Реклама дистанционного способа продаж

ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОДАЖА ТОВАРОВ И ИХ РЕКЛАМА

Согласно статье 8 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (Закон 38-ФЗ) рекламировать можно, в том числе, и товары, продаваемые дистанционно. Дистанционный способ продажи товаров предусмотрен статьей 26.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (Закон 2300-1.).

Рассмотрим особенности дистанционной продажи и рекламы товаров, продаваемых дистанционно.

Требования к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи схожи с требованиями, которые предъявляются к информации о товаре, распространяемом дистанционным способом.

Закон 2300-1 призван упорядочить отношения между продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту в связи с невозможностью непосредственного ознакомления с товаром, возложив на предпринимателей дополнительные обременения в части реализации покупателями безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи.

Большое число жалоб потребителей, которые воспользовались услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана. Особенно это относится к медицинским товарам. При этом в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их жизни и здоровью.

      Требования к информации о товаре, распространяемом дистанционно — требования к продавцам

Согласно п. 2 статьи 26.1 Закона 2300-1 продавец до заключения договора купли-продажи обязан предоставить потребителю информацию:

  • об основных потребительских свойствах товара;
  • об адресе (месте нахождения) продавца;
  • о месте изготовления товара;
  • о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);
  • о цене;
  • об условиях приобретения товара;
  • о его доставке;
  • о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
  • о порядке оплаты товара;
  • о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара потребителю соответствующая информация о товаре должна быть предоставлена в письменной форме. Кроме того, должна быть представлена и информация о сроках возврата товара.

Тому, что должна в себя включать информация о товаре (услуге) посвящена статья 10 Закона 2300-1.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

      Права и требования к потребителю

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи. Однако после передачи товара потребитель может отказаться от него только по истечении 7 дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены в статьях 18-24 Закона 2300-1.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

      Реклама товаров при дистанционном способе продажи

Наиболее распространенными нарушениями со стороны продавцов являются недоведение до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о товаре, что часто является причиной причинения вреда здоровью людей, и сведений о продавце, что затрудняет процесс привлечения к ответственности виновного лица.

Анализ обращений показал, что претензии потребителей заключаются в том, что изделия не соответствует по качеству заявленным характеристикам.

Согласно статье 8 Закона 38-ФЗ в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны реквизиты продавца таких товаров:

  • наименование — слово или словосочетание, позволяющее идентифицировать реализатора продукции;
  • место нахождения — юридическое свойство, означающее привязку организации к административно-территориальной единице;
  • регистрационный номер записи о создании юридического лица, подтверждающий внесение организации в Единый государственный реестр;
  • фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Наиболее известными способами дистанционных продаж являются различного рода «магазины на диване» и «каталоги товаров на заказ». Помимо этого, любая другая продажа, исключающая возможность непосредственного ознакомления с товаром или образцом его, может быть признана дистанционной.

Реклама любого товара, размещенная в Интернете, практически представляет собой рекламу товара при дистанционном способе их продажи, например, рассылка с помощью средств почтовой связи адресных именных (!) каталогов с сообщениями о том, что заказ предложенных товаров на определенную сумму влечет неизбежный выигрыш крупных призов при соблюдении остальных условий конкурса.

Как правило, при проведении проверок и расследований по фактам обмана часто выясняется, что продавец часто не имеет права на осуществление подобной предпринимательской деятельности.

Ответственность за нарушение статьи 8 Закона 38-ФЗ несут как рекламодатели, так и рекламораспространители.

Источник

Как рекламировать товары дистанционного способа продаж и не нарушать закон — стало понятно. Итоги пресс-конференции.

Требование к рекламе товаров при дистанционном способе их продажи, установлены статьей 8 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров:

— наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

— фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Наличие столь подробного перечня реквизитов продавца (как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя) обусловлено тем, что у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора купли-продажи, ознакомление с товаром происходит посредством изучения каталога, буклета, проспекта, фотоснимков, средств связи, в том числе на интернет-сайте, указанном в рекламе.

Таким образом, при заказе товара с доставкой у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом при заключении договора.

Требования, установленные статьей 8 Федерального закона «О рекламе», направлены на защиту потребителя, который имеет право знать, какое лицо оказывает услугу по доставке товара, с целью обращения в случае возникновения вопросов по качеству продукции.

Ответственность за нарушение требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо), так и рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).

Читайте также:  Способ обеспечения исполнения обязательства когда поручитель обязуется

Увеличилось количество нарушений рекламного законодательства при распространении рекламы дистанционного способа продажи товаров, что связано с переходом большого количества предприятий общественного питания на дистанционный режим продажи товаров готовой продукции, в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в регионе.

Рассмотрим в качестве примера рекламу дистанционного способа продажи пиццы и роллов, размещенную на общественном транспорте в г. Кирове, а также рекламу, размещенную на рекламной конструкции.

При размещении рекламы были указаны номер телефона и ссылка на сайт, с помощью которых можно оформить заказ на доставку рекламируемой продукции (роллы, пицца), но необходимые сведения о продавце товара, предусмотренные статьей 8 Федерального закона «О рекламе», отсутствовали.

Рекламодателю и рекламораспространителю выданы предписания об устранении нарушения.

Источник

Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Судебная практика и законодательство — 38-ФЗ О рекламе. Статья 8. Реклама товаров при дистанционном способе их продажи

Оценив представленные доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 2, 3, 8, 33, 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, суды пришли к выводу о правомерности решений управления об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе.

Как следует из представленных материалов, по заказу третьего лица заявитель разместил в газете, учредителем которой он являлся, рекламное объявление, которое не соответствовало требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи не были указаны сведения о продавце таких товаров. Постановлением территориального управления Федеральной антимонопольной службы, оставленным без изменения арбитражными судами, заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении рекламораспространителем законодательства о рекламе (часть 1 статьи 14.3 КоАП Российской Федерации), и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей.

Источник

Реклама в Интернете: как избежать нарушения закона?

All5 / Depositphotos.com

Развитие информационных технологий совершенствует подход к рекламе, в связи с чем интерес предпринимателей к интернет-рекламе возрастает. По данным Statista Research & Analysis по состоянию на октябрь 2020 года Россия занимает 11-е место в мире по уровню дохода на рынке интернет-рекламы. Более того, несмотря на то, что эксперты прогнозируют упадок российского рынка рекламы в связи с пандемией, в частности, в печатном сегменте (в среднем называют цифру в 6%), отдельно отмечается, что соответствующая статистика не коснется Digital-сегмента: по оценке GroupM в текущем году реклама в нем возрастет на 2%.

Рост распространения интернет-рекламы порождает увеличение проблем с соблюдением рекламного законодательства. Разберемся, как интернет-реклама квалифицируется с юридической точки зрения, рассмотрим судебную практику в соответствии с видами интернет-рекламы, а также выясним, каким образом компаниям следует осуществлять рекламную деятельность в Интернете, не нарушая при этом российское законодательство.

Интернет-реклама и российское законодательство

В соответствии с российским законодательством рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; далее – Закон о рекламе). Из определения следует, что соответствующая информация, распространенная в Интернете, также является рекламой. При этом Закон о рекламе применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации (ст. 2 Закона о рекламе). Таким образом, реклама в Интернете, распространение которой осуществляется на территории России, попадает под регулирование российского законодательства о рекламе. Соответствующие разъяснения дает ФАС России, осуществляющая государственный надзор в сфере рекламы.

По вопросам квалификации рекламы, которая относится к регулированию Закона о рекламе, ФАС России еще в 2012 году дала разъяснение, согласно которому Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой можно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, в связи с чем с компьютера пользователя, расположенного на территории России, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира. Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в Интернете, а также признание Рунета в качестве «виртуальной территории Российской Федерации», ФАС России полагает, что под рекламой, распространенной в сети «Интернет» понимается реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU, .RU и .РФ., а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных сайтах предназначена для потребителей в России (Письмо ФАС России от 3 августа 2012 г. № АК/24981 «О рекламе алкогольной продукции в Интернете и печатных СМИ»).

Требования к рекламе в Интернете

Общие требования к рекламе, регламентируемые ст. 5 Закона о рекламе, предъявляются и к интернет-рекламе как к одной из ее разновидностей. ФАС России отдельно отмечает, что специальных требований к рекламе в Интернете Закон о рекламе не предусматривает, при этом такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным законом, в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным указанным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг (п. 1 Письма ФАС России от 25 сентября 2019 г. N АК/83509/19 «О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; далее — Письмо ФАС о рекламе в Интернете). К специальным, например, относится необходимость в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи указывать сведения о продавце таких товаров (ст. 8 Закона о рекламе).

Рассмотрение дел ФАС России

  • по собственной инициативе ФАС России;
  • по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления;
  • по заявлениям физических и юридических лиц.

Ведомство возбуждает дело о рассмотрении спорного случая, по итогам которого выносится решение о признании рекламы ненадлежащей. После этого ФАС России выдает предписание о прекращения нарушения: оно должно содержать срок (не менее пяти дней со дня получения предписания), в течение которого лицо должно устранить нарушение. Неисполнение предписания антимонопольного органа влечет ответственность (в соответствии со ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях). Решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. При этом подача заявления о признании недействительным решения, предписания ФАС России не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания (ст. 37 Закона о рекламе).

Читайте также:  Способы профилактики коронавирусной инфекции

Одним из спорных вопросов регулирования рекламы в Интернете долгое время являлась возможность рассмотрения ФАС России споров в сфере рекламы на иностранных серверах. Как отмечает юрист CMS Russia Ксения Даньшина, еще несколько лет назад ФАС России сомневалась, уполномочена ли служба оценивать такую рекламу, например, на видеохостинге YouTube или в социальной сети Instagram. Эксперт заметила, что в настоящее время ведомство все чаще обращает внимание на рекламу в Интернете и возбуждает дела: так, в 2019 году оно вынесло решение против блогера Ильи Варламова в связи с рекламой виски в одном из видеороликов, размещенном на его YouTube-канале. Напомним, что в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в Интернете. ФАС России пришла к выводу, который поддержали суды, что информация о виски в ролике Варламова отвечает всем признакам рекламы, направлена на российских потребителей и нарушает запрет на рекламу алкоголя в Интернете (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2019 г. № 09АП-65197/19). Аналогичное решение было вынесено УФАС по Ленинградской области в отношении известного блогера Анастасии Ивлеевой – она выложила на своем YouTube-канале видео с рецептом алкогольного коктейля. YouTube-канал «Бар в большом городе» был привлечен к ответственности за нарушение требований Закона о рекламе, поскольку в сюжете демонстрировался стеллаж с алкоголем под известной маркой (Решение ФАС России от 28 февраля 2020 г. № 08/05/21-4/2020). Официальная позиция антимонопольного органа состоит в том, что ведомство не отказывается от контроля за рекламой на ресурсах в Интернете, доступной для российской части аудитории, а в настоящий момент изучает, как на практике можно регулировать рекламу, размещенную на сайтах, расположенных не в российской доменной зоне.

Ксения Даньшина также отметила, что ФАС России пристально следит не только за рекламой на YouTube, но и в Instagram. Еще в 2018 году Московское УФАС предписало интернет-порталу Mail.ru прекратить распространение в Instagram рекламы интернет-ретейлера Pandao из-за нарушения требований законодательства: в рекламе акции отсутствовала часть существенной информации, в связи с чем она могла ввести потребителей в заблуждение.

Информация о товаре (услуге) на сайте или в социальной сети

Продвижение товаров и услуг возможно путем публикации информации о них на сайтах или в социальных сетях. При этом следует учитывать нюансы в отношении размещения такой информации, так как в определенных случаях ее можно квалифицировать как рекламу. По общему правилу информация на сайте и в социальной сети не является рекламой, если относится к справочно-информационным и аналитическим материалам (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющим в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющимися социальной рекламой (в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Не подпадает под понятие рекламы информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях или товарах (услугах), и сгруппированная по определенным рубрикам (п. 2.1 Письма ФАС России о рекламе в Интернете). Также рекламой не является информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги (п. 2.3 Письма ФАС России о рекламе).

Служба отдельно отмечает, что реклама в социальных сетях также должна соответствовать как общим, так и специальным требованиям Закона о рекламе (п. 5 Письма ФАС России о рекламе в Интернете). Ключевым критерием для признания какого-либо лица рекламодателем является факт того, что указанное лицо определило объект рекламирования или содержание рекламы, а не формальное указание в гражданско-правовом договоре какого-либо лица в качестве рекламодателя. Рекламодатель при этом определяется в каждом случае отдельно, в зависимости от объекта рекламирования, к которому формируется интерес в рекламе, условий договора о распространении либо производстве (изготовлении) рекламы и иных документов, а также всех обстоятельств распространения рекламы. ФАС России подчеркивает, что при распространении рекламы в социальных сетях рекламодателями одной и той же рекламной информации могут быть признаны одновременно несколько лиц, при условии, что каждое из них определяло объект рекламирования или содержание рекламы.

Таким образом, если информация о товаре или услуге на сайте или в социальной сети носит информационных характер и не ставит основной целью продвижение товара (услуги), то под действие Закона о рекламе она не попадает. Так, например, не являются рекламой указание на сайте сведений о перечислении организаций, осуществляющих доставку еды в городе (Решение УФАС по Омской области от 22 марта 2017 г. № 06-06/09-2017), предоставлении технической возможности для размещения рекламы (Решение УФАС по Новосибирской области от 27 мая 2016 г.), о возможности бесплатной доставки сломанной техники в сервисный центр (Определение УФАС по Республике Татарстан от 31 января 2019 г. № 08-236/2018). При этом размещение рекламы на сайтах и в социальных сетях также должно соответствовать как общим, так и специальным требованиям Закона о рекламе: так, реклама авиабилетов была признана ненадлежащий, так как отсутствовала информация о продавце, предоставление которой обязательно при рекламы товара при дистанционном способе их продажи (Решение УФАС по Алтайскому краю от 28 января 2020 г. № 022/05/8-1140/2019). Распространяемая рекламная информация представляла собой гиперссылку для перехода на сайт авиакомпании, на котором предлагаются услуги по продаже авиабилетов, в том числе, посредством сайта. Несмотря на то, что информация была представлена на стороннем сайте, она все равно была признана рекламой.

При продвижении своих товаров и услуг компании часто используют рассылки по электронной почте. При этом зачастую использование E-mail-рассылок нарушает рекламное законодательство, а электронные письма с рекламой квалифицируются как спам. Антимонопольный орган понимает спам как несогласованную принудительную рассылку коммерческой, рекламной или иной информации на электронные почтовые ящики (см., например, Постановление УФАС по Тюменской области от 3 октября 2018 г. № А18/299-14.3).

В соответствии с законом распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе). При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Указанное требование распространяется в равной мере и на рекламу, распространяемую в Интернете (п. 2 Письма ФАС от 19 мая 2006 г. № АК/7654). При этом, распространение рекламы посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика. Таким образом, при использовании рекламы путем отправления электронных писем следует учитывать не только соответствие требованием о рекламе, определяемыми законом, а также получение согласие получателя рекламы и возможность отказаться от распространения рассылки. Признание виновными в нарушении законодательства о рекламе также касается компаний-крупнейших игроков на рынке: так, антимонопольный орган назначал штраф за распространение спама компании «Сбербанк» (Постановление Управления ФАС по Москве от 24 июля 2018 г. № 4-00-988/77-18), оператору связи «Мегафон» (Постановление УФАС по Брянской области от 7 августа 2020 г. № 032/04/14.3-946/2020).

Читайте также:  Монополистических действий способы их совершения

Важно обратить внимание, что если компания не распространяет спам-рассылки намеренно и предоставляет возможность для отписки пользователя от Email-рассылки, это не является гарантией отсутствия нарушений Закона о рекламе. Показательным примером является штраф компании Travelata из-за жалобы одного постоянного клиента: ФАС России определила, что проставленная галочка на получение подписки на рекламную рассылку не является должным согласием на получение Email-рассылки (Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики № А71-13331/16). Соответствующий довод был подтвержден апелляционной инстанцией (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2017 г. № 17АП-2926/17).

Таким образом, при использовании Email-рассылки для распространения рекламы следует руководствоваться следующими правилами:

  1. В обязательном порядке получить согласие на распространение рассылки. При этом в некоторых случаях при отсутствии прямого нарушения положений Закона о рекламе такое нарушение может быть выявлено антимонопольным органом. Например, автоматически проставленная галочка трактуется ФАС России как ненадлежащий способ получения согласия на Email-рассылку. По этой причине рекомендуется оформлять запрос на получение согласия с пустым флажком для возможности пользователю самостоятельно поставить галочку. Еще одним часто используемым способом получения согласия является подписка через двойное подтверждение (double opt-in): подписка на сайте и ее подтверждение на почте.
  2. Предоставить пользователю возможность отписки от рекламных рассылок. ФАС России придерживается мнения, что при получении согласия пользователю должна быть предоставлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок, а сама форма согласия должна быть прямой и недвусмысленно выражающей соответствующее согласие (где пользователь прямо выражает согласие на получение рекламы), а не опосредованной и обусловленной ознакомлением с правилами оказания услуг (Решение УФАС по Волгоградской области от 11 октября 2018 г. № 18-03-18-02/511). Возможность отписки от рассылок должна быть включена в каждом письме, так как иные способы могут быть признаны ненадлежащими (например, отписка от рассылки при помощи звонка в службу поддержки, возможность отказа от рассылки в «личном кабинете» признавались недостаточными).
  3. Получить соглашение на обработку персональных данных, а также включить соответствующее положение в пользовательское соглашение.
  4. Включить пункт о возможности использовать адрес электронной почты для рекламных рассылок в пользовательское соглашение.
  5. Некоторые специалисты рекомендуют озаботиться обеспечением доказательств заранее: так сервис Email-рассылок «Unisender» советует сохранять лог-файлы – историю действий пользователей на сайте. Такое доказательство поможет в случае спорной ситуации доказать факт получения согласия пользователей на отписку от рассылки.

Поисковая (контекстная) реклама

Контекстная реклама – это вид размещения интернет-рекламы, в основе которой лежит принцип соответствия появления рекламного материала в зависимости от контекста (содержания) просматриваемой пользователем интернет-страницы (Постановление 9 ААС от 13 июня 2012 г. по делу № А40-112441/11-90-469). Именно контекстная реклама вызывает наибольшее количество неоднозначных позиций по вопросам квалификации нарушений.

ФАС России определяет, что рекламой не является выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (например, сайты), поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя (п. 2.1 Письма ФАС России о рекламе в Интернете). При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса), такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге не выполняется, поскольку однородная информация, размещённая среди таких же, однородных, сведений о различных товарах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес. Однако, когда на странице результатов поисковой выдачи, помимо результатов поиска, также размещается информация, направленная на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди иных товаров (например, всплывающий баннер, информация с пометкой «реклама», размещенная посредством системы размещения контекстной рекламы), такая информация является рекламой (Письмо ФАС России от 28.08.2015 № АК/45828/15).

При использовании контекстной рекламы отдельно встает вопрос о нарушении права интеллектуальной собственности. С одной стороны, в отношении нарушения интеллектуальных прав Верховный Суд Российской Федерации отразил позицию, согласно которой использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в Интернете в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 2019 г. № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»). При этом существует пласт судебных дел, при которых такое использование не является нарушением.

Другим распространенным способом рекламы в Интернете является использование персонализированной рекламы, направленной на определенные интересы пользователей – таргетинговая реклама (от англ. target – цель). Вопрос о квалификации информации о товаре, работе или услуге, распространенной посредством таргетинга, не является спорным: ФАС России определяет, что использование такого средства само по себе предполагает размещение материалов именно рекламного характера (Решение УФАС по Москве от 27 июля 2015 г. № 3-5-119/77-15), а, значит, должно отвечать требованиям Закона о рекламе. Основная проблема использования таргетинговой рекламы касается нарушений законодательства о персональных данных.

Вопрос о том, могут ли данные из соцсетей свободно использоваться компаниями для таргетированной рекламы, сейчас стоит особенно остро, поскольку такие данные, с одной стороны, являются общедоступными, а с другой – выкладываются пользователями для определенных целей – общения с друзьями, а не получения рекламы, утверждает старший юрист CMS Russia Ирина Шурмина. Эксперт отмечает, что в настоящее время все чаще при заказе таргетированной рекламы сами рекламодатели не получают доступ к персональным данным пользователей социальных сетей – они заказывают услугу таргетинга для определенных категорий людей, которые наиболее вероятно приобретут их товар (например, «девушки от 25 до 35»). Такой подход позволяет рекламодателям избежать необходимости обрабатывать персональные данные, а рекламирование осуществляется с помощью встроенных механизмов социальной сети, с функционированием которых пользователь соглашается при регистрации в сервисе.

В соответствии с правовой квалификацией реклама в Интернете является разновидностью рекламы в понимании российского законодательства. Это означает, что реклама в Интернете должна отвечать требованиям, предъявляемым к рекламе в общепринятом понимании. Более того, судебная практика показывает наличие неочевидных моментов в отношении споров с разными видами интернет-рекламы, например, распространенной с помощью email-рассылок, посредством таргетинга и т. п. Таким образом, при использовании интернет-рекламы компаниям необходимо учитывать вид рекламы и ориентироваться на практику ФАС России и судов в отношении квалификации тех или иных случаев нарушения рекламного законодательства в сети Интернет.

Источник

Оцените статью
Разные способы