Рефлексия как способ мотивации

Рефлексия как средство повышения мотивации учащихся

учитель английского языка, вторая квалификационная категория, НОУ СОШ «Эстет-центр» г. Челябинск, Челябинской обрасти, РФ (эссе, практикум, Сочи, заезд 21-29 августа 2015 года)

Рефлексия как средство повышения мотивации учащихся

В данной работе рассмотрены основные аспекты организации рефлексивной деятельности на уроках и внеклассных мероприятиях. Описывать урок не является целью данного материала. В текстовом документе представлена теоретическая часть и примеры практического применения. Форма работы с представленным материалом подразумевает сопровождение наглядными примерами, обсуждение наиболее эффективных приемов.

2. Понятие «рефлексия».

2.1 Классификация видов рефлексии

2.2 Формы организации рефлексии на отдельных этапах урока

2.3 Упражнения для развития навыков рефлексии у учащихся

2.4 Примеры формы проведения рефлексии

4. Список использованных источников и литературы

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению такого понятия как «рефлексия». Активно внедряются различные приемы проведения, формы организации данного этапа урока становятся более и более разнообразными. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических исследований. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.

На ряду с этим, всегда актуальным остается вопрос повышения мотивации учащихся. У любого педагога нередко возникает проблема формирования у школьников положительной мотивации учения вообще и к своему предмету в частности. Основные усилия педагога, как правило, направлены на поиск внешних стимулов непосредственно не связанных с учебным, предметом (игра, похвала, занимательность). Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она порождается конкретной предметной деятельностью и непосредственно связана именно с данной учебной дисциплиной и ее содержанием. Но именно она предметна, конкретна, хотя и более сложная для формирования, требует больших усилий и подготовки, а потому часто остается в тени учебной деятельности или вовсе не используется.

2. Понятие «рефлексия».

Современному педагогу необходимо понимать, что рефлексия является мощнейшим механизмом развития внутренней мотивации. Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием — целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

2.1 Классификация видов рефлексии

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

    Коммуникативная — ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная — объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная — проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

2.2 Формы организации рефлексии на отдельных этапах урока

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Организационный момент и целеполагание

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

Выбор индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

С чего вы начнёте?

Актуализации ЗУН учащихся

диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет вам работа в парах?

На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

— Что дала вам работа в парах?

— Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных?

— Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация

Также необходимо рассмотреть позицию мотивационного и рефлексивного этапа непосредственно в алгоритме организация учебной деятельности.

Мотивационный этап — это сообщение почему и для чего уч-ся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. Создание учебно — проблемной ситуации ( задачи, цели).

Операционально-познавательный этап. На этом этапе уч-ся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием (положит, эмоции). Поэтому важно не рассуждать об учебе, ее важности и пользе, а добиваться, чтобы уч-ся начинал действовать.

Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов надо организовать так, чтобы уч-ся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем.

2.3 Упражнения для развития навыков рефлексии у учащихся

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения, основанные на игровом тренинге Заморина:

Представь что ты….

Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь?

Сравни свои ощущения. Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т. д. Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали. Покажи, что чувствует герой произведения. Покажи, что чувствуешь ты. Какое настроение.. Изобрази радость, горе, обиду и т. д.

После каждого задания дети делятся своими внутренними ощущениями, переживаниями, сравнивают их, стремятся понять. Что вызвало те или иные чувства.

Цель упражнения: — формирование умений распознавания незнакомой личности, — развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.

Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы «автопортрет» был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.

По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Карусель. Цель упражнения: — формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; — развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:

    Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече. Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним. Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече.

Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты.

Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

Цель упражнения: — развитие саморефлексии; — формирование установки на самопознание.

Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

2.4 Примеры форм проведения рефлексии

1. Аквариум. Для визуализации итогов работы дети коллективно «запускают рыбок в аквариум». заранее необходимо подготовить основу – аквариум (достаточно формата А3) и набор рыбок разного цвета (в зависимости от цели рефлексии – эмоции, уровень освоения материала). Учащиеся выбирают рыбку по цвету и приклеивают на аквариум. В итоге результат работы а уроке представлен в виде единой картины.

2. График. По горизонтальной оси ученик подписывает даты уроков. По вертикальной оси учитель совместно с учениками выбирает шкалу (оценка, эмоциональное состояние, уровень освоения материала). На протяжении нескольких уроков ученики отмечают точки, после чего (в конце месяца, четверти, темы, раздела) точки необходимо соединить. Ученик визуализирует процесс своей работы.

3. Соедини фигуры. Ученику представлена карточка, на которой фигуры символизируют ключевые моменты урока. Ученик соединяет фигуры линией. чем легче далось понимание, тем проще линия, если же понять было сложно, задание показалось сложным – линия запутанная.

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Залогом успешного обучения является осознания приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Рефлексия – это один из механизмов, который помогает достигнуть этих целей. Способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.

Читайте также:  Изменение способа исполнения решения суда исковое заявление

4. Список использованных источников и литературы

Источник

Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС
статья на тему

Данный материал посвящен оценочной деятельности учащихся и представлен в виде «Копилки» приемов мотивации и рефлексии на разных этапах урока . Надеюсь, что представленный материал повысит мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_motivatsiya_i_refleksiya_kak_etapy_sovremennogo_uroka.docx 57.76 КБ
motivatsiya_i_refleksiya_kak_etapy_sovremennogo_uroka.pptx 637.04 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление. Мотивация и рефлексия как этапы современного урока в условиях ФГОС

1 слайд. 4 года я отработала по новым стандартам. Работать по ФГОС мне сложно, но интересно. Пришлось осваивать различные педагогические технологии, методики и приемы для достижения поставленных передо мной задач новым федеральным государственным стандартом. Это, прежде всего, технологии, заложенные в программе «2100»: проблемного диалога и продуктивного чтения; и конечно технология системно-деятельностного подхода.

2 слайд. Первый этап любого урока по ФГОС — это этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Его целью является выработка на личностно значимом уровне ученика внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. Он предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

Мотивация необходима как в начале урока, так и на любом его этапе. Есть разные способы и приёмы мотивации. За эти года я собрала небольшую «копилку» мотивационных приемов, которые успешно применяю. ( Приложение 1 . Познакомить коллег с приемом «Корзина чувств». )

3 слайд. Заканчивается урок, какого бы типа он не был, этапом — рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе организуется самоанализ и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности, то есть рефлексия тесно связана с целеполаганием, в этом случае она – не только итог, но и старт для новой цели.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам урока и других временных отрезков: изучения темы, раздела, учебной четверти, года и т.п.

Психологи различают несколько видов рефлексии, например:

  • Рефлексия настроения
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания

Я также собрала «копилку» различных приемов организации рефлексии, которую вам предлагаю. ( Приложение 2 )

4 слайд. Использование наглядности и ИКТ облегчает учителю задачу мотивации и рефлексии учащихся.

Закончить свое выступление хочу словами из стихотворения Федора Ивановича Тютчева:

«Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется.

Посеять в душах благодать.

Увы, не каждый раз дается…»

5 слайд. Поэтому я хочу пожелать вам настойчивости и творческих успехов.

Этап Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(Цель этапа – настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне).

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

Громко прозвенел звонок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минуты не теряем.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку “5”!

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

Прозвенел звонок для вас

За работу в добрый час.

Есть у вас на свете друг?

У меня, к примеру, есть

Всех их и не перечесть

Без друзей ведь скучно жить.

Так давайте все дружить!

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять —

И внимательно считать.

Тут затеи, и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаем всем удачи —

За работу, в добрый час!

Скорей за работу —

Чтоб не сбиться со счёту!

Занимай свои места.

Чтоб от безделья не зевать,

Полезно голову ломать.

Учебник научит вас точному счёту,

Скорей за работу, скорей за работу!

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Математика – королева наук,

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни акра земли.

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,

Что почём, не узнаешь,

А, узнав, не поймёшь.

Без счёта не будет

Без счёта не сможет

Без счёта письмо

Не найдёт адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем дружно мы считать,

И делить, и умножать.

Давайте, ребята, учиться считать,

Что без точного счёта

Не сдвинется с места

Для русского (письма)

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу,

На “отлично” напишу!

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою —

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо не согнусь.

За работу я возьмусь.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять —

Буду грамотно писать.

Прием «Цитаты» «Мыслитель»

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р. Декарт.

«Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку». А. Навои

«Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок». Конфуций

«Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность». Цзи Юнь

«Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек». П. Бомарше

«Зеркало отражает верно; оно не ошибается, ибо не думает. Думать – почти всегда значит ошибаться». Пауло Коэльо

«Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости». В.О. Ключевский.

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А.Н. Толстой.

«Уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике» – Лодж О.;

« Мне приходится делить свое время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно» – Энштейн. А.

Прием «Народная мудрость»

  • Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
  • Делу время, потехе час.
  • Больше знай, меньше болтай.
  • Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
  • Умную речь хорошо и слушать.
  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  • Ученье лучше богатства.
  • Грамоте учится – всегда пригодиться.

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления».

«Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь».

Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

(начинается, С, успех! Удачи, малой) «С малой удачи начинается успех!» — Как вы понимаете эти слова?

— Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!

Прием «Продолжение незаконченной фразы»

— Продолжите предложение «Учеником быть хорошо (интересно), потому что…» (… узнаем много нового и интересного, полезного и т.д.)

– Как бы вы закончили фразу «Математику уже затем учить надо, что …» М. Ломоносов

Прием «С элементами театрализации»

И я взял нынче в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

Держатся друг за дружку,

Тянет всех за собой. (Поезд)

Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас. ( Учитель достает письмо)

Прием «Вхождение в образ».

Данный способ предусматривает предъявление задания, которое начинается со слов: «Представьте, что вы…».

— Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.

Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте… ( Урок закрепление)

— Ребята, представим, что сегодня мы необычные путешественники, мы астронавты. Кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство). Кого могут встретить космонавты в космосе? (инопланетян)

( Звучит космическая музыка “Спейс” Д. Маруани “Волшебный полёт”) . – Что мы им расскажем о …

Не птица, а летит,

Не жук, а гудит. (Самолёт)

В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.

Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан…

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Кто из вас догадался, о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.

— Отправимся в путешествие по осеннему лесу.

Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.

— Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” — всюду заводит тихую музыку весны.

Рушится трон снежной королевы – зимы.

Прием «Нужные качества»

-Сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду вам бросать мяч, а вы называйте качества, которое помогают в учёбе …

которые пригодятся для успешной работы на уроке…

которые помогут нашему уроку быть успешным…(внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д.)

Прием «Азбука хороших слов».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и др.).

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «Д» (добрый, душевный, доброжелательный, достойный, добросовестный, дружный, дружелюбный, добродушный и др.).

Прием «Корзина чувств»

-Ребята у меня в руках 2 корзины. Одна корзина с такими чувствами и качествами: радость, удовлетворение, восхищение, доброта, старание и т.д.

-А другая корзина пустая, в которую вы можете положить свои чувства и качества, которые мешают вам учиться: раздражительность, плаксивость, нетерпеливость, лень, эгоизм и т.д.

Дети пишут качества и чувства и кладут в корзины.

Прием «Доброе тепло»

Дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте (всем классом)

— Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке.

— Поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

Прием «Удивляй!» Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: ( умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие). Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

Пример. Урок природоведения зимой начинается с небольшого рассказа. Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

Прием «Любознательным» (сообщение интересных фактов по теме урока) Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса. Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология. Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках. Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г. Солганик)

Прием «Эмоциональное вхождение в урок»

Преподаватель начинает урок с «настройки». Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полу шуточной манере. Например, так: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное. (называется тема повторения)». Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.

Прием «Проблема предыдущего урока»

В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Прием «Необъявленная тема».

Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Пример. Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет, выводит саму тему. Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Прием «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует: ( умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами).

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Прием «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство. Подготовка : Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению. Проведение: Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только 2 минуты. За это время они должны собраться в группы, поздороваться с участником своей группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Прием «Этимологическая минутка»

Пример. О происхождении слова копейка (родственное слову копье) стр.77 «Русский язык. За страницами школьного учебника» С.И. Львова. «Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ: в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок».

Прием «Термометр» Описание. Для успешного проведения данного приема понадобятся: шаблоны прямоугольников; фломастеры красного, сиреневого и синего цветов для каждого учащегося; незаполненная шкала градусника на ватмане.

Предварительная подготовка: Вырезать прямоугольники из белой бумаги и разложить на каждую парту, разложить фломастеры на каждую парту.

В начале урока учитель просит учащихся написать свои ожидания от урока на белых прямоугольниках; в конце урока учитель просит учащихся оценить реализацию своих ожиданий, свою работу, работу учителя и раскрасить прямоугольники фломастерами: красным – если ожидания оправдались, сиреневым – если ожидания оправдались не в полной мере, синим – если ожидания не оправдались. Затем заклеивается прямоугольниками шкала градусника. Чем больше красного, тем теплее. Примечание: Этот метод помогает учащимся сформулировать свои ожидания в письменной форме, осуществить анализ урока, как учащимися, так и учителем.

Этап Рефлексия учебной деятельности (Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса)

Прием «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах . Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого).

— Подумайте кого можно похвалить и за что. Дайте положительную оценку работы любого участника урока. Поблагодарите друг друга и учителя за проведенный урок.

Прием «Нотный стан» Запустив финальную песню, попросить ребят подойти к нотным станам, закрепленным на доске, и определить свое впечатление от урока размещением смайликов на нотных строчках.

Прием «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ, олицетворяющий идею урока.

Прием «Поляна» Описание. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Прием «Голос благодарности» Описание. Это ритуальный способ публичного признания учителем успеха обучающихся. Идея ритуала в том, чтобы никто не остался забытым, как бы его вклад ни был мал.

— Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Сегодня на уроке хотелось бы отметить работу… ( отвечал, размышлял, думал, наблюдал…)

-Завершая наш урок, я хочу вам пожелать побольше прекрасных мгновений в вашей жизни. Пусть не в нашей власти остановить их, но сохранить воспоминания о них в наших сердцах мы можем. Надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти одним из прекрасных мгновений! Спасибо, друзья мои, за урок!

Прием «Букет настроения». Учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, — голубой».

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.

Прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Прием «Цветное настроение» Обыграть любую форму заполнения цветом. Настроению соответствует цвет:

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.

Прием «Одним словом» Описание . Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их эмоциональное состояние на уроке ( Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?)

  • Раздражение
  • Злость
  • Радость
  • Равнодушие
  • Удовлетворение
  • Вдохновение
  • Скука
  • Тревога
  • Покой
  • Уверенность
  • Неуверенность
  • Наслаждение и др.

Прием « Продолжи фразу». Ребятам раздаются листы бумаги, на которых сначала написаны фразы, необходимо их продолжить.

На занятии было интересно, потому что…………..

Я бы хотел похвалить себя за то, что …………………….

Мне грустно, то того, что …………….

Прием «Лесенка успеха»:

  • Какую цель ставили?
  • Как удалось достичь поставленную цель?
  • Что узнали (запомнили)?
  • Где можно применить новое знание?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Что было трудно?
  • Над чем надо поработать?

Вопросы для этапа рефлексии:

— Ваши главные результаты сегодня?

— Благодаря чему вам удалось их достичь?

— Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали?

— Какие идеи возникли во время выполнения задания?

— Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Прием «Продолжи фразу»

– Мне больше всего удалось…

— Я могу себя похвалить…

— Мне было интересно….

— Мне было трудно…

— Я хочу сказать спасибо…

«П» «М» «И» Что понравилось, что не понравилось, любопытные факты или вопрос учителю. Описание. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось, ситуаций.

В графу «И» — «интересно» — вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Примечание: Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Рекомендации: Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Прием «Расскажи по схеме» :

«Вопросы итоговой рефлексии, которые задаются преподавателем в конце урока»

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Прием «Определите, на каком уровне вы находитесь»:

  • не знаю
  • сомневаюсь, что знаю
  • знаю
  • знаю и объясню другому

Прием «Высказывания по кругу» «Незаконченное предложение» По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Прием «Светофор» Цели: выяснить – насколько усвоен материал учащимися. Описание. Учащимся задаётся вопрос, а они сигнализирует на него.

Прием «Самооценка активности и качества работы» На листочке условно отмечать свои результаты:

«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный

« | » — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Прием «Рефлексивная мишень»

На доске рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше (центр-5, затем-4 и т. д.). Затем проводят её краткий анализ.(активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое)

Прием «Выбери подходящее утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

Прием «Синквейн» Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком.

Прием «Анкета» Описание. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно.
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен.
3.Урок для меня показался коротким / длинным.
4.За урок я не устал / устал.
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен…, полезен / бесполезен…, интересен / скучен.
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным. интересным / не интересным.

Прием «Подбор высказываний» Описание. Учитель задает классу вопрос: «Какая из фраз (цитат, пословиц) наиболее точно соответствует идее и настроению нашего урока?». Учащиеся выбирают и комментируют (вариант: можно предложить учащимся выполнить это задание письменно).

Прием «Пяти пальцев» Ученику достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Прием «Ладошка» Описание. Каждый на листе формата А4 обводит фломастером свою ладонь и пишет имя, затем передает соседу справа — и т.д. по цепочке, каждый пишет на полученной ладошке одно качество (положительное) и оценку работы, которые он отметил во время урока в товарище, листок которого пришел к нему. Каждый в конце получит свой листок — и отзывы, и память, и . Кроме того, это оказывается очень интересно и важно для детей. А если прорвется негативное высказывание — это повод для обсуждения и серьезного диалога.

Прием «Автобусная остановка» Описание. На стенах развешиваются листы ватмана, в верху которых пишутся неоконченные предложения. Например: «С этой минуты я буду. «, «Спасибо…», «Этот урок для меня..», «Самое важное — это. «, «Сегодня я сделал открытие, что..» и др. Все ученики делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минуты находятся на каждой и пишут продолжение предложения. Потом дается ещё пара минут, чтобы участники посмотрели на все листы и высказались.

Прием «Термометр» Описание. Для успешного проведения данного приема понадобятся: шаблоны прямоугольников; фломастеры красного, сиреневого и синего цветов для каждого учащегося; незаполненная шкала градусника на ватмане.

Предварительная подготовка: Вырезать прямоугольники из белой бумаги и разложить на каждую парту, разложить фломастеры на каждую парту.

В начале урока учитель просит учащихся написать свои ожидания от урока на белых прямоугольниках; в конце урока учитель просит учащихся оценить реализацию своих ожиданий, свою работу, работу учителя и раскрасить прямоугольники фломастерами: красным – если ожидания оправдались, сиреневым – если ожидания оправдались не в полной мере, синим – если ожидания не оправдались. Затем заклеивается прямоугольниками шкала градусника. Чем больше красного, тем теплее. Примечание: Этот метод помогает учащимся сформулировать свои ожидания в письменной форме, осуществить анализ урока как учащимися, так и учителем.

Прием «Бесплатные советы» Описание. Классу раздаются листочки, каждый пишет какой-то совет относительно того, что в следующий раз на

уроке хотелось бы изменить.

Приём «Графический организатор» Описание. Учащиеся продумывают свои значения, устанавливают связи между ними, образуя тем самым систему знаний. Включается эмоциональная сфера, воображение.

Пример приёма — схема «Паучок»: учащиеся рисуют паучка и заполняют его следующими понятиями. Тело — название темы, ножка — понятие темы, башмачки — ключевые слова, которые служат опорой для памятки. Или — схема « Дерево»: ствол — название темы, ветви — понятие темы, листья — ключевые слова, которые служат опорой для памятки.

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход».

Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.

Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Источник

Читайте также:  Способы ведения учета расходов
Оцените статью
Разные способы