- ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа
- Виды революций
- Оценки социальных революций
- Виды реформ
- Понятие общественного прогресса. Функции и виды прогресса
- Содержание:
- ↑ Прогресс, регресс, стагнация. Особенности прогресса
- ↑ Формы социального прогресса: реформа и революция
- Реформа как способ общественных изменений
- Реформа и революция как форма социальных изменений
- Главные формы социального развития и социального изменения общества. Реформы как тип социальных изменений. Структурные социальные изменения общества. Нереволюционные формы социального действия: переворот, восстание, погром, мятеж, бунт, смута.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
ЕГЭ. Общество. Тема 7. Эволюция. Революция. Реформа
Пути развития общества — это эволюционный , революционный и путь реформирования. Рассмотрим каждый из них.
Эволюция — это (от лат. evolutio — «развёртывание») процесс естественного изменения общества, при котором возникает социальная форма развития общества, отличающаяся от предшествующей. Эволюционный путь развития — это плавные, постепенные изменения, которые происходят в обществе в конкретных исторических условиях.
.Впервые о социальной эволюции заговорил социолог Спенсер Г.
Высоко оценил эволюционный путь развития современный российский историк Волобуев П. Он назвал положительные стороны эволюции:
- Обеспечивает преемственность развития, сохраняя всё накопленное богатство
- Сопровождается позитивными качественными изменениями, причём во всех сферах общества.
- Эволюция использует реформы, способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавать ему цивилизованную форму.
Революция – (от лат. revolutio — поворот, превращение) это коренные, скачкообразные, существенные изменения в обществе, которые приводят к переходу общества из одного качественного состояния в другое.
Виды революций
По времени протекания:
- Кратковременные (например, Февральская революция в России в 1917 году)
- Долговременные (например, неолитическая , то есть переход от присваивающего к производящему типу хозяйства, продолжалась около 3 тысяч лет; промышленная революция- то есть переход от ручного труда к машинному, длилась коло 200 лет, это 18-19 вв.).
По сферам протекания
- технические (неолитическая, промышленная, научно- техническая)
- культурная
- социальная (со сменой власти)
По масштабам протекания:
- в отдельной стране
- в ряде стран
- глобальные
Оценки социальных революций
К.Маркс: « Революция — это локомотив истории», «движущая сила общества»
Бердяев Н.: « Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции».
Большинство социологов видят в революции нежелательное отклонение от естественного хода истории, потому что любая революция – это всегда насилие, гибель людей, обнищание людей.
Реформа – (от лат. reformo преобразование) это изменение в обществе, проводимое сверху правительством, властью. Это происходит путём принятия законов, постановлений и других властных предписаний. Реформы могут происходить в одной сфере или сразу в нескольких. Однако не происходит существенных, фундаментальных изменений в государстве (в строе, явлении, структуре).
Виды реформ
По влиянию на ход исторического развития
- Прогрессивные, то есть приводящие к совершенствованию в какой-либо сфере общества ( реформа образования, здравоохранения. Вспомним реформы Алекcандра II- крестьянская, земская , судебная , военная- все они значительно совершенствовали общественные отношения.
- Регрессивные – приводящие к движению назад, ухудшающие что-либо в обществе. Так контрреформы Александра III привели к усилению реакции, консерватизму в управлении.
По сферам общества:
- Экономические (преобразования в хозяйственной деятельности страны)
- Социальные (создание условий для достойной жизни людей)
- Политические (изменения в политической сфере, например, принятие конституции, нового избирательного закона и т.д.)
Новые типы революций 20-21 веков:
- «зелёная» революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве, который произошёл в развивающихся странах в 1940-1970-е годы 20 века. Сюда входит : введение более продуктивных сортов растений; расширение ирригации, то есть оросительных систем; совершенствование сельскохозяйственной техники; применение удобрений, пестицидов, то есть химических средств для борьбы с вредителями и сорняками. Цель данной революции – значительное увеличение сельскохозяйственной продукции, выход на мировой рынок.
- «бархатная» революция — процесс бескровного реформирования социального режима. Впервые термин возник в связи с событиями в Чехословакии в ноябре-декабре 1989г. В данных революциях ведущую роль играют группы элиты, которые конкурируют с элитой же, но находящейся у власти.
- « оранжевая» революция — компания митингов, протестов, забастовок, пикетов и иных актов гражданского неповиновения, цель которых – решение злободневных проблем. Впервые термин появился в связи с событиями на Украине в 2004 году, когда противостояли сторонник Ющенко и Януковича.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Понятие общественного прогресса. Функции и виды прогресса
Содержание:
↑ Прогресс, регресс, стагнация. Особенности прогресса
Проблема направленности совершающихся в обществе изменений зародилась ещё в древности и оставалась достаточно дискуссионной.
Различные взгляды на направленность общественного развития:
- Французские просветители (история – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества)
- Религиозные течения (преобладание регресса во многих сферах жизни общества)
- Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби (движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е, теория исторического круговорота.
- Современные исследователи (положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса)
Постепенное совершенствование общества, переход на более высокую ступень развития, который отражается во всех сферах общественной жизни, называется прогрессом .
Не смотря на то, что весь материальный мир динамичен, постоянно изменяется, не все изменения являются прогрессом. Как таковой прогресс свойственен только обществу и отражается в деятельности и условиях жизни людей.
История показывает, что процесс развития обществ не всегда идет по направлению к прогрессу, зачастую рост и процветание может обернуться распадом и деградацией (упадком), вследствие каких-либо событий (например, военные действия или революция, природные катаклизмы и др.). Такой «откат» назад называется регрессом.
Регресс — упадок в развитии, переход от более высоких форм развития к низшим, менее совершенным, движение назад.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперёд могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (от лат.— стоячая вода).
Стагнация — это застой в развитии общественной жизни, остановка.
Стагнация — явление характерное, в первую очередь, для экономической сферы общества. Так, стагнация может характеризоваться и как длительное состояние застоя экономики. При стагнации, экономическая ситуация в стране, а также в мировой экономике, практически не изменяется. Зачастую стагнация возникает в период перехода от одного вида экономики к другому и может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.
Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерениях, осознание самоценности человеческого существования, создание благоприятных условий для человека — в этом видится прогресс современного общества.
В качестве гуманистических критериев выдвигаются такие показатели прогрессивного развития общества:
- средняя продолжительность жизни человека,
- детская и материнская смертность,
- состояние здоровья,
- уровень образования,
- развитие различных сфер культуры,
- чувство удовлетворённости жизнью,
- степень соблюдения прав человека,
- отношение к природе и др.
↑ Формы социального прогресса: реформа и революция
Общество — это динамичная система, в которой постоянно происходит большое количество изменений. Различают две основные формы развития: эволюционную и революционную.
Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Так, например, появление новой техники по возделыванию земли, не повлияло на использование лопат.
Изменения в обществе могут носить незначительный (реформа) или радикальный характер (революция).
Реформа (от лат. «reformo» — «преобразовываю») — изменение в какой-либо сфере общественной жизни, преобразования, не затрагивающие фундаментальной основы (системы, явления, структуры).
Соответственно и виды реформ классифицируются по сферам жизни общества:
- Экономические (Преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.))
- Социальные (Преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми))
- Политические (Изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.))
- Духовные (реформа образования, попытка создать национальную идею, интегрирующую россиян, возрождение исторических традиций, пропаганда гражданственности, патриотизма и т. д.)
Реформы не подразумевают коренных и резких изменений, они направлены на улучшение жизни общества. Любая реформа является способом введения инноваций в сферы общественной жизни и модернизации общества в целом. Реформы могут стимулировать развитие общества (прогрессивные) или вызывать застои и упадок (регрессивные, реакционные).
Более радикальные перемены в общественной жизни вызывают революции.
Революция — это резкие и глубокие изменения, затрагивающие все сферы жизни общества и основы существующего социального строя.
В исторической науке под революцией понимается насильственная смена власти, так как именно это влечет собой дальнейшее переустройство общественной жизни, вызывая такие последствия как гражданские войны, репрессии, смуту.
В отличие от реформ революции осуществляются народом, а не правящей элитой, те. проводятся «снизу». Революция бывает буржуазной, социалистической или национально-освободительной, в зависимости от целей, которые преследует общество.
- это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
- носят общий, фундаментальный характер;
- как правило, опираются на насилие;
- организуются сознательно;
- вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Виды революции:
- Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)
- Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.)
И реформы, и революции являются неотъемлемой частью эволюционного процесса. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от лат. — обновление) понимается введение научных и технических новшеств, которые способствуют усилению прогресса и разностороннего развития общества.
Другими словами, инновации — это создание и внедрение новой техники, технологии, разработка новых материалов, развитие новых отраслей производства и т д.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. — новейший, современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» («органическую») модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют её через понятия «вторичная» («неорганическая», «догоняющая») модернизация. Она имеет место в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели. Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.
Источник
Реформа как способ общественных изменений
Выберите верные суждения о реформах как способе преобразования общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Реформы предполагают изменения в какой-либо сфере общественной жизни.
2) Целью реформ всегда является изменение фундаментальных основ системы, в которой они проводятся.
3) Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.
4) Реформы проводятся органами государственной власти.
5) Главным отличием реформы от революции является использование исключительно ненасильственных способов преобразования общества.
1) Реформы предполагают изменения в какой-либо сфере общественной жизни. Да, верно, они не вносят фундаментальных изменений существующего строя.
2) Целью реформ всегда является изменение фундаментальных основ системы, в которой они проводятся. Нет, неверно, это признак революции.
3) Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Да, верно, например «Великие реформы» Александра II историками рассматриваются как прогрессивные, а «Контрреформы» Александра III — реакционные и регрессивные.
4) Реформы проводятся органами государственной власти. Да, верно, они разрабатываются и проводятся государством.
5) Главным отличием реформы от революции является использование исключительно ненасильственных способов преобразования общества. Нет, неверно, существуют реформы, осуществляемые насильственными методами (например, коллективизация и раскулачивание; культурные преобразования Петра I и т.д.)
Источник
Реформа и революция как форма социальных изменений
Главные формы социального развития и социального изменения общества. Реформы как тип социальных изменений. Структурные социальные изменения общества. Нереволюционные формы социального действия: переворот, восстание, погром, мятеж, бунт, смута.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.06.2013 |
Размер файла | 24,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Реформа и революция как форма социальных изменений
социальные изменения. виды
Реформы как тип социальных изменений.
Революция как социальный феномен.
Нереволюционные формы социального действия: переворот, восстание, погром, мятеж, бунт, смута.
Реформы и революции — две главные формы социального развития и социального изменения общества. Они подразделяются на несколько видов, различающихся сферой применения, характером, продолжительностью, масштабом. Мы рассмотрим основные понятия и определения и принципиальные различия.
Понятие социальные изменения является исходным для описания динамических процессов, происходящих в обществе. Это понятие не содержит оценочного компонента и охватывает широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно к их направленности. В самом широком смысле под социальными изменениями понимается переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое. Социологи выделяют четыре вида социальных изменений:
структурные социальные изменения (касающиеся структур различных социальных образований — семьи, массовых общностей, социальных институтов и организаций, социальных слоев и т.д.);
процессуальные социальные изменения (затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий);
функциональные социальные изменения (касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.);
мотивационные социальные изменения (происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности; так, при формировании рыночной экономики существенно меняются интересы и мотивационные установки значительных слоев населения).
По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.
Под эволюционными понимаются постепенные, плавные, частичные изменения общества. Они могут охватывать все сферы жизнедеятельности общества — экономическую, политическую, социальную, духовно-культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.
Под революционными понимаются относительно быстрые (по сравнению с предшествующей социальной эволюцией), сторонние, коренные изменения общества. Революционные образования носят скачкообразный характер и представлю собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
Социальная революция — предмет острых дискуссий и споров в социологии и других общественных науках. Большинство социологов видят в ней социальную аномалию, отклонение естественного хода истории. В свою очередь марксисты рассматривают революции как закономерное и прогрессивное явление в истории человечества.
В целом, это две различные, но необходимо взаимосвязанные, сопряженные стороны социального развития. Революционные, качественные изменения развитии общества столь же закономерны и неизбежны, как эволюционные, количественные. Соотношение эволюционных и революционных форм общественного развития зависит от конкретно-исторических условий данной эпохи и данной страны. Современный опыт показывает, что в развитых странах многие социальные проблемы, порождавшие в прошлом революционные выступления, успешно решаются на путях эволюционного, реформаторского развития.
В последние годы социологи все больше внимания уделяют циклическим социальным изменениям. Циклами называют определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот в течение какого-либо промежутка времени. Конечная фаза цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях или на другом уровне.
В обществе наблюдаются политические, экономические, социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, экономический рост чередуется с экономическим спадом, за повышением уровня благосостояния населения следует его снижение и т.д.
Среди циклических процессов выделяют изменения по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Первые считаются наиболее простой формой циклических изменений. В качестве примера можно привести периодическую смену у власти консерваторов и либералов в некоторых европейских странах. Примером волновых процессов может служить цикл технологических инноваций, который достигает своего волнового пика, а затем идет на убыль, как бы затухает. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических социальных изменений. Он предполагает изменение по формуле: .
Кроме циклических изменений, происходящих в рамках ной социальной системы, социологи и культурологи выделяют циклические процессы, охватывающие целые культуры и цивилизации. Этот подход нашел отражение в т.н. цивилизационном подходе (Н.Я. Данилевский (1822-1885), О. Шпенглер (1880-1936) и А. Тойнби (1889-1975). В теориях культурно-исторических типов делался акцент на многолинейности развития естественных социокультурных систем как особых цивилизаций. Любая цивилизация имеет свой жизненный цикл и проходит в своем развитии четыре основные фазы: зарождение, становление, расцвет и упадок. При этом каждый культурно-исторический тип призван внести собственный своеобразный вклад в развитие человечества.
В настоящее время социологи также подвергают критике представления об однолинейном характере социальных процессов. Они подчеркивают, что общество может изменяться самым неожиданным образом. Это происходит, когда социальная система может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится выйти за рамки всех институциональных ограничений. В результате возникает ситуация, когда перед обществом встает проблема выбора из множества вариантов социального развития. Такое разветвление или раздвоение, связанное с хаотичным состояние общества, называется социальной бифуркацией, которая означает непредсказуемость логики общественного развития.
Таким образом, переход общества из одного состояния в другое не всегда носит детерминированный характер.
Реформы как тип социальных изменений
Реформа — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда — это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией. Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы «выбраковываются» другие Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.
Субъектом социальных реформ выступает правящая политическая партия (в условиях демократии) или группа политических лидеров (при авторитарном режиме), использующих рычаги государственной власти для осуществления желаемых перемен в обществе (здесь наглядно видно отличие реформ от революций, чаще всего ломающих старую и создающих новую государственную машину).
Объектом реформирования может быть любой элемент политической, экономической и других систем общества, включая социальные отношения. Практическое осуществление реформ обычно начинается с принятия соответствующих законов, создающих необходимую нормативную базу. Затем происходят перемены в институциональной области — формируются новые органы исполнительной и законодательной власти, трансформируются функции существующих социальных институтов и т. д. В дальнейшем через коммуникативную подсистему, опосредующую деятельность реформаторов, изменения распространяются на все сферы жизни общества.
— это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.
Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.
Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные части или элементы.
По мнению некоторых критиков, многие социальные реформы скорее маскируют, чем устраняют фундаментальные проблемы и социальное неравенство. Реформа службы здравоохранения в Великобритании в 1974 г. была предпринята для улучшения обеспечения медицинским обслуживанием, но мало сделала для выявления причин нездоровья, коренящихся в социальной структуре общества. Анализ социальной реформы также поднимает вопросы об отношении между социальной наукой и ценностными суждениями.
Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телефоном, железнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всеобщею среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам — образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.
Когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединение людей, например, военная верхушка, проводят социальную революцию.
социальный развитие реформа мятеж
Революция как социальный феномен
Первым делом мы должны дать как можно более точное определение понятия революции. В обыденной жизни этот термин имеет весьма различные толкования. Например, государственный переворот, состоящий в простой смене одной группы лидеров на другую без какого-либо изменения политических институтов и системы власти, вообще не может считаться революцией в строгом социологическом смысле. Революцией называются только те события, которые удовлетворяют ряду условий.
1. Последовательность событий не является революцией в том случае, если в ней не присутствует массовое социальное движение. Данное условие позволяет исключить из категории революций такие ситуации, когда какая-либо партия приходит к власти в результате выборов, или когда власть захватывается небольшой группой, например, военными.
2. Революция ведет к широкомасштабным реформам или изменениям). Джон Дани указывает, что, согласно этому принципу, люди, пришедшие к власти, должны на самом деле быть более способны управлять данным обществом, чем те, кого они свергли; лидеры революции должны суметь достичь по крайней мере некоторых из поставленных ими целей. Общество, в котором движение такого рода овладело только внешними, формальными атрибутами власти, но затем оказалось неспособно к реальному управлению, не может считаться революционным. Оно находится скорее в состоянии хаоса или ему, возможно, угрожает распад.
3. Революция предполагает угрозу насилия или его применение со стороны участников массового движения. Революция — это политические изменения, происходящие при противодействии правящих кругов, которые не могут быть принуждены отказаться от своей власти иначе как под угрозой насилия или путем его действительного применения.
Собирая воедино все три критерия, мы можем определить революцию как захват государственной власти путем насилия, совершаемый лидерами массового движения, полученная при этом власть используется в дальнейшем в целях инициации радикальных социальных реформ.
Революции отличаются от вооруженных восстаний, которые связаны с угрозой или использованием насилия, но не приводят к существенным переменам. Практически все массовые выступления, происходившие до XVII века, были не революциями, а восстаниями. Так, в средневековой Европе нередко вспыхивали выступления крепостных, направленные против своих господ). Тем не менее, их целью, как правило, было добиться от хозяев лучшего обращения или заменить особо жестокого господина на кого-нибудь помягче. Понятие социального действия, совершаемого с целью радикального изменения существующей политической структуры общества, в те времена было неизвестно.
Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально «перепахивают» людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции — знак социального здоровья.
От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.
Революция как социальный феномен, явление общественной жизни — сложный, наполненный оценочными и эмоциональными суждениями образ, который можно назвать «мифом революции». Кроме того, революция служит предметом изучения социологии, объектом научных размышлений. В данном случае речь идет о сложной теоретической конструкции, которая обычно называется «теорией революции». Оба уровня рассмотрения, социальный и социологический, являются компонентами социального сознания. Они могут входить в двустороннюю, диалектическую связь с социальной жизнью, отражая реальные условия, человеческие действия, формы социальной организации и институты; и они же бросают свое отражение на социальную жизнь. Миф о революции и теория революции являются, таким образом, и мысленным воспроизведением их времени, и как таковые выступают значительными причинными факторами.
Социальная революция — это свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. Так, согласно К. Фридриху, «революция. приносит новый, неслыханный язык, другую логику, переворот во всех ценностях. Политическую революцию можно определить как внезапное и насильственное свержение установленного политического порядка».
С. Хантингтон определяет революцию как «внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства».
Революции наиболее вероятны при следующих условиях. Во-первых, политическая власть в основном оказывается сконцентрированной в руках государства, т.е. наблюдается наличие централизованного управленческого аппарата. Следовательно, государство может стать объектом коллективного гнева и возмущения. Во-вторых, приверженность военных кругов правящему режиму ослабляется, и армия уже не является надежным средством подавления внутренних беспорядков. Когда верхушка армии втягивается в конфликт с централизованным государством или когда войска симпатизируют своим гражданским «противникам», ненадежность армии увеличивает уязвимость государства. В-третьих, политические кризисы, зачастую связанные с длительными международными конфликтами, завершившимися военным поражением, ослабляют существующий режим и способствуют крушению государственного аппарата. В-четвертых, значительная часть населения страны должна принимать участие в восстаниях, приводящих к власти новую элиту. Крестьянские восстания обычно вызывались такими причинами, как присвоение феодалами крестьянских земель, значительное увеличение размеров налогов или арендной платы, голод. Восстания горожан обычно вызывались резким повышением цен на продукты питания и необычайно высоким уровнем безработицы.
Нереволюционные социального действия
1.Мятеж— групповое (массовое) вооружённое выступление против действующей власти, чаще отражающее интересы консервативных, и даже реакционных кругов общества.
употребляется, как правило, для обозначения безуспешного сопротивления властям.
2. Государственный переворот — смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (иногда ареста или убийства) действующих его руководителей.
Этимологически «переворот» то же, что и революция, Однако в политической истории понятие «революция» применяется к масштабным и продолжительным процессам («глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания»), в то время как «переворот» применяется собственно к событию смены власти, последствия которой совсем не обязательно являются революционными по своим масштабам. Аналогичное соотношение между «переворотом» и «революцией» наблюдается в паре терминов
3. Восстание — массовое вооруженное выступление против существующего положения вещей. Чаще восстания направленные против нынешней власти. Восстание является проявлением деятельного стремления людей добиться своей цели. На протяжении человеческой истории восстания рядом с войнами является основным видом организованного насилия.
4. Смута — эпоха кризиса государственности в России, трактуемая рядом источников как гражданская война, сопровождалась народными выступлениями, мятежами, правлениями самозванцев, польской и шведской интервенциями, разрушением гос. Власти и разорением страны.
5. гражданский бунт включает в себя общее отрицание законности данного режима, массовые стачки, крупные демонстрации, прекращение экономической активности, повсеместный отказ от политического сотрудничества. Отказ от политического сотрудничества может включать в себя акции государственных служащих и неповиновение армии и милиции.
6. Погром — массовые насильственные действия, направленные против какой-либо группы населения по религиозному, национальному или расовому признаку; инспирированные, как правило, экстремистскими организациями или полицией. Характеризуются физическими нападениями и разрушением домов, предприятий и религиозных зданий. Нередко сопровождаются истязаниями и убийствами, искалечиванием, уничтожением и грабежом имущества, изнасилованиями.
Из вышеизложенного следует, что революционным отныне необходимо считать не то, что выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть — не в противопоставлении «движения» и «конечной цели», а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате «движения» могла реализоваться «конечная цель». «Революционный реформизм» отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.
Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-исторического развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) — это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей.
Источник