Реклама: понятие, сущность. Цель, задачи, функции рекламы. Классификация видов, средств и форм рекламной деятельности
Слово «реклама» произошло от ит. reclamare и фр. reclamo и в переводе означает «выкрикивать»
Реклама – платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через СМИ и др. формы коммуникации, имеющее своей целью заставить потребителей выполнить желаемое рекламодателем действие.
Основные черты рекламной коммуникации:
-
- Четкое обозначение рекламодателя
- Неличность (наличие в цепочке рекламодатель-потребитель обязательных посредников)
- Платность (оплаченность информации)
- Односторонняя направленность (отсутствие или запаздывание обратной реакции на рекламное обращение)
- Неопределенность эффекта (вероятностность всех методик определения эффективности)
- Общественный характер (соответствие законодательству и морально-этическим нормам общества)
- Небеспристрастность (любое рекламное обращение стремится выделить преимущества и не упомянуть недостатки)
Основная цель рекламы: заставить потребителя выполнить желаемое рекламодателем действие (убедить потребителя купить товар, воспользоваться услугой, придать известность фирме, содействовать популярности политического деятеля, внушить аудитории социально значимые мысли и т.д.)
Задачи рекламы:
- Информирование – формирование осведомленности и знания о новом товаре, конкретном событии, о фирме
- Увещевание – постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятию потребителем образа фирмы и ее товаров; убеждение покупателя совершить покупку; поощрение факта покупки
- Напоминание – поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре в промежутках между покупками; напоминание, где можно купить данный товар
- Позиционирование (перепозиционирование, репозиционирование) товара или фирмы
- Удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке
- Имиджирование, создание образа фирмы, отличного от образов-конкурентов.
Функции рекламы:
Это наиболее наглядная функция. Она состоит в том, что цивилизованный рынок невозможно сформировать без развитой рекламы – она способствует экономическому росту и развитию
Рекламные сообщения стремятся привить целевой аудитории определенные потребительские привычки и предпочтения. Например, бегать по утрам, отдавать предпочтение здоровым продуктам, ходить в кино по выходным и т.д.
стремится создать общество с определенными мировоззренческими характеристиками, внедряет новые идеологические ценности – например, право граждан на частную собственность, трудолюбие и предприимчивость как основа богатства и благополучия
В специальной литературе выделяют и другие функции рекламы, например
Реклама является инструментом маркетинговой деятельности и подчинена выполнению основных целей и задач комплекса маркетинга
Реклама является способом передачи информации от рекламодателя к потребителю, коммуникационной цепочкой между ними
Основные участники рекламного процесса
Согласно ФЗ РФ «О рекламе», рекламу как процесс образуют четыре составляющих:
- Рекламодатель – юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы
- Рекламопроизводитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме
- Рекламораспространитель – юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в т.ч. технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами
- Потребители рекламы – юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
Классификации рекламной деятельности
Единой классификации нет, да она и не нужна, поскольку перечень современных разновидностей рекламного воздействия чрезвычайно широк. Есть несколько наиболее распространенных классификаций, которые при необходимости применяются в разных ситуациях.
По типу спонсора:
- Реклама производителя
- Реклама торговых посредников
- Социальная и политическая реклама
По типу целевой аудитории:
- Реклама, направленная на юридические лица
- Реклама, направленная на индивидуального потребителя
По сконцентрированности
на определенном сегменте аудитории:
- Селективная (избирательная) реклама
- Массовая реклама (не направленная на конкретный контингент)
По охватываемой территории
- Локальная реклама (зона распространения — от места продажи до территории населенного пункта)
- Региональная реклама (зона распространения — определенная часть страны)
- Общенациональная реклама (зона распространения — страна)
- Международная реклама (зона распространения — несколько стран)
По предмету рекламной коммуникации
- Товарная реклама (реклама конкретного товара, товарной группы, услуги)
- Престижная реклама (формирование имиджа фирмы)
- Реклама идеи
- Реклама личности
- Реклама территории (города, региона, страны…)
По стадиям жизненного цикла товара
- Вводящая (информационная) реклама
- Утверждающая (увещевательная) реклама
- Напоминающая реклама
В зависимости от канала распространения
или носителя рекламного сообщения
(это наиболее часто используемый на практиками классификационный признак)
Средство — канал распространения или носитель рекламной информации
Форма — конкретный жанр, вид, который принимает рекламное сообщение в рамках выбранного средства распространения
Реклама в прессе. Основные формы:
- Модульная реклама
- Строчная реклама
- Спонсорство рубрик (в т.ч. информационное)
- Специальные приложения к периодическим изданиям
- Образцы товара и т.д.
Печатная полиграфическая реклама. Основные формы:
Радиореклама. Основные формы:
- Рекламные объявления
- Рекламные ролики
- Спонсорство программ и т.д.
Теле-, видео-, кинореклама. Основные формы:
- Рекламные ролики
- Бегущая строка
- Баннерная реклама
- Спонсорство передач и т.д.
Наружная стационарная реклама. Основные формы:
- Биллборд
- Световой короб
- Брандмауэр
- Реклама на остановочных комплексах
- Штендеры
- Вывески
- Витрины и козырьки
- Растяжки (транспаранты) на опорах осветительной и контактной сети
- Флаги и др.
Наружная транзитная реклама. Основные формы:
Надписи, наклейки, навесные щиты и т.п. на наружных поверхностях и в салонах транспорта всех видов
Интернет реклама. Основные формы:
Источник
Реклама как способ информирования
Одним из основных выводов, который следует сделать из анализа эффективности различных рекламных кампаний, является следующий. Реклама не является основным мотором продаж. Ее влияние на увеличение сбыта, как правило, невелико. Есть крайне мало случаев, когда рекламные усилия при устоявшемся портфеле помогали расширить сбыт более, чем на 20-25%. Исключение может составить выход компании на новые географические и отраслевые рынки, когда реклама служит средством информирования клиентов о появлении нового страховщика. [c.191]
ПР — лишь одно из средств продвижения. Если реклама — платное средство информирования, то сообщения ПР не оплачиваются компанией непосредственно. ПР в цивилизованном мире практически бесплатны для источника. Компания или организация в данном случае стремится получить поддержку СМИ для освещения продукта, услуги, события в интересах обеспечения осведомленности общественности, для формирования знания, мнений и поведения целевого рынка. СМИ не берут платы за размещение качественной ПР-информации, если она представляет собой товар на информационном рынке и может быть продана потребителям СМИ. СМИ выступают здесь как посредник на информационном рынке — продают то, что получено бесплатно, своим подписчикам и другим потребителям. [c.69]
Реклама как процесс. Рассматривая операциональные действия, осуществляемые в рекламном процессе, можно понятие «реклама» определить как процесс информирования населения о товаре, ознакомления с ним, убеждения в необходимости его покупки. В различных источниках сегодня можно встретить еще более узкие определения, рассматривающие рекламу как комплекс средств неценового стимулирования сбыта продукции и формирования спроса на нее или как весьма важный рыночный инструмент, способствующий реализации продукции организации. [c.31]
Аукционы заблаговременно оповещают продавцов (поставщиков) о сроках проведения торга. Для этого до начала аукциона, как правило, за 1,5 — 2 месяца, в прессе помещаются рекламные объявления. Эффективным средством информирования служат красочно оформленные рекламные щиты и транспаранты. Наряду с этим может применяться радио- и телевизионная реклама, рассылка возможным покупателям рекламных брошюр-проспектов, рекламных листков и т.д. [c.76]
Большинство компаний в России уже активно использует Интернет как минимум в качестве средства информирования клиентов, размещая информацию о продуктах и услугах, правилах и условиях, точках продаж, возможностях приобретения и использования. Объемы Интернет-рекламы в России как минимум удваиваются каждый год, что показывает, насколько эффективной может быть эта среда взаимодействия для поиска новых клиентов и удержания существующих. [c.279]
Вторая категория качественных критериев связана с вопросами материально-технического и производственного характера. Процесс изготовления и размещения рекламы в эфире крупных сетевых телекомпаний и в журналах, как правило, достаточно продолжителен. Эта реклама должна обычно представляться в телекомпанию или в издательство за несколько недель до момента фактической публикации или выхода в эфир, что затрудняет внесение в тексты рекламных сообщений тех или иных оперативных изменений. В этом отношении радио и газеты — более гибкие средства распространения рекламы. К тому же стоимость размещения рекламы в этих СМИ более низкая — именно по этой причине их чаще всего используют организации розничной торговли, банки, авиакомпании и другие предприятия в тех случаях, когда у них возникает необходимость в оперативном информировании потребителей рекламы об изменении своих расценок и тарифов. [c.605]
Поскольку количество ОРП или КВШ, которые вы можете приобрести, непосредственно зависит от того, какое количество средств вы в состоянии потратить, мы снова возвращаемся к самому главному вопросу медиапланирования чего именно мы хотим добиться, имея данный рекламный бюджет, дающий нам возможность купить определенное количество ОРП или КВШ — увеличения степени охвата или увеличения частоты рекламных контактов При любом рекламном бюджете всегда имеет место некоторый компромисс между увеличением степени охвата и увеличением частоты рекламных контактов. Некоторые критерии, с помощью которых проводится определение необходимой частоты рекламных контактов, обсуждались в предыдущей главе. Однако при проведении некоторых рекламных кампаний основное внимание уделяется увеличению степени охвата. Например, для того чтобы добиться успеха при проведении рекламной кампании, нацеленной на ознакомление потенциальных покупателей с появлением на рынке нового товара, может возникнуть необходимость в охвате значительной доли рынка. К тому же, энергичная реклама, нацеленная на повышение уровня осведомленности покупателей, может избавить от необходимости проведения повторных рекламных кампаний. Если же целью рекламной кампании является информирование потенциальных покупателей о конкретных особенностях нового товара или формирование у них положительного восприятия этого товара (имиджевая реклама), то может возникнуть необходимость в большом количестве рекламных контактов. В этом случае самой важной характеристикой предлагаемого графика использования средств распространения рекламы будет именно частота рекламных контактов. [c.611]
Как следует из рис. 11.4, каждое средство коммуникации позволяет торговцу оказать воздействие на определенную стадию процесса принятия покупателем решения. Реклама, мероприятия по связям с общественностью и стимулированию сбыта направлены на информирование покупателей о магазине и формирование его положительного имиджа. Это как бы предпродажная подготовка покупателей. Продавцы же предоставляют им более подробную информацию и собственно продают товар. [c.366]
Обсудите как поддержка использует обмен информацией между продавцом и покупателем с целью оказания влияния на взаимоотношения и поведение и поймите базисные цели поддержки информирования, убеждения, и напоминания. Уясните, что компании должны делать кроме выпуска хороших продуктов — они должны сообщать потребителям относительно выгод приобретения данного продукта и тщательно отвести продукту место в умах потребителей. Для этого они должны профессионально управлять инструментальными средствами средств массовой информации, рекламы, гласности и поддержки сбыта и хорошо справляться со взаимно-однозначными инструментальными средствами маркетинга типа прямого маркетинга. Уясните, что роль продавцов драматично изменилась за последние годы. Сегодня эффективная продажа на любом уровне требует, чтобы продавец стал советчиком покупателя. [c.4]
На ФПК АГУ обратная связь с целевой аудиторией организована через устный опрос слушателей, при котором определяются источники (рекламные средства), оказавшиеся для них основными в информировании о деятельности факультета. Ясно, что такую форму обратной связи нельзя назвать совершенной — за гфедела-ми влияния ФПК остаются люди, нуждающиеся в приобретении новых знаний об организации современного бизнеса, но не принявшие по тем или иным причинам решения о поступлении на ФПК. Но зато такая форма взаимодействия с клиентами позволяет установить, в каких средствах массовой информации размещение рекламы наиболее эффективно. Для ФПК АГУ такими средствами являются газета Алтайская правда (объявления, статьи), а также рекомендации слушателей прошлых лет. [c.429]
Основной задачей коммуникации, которой отличается реклама, является создание осведомленности. Осведомленность особенно необходима, если задача состоит в стимулировании пробных покупок новой торговой марки. Эта модель изображена в табл. 4.1 как модель А. Реклама создает осведомленность о новой торговой марке, а осведомленность стимулирует пробные покупки, после чего принятие торговой марки зависит только от нее самой. Измерение осведомленности может основываться на телефонных опросах людей о том, слышали ли они о новой торговой марке, и знают ли, о каком продукте идет речь («Да. Я слышал о торговой марке Arizona I ed Tea это новый чай со льдом»). Процент правильных ответов и будет мерой осведомленности. Возможны различные измерения осведомленности высшая осведомленность (top-of-mind) (первое главное мнение о марке, без каких-либо подсказок, которое уже имеется у потребителя), другие упоминания без подсказок или информированность благодаря средствам рекламы. [c.131]
Ключевой вопрос выбора какого-либо из этих критериев что является соответствующей мерой эффективности рекламы для данной марки, для данной кампании, в настоящей ситуации маркетинга В главе 4 показано, что каждая марка обычно имеет «проблемы» рекламирования на одном из иерархических уровней информированности, предпочтения (благосклонного отношения), испытания, или повторной покупки, а также, что «диагностические» данные о покупателе по отношению к этим уровням можно использовать для определения специфических задач любой конкретной рекламы или рекламной кампании. Далее, как рассматривалось ранее в главе 5, обычно более важной задачей в ситуации невысоких денежных затрат является запоминаемость (и узнаваемость), а в случае привлечения больших денежных средств (таком, как пример компании Ameri an Express, которым открывается данная глава) — убедительность. Таким образом, при тестировании любой рекламы заранее следует указать критерий ее эффективности, используя характер размышлений, представленный в главах 4 и 5 данной книги. [c.471]
Источник