Рефлексия как способ познания

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕФЛЕКСИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РЕФЛЕКСИИ КАК МЕТОДА ПОЗНАНИЯ

Аннотация. Актуальность данной работы сводится к тому, что именно размышления должны стать основой для понимания и развития науки, искусства, религии, прежде всего на основе самопознания. Организация и корректирование образовательной деятельности увязывается во все времена с успешностью ее осмысления. Традиционные технологии пре- подавания не требуют особой рефлексии от обучаемых. В образовательных технологиях происходит переход от традиционных методов преподавания, так как они в последнее вре- мя подвергаются критике, к таким технологиям, как самостоятельное, инициативное и творческое освоение учебных материалов в процессе познавательной деятельности.

Представляется также некоторая и теоретическая информация по рефлексии. Рас- крывается один из оригинальных и эффективных в составе активных методов обучения и наиболее доступных из них для использования в образовательных технологиях. Прин- ципиальная особенность применения заключается в самостоятельной мыслительной деятельности студентов для постижения данной дисциплины. С помощью проведения таких занятий преподаватель получает вероятность некоторой конкретной обратной связи от студентов. Авторами разработаны практические занятия по данному курсу, как реализация одного из новых подходов к технологии проведения занятий и изучения предмета: рефлексия как метод познания. Руководствуясь современными концепциями об- учения, необходимо осуществлять мотивацию обучающихся на самостоятельное, иници- ативное и творческое освоение учебных материалов в процессе познавательной деятель- ности. Обозначено, что рефлексия подразумевает выработку умения учиться.

Ключевые слова: рефлексия, обучение, метод, наука, научная деятельность, познание, практические занятия, сознание, технология, образовательная область, обучающиеся.

ефлексия как метод познания предпо- лагает в своей основе личностно-ори- ентированный характер. В ходе обуче-

ния обнаруживается такие качества, как само- контроль, саморегулирование, самообучение. Опыт длительной работы позволил выде- лить установки формирования у обучающихся

исследовательских навыков [1, с. 85]:

1. Новизна и актуальность обшей про- блемы и конкретных тем, предлагаемых для исследования. Тематика определяется дисци- плинами, которые приходится изучать сту- денту, спецификой факультета и его личным опытом. Каждый получает тему для самостоя- тельной работы исследовательского, творче- ского характера и подбирает материал. По- добные задания формируют у студентов уме- ние вести целенаправленные наблюдения, обобщать и анализировать полученный ма- териал, применять различные методы науч- ного исследования, обосновывать собствен- ную точку зрения.

2. Дискуссионный метод ведения занятий, активные методы обучения (обсуждение ситуа- ции, разбор фактов по теме, демонстрация ма- териалов, постановка проблемных задач).

3. Проведение индивидуальных консуль- таций.

4. Практическая связь с теорией. Предпо- лагается такая организация занятий, при кото- рой изучение теории вопроса сочетается с практической работой студентов.

К концу изучения курса вырабатываются на- выки и умения, необходимые для рационализа- ции и организации познавательной деятельно- сти, осмысливается выбранная профессия, вы- рабатывается систематическая работа в целях самообразования и самовоспитания, значимых в профессиональном плане качеств личности.

Именно поэтому, все большее значение в развитии человека приобретает рефлексив- ная составляющая процесса обучения. Такая работа на занятиях развивает у студентов уме- ние обрабатывать специальную литературу, справочники, периодические издания, при этом реализуется их профессионально-лич- ностный потенциал.

Цель работы – представление рефлексии как основного метода познания и возможно- сти ее применения для изучения дисциплины

«Методы исследования и патентно-лицензион- ная деятельность».

Материалами в целях написания предо- ставленной статьи послужили исследования ученых-соотечественников, наблюдения, ме- тоды индукции и дедукции, личный опыт.

При проведении исследования использова- лась теоретическая информация по рефлексии.

Результаты исследования и их обсуждение

Человек вольно или невольно учится всю свою жизнь. Процесс обучения можно разде- лить на два потока: постижение законов внеш-

него мира и осознание своего «Я», своих осо- бенностей, собственного места в окружаю- щем мире. Эти потоки образно можно назвать следующими парами понятий: поглощение и усвоение, накопление и переработка, экстраз- нание и интрознание. Каждый индивидуум обладает своими уникальными особенностя- ми в этом процессе познания, но есть и некие общие свойства. Так, например, в младенче- ском возрасте превалирует изучение внешне- го мира; в подростковом же возрасте иногда из-за взрывного роста плотности рефлексив- ного познания нередки конфликты личности с окружающим миром, возникающие в том чис- ле вследствие сложности самоопределения; в зрелом возрасте, если человек достаточно полно развил в себе именно рефлексивный метод познания, он может стать тем, кого на- зывают «талант» и «гений».

Сознание познается с помощью обраще- ния внутрь себя, так как в настоящее время нет инструментальных средств для его прямо- го исследования.

Читайте также:  Вода карбонат кальция способ разделения

Представим некоторые понятия рефлек- сии с точки зрения разных областей наук. Реф- лексия в философии − форма умственной дея- тельности человека, обращенная на осмысле- ние собственных действий, всей культуры че- ловечества и ее основания [2; 3].

Содержательная часть рефлексии опре- деляется предметно-чувственной деятельно- стью: рефлексия, таким образом, есть осозна- ние практики, предметного мира культуры. В данном понимании рефлексия есть метод фи- лософии, при помощи которого выявляется специфический душевно-духовный мир чело- века. Возникает необходимость понимания, что рефлексия, наравне с применением кате- гориального языка, характеризует философ- ский образ мышления [4].

В зависимости от того, на каком этапе на- ходится развитие той или иной отрасли зна- ния и какие исследовательские задачи выдви- гаются на первый план, в ней доминирует и соответствующий тип рефлексии:

1. Рефлексия результатов познания.

2. Анализ познавательных средств и про- цедур.

3. Выявление предельных культурно-ис- торических оснований, философских устано- вок, норм и идеалов исследования.

В историческом аспекте интерес к рефлек- сии познания возник сравнительно давно, ее методологическая значимость в полной мере стала осознаваться лишь в XX в. [5, с. 323].

В рефлексии научного познания можно выделить несколько связанных между собой стадий [6]:

● обнаружение противоречий, неувязок, сомнительных элементов в старом знании и осознание на этой основе проблемной ситуа- ции;

● поиск и выдвижение принципиально новых идей;

● обоснование, проверка новых результа-

Рефлексия выполняет определенные функ- ции [7, с. 10]:

● способствует обучающимся осознанно планировать, регулировать и контролировать свое мышление;

● оценить как истинность мыслей, так и правильность логики;

● рефлексия находит ответы задач, кото- рые без ее применения решению не поддаются. Выделяются такие типы рефлексии и об-

ласти ее научного исследования [8]:

Рефлексия в области самосознания как форма рефлексии, сказывающаяся на сформи- рованности сенситивной способности чело- века, различает три уровня [9]:

● отражение и последующее самостоя- тельное обдумывание личностного смыслово- го значения;

● понимание собственного «Я» как само- стоятельной личности, отличающейся от других;

● понимание себя как субъекта коммуни- кативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окру- жающих.

Рефлексия образа действия как анализ технологий применяется человеком, чтобы достичь поставленных целей [10]. Этот вид рефлексии ответственен за верное примене- ние принципов действий, которые человек уже знает. Данный анализ выступает в виде рефлексии, когда после каких-либо поступков рефлексируемый производит анализ схемы действий, собственных ощущений, результа- тов и осуществляет заключение о совершен- стве и недостатках.

Рефлексия – основной метод метатеорети- ческого познания в науке, познание, обращен- ное исследователем на самого себя. Здесь ана- лизируются сами результаты [11]. Необходимо понять, насколько результаты, полученные в ходе самопознания, обоснованны, являются ли они точными и истинными [12, с. 77]. В той или иной образовательной области возникает не- обходимость применять метод метатеоретиче- ского познания в науке – рефлексию [13].

В работе [14, с. 16] указывается, что реф- лексия, играя важную роль в развитии психи- ки, позволяет производить анализ своих дей- ствий и поступков, и что очень интересно, ав- тором выделено понятие интеллектуальной рефлексии, в которой задействованы мысли- тельные операции.

Специфика любого высшего учебного за- ведения связана с преподаванием дисциплин, связанных с научной деятельностью и, соот- ветственно, с применением различных техно- логий обучения. Одним из самых оригиналь- ных и эффективных в составе активных мето- дов обучения и наиболее доступных из них для широкого использования является метод рефлексивного познания.

В филиале ДВФУ в г. Находке на третьем курсе реализуется дисциплина «Методы иссле-

дования и патентно-лицензионная деятель- ность», которая определена для бакалавриата всех форм обучения, обучающихся по направ- лению «Нефтегазовое дело». Данный курс рас- считан на практические занятия (36 часов), ко- торых значительно больше, что позволит сту- дентам в процессе целенаправленного обуче- ния приобрести и закреплять профессиональ- ные знания, навыки самостоятельной научной деятельности, постановки экспериментов.

Целью изучения дисциплины «Методы ис- следований и патентно-лизенционная деятель- ность» проявляется в развитии у студентов на- выков научно-исследовательской деятельно- сти; приобщение студентов к научным знани- ям, готовность и способность их к проведению научно-исследовательских работ, формирова- ние у студентов системного видения роли и ме- ста науки в современном обществе.

Читайте также:  Способ поглощения питательных веществ у животных клеток

Для изучения данного курса можно обо- значить следующие задачи [15]:

● ознакомление с организацией и управ- лением в науке, подготовка кадров научно-пе- дагогической специализации;

● изучение методологических основ, ме- тодов и методик научного исследования;

● рассмотрение основ применения мате- матического моделирования и моделей при изучении нефтегазового дела;

● освоение методик направлений науч- но-исследовательской работы, выбор тем на- учного исследования и их разработки;

● постижение методов работы с научной литературой и научно-информационными ре- сурсами;

● выработка навыков выполнения учеб- но-исследовательских и научно-исследова- тельских работ;

● овладение навыками оформления на- учных работ с учетом требований к языку и стилю их написания;

● усвоение смысла интеллектуальной собственности;

● изучение объектов интеллектуальной собственности, их видов и способов защиты;

● овладение навыками работы с источ- никами патентной информации;

● освоение методики проведения патент- ных исследований и правильности оформле- ния отчета;

● овладение навыками ведения дискус- сий по проблемам изучаемого курса.

Данный курс непосредственно подразуме- вает использование такого метода познания, как рефлексия, направленная на творческую деятельность и мыслительный процесс. В дан- ном курсе были разработаны практические занятия на основе реализации такого подхода к содержанию предмета, как рефлексия. Тема- тика практических работ была подобрана та- ким образом, чтобы как можно более полно включить данный подход к изучению предме- та. Перечислим некоторые темы данных прак- тических работ:

Тема 1. Понятийный аппарат научного ис- следования: в данной теме необходимо вы- строить логику научного аппарата исследова- ния; раскрыть содержание компонентов науч- ного аппарата.

Тема 2. Этапы научного исследования: здесь необходимо разработать компоненты научного аппарата исследования, таких как проблема, противоречие, актуальность, объ- ект и предмет исследования.

Тема 3. Методика проведения научного исследования: на данном этапе вырабатывают- ся структура и логика исследования, выявляет- ся методологическая стратегия исследования, раскрываются проблемные ситуации, объект и предмет исследования, составляется програм- ма исследования, план-проект исследования.

Тема 4. Конкретизация примеров из прак- тики, из опыта, данных экспериментов нефте- газовой отрасли. В данной работе необходи- мо заранее проработать достаточное количе- ство материала по изучаемой теме, особенно осуществляя эффективный поиск информа- ции.

Тема 5. Подготовка и публикация научной статьи. В данной практической работе непо-

средственно прорабатывается большой объем материала, происходит выбор темы, намечают- ся цель, задачи, объем и предмет исследования. Некоторые выказывают желание далее продолжать обучение в магистратуре по на- правлению «Нефтегазовое дело», для которой в настоящее время требуется оформление портфолио. Вот здесь в данной практической работе и на протяжении дальнейшего обуче- ния на других курсах, читаемых данными пре- подавателями, студентам необходимо про- должать работать в заданном направлении,

накапливая список трудов НИРС.

К каждой практической работе необходи- мо по вопросам, составленным преподавате- лем, подготовиться заранее, чтобы занятие было плодотворным и прошло на достаточно высоком уровне.

Считаем, что такие занятия с применением рефлексивного подхода должны проводиться систематически и являются актуальными на се- годняшний момент среди образовательных технологий. Соответственно, задача препода- вателя – создать условия, при которых у сту- дентов возникает мотивация готовиться к та- ким занятиям и обсуждать учебные материалы, делиться своими мыслями и соображениями.

Также полагаем, что с применением реф- лексивного подхода на таких занятиях про- слеживается интегрированность науки и практического обучения [16], это повысит за- интересованность студентов к предмету и, возможно, облегчит изучение программ в бу- дущих учебных курсах.

Укажем, что на таких занятиях возможно и взаимообучение. В ходе занятий выявляется как индивидуальная, так и групповая рефлек- сия, так как в ходе учебного занятия происхо- дит обмен добытыми знаниями.

Также с помощью коллективных усилий в познании устраняется сложность проблем, появляется возможность альтернативных ре- шений и требуется использование системного подхода, которое считается столь же эффек- тивным, как и индивидуальное познание.

В ходе таких занятий можно выделить ком- муникативную активность, и прослеживается профессиональная самооценка [17, с.12].

Полагаем, что способность рефлексивно относиться к существующим культурным, со- циальным нормам и собственной деятельно- сти, ставить цель и добиваться ее, поддержи- вать высокий уровень самоорганизации и ра- ботоспособности выражает самоопределение у студентов.

Читайте также:  Выбора основных способов финансирования

Следуя современным тенденциям перехо- да от традиционных методов преподавания к технологиям активного обучения с помощью такого метода, как рефлексия, с одной сторо- ны, мы показываем педагогическое мастер- ство преподавателя и насыщаем занятие инте- ресом, с другой – позволяем обучающимся успешно и качественно освоить дисциплину.

В заключение отметим, что одним из важ- ных условий, которое позволит студенту стать субъектом собственного развития, выступает в данном случае педагогическое стимулиро- вание самообразования через формирование положительного отношения и постоянного поддержания интереса к рефлексии. Практи- ческая реализация функций рефлексии не вы- зывает сомнений в ее колоссальной ценности и в подготовке к практическим занятиям должна быть организована особым образом.

Применяя в учебном процессе такой под- ход, как рефлексия, возможны актуализация и развитие потенциала, удовлетворение по- требностей социального и профессионально- го самоопределении, формирование ценност- ных установок, мотивов, отношений, ценност- ных ориентаций личности, что характеризует потенциал компетенций молодого исследова- теля [18, с. 326].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куликова В. В., Заярная И. А. Формиро- вание содержания дисциплины посред- ством интеграции образовательных об- ластей // Дискуссия. – 2017. − № 2 (76).

2. Рефлексия: Электронная библиотека Ин- ститута философии РАН. – URL: https:// iphlib.ru/greenstone3/library/collection/ (дата обращения: 10.10.2018).

3. Рябышева Е. Н. Рефлексия как предмет исследования в отечественной психоло- гии // Территория науки. – 2016. – № 4 – С. 17–19.

4. Топольская Е. А. Теоретико-методологи- ческие основания развития социально- культурной рефлексии личности в уч- реждениях культуры и образования: ав- тореф. дис. д-ра пед. наук. – М., 2014. – 46 с.

5. Комарова З. И. Методология, метод, ме- тодика и технология научных исследова- ний в лингвистике: учеб. пособие. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 820 с.

6. Курбатова О. В., Красноперова Л. Б., Солдатенко С. А. Рефлексия учебного занятия: методический аспект. – Кемеро- во: ГПОУ «Кемеровский аграрный тех- никум» им. Г. П. Левина, 2017. – 44 с.

7. Понятие рефлексии и ее сущность. База знаний. Психология активности. – URL: https://psyera.ru/ponyatie-refleksii-i-ee- sushchnost-750.htm (дата обращения: 10.10.2018).

8. Понятие рефлексия и ее сущность. – URL: https://psyera.ru/ponyatie-refleksii-i- ee-sushchnost-750.htm (дата обращения: 10.10.2018).

9. Рефлексия как основной метод метатео- ретического познания. – URL: https:// scibook.net/filosofiya-nauki-knigi/ refleksiya-kak-osnovnoy-metod-54991. html (дата обращения: 10.10.2018).

10. Марусинец М. М. Формирование профес- сиональной рефлексии: процессуально- технологическое обеспечение // Вестник по педагогике и психологии Южной Си- бири. – 2014. – № 2. – С. 19–36.

11. Философская рефлексия как универсаль- ный метод познания и конструирования реальности. – URL: http://bsu-philosophy.

wikia.com/wiki/Философская_рефлек- сия_как_универсальный_метод_познани я_и_конструирования_реальности (дата обращения: 10.10.2018).

12. Философия науки: учеб. пособие для ву- зов / под ред. С. А. Лебедева. – М.: Ака- дем. проект: Альма Матер, 2007. – 731 с.

13. Основы философии науки: учеб. пособие для вузов / под ред. С. А. Лебедева. – М.: Академ. Проект, 2005. – 544 с.

14. Кияшко Л. В. Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся: автореф. дис. канд. филол. наук. – Ростов н/Д., 2010. – 29 с.

15. Рабочая программа учебной дисциплины Б2.П.1 «Научно-исследовательская прак- тика», направление подготовки (специ- альность) 24.01.04 «Нефтегазовое дело».

– М.: Ин-т современных технологий гео- дезической разведки, горного и нефтега- зового дела, 2015. – 31 с.

16. Куликова В. В. Интегрирование в обуче- нии на примере дисциплин «Информати- ка» и экологических дисциплин // Эконо- мика и социум. – 2016. – Вып. 11 (30). – URL: http://iupr.ru/domains_data/files/ zurnal_30/Kulikova%20Integraciya.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

17. Верейкина С. В. Формирование комму- никативной готовности будущего соци- ального педагога к межведомственному взаимодействию во внеучебной деятель- ности: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: Московский городской психолого- педагогический ун-т, 2012. – 22 с.

18. Куликова В. В. Организация учебно-ис- следовательской деятельности. Мотива- ция в обучении через исследовательскую работу // Малые города – точки роста производительных сил региона: материа- лы регион. науч.-практ. конф. г. Большой Камень, 30–31 мая 2014 г. Владивосток: Дальневосточный федеральный ун-т, 2015. – C. 321–326.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью
Разные способы