Мастер-класс «Обратная связь и рефлексия»
учебно-методический материал на тему
Качество образования во многом определяется качеством организации образовательного процесса, в том числе теми отношениями, которые возникают между его участниками: педагогом и обучающимися. Формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса – одна из ведущих задач, стоящих пред каждым педагогом. Развитие рефлексивной культуры личности является одной из ведущих идей современного образования. Такая культура характеризуется готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, работать в условиях неопределенности, умением обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, умением ставить и решать неординарные практические задачи, способствует формированию мотивации личности к саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рефлексия и обратная связь | 82.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И РЕФЛЕКСИЯ
Качество образования во многом определяется качеством организации образовательного процесса, в том числе теми отношениями, которые возникают между его участниками: педагогом и обучающимися.
Введение ФГОС ОО актуализирует проблематику взаимоотношений педагога и школьников, так как методологической основой стандартов образования второго поколения является системно-деятельностный подход. Формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса в познании окружающей деятельности и изучении учебных предметов – одна из ведущих задач, стоящих пред каждым педагогом.
В связи тем, то в образовательном процессе участвует большое количество людей – важно уметь слышать и понимать другого. Например, используя рефлексивные умения, необходимые при занятии любой деятельностью, связанной с аналитическими и оценочными действиями человека, понять то, что произошло в процессе работы, какие возникли эмоции и чувства у каждого участника совместной деятельности. При этом внимательное отношение со стороны педагогов к настроению, чувствам школьников можно рассматривать как один из признаков профессионального педагогического мастерства.
Приемы установления обратной связи используются преподавателями прежде всего для того, чтобы образовательный процесс был привлекательным и интересным для каждого из его участников.
На наш взгляд, использование различных приемов обратной связи и рефлексии позволяет:
— сломать устоявшиеся стереотипы у обучающихся о том, что все зависит от учителя;
— сделать процесс обучения интересным, привлекательным;
— внимательно относиться к окружающим людям;
— включать участников образовательного процесса в активную деятельность;
— поддерживать атмосферу диалогичности и интерактивности.
Что понимается под обратной связью в образовательном процессе?
Интерес к вопросам организации обратной связи в образовательном процессе во многом определяется тем, что взаимодействие педагога и обучающихся – процесс двусторонний и для его результативности и педагогу, и обучающимся нужно постоянно «чувствовать друг друга».
Обратная связь – это реакция человека на то, что он увидел или услышал. Информация от получателя (в нашем случае – обучающегося или обучающихся) передается назад отправителю (педагогу), показывает, насколько она принята, понята, усвоена.
Содержание обратной связи в образовательном процессе:
Что такое рефлексия?
Развитие рефлексивной культуры личности является одной из ведущих идей современного образования. Такая культура характеризуется готовностью и способностью человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, работать в условиях неопределенности, умением обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, умением ставить и решать неординарные практические задачи, способствует формированию мотивации личности к саморазвитию.
Рефлексия – не что иное, как внимание к тому, что в нас происходит (Г. Лейбниц. Философский словарь).
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в современной жизни чтобы не чувствовать себя изгоем:
- Самостоятельность – не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в соей деятельности.
- Предприимчивость – ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи учится не отчаиваться, а оценивать ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность – умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и так далее.
Характеристика приемов работы педагога по развитию рефлексии обучающихся
Существует множество способов установления обратной связи с обучающимися. Выбор конкретного приема зависит от возраста школьников, от формы мероприятия, его цели и содержания, времени, отводимого на рефлексию, а также от стиля деятельности педагога.
ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
Цель: выявление отношения к процессу и результатам своей работы в заданном аспекте; учить формулировать и выражать свое мнение согласно заданной позиции (нужны шляпы шести цветов).
Шесть шляп символизируют собой шесть способов (или направлений) мышления, шесть абсолютно разных и дополняющих друг друга точек зрения на один и тот же предмет.
Белая шляпа – оперирует только имеющимися фактами и цифрами, задача шляпы – охарактеризовать работу, пользуясь только фактами.
Красная шляпа – это эмоции, внезапные прозрения и интуиция. Надевший красную шляпу – пылкий оратор и политик, всегда берущий в расчет сиюминутный настрой толпы, изучает возможные эмоциональные реакции других людей.
Желтая шляпа – выразитель всего самого оптимистичного и позитивного, что было; шляпе необходимо найти «позитив» в «негативе».
Зеленая шляпа – рассматривает процесс, выделяя самые провокационные, нетрадиционные и нестандартные ходы, самые смелые и безумные творческие идеи.
Синяя шляпа – характеризует организационные и управленческие стороны процесса деятельности.
Черная шляпа – подвергает аргументированной критике то, что происходило; находит и фиксирует недочеты и недостатки, может быть выбрана одним человеком или небольшой группой (4-5 человек).
Время для представления своего мнения – от 1 до 3 минут.
Цель: выявление отношения к происходящему, умения формулировать свое отношение к происходящему и самостоятельно в письменной форме его выражать.
А) В начале урока мы рассуждали так: «…». Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы изучали (наблюдали, сравнивали, выполняли)… пришли к выводу, что… В конце урока мы поняли… Теперь мы думаем, что…
Б) В начале изучения темы «________» я думал, что… Наиболее важным для меня в этой теме было выяснение следующих вопросов: … Я ожидал, что самым трудным для меня будет… В конце изучения темы для меня неясным осталось следующее… Хотелось бы спросить у преподавателя…
В) Рефлексивное сочинение – недельный отчет. Недельный отчет – заполнение 1 раз в неделю отчетов по заданным вопросам: Чему я научился за эту неделю? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Г) «Рефлексивная страница в дневнике» — свободное пространство, оформленное надписями:
Главное настроение недели
Самые важные дела недели
Что я хочу изменить
Данный прием можно использовать в конце мероприятия или реализовать в качестве домашнего задания. Также возможно использование такого приема в коне изучения какой-либо темы.
Цель: выявление отношения к происходящему, развитие коммуникативных умений, умений формулировать свое отношение к происходящему.
А) Формулировки вопросов:
— Что было самым важным?
— Достигли ли мы цели работы?
— Что не удалось сделать и почему?
— Что стало понятно?
— Какие задания были самыми трудными для вас?
— Зачем мы сегодня делали… ?
— Правильно ли мы спланировали свою деятельность?
— Что бы вы изменили в своей работе для улучшения результатов?
— За то вы можете похвалить себя (одноклассников, учителя)?
— Где можно применить новое знание?
Б) Вопросы для рефлексии обучающегося: Что я делал? Какой целью? Почему я это делал именно так? Какой результат я получил? Какой вариант деятельности для меня лучше и почему?
Вопрос для рефлексии педагога: Что я делаю? С какой целью? Каковы результаты моей деятельности? Как я этого достиг? Можно ли сделать лучше?
В) Вопросы для рефлексивного обсуждения:
— Что понравилось больше, что меньше?
— Чему я научился?
— Что я умел, а в данном проекте (уроке) смог проявить?
— Какую позицию я занимал?
— Каких знаний, умений мне не хватало?
— Кто из товарищей меня восхитил, удивил?
Г) Игра «Шапка вопросов»
Каждый ученик формулирует и записывает по три вопроса:
Первый – из области своего точного знания (Почему?);
Второй – из области своего незнания (Реши…);
Третий – из области сомнения (Верно ли, что…).
Листы с вопросами складываются в общую шапку, поочередно достаются, готовятся ответы, а затем обсуждаются с автором. Вопросы для удобства ипользования могут быть записаны на листах разного цвета.
Д) Вопросы для коллективного обсуждения обучающимися в конце четверти:
— Какими нас видят учителя?
— Какие могут предъявить претензии?
В чем причины неудовольствия?
— Как можно разрешить проблемы?
Рекомендуемое количество вопросов от 1 до 3 в конце мероприятия. Вопросы могут формулировать и задавать сами обучающиеся, эта работа может быть проведена в парах или группах.
Цель: выявление отношения к происходящему, развитие коммуникативных умений, умений формулировать свое отношение к происходящему.
А) На уроке Вы (ты)
Б) Мне было интересно…
Сегодня я понял…
Завтра на роке я хочу…
В) В поездке мне понравилось…
Меня удивило и потрясло…
Если бы у меня была возможность что-то изменить в поездке, я бы…
Если бы я снова поехал в такую же поездку, я бы повторил…
Г) «Рефлексивный экран»
Дети по очереди говорят по одному предложению, выбирая начало фразы с экрана:
— Сегодня я узнал…
— У меня получилось…
— Мне сегодня удалось…
— Я получил от занятия…
— Я выполнял задание…
— Урок дал мне для жизни…
— Для меня было открытием, что…
— На мой взгляд, мне удалось…
— Я бы учла (учел) на будущее…
— Я почувствовал, что…
— На занятии было важным…
— Семинар дал мне для работы…
— Завтра я хочу на уроке…
— На будущее необходимо учесть…
— Урок был нужен для того…
ПИСЬМО КАЖДОМУ УЧЕНИКУ
Цель: высказать отношение педагога (одноклассника) к обучающемуся в письменном виде.
Варианты действий: в конце четверти либо учебного года педагог пишет письмо каждому ученику. В письме может быть отмечено следующее:
— удачные моменты года;
— позитивные изменения, которые произошли в ученике;
— пожелания на будущее;
— просьба подумать о дальнейшей работе.
Получателем реакции будет не педагог, а обучающийся, хотя возможен и вариант письма в адрес педагога. В связи со значительными временными затратами данный прием используется редко. Письмо в адрес ребенка может написать его одноклассник. Письма не содержат заданий на каникулы. Важно, что письмо содержит положительную информацию и адресовано персонально ученику.
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО
Цель: выявление отношения к происходящему, развитие коммуникативных умений, умений формулировать свое отношение к происходящему и выбирать необходимы слова для его выражения из предложенных или подбирать самостоятельно.
А) На уроке я работал… (активно или пассивно). Свой работой на уроке я… (доволен или не доволен). Мое настроение… (улучшилось или ухудшилось) к концу урока.
Б) Для того чтобы улучшить свои результаты, мне необходимо… За… я могу себя похвалить.
(ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ, АНКЕТИРОВАНИЕ)
Цель: выявление отношения к своей деятельности, процессу и результатам совместной работы; обучение работе с оценочными листами.
А)Используется опросник, в котором записаны либо вопросы, либо утверждения. При этом можно использовать следующую шкалы, чтобы выразить мнение относительно утверждений: АН – абсолютно не согласен; Н – не согласен; О – одинаково (нейтральное отношение); С – согласен; АС – абсолютно согласен; НП – не применимо.
Источник
Статья на тему «Рефлексия как способ обратной связи на уроках в начальной школе.»
Содержимое публикации
Рефлексия как способ обратной связи на уроках в начальной школе.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 32
им. Героя Советского Союза М.Г. Владимирова
Колтунова Светлана Ивановна.
Требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обуславливают изменения в подходах к процессу обучения, изменения позиции ученика и учителя. Именно поэтому передо мной встал выбор новой современной технологии в обучении. Я выбрала обучение на основе коучинговой технологии.
Коучинг зародился в 80-х годах прошлого века в Америке и получил широкое распространение, в том числе и в образовании. Считаю, что именно эта технология позволяет ученику узнать о собственных возможностях, добиваться самых высоких результатов и получать большую радость от своих успехов и достижений, помогает ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к личночностно значимой.
Особенностью коучингового подхода в реализации этих технологий является: диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.
Одним из этапов коучингового подхода является этап завершения или рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цель рефлексии для ученика – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Функции рефлексии: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная.
Рефлексию можно применять на любом этапе урока (чаще всего в конце) и после изучения темы или раздела.
Классификация рефлексии (исходя из функции)
1 Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2 Рефлексия содержания учебного материала;
3 Рефлексия деятельности.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с классом) и в конце деятельности или урока.
Цель: установления эмоционального контакта с учащимися.
Применяю такие приемы:
карточки с изображением лиц, солнышка и тучки , цветовое изображение настроения ( цветик-семицветик, ладошки ); жесты «хорошо» и «плохо», картинки по содержанию «веселый» и «грустный», эмоционально-художественно-музыкальная (картина, музыка)Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка или весёлая. Или предлагаются две картины разного содержания: радостная и тревожная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент или картину, которые соответствует их настроению; оценка эмоционального состояния с помощью цвета: прием «Букет» и «Пейзаж». Учащимся предлагается черно-белая картина с изображением пейзажа. Учитель предлагает раскрасить картину такими цветами , которые соответствует их настроению на уроке (дети показывают цветные карандаши).«Комплимент»: комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. Рефлексию можно изобразить и на интерактивной доске.
Цель: осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Ученик должен не только освоить содержание материала, но и осмыслить способы и приемы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Для этого я применяю такие приемы:
«Лестница успеха»: например, в начале урока учащимся предлагается оценить свои знания по изучаемой теме (те, которые у них были сформированы ранее), определить их уровень на шкале от 1 до 5 или от 1 до 10 в зависимости от возраста. На доске выделены уровни знаний от 1 до 5 или до 10. В конце урока я вновь предлагаю определить уровень своих знаний, сравнить. А затем задается вопрос: «А что необходимо сделать, чтобы знать данную тему на «5»? Ученики, как правило, легко отвечают на этот вопрос.
«Дерево успеха»: прикрепить на дерево листочки или яблоки соответственно конкретному заданию или деятельности на уроке.
Прием « Цветограмма» или «Светофор» применяю, когда необходимо, чтобы ребенок оценил этапы своей деятельности в таблице или в самой тетради на полях рисует кружочки разного цвета, например: зеленый — у меня всё получилось уверенно и спокойно; желтый — у меня были ошибки, но я всё понял и исправил; красный — у меня не получилось, мне нужна помощь.
На этапе рефлексии вызывает интерес приём“паучка”, когда всю работу класса на уроке учащимся предлагаю оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:
Я (личный вклад собственного труда)
Мы (работа всего класса)
Дело (степень усвоения темы)
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно работал он и учащиеся класса.
«Фразеологизм или пословица»
Я предлагаю учащимся выбрать фразеологизм или пословицу, которые характеризуют их работу на уроке:
Биться как рыба об лед
Рефлексия содержания учебного материала
Цель: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.
Применяю такие приемы:
прием незаконченного предложения, тезиса, подбор афоризма;оценки приращения знаний и достижения целей высказывания «Я не знал….», «Теперь я знаю…»; работа по таблице-фиксации «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал); как вариант школьникам предлагается небольшая «Анкета» , наполнение которой можно менять, дополнять, в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание, можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ; рефлексия достижения цели – «Лист ожидания» (цель записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения); после объявления темы урока учащимся предлагается высказаться о том, что они ожидают от урока. Все «ожидания» выписываем на Листе ожидания. В конце урока возвращаемся к Листу ожидания и проверяем, все ли ожидания оправдались, а если нет, то что необходимо сделать, чтобы они осуществились: повторить какую-то тему, найти дополнительный источник информации, подготовить домашнее задание или просто взглянуть на вопрос под другим углом и т.д.;
рефлексия отношения к проблеме (теме), мнение до и после изучения темы: прием «Синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
2. Честная, крепкая.
3. Доверять, понимать, помогать.
4. Друзья познаются в беде.
Интеллектуальную рефлексию осуществляю через прием «Мудрая сова»: школьникам предлагаю самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:
« + » — знаю « — » — не знаю
« ! »- узнал новое « ? » — удивило
Обязательное условие для такой работы:
— наличие в тексте как знакомой, так и новой информации (конечно, для кого-то новой информации будет много, а кто-то будет ощущать ее дефицит, ведь запас знаний у детей разный);
— в тексте должна содержаться правильная информация, если я хочу вывести детей не на спор, а на усвоение нового.
Поэтому часто приходится не просто брать текст из учебника, а составлять его.
После работы с текстом задаю вопросы:
— Выберите ту информацию, которая вам знакома.
— А какая информация ранее была неизвестна?
— Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?
— У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
— Что бы вы еще хотели узнать?
Виды рефлексии – индивидуальная и групповая.
Приемы для индивидуальной рефлексии
«Плюс, минус, интересно»: это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы …)
Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического кластера, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи или обобщают учебный материал. Это способ графической организации материала, который позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Последовательность действий при составлении кластера:
1. В центре чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединить прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Приемы для групповой рефлексии
1.Создание банка идей.
Нарабатывается как можно больше возможных решений. В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «невероятными».
Рассматриваются критически все предложения, в каждой идее желательно найти что-то полезное, возможно усовершенствовать эту идею или найти способ применения её в других условиях.
3. Обработка результатов
Выбирается самое интересное, практичное предложение или заранее известное решение (если оно есть).
Представление результатов, обобщение, выводы
4. Рефлексия «Мозгового штурма»: Мне понравилось решение, которое предложил … , оно было …, Моё решение было…. Какие были сбои? Нарушались ли правила? и т.д.
«Опорные слова и фразы для высказываний»
Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)
— Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?
-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?
-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?
Прием «Пошаговые действия» позволяет не только значительно сэкономить время на данном этапе, но и выявить позицию и вклад каждого ученика в раскрытии и осознании темы урока.
Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учителя и учащихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс. Рефлексия, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению, к отказу от ошибочных приемов, в итоге развивает его как личность.
Несомненно, развитие учащихся можно рассматривать в виде прогрессии, последовательного перехода из более низкой стадии в более высокую. Но именно вера педагога в себя, в свои собственные силы, в собственную способность достигать того, что важно, помогает раскрыть талант в ребёнке лишь в том случае, если учитель верит в себя и верит в ученика. Да и у ученика появляется уверенность и вера в себя и свой потенциал. Это и движет процессом развития. Несмотря на непродолжительный опыт работы по данному направлению отмечу, что результаты говорят сами за себя: тестирование показывает высокий уровень мотивации, активное участие учащихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Учащиеся ведут интернет-переписку, размещают свои творческие проекты в интернет сети.
Источник