

Коммуникация

Коммуникация Коммуникация позволяет обеспечивать эффективный и постоянный поток знаний, связывающий все элементы организации друг с другом, с поставщиками и с клиентами. Коммуникация, как уже говорилось ранее, важна для процесса передачи знаний и играет ключевую роль в

Коммуникация

Коммуникация Лаудон и Старбек (Lautlon и Starbuck, 2000) отмечают, что для описанных ими компаний интенсивных знаний (то есть тех, где знания в отношении продукции и процессов — максимальны) офисы представляют собой жизненные центры рабочего пространства, так как именно здесь

Источник

Что такое реклама и зачем она нужна?

Вопрос «Что такое реклама и зачем она нужна?» не такой простой, как может показаться на первый взгляд.

Каждый, кто уже имеет отношение к рекламе или только планирует работать в этой сфере, может ответить на этот вопрос совершенно по-разному. Например, реклама нужна для того, чтобы сбыть товар, увеличить продажи, найти надежных партнеров, получать высокую прибыль.

Термин «реклама» происходит от латинского глагола «reclamare», который переводится на русский язык как «откликаться, требовать, выкрикивать, громко кричать, провозглашать». Истоки рекламы прослеживаются в египетских надписях и иероглифических текстах. В Древней Греции и в Древнем Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах большого скопления народа.

Реклама всегда содержит информацию о товарах и услугах, обычно представленную в сжатой, художественной форме, эмоционально окрашенную и доводящую до сознания и внимания потенциальных покупателей наиболее важные факты и сведения о товарах и услугах.

Обратите внимание, что реклама – это всегда информация, но информация – далеко не всегда реклама.

Как правило, у компании есть определенное количество денег, которые она может потратить различным образом, но не на все, в чем существует потребность, так как всегда приходится делать выбор из-за ограниченного количества свободных денежных средств.

Например, компания хочет приобрести новую офисную мебель, а вы ее продаете. Но клиент может потратить деньги на похожую мебель, которую предлагают ваши конкуренты, а может передумать и купить другой необходимый ему товар (оргтехнику, комплектующие).

Читайте также:  Семена способы предпосевной подготовки семян

Вы должны найти такие аргументы, которые убедят компанию, что ее руководитель никак не может обойтись без кресла, которое вы предлагаете. В этом и других подобных случаях вам поможет эффективная реклама.

Рекламу традиционно рассматривают прежде всего как информацию о потребительских характеристиках того или иного товара, способствующую его сбыту. Действительно, в основе рекламы лежит информация, которую ваша компания стремится донести до своего потенциального потребителя. Без информации реклама лишена самого главного – самого объекта рекламы.

Реклама – это оплаченная форма передачи информации. Например, если вы покупаете место в газете или журнале и помещаете там свое объявление, вы занимаетесь рекламой.

Реклама была и остается одним из самых эффективных способов поиска потенциальных клиентов с максимальной экономией средств. Хорошая рекламная кампания планируется и проводится таким образом, чтобы ожидаемые результаты были достигнуты при минимальном бюджете.

Реклама всегда рассчитана на определенный круг потенциальных покупателей товара или услуги, то есть на целевую аудиторию (согласитесь, вряд ли подростка заинтересует реклама средства для мытья посуды, а вот реклама роликовых коньков наверняка будет ему интересна).

Целевая аудитория – группа людей, к которой обращено рекламное послание.

Реклама, как правило, рассчитана не просто на поиск потенциального покупателя. Она должна склонить его к нужному для рекламодателя действию (прийти в магазин, позвонить по телефону, зайти на сайт компании) или повлиять на него. Но в ряде случаев реклама направлена исключительно на ознакомление потребителя с товаром или услугой.

Реклама не претендует на беспристрастность. В рекламном сообщении основное внимание уделяется преимуществам рекламируемого товара или компании, которые могут быть преувеличены. Кроме того, в рекламном сообщении могут упоминаться только достоинства рекламируемого объекта и умалчиваться о его недостатках.

Реклама (англ. – advertising) представляет собой четко позиционированное для определенной целевой аудитории сообщение о товаре или услуге, изготовленное и размещенное по минимально возможной цене.

Реклама как средство коммуникации

Рекламу можно рассматривать и как средство коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а также идеи, на язык нужд и запросов потребителя. Сделать это совсем не просто.

Коммуникация – (от лат. communicatio – делаю общим, связываю) – процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных средств.

Вы обращали внимание на ситуации, когда ваша информация была неправильно понята даже коллегами и близкими людьми? Тем более, подумайте, насколько труднее общаться с представителями других компаний или широкой публикой. Понимание этого, возможно, увеличит ваши шансы на успех. Главная мысль, которую мы хотим до вас донести, состоит в том, что все организации нуждаются в общении – в передаче и обмене информацией в доступной и ясной форме.

Одной из таких форм взаимодействия и является реклама. Формирование взаимосвязи, попытка наладить каналы общения рекламодателя с его аудиторией является ее сущностью.

Классическая схема процесса коммуникации:

Обратите внимание на то, что участниками коммуникации является отправитель и получатель. Отправитель старается передать сообщение (сигнал) так, чтобы получатель понял его и поступил так, как хочет отправитель. Отправителю нужно каким-то образом закодировать сообщение и послать его с помощью такого средства (канала), чтобы получатель смог его расшифровать (декодировать). В идеальном случае принятое сообщение должно быть идентично посланному, хотя на практике появятся значительные искажения и шум.

Учитывая эту схему, вам легче понять суть рекламы и то, что для нее необходимо. Мы все неизбежно участвуем в беспрерывном рекламном процессе, процессе создания, передачи и восприятия информации, кодирования ее в виде рекламных мифов, иллюзий и сказок, только выступаем при этом в разных ролях.

Рекламодатели платят деньги и заказывают имидж (он же миф) своему товару. Средства массовой информации распространяют его и тоже берут за это деньги. Конечной целью этого процесса являются потребители, без которых реклама была бы бессмысленна.

«Чтобы понять рекламу, нужно разобраться, кто рекламирует, для кого и с какой целью» (Чарльз Лескотт).

Далее мы более подробно рассмотрим роль и функции каждого из участников рекламного процесса и определяем место в нем менеджера по рекламе.

Источник

Оцените статью
Разные способы