Рефлексия способов действий это

«Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;»
презентация к уроку на тему

Универсальные Учебные Действия (УУД) –это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный

Формирование познавательных универсальных учебных действий способствует познавательному развитию обучающихся, которое включает:

• формирование научной картины мира;

• развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;

• овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;

• развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти, внимания и рефлексии.

Рассмотрим подробнее Познавательные универсальные учебные действия. Они включают:

• действия постановки и решения проблем.

• Как мы видим, в число общеучебных действий входит рассматриваемая нами «рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;»

В целом в число общеучебных действий входят:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации;

• применение методов информационного поиска;

• знаково-символические действия, включая моделирование;

• умение структурировать знания;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия;

• контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• определение основной и второстепенной информации;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и т.д.

Мы можем сделать вывод, что Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности -это виды познавательных универсальных действий, а именно общеучебных действий

Что же такое Рефлексия? Это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Очевидно, что способность к самостоятельному усвоению знаний невозможна без хорошо развитой рефлексии ученика, а также контроля деятельности.

• Главная цель формирования ууд — Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Что касается цели ууд «рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности» -это обучение самопроверке, сравнению достижений с прошлыми достижениями, обучение различным формам извлечения информации и др.

Слайд 9 Ресурсы

К Внешним ресурсам мы отнесли: методы и методики формирования ууд, базовые технологии: проектная деятельность, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, учебные пособия

Внутренние ресурсы– личностные качества педагога (рефлексия, интерес к собственному предмету, высокие моральные стандарты), наличие у педагога качественного образования, понимания условий формирования ууд, стремление к профессиональному росту и самосовершенстованию

Слайд 10 Способы действия:

• Показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями;

• Учить самостоятельно выбирать критерии для оценки

• Обучение самостоятельной работе с учебником

• Обучение самостоятельной работе со сторонними источниками пособиями, энциклопедиями, электронными ресурсами

• Обучение извлекать информацию, представленной в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

Критерием сформированности позновательных ууд в языке ребенка является выражение «я учусь». Что касается действий, то это «ищу и нахожу», «изображаю и фиксирую», «мыслю логически», «решаю проблему»

Давайте рассмотрим на конткертном примере, что является резултатом сформированных позновательных УУД в 4 классе:

Итак четвероклассник должен:

• 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

• 2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

• отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

• 3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Читайте также:  Социального контроля способы его осуществления

• 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

• 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

• 6. Составлять сложный план текста.

• 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

• С какими рисками мы можем столкнуться?

• -недостаточное техническое и методическое обеспечение учебного заведения

• -неготовность учеников к некоторым видам деятельности

• -психологические особенности учеников

• — недостаточно большой опыт педагогической практики педагога для формирования у учащихся ууд

• -потеря мотивации, профессилнальное выгорание педагога

Мы предлагаем следующие пути решения:

адаптация образовательных технологий под существующий уровень материально-технического оснащения

индивидуальная работа с учащимися и их родителями

Заимствования лучшего опыта у коллег

Повышение уровня образования, непрерывное обучение, работа с психологом по предотвращению профессионального выгорания

Скачать:

Вложение Размер
refleksiya_sposobov_i_usloviy_deystviya.pptx 228.81 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проектирование профессиональной деятельности педагога по формированию УУД «Рефлексия способов, условий действия, результатов деятельности

Универсальные Учебные Действия (УУД ) Универсальные Учебные Действия ( УУД ) – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний

Универсальные учебные действия регулятивные познавательные коммуникативные

Познавательные универсальные учебные действия формирование научной картины мира ; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания , стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображени я, произвольных памяти, внимания и рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия; логические действия; действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят: формулирование познавательной цели; поиск информации; применение методов информационного поиска; знаково-символические действия умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации и т.д.

Рефлексия способов и условий действия Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности -это виды познавательных универсальных действий, а именно общеучебных действий Рефлексия— это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Цель Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения , ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Ресурсы Внешние – методы и методики формирования ууд , базовые технологии: проектная деятельность, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии, учебные пособия Внутренние – личностные качества педагога (рефлексия, интерес к собственному предмету, высокие моральные стандарты), наличие у педагога качественного образования, понимания условий формирования ууд , стремление к профессиональному росту и самосовершенстованию

Способы действия Показывать достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями; Обучать самопроверке ; Учить самостоятельно выбирать критерии для оценки Обучение самостоятельной работе с учебником Обучение самостоятельной работе со сторонними источниками пособиями, энциклопедиями, электронными ресурсами Обучение наблюдению Обучение извлекать информацию , представленной в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель , иллюстрация и др.)

Педагогический ориентир Психологическая терминология Педагогическая терминология Язык ребенка Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником ) знаю/могу, хочу, делаю Познавательные универсальные учебные действия Исследова-тельская культура «Я учусь». «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему»

Результаты формирования Познавательной Ууд в 4 классе 1. Самостоятельно ориентироваться в учебнике 2 . Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна 3 . Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников 4 . Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её 6 . Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Риски Внешние: недостаточное техническое и методическое обеспечение учебного заведения неготовность учеников к некоторым видам деятельности психологические особенности учеников Внутренние: недостаточно большой опыт педагогической практики педагога для формирования у учащихся ууд потеря мотивации, профессилнальное выгорание педагога

Пути решения Внешние риски: адаптация образовательных технологий под существующий уровень материально-технического оснащения индивидуальная работа с учащимися и их родителями Внутренние риски: Заимствования лучшего опыта у коллег Повышение уровня образования, непрерывное обучение, работа с психологом по предотвращению профессионального выгорания

Источник

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно «лепят на доску» в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: «Вам понравился урок?» Все ученики дружно кричат: «Да!» — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось / не понравилось», «интересно / скучно», «было весело / грустно».

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • «Знаки» (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако «тегов», которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал.
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и «чертовщина»

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним «но»! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: «У одного учителя красный листочек означает «все понял», у другого — «ничего не понял», у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?» Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Читайте также:  7 способов продать что то кому то
Оцените статью
Разные способы