Реформа как способ социальной динамики

ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа

Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.

Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.

.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.

Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:

  • Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
  • Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
  • Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.

Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.

Виды революций

По времени протекания:

  • Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
  • Долговременные (например, неолитическая , то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).

По сферам протекания

  • технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
  • культурная
  • социальная (со сменой власти)

По масштабам протекания:

  • в отдельной стране
  • в ряде стран
  • глобальные

Оценки социальных революций

К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»

Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».

Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.

Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).

Виды реформ

По влиянию на ход исторического развития

  • Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
  • Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.

По сферам общества:

  • Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
  • Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
  • Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)

Новые типы революций 20-21 веков:

  • «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит : введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
  • «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
  • « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Социальная динамика

Понятие «социальная динамика»

Термин «социальная динамика» был впервые введен французским философом Огюстом Контом, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Рассмотрим данное понятие в различных контекстах.

Социальная динамика (в философии) — это подход к изучению общественных явлений, где предметом исследования выступает процесс изменений этих явлений, их обусловленность и направленность, а также последствия.

Социальная динамика (в социологии) представляет собой законы, по которым развиваются и изменяются социальные системы, которые включают базовые общественные институты: государство, семья, религия, разделение труда.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Социальная динамика (в обществознании) — это система, состоящая из механизмов функционирования, процессов изменения и эволюции социума и его социальных структур.

В совокупности с социальной статикой (концепцией общественного порядка) социальная динамика дает целостную картину общества.

Термины, характеризующие социальную динамику

К понятиям, характеризующим динамику общественного развития, относятся следующие:

  1. Прогресс — направление развития, характеризующееся переходом общества от менее совершенного к более совершенному.
  2. Регресс — направление развития, при котором происходит переход от более совершенных форм к менее совершенным.
  3. Эволюция — последовательные непрерывные изменения, переходящие из одного в другое без скачков и пауз.
  4. Реформа — переустройство какой-либо из сфер жизни общества с сохранением существующего общественного строя.

Основные факторы

Факторы динамики общественного развития бывают двух видов:

  1. Объективные, признаком которых является независимое от сознания и воли отдельного человека или группы людей формирование.
  2. Субъективные, являющиеся итогом сознательной деятельности человека и социальных групп: мировоззрение и сознание человека, его духовный мир, менталитет, общественный опыт, потребности, цели, интересы и ценности.

В свою очередь объективные подразделяются на:

  1. Социально-экономические: уровень экономического развития, характер экономики, потребности общества, степень научного и технического развития.
  2. Природно-географические: климатические условия, ландшафт, запасы природных ресурсов, отдаленность или близость к каналам коммуникаций.
  3. Демографические: численность и плотность населения, его половозрастной состав, соотношение городских и сельских жителей.

Значение тех или иных факторов в общественной жизнедеятельности оценивается разными философами по-своему. К примеру, Карл Маркс важнейшую роль в становлении социума и его функционирования отдавал методу материального производства.

Данному способу свойственны объективные экономические отношения, обуславливающие разные виды деятельности и характер общественных контактов. Макс Вебер считал, что ключевым фактором социализации является нормативно-ценностный компонент, который присущ для социального развития различных исторических периодов.

Формы социальной динамики

Существует две основные формы динамики социального развития: эволюция и революция.

Социальная эволюция

Данная форма подразумевает постепенные количественные преображения, в большинстве случаев необратимые, происходящие в разных общественных системах и общностях:

Главная особенность этих изменений заключается в постепенном накапливании новых компонентов, свойств, функций, которые в итоге приводят к трансформации системы.

Эволюционные перемены могут быть двойственными:

  1. Организуемые и регулируемые: социальные реформы, проводимые в какой-либо сфере жизни общества с целью улучшения ее качества, сохраняя при этом существующий общественный строй.
  2. Стихийные, имеющие неорганизованный характер: урбанизация, миграция и пр.

Социальная революция

Эта форма предполагает качественные перемены, направленные на кардинальную перестройку социальной системы (политической, экономической, научной сферы). В данном случае изменения обусловлены социальным кризисом и обычно не происходят, если нет соответствующих ослаблений системы. Революционные преобразования всегда касаются основных структур и функций социальной системы.

Эволюционные и революционные процессы находятся в тесной взаимосвязи в контексте социальной динамики. В течение исторического развития социума преобладают эволюционные перемены. Революция характерна для тех периодов, когда главенствующие социальные институты не способны реализовать эволюционное общественное развитие.

В современной социологии выделяются несколько разновидностей динамики общественного развития, которые по-разному интерпретируют данное явление:

  1. Циклическая модель. Данный тип развития социума является наиболее ранним по своему возникновению. Для него характерно повторение одних и тех же периодов и этапов развития общества.
  2. Линейный тип. По своему происхождению этот тип относится к Средневековью. Его суть заключается в постоянном движении из начальной точки к некоторой конечной точке без повторений и возвратов.
  3. Спиралевидная или диалектическая модель. Такой характер социальной динамики был предложен на рубеже XVIII–XIX веков немецким философом Георгом Гегелем. Данную концепцию затем продолжил развивать Карл Маркс. Спираль по своей форме объединяет характеристики линии и круга. Следовательно, спиралевидное развитие общества подразумевает повторение некоторых явлений на качественно новом уровне.

Уровни социальной динамики

Уровни динамики развития социума отражают ключевые этапы, способствовавшие формированию и функционированию современной социальной системы. Выделяют три основных уровня:

  1. Прогресс первобытного общества. Для этого этапа свойственны медленные изменения на протяжении большого временного промежутка. На данном уровне материальная и духовна жизнь еще не были разделены.
  2. Антагонистический общественный прогресс. На этом уровне динамика основывается на научно-техническом развитии: технические достижения вытесняют человека из процесса производства.
  3. Развитие общества на базе общественной собственности или с учетом фактора единства социализировавшегося человека.

Социальная динамика примеры из жизни

Пример циклического движения

Допустим, в стране на каком-то этапе произошел рост внутреннего валового продукта. Очевидно, что ему предшествовал спад ВВП, который вновь наступит, через какое-то время после роста. Такой процесс можно назвать круговоротом.

Пример спиралевидной социальной динамики

В эпоху мануфактур был распространен такой вид производства, как рассеянная мануфактура, то есть ремесленники производили товар из сырья мануфактуриста у себя на дому. Затем произошла индустриализация, и работники стали трудится на крупных фабриках.

В современном информационном обществе вновь становится популярная удаленная работа, когда специалист работает из дома с помощью персонального компьютера. Таким образом, произошло повторение, адаптированное под современные реалии.

Пример линейного развития

Проявление данного типа встречается в истории, в частности, в развитии общества от первобытных форм к современным.

Источник

Социальные революции и реформы

Тема 18 Социальные изменения.

Социальные изменения — одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из од­ного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его ин­ститутах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

Социальные изменения могут осуществляться двумя путями: первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом .естественного, поступательного развития общества; второй, революци­онный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов. В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективно­сти социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII—XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объ­ективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители — приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о при­роде социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную при­роду, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними зако­номерностями.

Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарви­на, Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Кант считал та­ким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым ге­роям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благо­даря человеческому разуму.

Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных из­менений в .усложнении структуры общества, усилении его дифферен­циации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свобо­ды индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности орга­нической, возникающей на основе разделения труда и социальной диф­ференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и яв­ляется высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечи­вает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, произ­водительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоре­чие с интересами господствующих классов, определяющих характер. действующих производственных отношений. Тем самым возникает кон­фликт внутри .способа производства, образуемого единством производи­тельных сил и производственных отношений. Прогресс общества возмо­жен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, — это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ус­корение развития общества. В работах Маркса представлены эволюцион­ный и революционный подходы к анализу социальных изменений.

Макс Вебер был противником идеи о» том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характе­ризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Социальная революция — резкий качественный переворот в соци­альной структуре общества; способ перехода от одной формы социаль­но-политического устройства к другой. Социальные революции подраз­деляются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.

Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции оп­ределяются условиями той общественно-экономической формации, кото­рую она призвана устранить, а также спецификой того социально-эконо­мического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масшта­бы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи револю­ции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массо­вых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических пар­тий и организаций.

Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в нис­провержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

Большинство современных концепций революционных социаль­ных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой фран­цузской революции 1789 г. Марксистская теория революций акценти­рует внимание на радикальных изменениях в экономической и поли­тической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.

Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернист­скому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции:

1. бихевиористская, или поведенческая, — теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины ре­волюций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяюще­еся поведение масс;

2. психологическая — представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что мас­сы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедли­вость и поднимаются в результате этого на бунт;

3. структурная — при анализе революций сосредотачивается на мак-роструктурном уровне и отрицает психологические факторы; совре­менным представителем этого направления является Тэд Скокпол.

4. политическая — рассматривает революции как результат нару­шения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в ес­тественных и социальных науках (revolvo —-лат. «возвращение», «кру­говорот»), забытый со времен Маркса.

С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и поли­тических реформ в государстве в соответствии с присущими ему законо­мерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «об­ратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положи­тельное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение

Социальная реформа — это преобразование, переустройство, из­менение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в ру­ках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь посте­пенного преобразования существующих отношений противопоставляет­ся революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировав­ший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучитель­ным для народа.

Сегодня великие реформы (т.е. революции, осуществляемые «свер­ху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие ре­волюции. Оба эти способа решения общественных противоречий проти­вопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного рефор­мирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей со­циального организма в данных условиях.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Читайте также:  Способы завязывания больших шарфов
Оцените статью
Разные способы