ПОНЯТИЕ «РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Алилуева Виктория Игоревна
Алилуева Виктория Игоревна
МАОУ г. Иркутска СОШ № 63, учитель английского языка в начальной школе
ПОНЯТИЕ «РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается понятие «универсальные учебные действия, «регулятивные учебные действия», раскрывается содержание регулятивных учебных действий и условия их развития в учебном процессе.
Ключевые слова: регулятивные учебные действия, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, младший школьник
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения универсальные учебные действия выступают одним из ключевых понятий, относящихся к характеристике результатов обучения. Под универсальными учебными действиями понимают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию на основе сознательного и активного присвоения социального опыта [5].
В образовательном процессе школы формирование универсальных учебных действий осуществляется с помощью разных учебных предметов. Учебные предметы характеризуются определенными возможностями для формирования учебных действий в разной степени.
По мнению Г.А. Цукерман, среди всех видов учебных действий в рамках данного исследования особый интерес представляет изучение регулятивного компонента универсальных учебных действий, так как он является основой для формирования остальных общепознавательных учебных действий [6, с.23].
В.В. Давыдов считает, что формирование регулятивных учебных действий связано с тем, что в младшем школьном возрасте одним из психических новообразований является развитие произвольной сферы. Произвольность представляет собой сознательную, преднамеренную, опосредованную регуляцию действия в соответствии с меняющимися условиями [2, с.70].
С позиции А.Г. Асмолова, важное значение регулятивного компонента заключается в том, что он является базисом поэтапного становления познавательной и учебной деятельности путем определения цели, планирования действий, контроля за выполнением действий, коррекции своих действий и оценки результатов деятельности [1, с.38].
Учебная деятельность направлена на два аспекта: на усвоение содержательно-обобщенных способов решения различных задач и на усвоение теоретических знаний, которые выступают ориентировочной основой способов решения задач. В учебной деятельности контроль выступает неотъемлемой составляющей и рассматривается Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым как отдельный компонент в структуре учебной деятельности. Наряду с этим в структуру учебной деятельности входят: потребности, мотивы, учебная задача, учебные действия [2, с.84].
Регулятивные учебные действия, отражающие содержание учебной деятельности в начальной школе включают в себя следующие компоненты:
— целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
— оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
По мнению Е.А. Пономаревой, для развития регулятивных учебных действий важно при организации учебного процесса учитывать следующие условия:
1. Приучать обучающихся к использованию планирования решения учебной задачи во внешней речи.
2. Осуществлять постановку задачи оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания должны выступать учебные действия и их результаты, способы взаимодействия.
3. Анализировать изменения в учебной деятельности на основе собственных достижений учащихся, успехи и неудачи, причины неудач.
4. Использовать оценку для определения путей совершенствования учебной деятельности.
5. Поощрять активность и инициативность обучающихся.
6. Применять разные формы учебного сотрудничества: взаимную проверку заданий, групповые задания, учебный конфликт, объяснение способов действия, портфолио [4, с.40].
Важное значение в регулирующей деятельности играет оценка. Она оказывает влияние на мотивацию обучающихся, успешность учебной деятельности, формирование самооценки. При этом необходимо, чтобы младшие школьники владели способами оценки, поскольку это ключевое условие развитие самооценки.
В структуре действия оценки присутствуют следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отражение результата в знаково-символической форме. Оценка является показателем успешности для обучающегося его учебной деятельности.
Г.А. Цукерман указывает, что для развития оценки учебной деятельности необходимо учитывать следующие условия:
1. Ставить задачу оценивания своей деятельности перед обучающимися.
2. Осуществлять сравнительный анализ результатов деятельности на основе учебных достижений.
3. Формировать установку на повышение качества своей деятельности.
4. Формировать отношения сотрудничества, на основе уважения, принятия, эмпатии и т.д.[6, с.40].
В тоже время исследователи отмечают, что данные условия необходимо конкретизировать для разных учебных предметов. Критерии оценки должны быть дифференцированы.
Речевые средства играют важное значение в формировании регуляторных функций. По функциональному критерию различают коммуникативную, констатирующую, регулирующую, обобщающую речь. Особое значение имеет регулирующая речь. Она включает такие виды речи, как планирующая, стимулирующая, контролирующая, оценивающая и корректирующая.
Для развития регулирующей речи учащихся начальной школы, по мнению В.В. Давыдова необходимо учитывать следующие психологические условия:
— осмысленность и регулирующая речь обеспечивается посредством организации совместной учебной деятельности;
— в речи должно присутствовать отражение учебной задачи, исходных данных, вопросов, учебных действий;
— в речи должны содержаться внешнеречевое планирование действий партнера по решению задачи, стимуляция действий партнера, контроль за качеством выполнения задания и его оценка, коррекция ошибок;
— необходимо осуществлять формирование произвольной и осознанной речи, признаком которой будут выступать умение подбирать речевые средства и корректно оформлять речевое высказывание [2, с.65].
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что для эффективной организации процесса развития регулятивных учебных действий важное значение имеет не только использование разнообразных приемов, но и учет всего комплекса условий построения учебного процесса, развития отдельных компонентов и саморегуляции в целом.
1. Асмолов А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 163 с.
3. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. 2010. № 10. С. 26-33.
4. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 39-42.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования М.: Просвещение, 2012. [электронный ресурс]. URL: http: // standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=959
6. Цукерман, Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка. М.: АПК и ПРО, 2004. 76 с.
Источник
Регулятивные универсальные учебные действия.
статья на тему
Приёмы формирования универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regulyativnye_universalnye_uchebnye_deystviya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Регулятивные универсальные учебные действия.
учитель истории и обществознания
МОУ Иванковская СШ Фурмановского района.
Важнейшей задачей современной системы образования, согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, является формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться.
Мы подробнее остановимся на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. именно этот вид УУД лежит в основе формирования умений самоорганизации учебной деятельности, а значит и в основе успешности всего обучения в школе.
Регулятивные УУД включают следующие виды учебных действий :
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);
- планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
- прогнозирование (предвосхищение результата);
- контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);
- коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);
- оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить);
- волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)
Все вместе регулятивные УУД призваны обеспечить организацию учащимися своей учебной деятельности.
Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий — целеполагания и планирования.
1.Озвучивается тема урока. Вопрос «О чём будем говорить на уроке?». Ответ на последний вопрос обеспечивает понимание цели урока.
2. Целеполагание может происходить как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного. Учащиеся проводят оценку – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Обучающиеся формулируют учебную задачу, организуют устный коллективный анализ учебной задачи. Предлагают варианты решения учебной задачи, приходят к выводу о недостаточности имеющихся знаний.
Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности. При этом отметим, что цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы. Цель урока для учителя – есть проекция образовательного результата, и она отличается более развёрнутой формулировкой. Не менее важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие учащимся .
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?»
Перечислю приёмы организации принятия цели , выделенные к. пед. н., доцентом З. А. Кокаревой:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– постановка цели, в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Формирование УУД планирования происходит со знакомства с планом (алгоритмом, инструкцией ) известных детям действий. Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с ….
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.
Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим : необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.
Контроль может проходить в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. Коррекция : внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта
Не менее важные компоненты учебной деятельности – контроль и оценка. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы: — Что ты узнал на уроке?
— За что себя можешь похвалить?
— Над чем еще надо поработать?
— Какие задания тебе понравились?
— Какие задания оказались трудными?
— Достиг ли ты поставленной в начале урока цели?
Чтобы научить самооценке, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:
Что нужно было сделать в этом задании?
Какая была цель, что нужно было получить?
Удалось ли получить результат?
Найдено решение, ответ?
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
Как ты оцениваешь свою работу?
Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам.
Условия формирования и развития регулятивных действий :
1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.
4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
5. Использование цветных и графических форм представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.
6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:
-организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп,
-обсуждение участниками способов своего действия
-заполнение рефлексивного портфолио (оценочного листа)
8.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
— поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
— КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.
Владение РУУД дает:
1. Ученик умеет составлять план действий.
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
5. Ученик способен к волевому усилию.
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля.
7. У ученика сформирован внутренний план действий.
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.
9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными «памятками»:
Шаг 1. Предлагая ребенку выполнить какое-либо задание, соблюдайте определенные правила:
Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его, это заставляет ребенка мобилизоваться, «настроиться» на задание, лучше понять его содержание, а также отнести это задание лично к себе;
во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу и.т.д.
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:
необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели;
поставленные перед ребенком цели должны быть не общими, а очень конкретными,
конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком, в начале урока);
необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);
обязателен постоянный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым — педагогом — намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.
Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: — Организация совместной работы, коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.
Шаг 4 . Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности
*Режиссерская игра
*Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.
Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе;«ищуошибки».
Главное для учителя — помнить, что все учащиеся — звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача — помочь ученикам в этом. Желаем вам терпения и творчества!
Источник