Рефлексивные действия родителей в воспитании ребенка раннего возраста при решении проблемных ситуаций
Ключевые слова: противоречия , «игнорирование ситуации» , «ролевое взаимодействие» , рефлексивный выход
В настоящее время многие авторы (Алексеев А.Г, Давыдов В.В., Елизарова Н.В, Ладенко И.С., Маркова А.К., Цукерман Г.А.и др.) занимаются проблемами рефлексии.
В активной жизненной позиции человека большое значение имеет личностное профессиональное саморазвитие и самореализация. В реализации этого важным становится формирование и развитие рефлексивной позиции человека. Это позволяет сформировать личность, глубоко и серьезно разбирающегося в новых тенденциях развития современного производства. Сформировать личность, имеющую свои собственные суждения и точку зрения на изменения, происходящие в обществе.
В настоящее время в условиях конкуренции, в быстро изменяющемся мире важно уметь быстро учиться и переучиваться.
— понимать смысл предстоящей работы;
— уметь самостоятельно ставить цели и задачи;
— продумывать способы их осуществления;
— интеллектуально, творчески саморазвиваться и др.
Для осуществления этого необходимо хорошо развитые рефлексивные умения.
Все, что познает и делает родитель, он должен знать для чего это надо, и как это приложить в практической деятельности.
В психологии понятие рефлексии получило множество трактовок.
1) рефлексия – как размышление о своем психическом состоянии, как склонность анализировать свои переживания; позволяет осознать свою индивидуальность.
2) рефлексия — как исследование познавательного акта; мышление человека, направленное на осмысление собственных предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и метода.
Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и тому подобное.
Рефлексия помогает сформулировать результаты, скорректировать цели, дальнейшей работы, свой образовательный путь. Рефлексия позволяет ставить себе вопросы и отвечать на них: что я делаю? как я делаю? почему я делаю? С помощью рефлексии родитель приобретает способность обосновывать собственное поведение, осознавать свои потребности, чувства, мысли, понимать себя и видеть себя глазами других.
Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит. Родители, владеющие рефлексией, многократно проигрывают в уме собственную тактику поведения и поведения партнера по деятельности, легко изменяют свой образ действий в случае необходимости
Если перед родителем возникает потребность осознать смысл действий, то осуществляется так называемый «рефлексивный выход»? Это выход за пределы деятельности с целью выстраивания ее смыслов. Причиной «рефлексивного выхода» является факт неудавшейся деятельности родителя: либо он получает не тот продукт, который хотел; либо не может найти нужный материал; либо вообще не может осуществить необходимые действия.
В каждом из этих случаев родитель ставит перед собой (и перед другими) вопрос: почему у него не получилось желаемое и что нужно сделать, чтобы все-таки получилось то, что он хочет?
Для ответа на этот вопрос родитель должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию, внешнюю по отношению к прежней. И, затем, прорефлексировать будущую, деятельность.
Понятие рефлексии шире простого осознания. Как бы ни определялась рефлексия, она предполагает некоторое обдумывание осознанного личного опыта (опыта мышления, поведения в мире и т. п.).
Рефлексивные умения родителям необходимы:
1) для решения задач, так как неотрефлексированная практика бесполезна, ведет к застою.
2) Рефлексия помогает родителю решать вопросы управленческого взаимодействия: адекватного внимания и целенаправленного регулирования мыслей, чувств и поступков детей.
Основной признак возникновения сложной ситуации между родителем и детьми — противоречия. Противоречия возникают в связи с целью, которую ставит родитель, и целью, которую преследуют дети. Вот почему так важно, чтобы родители владели техникой рефлексии. Рефлексивное умение позволит снизить число ошибок, в оценке поведения детей.
3) Рефлексия родителя для осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.
4) Рефлексия для самоанализа Я-концепции, проникать в свой собственный внутренний мир;
5) Рефлексия родителя для потребности в самообразовании, самореализации, самосовершенствовании (каких знаний мне не хватает). Проводить анализ только что выполненных работ с детьми. Что получилось, а что-нет. И что нужно сделать, чтобы в следующий раз был успех.
Рефлексивные умения позволяют родителю совместить высокие истины, нравственные ценности в своем мироощущении и мировоззрении. Рефлексивные умения, не могут компенсировать какие-либо иные знания, умения и навыки.
Модель процесса формирования рефлексивных умений родителей.
Процесс формирования рефлексивных умений родителей
Цель: психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию своего ребенка | |||||
Задачи: |
1) диагностика рефлексивных умений родителей;
2) стимулирование и формирование рефлексивных умений у родителей в процессе проведения занятий с ребенком.
1) личностно ориентированный характер образовательных программ;
2) активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;
3) проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;
4) осознанность обучающимися содержания, способов деятельности и собственных изменений.
Основные направления работы
лекции; семинарские и практические занятия; психологические и педагогические практикумы, тренинги и др.
объяснительные-иллюстративные; репродуктивные; проблемное изложение; поисковая активность; игровые; и т.д.
диагностика рефлексивных умений родителей; самоконтроль и взаимоконтроль; и т.д.
организация предметной среды (игровой, дидактический материал и др.);
методическое обеспечение: программа занятий с детьми и родителями, методические указания;
аудио и видеотека
Алгоритм рефлексивных действий может быть таким:
1. Записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я мог(ла) бы сказать ребенку в этой связи?». Формулировка дает возможность анализировать собственные высказывания и поведение.
2. 3атем: соотнести каждое записанное предложение с одним из шести видов взаимодействия («репрессивные меры», «игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение»).
Тогда появится возможность увидеть соотношение общения – продуктивного или непродуктивного.
Напомним, что к непродуктивным относят репрессивные меры, так называемое «игнорирование ситуации» и «ролевое взаимодействие» (Не решает задач).
3. Выбрать продуктивный (подходящий) способ для решения ситуации и подобрать необходимые слова. Продуктивные способы взаимодействия создают между субъектами отношения долгосрочные, положительные, способствующие их личностному росту.
Что относят к продуктивным способам? Речь идет о «рефлексии», «выяснении мотивов», «стимуле изменить поведение». Так, под ситуацией «выяснение мотивов» следует понимать направленность на другого человека, эмпатическое взаимодействие с ним, прояснение его потребностей, чувств. Разумеется, при этом потребуется сделать над собой усилие.
Для нормального воспитания ребенка, с ним должны устанавливаться диалогические отношения. С каждым ребенком диалог развивается по своему пути, на котором возникают неожиданные и непредсказуемые повороты.
На первом этапе работы родитель стремился к установлению диалогического контакта с ребенком. С этой целью он внимательно следит за начавшимся диалогом: внимательно выслушивает ребенка, вслушивается в его речь. Темы общения, беседы определяются в диалоге самим ребенком (он пытается проговорить, волнующие его проблемы). У тревожных детей это проблемы взаимодействия в саду с ребятами, страхи, агрессивные фантазии, психотравмирующие отношения в семье. Дети рассказывают о том, что их беспокоит, о своем состоянии.
Рефлексивные действия родителей при решении проблемной ситуации
Мама накрывает на стол для обеда. Сережа (2,8 года), заглянув в тарелки, ложится на пол, прикрыв голову руками, и кричит: «Я это есть не буду!».
Как можно отрефлексировать данную ситуацию?
Решение: Если мама делает вид, что ничего не происходит, то ее действия диагностируются как «игнорирование ситуации».
Если констатирует: «Будешь так плохо вести себя, не пойдешь гулять» – уже как «репрессивные меры».
А вот обращение: «Ты же умный мальчик, встань, пожалуйста, перестань плакать и съешь совсем немного» – это уже «ролевое взаимодействие».
К «выяснению мотивов» отнесем такую фразу: «Тебе не нравится эта каша, ты боишься, что я заставлю тебя, ее есть?».
Причинами такого поведения могут быть:
— предкризисный период (будет делать то, что он сам хочет);
— не хочет есть именно эту еду;
— еще не голоден (нарушен режим питания, рано предлагается еда);
— возможность плохого самочувствия;
— проявление регресса поведения, как возврат к более ранним формам поведения.
Что предпринять маме?
- Не поддаваться эмоциям, вести себя спокойно.
- Переключить внимание ребенка с еды на предмет (другая тарелка, ложка и др.).
- Предложить готовить еду вместе с ребенком, сделать ее привлекательной.
- Посуда, из которой ест ребенок, должна нравиться ребенку.
- Ребенок должен понять, что вы не боитесь его такого поведения и не будете выполнять его крикливых требований.
Список использованной литературы
Источник
Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта
Деревнина Юлия
Как развивать у родителей рефлексию личного воспитательного опыта
ЦЕЛЬ: знакомство с методами обогащения воспитательного опыта родителей.
Современный родительстоит перед дилеммой: доверять своему ребёнку, идти на риск в воспитании, проявляя по мере его взросления всё больше доверия его умениям, самостоятельности, инициативности или держаться в рамках дисциплинарно-контролирующего воспитания. Научные данные и жизненный опыт семей показывает, что, рискуя, родители с большей вероятностью помогут ребёнку научиться быть счастливым без них. Воспитание же без доверия похоже на передачу ребёнку по наследству своих собственных стереотипов и привычек, которые лишают его свободы и независимости.
Можно выделить следующие задачи сотрудничества:
• установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы общности интересов;
• эмоциональная взаимоподдержка и взаимопроникновение в проблемы друг друга;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
• поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Задачи связаны с процессом самопознания родителями воспитательной роли в семье, обогащением собственного опыта взаимоотношений с ребёнком. Реализация этой задачи придаёт сотрудничеству с родителями развивающую направленность. В противовес информированию их о жизни детей в ДОУ рефлексивная модель общения педагога с семьёй обнаруживается в переосмыслении родителями своих воспитательных установок и стереотипов мышления, раскрытии внутренних резервов.
В психологии такая форма называется рефлексией. В переводе с латинского языка это означает «обращение назад».
Дж. Локк назвал рефлексию «заглядыванием внутрь себя». Как отмечают социальные психологи Л. А. Петровская, Ю. М.Жуков: «рефлексивная направленность педагогического общения помогает не просто указать человеку область его неадекватности, а подвести его к тому, чтобы он констатировал её сам для себя».
Задача развития у родителей рефлексии особенно актуальна в начальный период формирования родительских позиций. Автор О. Л. Зверева включает в понятие «педагогическая рефлексия» умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить адекватные причины как своих педагогических удач, так и просчётов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, соответствующих его особенностям и конкретной ситуации. Ряд исследований развития рефлексии показывает, что по мере осмысления родителями своих взаимоотношений с ребёнком у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, предполагают положительные изменения в детско-родительских взаимоотношениях, нормализацию эмоционального самочувствия малыша.
Большие резервы заключены в использовании педагогами различных методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приёмов:
• Обсуждение различных точек зрения на дискуссионный вопрос настроит родителей на размышление.Например: «В чём, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребёнка – в незаурядной силе воли, крепком здоровье или ярких умственных способностях?»
• Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает чувство педагогического такта.
Например: родителямпредлагается проблемная ситуация: «Вы наказали ребёнка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как Вы поступите, почему именно так?» или «Ваша трёхлетняя дочь шалит в кафетерии, куда Вы зашли ненадолго. Она сползла со своего стула и решила побегать. Она смеётся, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили её, усадили за стол, сурово отчитали.Вопрос: «Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребёнка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может быть получен ребёнком в данной ситуации?»
• Ролевые проигрывания семейных ситуаций позволяют обогащать арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребёнком. Например, задание родителям: «Покажите, пожалуйста, как Вы будете устанавливать контакт с плачущим ребёнком и др.».
•Тренинговые упражнения и задания:
o дать оценку разным способам воздействия на ребёнка и формам обращения к нему,
o увидеть между ними разницу,
o выбрать более удачные,
o заменить нежелательные формы обращения на конструктивные.
Например: вместо «Почему ты опять не убрал свои игрушки?» — «Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина!»
Можно также дать задание определить, в чём видится неконструктивность таких обращений к ребёнку, как «Стыдно!», «Меня не устраивают твои «хочу», мало ли чего ты хочешь!», «Что бы ты без меня делал (делала?», «Как ты можешь так поступать со мной!» и др. Это могут быть игровые упражнения с мячом, типа «Закончи предложение…» Например, воспитатель бросает родителю мяч, говоря «Хорошо учиться в школе, это значит …» или «Особенности моего ребёнка, это ….» и т. п.
• Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, представляет возможность размышлять над мотивами поступков ребёнка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям высказать мнение по поводу действий ребёнка в конкретной ситуации,полезно сформулировать вопрос: «А как бы поступил Ваш ребёнок в подобной ситуации?»
• Обращение к опыту родителей.Например: «Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений со своим ребёнком?», «Был ли подобный случай в Вашей практике, расскажите о нём …», «Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребёнка применение поощрений и наказаний» и т. п.
Побуждение родителей к взаимообмену опытом активизирует их потребность анализировать свои собственные удачи и просчёты в воспитании, соотносить их с приёмами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях в других семьях.
• Игровое взаимодействие родителей и детей в различных видах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствуют эмоциональному сближению, получению родителями и детьми опыта партнёрских отношений.
Перечисленные методы могут быть дополнены самими педагогами из своего опыта. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение собственное прежнее представление о ней. Родитель, вовлекаемый в игровое моделирование своего поведения, начинает заново открывать для себя радость общения с ребёнком не только на уровне слов, но и переживаний.
ВЫВОД: Таким образом, использование различных методов рефлексии родителями способствует повышению гибкости их позиции матерей и отцов, возникновению нового видения привычных способов взаимодействия с ребёнком.
Родители постепенно из зрителей и наблюдателей становятся активными участниками встреч, вовлекаясь в исследование собственного поведения. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее видят собственное отражение в зеркале отношений с ребёнком и принимают ответственность за дальнейшее их построение, ощущая себя более компетентными в воспитании сына или дочери.
«Как научиться писать стихи (из личного опыта)» Уважаемые коллеги! «Талант дается Богом даром, и потому зовется даром». Я преклоняюсь перед педагогами, обладающими даром стихосложения.
Составление рассказа из личного опыта «Как я отдыхал летом». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Программное содержание: Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта по карточкам-схемам. Продолжать учить детей правильно.
Составление рассказа (из личного опыта) «Как мы играем зимой на участке» (подготовительная группа) Программное содержание: учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; развивать умение отбирать.
Адаптация. Записки из личного опыта Адаптация. Мифы и реальность. Заметки воспитателя из личного опыта. Ребенок впервые идет в детский сад. Начинается новый этап в жизни.
Фотоотчет по развитию художественного творчества детей старшей подготовительной группы. Из личного опыта работы В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия,необходимые для эффективного художественного развития.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Подарок Деда Мороза». (из личного опыта) Тема: «ПОДАРОК ДЕДА МОРОЗА» Рассказы из личного опыта Программное содержание: Учить составлять рассказы из личного опыта связно,.
Доклад на педсовете из личного опыта во второй младшей группе на тему «Нравственное воспитание дошкольников» Доклад «Нравственное воспитание во 2 мл. группе. Формы работы. (из личного опыта)». Младший дошкольный возраст — от двух до четырех лет.
Социально-коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта) Социально — коммуникативное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) Одной из актуальных задач современного.
Конспект НООД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказов из личного опыта «Мой город — Северодвинск» Программное содержание: 1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ из личного опыта о своём городе по словесному плану,.
Источник