Регуляция функций организма способы регуляции механизмы регуляции функций конспект урока 8 класс

Регуляция функций организма способы регуляции механизмы регуляции функций конспект урока 8 класс

Цели урока: развить понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли в установлении связи между организмом и окружающей средой; о взаимосвязи не­рвной и гуморальной регуляции; развивать умения применять знания из реальной жизни (умения на собственных примерах показывать действие процессов саморегу­ляции, поддерживающих постоянство состава клеток).

Оборудование: таблица «Схема строения нервной системы», рельефная таблица «Железы внутренней секреции».

— Какие две среды важны для жизни человека? (Внешняя, в которой человек жи­вет, и внутренняя, в которой функционируются все клетки, органы и ткани тела).

► Человек живет в наземно-воздушной среде, которая характеризуется широки­ми колебаниями температуры и влажности воздуха, атмосферного давления и пос­тупающей солнечной радиации. Из внешней среды он получает пищу, кислород.

Внутренней средой организма называют ту среду, которая формируется внутри ор­ганизма: она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). К ней относятся три жидкости: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Изменения внешней среды не влияют существенно на жизнедеятельность здорового организма, так как температура и кровяное давление, и концентрация солей, и содержание глюкозы, и многие другие константы внутренней среды остаются стабильными. Только при со­хранении такого постоянства внутренней среды возможна нормальная деятельность всех органов, систем органов, организма. Основное свойство внутренней среды ор­ганизма: «внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств; только при этом условии клетки могут нормально функционировать».

В виде схемы можно показать отношения между основными жидкостями внут­ренней среды: кровью, межклеточной (тканевой) жидкостью и лимфой.

— Что обозначено на рисунке цифрами 1-4 и стрелками?

— Почему для жизни клеток необходима жидкая среда?

— Почему без изображенного на схеме про­цесса не может поддерживаться жизнь?

— Почему кровь относят к внутренней среде организма?

— Через какие органы и как внешняя среда влияет на внутреннюю?

► Отдельные клетки и группы клеток человеческого организма чрезвычайно чувст­вительны к изменению окружающей их среды. Что же касается целого организма, то границы изменений внешней среды, которые он может переносить, значительно шире, чем у отдельных клеток. Клетки человека нормально функционируют лишь при температуре 36-38 °С. Повышение или снижение температуры за пределы этих границ приводит к нарушению функций клеток. Человек может нормально сущест­вовать при значительно более широких колебаниях температуры внешней среды. В клетках поддерживается постоянное количество воды и минеральных веществ. Многие клетки почти мгновенно гибнут при помещении их в дистиллированную воду. Организм же может переносить и водное голодание, и избыточное поступле­ние воды и солей.

Этих примеров достаточно для того, чтобы убедиться в наличии у организмов спе­циальных приспособлений д ля обеспечения постоянства среды обитания их клеток. Поддержание постоянства условий жизни во внутренней среде называют гомеоста­зом.

л> Гомеостаз (от гр. homoios — подобный, одинаковый и гр. stasis — неподвижность, состояние) — способность биологических систем противостоять изменениям и со­хранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

Термин «гомеостаз» предложил У. Кеннон в 1929 г. для характеристики состояний и процессов, обеспечивающих устойчивость организма (термин записывается в тет­радь). Постоянным остается не только состав внутренней среды, но и ее объем. Од­нако постоянство объема (как впрочем и состава) внутренней среды не абсолютное, оно динамическое.

Часть жидкости из внутренней среды выводится из организма через почки с мочой, через легкие с выдыхаемыми парами воды и в пищеварительный тракт с пищеварительными соками. Часть воды испаряется с поверхности тела в виде пота. Эти потери воды постоянно пополняются за счет всасывания воды из пище­варительного тракта. Происходит постоянное самообновление воды при общем сохранении ее объема. В поддержании постоянства объема жидкости во внутрен­ней среде принимают участие и клетки. Вода, находящаяся внутри клеток, со­ставляет примерно 50 % массы тела. Если по какой-либо причине во внутренней среде уменьшается количество жидкости, то начинается движение воды из клеток в межклеточное пространство. Это способствует сохранению постоянства объема внутренней среды.

Читайте также:  Основные способы словообразования 6 класс упражнения

При недостаточном поступлении в кровь кислорода, кислородном голодании тканей организма, потере значительного количества крови, перегреве или резком охлаждении организма, при голодании, напряженной мышечной нагрузке, измене­нии атмосферного давления, нарушении обменных процессов в клетках и органах и других неблагоприятных воздействиях в организме возникают гомеостатические реакции. Эти реакции обеспечивают организму сохранение постоянства состава и свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешней среде или в процес­сах жизнедеятельности органов и тканей. Гомеостаз обеспечивается сложной систе­мой приспособительных механизмов.

— Кто управляет этими механизмами?

— Кому принадлежит важнейшая роль в этих реакциях?

Учитель записывает тему урока на доске «Регуляция функций в организме» (уча­щиеся делают запись темы в тетради, строка для этого была специально оставлена.)

Учитель поясняет значение слова «регуляция»?

Регуляция (от лат. regulo — направляю, упорядочиваю) координирующее влия­ние на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с пот­ребностями организма и изменениями окружающей среды.

Самостоятельная работа. Для того чтобы раскрыть вопросы «Кто управляет при- смособительными механизмами? Кому принадлежит важнейшая роль в гомеостати­ческих реакциях?», учитель предлагает учащимся поэтапную работу с материалом учебника (§ 6, Уч. Б.; § 9, Уч. К.; § 5, Уч.Д.). Работа ведется фронтально, поэтому у учителя есть возможность делать дополнения и пояснения.

1. Почему в организме человека постоянно осуществляется регуляция физиоло­гических функций?

Обсудите в паре, проверьте по учебнику (первый абзац, § 6, Уч. Б.) правильность высказанных предложений.

Ответ на какой вопрос вы нашли в этом тексте? ( Ответ на вопрос об управлении приспособительными механизмами.)

— Для осуществления постоянной регуляции физиологических процессов ис­пользуются два механизма. Гуморальный и нервный.

2. Используя текст учебника, заполните таблицу:

Таблица. Характеристика нервной и гуморальной регуляций

Источник

Урок биологии в 8-м классе по теме «Регуляция организма»

Разделы: Биология

Цель: формирование понятия о регуляции организма человека, ее видах и роли установления связи между организмом и окружающей средой.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

Оборудование: таблицы по теме, букет из осенних листьев, магнитофон, аудиозапись: П.И.Чайковский “Октябрь — осенняя песня”, 2 теннисных шарика, дольки лимона, рычажные весы.

Урок изучения нового материала (по Конаржевскому)

I этап. Организационный момент.

Задача: настрой учащихся на учебное занятие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: сообщить тему урока и показать практическую значимость нового материала.

На столе учителя стоит букет из осенних листьев. Включается магнитофон с записью произведения П.И.Чайковского “Октябрь — осенняя песня”. Учитель читает отрывок стихотворения А.С. Пушкина

Унылая пора, очей очарование,
приятна мне твоя прощальная краса,
люблю я пышное природы увядание,
в багрец и золото одетые леса.

Учитель. Посмотрите на чудесный букет. Скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении А.С. Пушкина (осень).

Какие же изменения происходят осенью с растениями? (изменяется окраска листьев, сбрасывают листву на зиму, закладка почек).

А какова причины таких изменений? (раздражимость — ответная реакция организма на изменения окружающей среды). То есть растительный организм регулирует работу своих органов в изменяющихся условиях среды.

С помощью чего происходит регуляция работы растительного организма? (с помощью химических веществ). То есть мы можем сказать, что регуляция процессов жизнедеятельности растений происходит с помощью химической регуляции.

Но организм человека также реагирует на изменения окружающей среды. Следовательно он тоже обладает раздражимостью. И сегодня на уроке мы познакомимся с регуляцией организма человека.

Читайте также:  Способ осушки природного газа

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой. Любой организм, для того, чтобы выжить стремится удовлетворить свои потребности в воде, пище, и максимально приспособиться к изменяющимся условиям среды.

III этап изучения нового материала.

Задачи:

обучающая – раскрыть понятие нервной и гуморальной регуляции; показать, что взаимодействие нервной и гуморальной регуляции обеспечивает жизнедеятельность организма как единого целого;

развивающая – формировать умение сравнивать, строить аналогии, выделять главное;

воспитательная – воспитание бережного отношения к собственному организму.

1. Нервная регуляция.

Эксперимент №1. Резкий хлопок в ладоши или удар ладонью по столу.

Учитель. Что произошло?

Это результат чего? (ответная реакция организма).

Эксперимент №2. Одновременно бросаются 2 теннисных шарика в сидящих за партами учеников.

Как вы прореагировали? Следовательно ответная реакция на раздражение может быть разнообразной и она чисто индивидуальна.
Как быстро произошла ответная реакция организма? (моментальная).
Какая система организма задействована в данном случае? (нервная).

Следовательно на любое раздражение окружающей среды организм реагирует моментально, чисто индивидуально и при помощи нервной системы.

Как мы назовем такую регуляцию? (нервная регуляция).
Могли бы вы привести примеры нервной регуляции организма используя жизненный опыт?

Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.

Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника

  1. Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.
  2. Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.
  3. Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.

2. Гуморальная регуляция.

Все вы смотрели фильмы ужасов и наиболее запоминающимися являются сцены ужаса. Вспомните ваши ощущения при просмотре этих сцен? (страх, крик, закрытие глаз, хватание за руку соседа и т.д.).

Почему это происходит? (ответная реакция организма на раздражение). То есть в ответной реакции организма участвует нервная система.

А теперь вспомните ваши ощущения после просмотра такого фильма (боязнь заходить в темноту, страх).

Почему вы себя так чувствуете, ведь внешний раздражитель уже отсутствует? Что же является причиной такого вашего состояния?

Значит кроме нервной системы есть еще что-то в организме человека, что участвует в его регуляции.

3. Групповая работа.

Класс делится на 2 группы.

Задание 1 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать определение гуморальной регуляции и сформулировать ее основные особенности.
Задание 2 группы: пользуясь текстом учебника на стр. 35 дать характеристику гормонов.

После обсуждения в группах представитель от каждой группы делает сообщение.

Учитель подводит итог: регуляция организма осуществляется с помощью нервной и гуморальной регуляции. В тетради рисуется схема регуляции организма человека.

4. Железы внешней секреции.

Как вы только что сказали гормоны выделяются железами внутренней секреции. Но у человека есть и железы внешней секреции.

Представьте себе жаркий солнечный день.

Чем покрывается ваша кожа? (потом).
А чем выделяет пот? (потовыми железами).
Куда выделяется пот? (на поверхность тела).
А при помощи чего? (выводных протоков).

Эксперимент №3. Учащимся предлагается лимон.

Что произошло? (выделение слюны).
Что является причиной выделения слюны? (раздражитель).
Какая железа участвует в выделении слюны? (слюнная железа).
Куда попадает слюна? (в полость тела).
В чем слюна участвует? (в процессе пищеварения).

Так какая же отличительная черта желез внешней секреции? (наличие выводного протока и выделение секрета в полость тела или на его поверхность в результате нервной регуляции организма.. При этом в регуляции организма никакого участия не принимает, так в секрете желез внешней секреции отсутствуют гормоны.

Читайте также:  Субфебрильная температура при стрессе способы лечения

Задание. Пользуясь рисунком с изображением желез определите, где изображена железа внешней и внутренней секреции. Докажите это.

Минутка здоровья. В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.

Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.

“Колечко” – поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.

“Кулак – кольцо” – поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.

“Вертолет” – перемещаем карандаш между пальцами кисти.

5. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции.

Вспомните ситуацию. Произошла длительная ссора между друзьями. Ссора прошла, но неприятное состояние остается некоторое время.

Что происходит во время ссоры? (под действием нервного раздражителя ответная реакция организма, одновременно под действием внешнего раздражителя железы внутренней секреции выделяют гормоны).

Что же происходит после ссоры? Ведь раздражителя нет? (раздражителя нет, но гормоны попали в кровь и разносятся током крови, а гормоны разрушаются медленно, и для устранения их действия нужно время).

Следовательно нервная и гуморальная регуляция организма взаимосвязаны. На нервную систему оказывают влияние приносимые с током крови гормоны, однако само образование гормонов находится под постоянным контролем нервной системы.

В тетради на схеме показывается стрелками взаимное влияние друг на друга нервной и гуморальной регуляции.

6. Нарушение взаимосвязи нервной и гуморальной регуляции.

Между нервной и гуморальной регуляцией существует равновесие в организме.

Что это вам напоминает? (рычажные весы). Показываются рычажные весы, чашки которых очень легко смещаются то в одну, то в другую сторону. .

Что произойдет при смещении равновесия? (перевес чашки весов).

Уже Пифагор говорил о равновесии качеств, присущих живому: “Жди беды, если нарушаться пропорции. В устройстве человеческого тела всякое нарушение порядка ведет к расстройству равновесия, опрокидывающее незримую гармонию”.

Что может привести к этому нарушению? (образ жизни и роль среды).

Особо подчеркивал значение образа жизни и роли внешней среды в развитии заболеваний Гиппократ. Он утверждал, что большинство болезней зависит от действий, поступков, мыслей человека, условий его жизни и природных факторов.

7. Влияние внешней среды на регуляцию организма.

Мы с вами живем в крупном промышленном городе. Об экологической обстановке в г. Новокузнецке сделает сообщение Киселева Света, которая получила задание на каникулы.

Из сообщения можно сделать вывод, что мы живем в городе, где уровень загрязнения очень высокий.

Это как то сказывается на регуляции организма? (большое количество вредных раздражителей, которые ведут к повышенной нервной возбудимости, и следовательно нарушение работы желез внутренней секреции).

IV. Закрепление материала.

1 вариант — нервная регуляция;
2 вариант — гуморальная регуляция.

А. Определите к каким способам регуляции функций организма относятся следующие физиологические явления:

  1. Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды;
  2. Адреналин способствует усилению кровообращения;
  3. Солнечные лучи в жаркий день усиливает сердцебиение;
  4. Гормон роста влияет на рост человека.

Б. Выберите правильный ответ.

  1. Действует быстро, но кратковременно;
  2. Действует медленно, но продолжительно.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Стр. 44-45 учебника.

Подготовить сообщение о продуктах, употребляемых в пищу, содержащих большое количество йода.

Подготовить сообщение о внешнесекреторной деятельности щитовидной железы.

Источник

Оцените статью
Разные способы