Рефлексия как способ самооценки учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников

Учителя начальных классов

«Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

тот и получает преимущества в движении вперёд»

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.

Навыки самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе обучения очень важно научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.

Ребенок учится оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Одним из способов формирования самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия содержания деятельности;

рефлексия содержания учебного материала;

рефлексия результатов учебной деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Её целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности. Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

В качестве такой рефлексии можно применять следующие методы:

карточки с изображением лица (показываем учащимся карточки с изображением двух лиц – веселого и грустного) «солнышко» — мне всё удалось, «солнышко и тучка» — мне не всё удалось, «тучка» — у меня ничего не получилось; «радостный сказочный герой» — всё хорошо, «грустный сказочный герой» — плоховато;

Цветовое изображение настроения (у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока); или «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока); «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика на разных этапах урока; эффективность решения поставленной учебной задачи. Можно применять: «Лесенка успеха» (нижняя ступенька — у меня ничего не получилось; средняя ступенька — у меня были проблемы; верхняя ступенька — мне всё удалось)

Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

«Дерево успеха» зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный – 2-3 ошибки.

«Вагончики» — Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Рефлексия содержания учебного материала

Её целесообразно проводить в конце урока. Цель такой рефлексии: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. В качестве такой рефлексии можно применять следующее:

«Карта рефлексии урока». Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.

(Сегодня на уроке я научился. было интересно…, было трудно…, больше всего понравились задания…

Своей работой я доволен…, не совсем доволен…, я недоволен, потому что…

Я выполнил эти задания на уроке, потому что: они мне нравятся больше остальных…, я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

они легче остальных заданий.)

Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, можно собрать всё на одном листе, вложить в файл и вывесить на доске.

«Метод «плюс – минус — интересно». Можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Читайте также:  Способы взаимодействия человека с компьютером

— В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

— В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

— В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности — не самоцель , а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Источник

Приёмы рефлексии на уроках как эффективный метод самооценки в условиях реализации ФГОС.

Рефлексия – эффективный метод формирования адекватной самооценки в условиях реализации ФГОС.

Перед образованием встаёт новая задача – научить ребёнка самостоятельно добывать знания. Необходимо формировать способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению, самоконтролю и самооценке. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый наш ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать..

На формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит формирование самооценки ребёнка.

Выделяют три основных вида самооценки: — адекватная самооценка; — завышенная самооценка; — заниженная самооценка.

Процесс формирования адекватной самооценки тесно связан с самоанализом своей деятельности, своего эмоционального состояния. Другими словами, тесно связан с рефлексией, которая является обязательным условием создания развивающей среды на уроке в рамках реализации ФГОС.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Поэтому в начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния .

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности . Обычно применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

1.Самый простой вариант — показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого , нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

2 . Рисуем настроение . Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».

Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;

синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;

зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;

жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;

фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;

чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;

коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

3. Образная рефлексия. Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка). Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

4. Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

Читайте также:  Этические способы противодействия коррупции

солнышко с тучкой;

тучку с дождиком;

тучку с молнией.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево яблоки зелёного цвета, если нет, красного.

5. Ёлочка настроения. Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.

6. Лесенка настроения. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно. Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

8. Маятник настроения. Идея та же – оценка настроения. Сама картинка (слева — хмурый день, тучи, дождь; справа — солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо.

9. Музыкальный тест. Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка. Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.

10. Роза настроения. «Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:

жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;

зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;

синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

11. Цветик – многоцветик. Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

12. Сказочное дерево . Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.

13. Гномики. Ребёнок отдаёт жетон тому нарисованному гномику, настроение которого разделяет в данный момент.

Рефлексия содержания учебного материала.

Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Приём «Мозговой штурм»

Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.

Кластер (гроздь ) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально).

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т.д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Стрелки или графики , на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения… — т.е. различные виды рефлексии.

Рейтинг – рейтинг допущенных ошибок.

10. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

12. Синквейн – составление четверостишия по схеме:

первая строка – понятие, выраженное существительным,

вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),

третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к

четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или

Дедушка Мазай и зайцы.

Плыл, спас, чуть не утонули.

Дед Мазай спас зайцев. Молодец!

13 . Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма . Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Завтра я хочу на уроке…

14. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с

целью содержательной рефлексии:

Как бы вы назвали урок?

Что было самым важным на уроке?

Зачем мы сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Что для тебя было легко (трудно)?

Доволен ли ты своей работой?

За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

15. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик ( по желанию,

по просьбе учителя…):

Что мы хотели выяснить на уроке?

Что нам удалось узнать?

Мы ответили на поставленный вопрос?

Что будем делать завтра?

Что было самым важным на уроке?

Кто хочет кого-нибудь похвалить?

16. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для

5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка

в соответствии с этапами урока:

Сначала мы рассуждали так…

Потом мы столкнулись с проблемой…

Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…

Мы увидели (поняли)…Значит…

Теперь мы будем…

Обычно в конце урока подводятся итоги того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

1 .Выбери утверждение:

всё понял, могу помочь другим;

могу, но нужна помощь;

ничего не понял;

2. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

Они мне нравятся больше остальных;

Я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;

Они легче остальных заданий;

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Читайте также:  Акциз по способу расчета

Я выполнял задания…

Я почувствовал, что…

У меня получилось…

Урок дал мне для жизни…

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

1. Огонёк общения. Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

— Сегодня меня порадовало…

— Сегодня меня огорчило…

На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

— Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения.

Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.

— Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету , которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять — это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Урок мне показался коротким/длинным

4. За урок я не устал/устал

5. Моё настроение стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/ не понятен

7. Домашнее задание мне

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить листы самооценки , на которых дети фиксируют самооценку результатов своей деятельности на каждом этапе урока. Можно воспользоваться приёмом «Плюс – недописанный плюс — минус» или «. ». Этот приём можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

6 . Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью

знаков на полях возле выполненных заданий.

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

2. Дерево творчества. По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно.

Цветок – довольно неплохо.

Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.

Жёлтый листик – «чахлый», пропащий день.

3. Метод пяти пальцев.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

4. Гусеница. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.

Насколько сегодня учитель смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

8. Дерево. (Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе).

— Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.

— Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р.Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением Р.Сеф, раскройте кулачки – почки.

— Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.

Список использованной литературы:

1. А. Гудкова приёмы рефлексии в начальной школе 2016 г. Издательство «Просвещение»

2. О. В.Алексеева Формирование рефлексии 2015 г. Издательство Дрофа

3. Толковый словарь Ожегова.

4. Т.Ю Васильева Методы проведения рефлексии в начальной школе. 2017 г. Издательство «Первое сентября»

5. Интернет ресурсы ( сайты: Инфоурок, Солнечный свет, социальная сеть работников образования)

6. Педагогический журнал «После уроков» 2018 г. № 9, 10,11.

Источник

Оцените статью
Разные способы