Речевые способы педагогического воздействия

Речевые «формулы» общения педагога с детьми
материал на тему

Речевые «формулы» общения педагога с детьми

Скачать:

Вложение Размер
rechevye_formuly_pedagogicheskogo_otsenivaniya.docx 19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые «формулы» общения педагога с детьми

— Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)

— Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?

— Какие молодцы! (Если 100% успех)

— Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные…

— Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!

— У вас хорошо получается!

— Замечательно! Мне нравится ваша реакция…

— Мне понравилось, как вы справились с заданием.

— Я вам благодарна за ваше настроение!

— Сегодня мы с вами сделали очень много…

— Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?

— Многие из вас работали хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?

— Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?

— Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

— Ваш поступок привел меня в восхищение!

— Мне кажется, вы можете сделать лучше.

— Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось)

— Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)

— Я расстроилась из-за вашего поступка…

— Как вы думаете, почему я расстроилась?

— Я не ожидала такого вашего отношения ….

— Я рассчитывала на другой результат…

— Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?

— Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?

— Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!

— На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько»)

— Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили?

— Как вы думаете, почему мы мало сделали?

— Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось…

— Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?

— Ты сегодня герой дня!

— Как ты сегодня смело поступил!

— Ты сегодня был очень отзывчив!

— Ты сегодня совершил мужественный поступок!

— Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!

— Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия)

— Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!

— Ты настоящий: герой, рыцарь, защитник!

— Я тобой горжусь, ты сегодня ….

— Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится….

— Ты настоящий художник (поэт, строитель)!

— Ты очень любознательный!

— Ты настоящий капитан!

— Какой же ты сегодня джентльмен!

— В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?

— Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)

— А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?

— Я огорчена, ведь я знаю что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).

— Мне кажется, твой поступок не очень красив…

— Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)….

— Какая ты у меня умничка!

— Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!

— Твой рассказ меня тронул…

— Я вижу, что ты сегодня (старалась….)

— Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень!

— Как хорошо, что ты помогла своей подруге!

— Настоящая принцесса, красавица, звездочка…

— Какая ты сегодня эмоциональная!

— Ты сама это сделала?

— Ты умница, ты сделала здорово!

— Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!

— Твоя скромность очень украшает тебя!

— Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….

— У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…

— Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого?

— Ты у меня самая лучшая помощница!

— Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?

— Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?

— Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?

— Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые «формулы» педагога при проведении образовательной деятельности с детьми

Один из принципов дошкольного образования в контексте ФГОС ДО, звучит так: «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок стано.

Речевые «формулы» оценивания

информация с сайта ИРО.

Речевые формулы общения с детьми

— Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.)- Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?- Какие молодцы! (Если 100% успех).

Речевые формулы педагогического оценивания

Речевые «формулы» оценивания.

Речевые «формулы» оценивания

Памятка для педагогов: речевые «формулы» оценивания.

«Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

Советы для воспитателейю «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями.

Речевые формулы педагогического оценивания в общении с детьми

Очень важно правильно похвалить детей и не менее важно — правильно сделать замечание (порицание). Для девочек и для мальчикоа замечания и похвала может быть разной.

Источник

Приёмы речевого воздействия в педагогическом дискурсе

Приёмы речевого воздействия в педагогическом дискурсе

Студентка Смоленского государственного университета, Смоленск, Россия

Овладение общеобязательным научным знанием составляет содержательную основу процесса школьного обучения. Этот процесс в значительной степени осуществляется в виде взаимодействия учителя и ученика, протекающего в рамках педагогического дискурса. Основным инструментом управления этим процессом со стороны учителя является речевое воздействие (РВ). В ходе работы мы постараемся выявить, какие приемы и средства РВ применяются учителями при решении задач обучения и воспитания. Это определяет актуальность работы.

Первым этапом нашего исследования является изучение вербального общения учителя с учениками в современной школе. Мы посетили уроки русского языка, литературы, биологии, истории, английского языка и математики, ИВТ в общеобразовательной школе с целью сбора языкового материала. В основу анализа полученного материала была положена классификация приёмов РВ, предложенная [Копнина 2007]. Мы постарались выяснить, в решении каких коммуникативных задач участвуют данные приемы. Рассмотрим это на примере четырёх коммуникативных задач (КЗ) в рамках педагогического дискурса.

КЗ1. Побуждение к действию, к началу работы над полученным заданием

В целях побуждения ученика к выполнению учебной задачи учитель использует следующие приемы: интимизация повествования, положительная мотивация, приём повтора, использование слов с семантическим оттенком вежливости и уважительности, использованием сенсации, прием «блистательной неопределенности». Приведем несколько примеров.

Подача информации с использованием сенсации: Ну и напоследок, самая интересная и сложная задача, так сказать, на десерт. Это сообщение о заданиях, которым придается высокая важность. Предполагается, что такой прием помогает концентрировать и нужное время удерживать всё внимание учеников.

Для концентрации внимания учеников на выполнении работы также используется воздействие с помощью эмоционально окрашенных слов или словосочетаний с положительной оценкой (прием «блистательной неопределенности»): давайте разберем важнейшую формулу, она сложная, но мы ей будем часто пользоваться. Ученики проникаются важностью данной работы и сосредотачиваются на ней.

КЗ2. Использование средств для побуждения к ответу или к выходу к доске

Вызов ученика к доске всегда представляет для учителя определенную сложность, потому что дети, независимо от успеваемости, предпочитают отвечать с места, это объясняется рядом причин: страх, стеснение, неуверенность, нежелание выступать перед аудиторией и т. д. В связи с этим педагог часто использует приём указания на возможность избегания наказания или получения какой-либо выгоды, тем самым он мотивирует учеников к деятельности, стремится снять неуверенность и страх: Кто желает ответить на этот вопрос? Он самый маленький, необъемный.

Еще одним приемом, эффективно пользуемым учителем, является прием придания ответу характера неотложности и незамедлительности: У меня 4 урока! И я делаю вот так ручкой (машет). Таким образом у учеников вызывается желание ответить на уроке, чтобы не осталось задолженностей, которые придётся отрабатывать.

КЗ3. Похвала / порицание за удачный / неудачный ответ

и мотивация к дальнейшей деятельности

Важнейшей задачей учителя является мотивация учеников к учебной деятельности. Приёмы, используемые с этой целью, разнообразны: слова с семантическим оттенком вежливости и уважительности, похвалы и возложение надежд, призыв «быть не хуже других», интимизация повествования и др. Приведём иллюстрации.

Ирония: Ивановой ставлю еще одну пятерку! Даже противно, нормальные дети так не учатся. Педагог стремится побудить учеников к деятельности с помощью легкой иронии, при этом в классе поддерживается положительный эмоциональный фон.

Эффективным является прием возложение надежд: Молодец, совершенно верно, надеюсь, дальнейшие ответы будут не хуже. Во-первых, ученику приятно, что его хвалят, во-вторых, он боится не оправдать ожидания учителя, поэтому в дальнейшем стремится отвечать лучше.

Наряду с часто встречающимися приемами используются и менее употребляемые, но в достаточной степени эффективные: риторический вопрос и отрицательнаямотивация.

КЗ4. Замечание на плохую дисциплину в классе с целью ее исправления

Конфликтные ситуации на уроках возникает часто, что, несомненно, мешает учебному процессу. Мы постарались выяснить, какими приемами речевого воздействия пользуется педагог в таких ситуациях.

Универсальные высказывания: Цирк уехал, клоуны остались. Реакция на данное замечание у ученика может быть различной: в одних случаях он понимает, что его поведение неприемлемо на уроке, в других же, школьник воспринимает речь педагога как шутку и продолжает вести себя неподобающим образом.

Используются прием повтора, риторические восклицания, употребление в речи жаргонных слов и выражений, называние причины, по которой школьники должны восстановить дисциплину на уроке, без прямого призыва к дисциплине.

Выявленные средства и приемы РВ являются важнейшим инструментом профессиональной деятельности педагога. Каждый из этих приемов должен применяться с учётом особенностей ученика и класса, профессиональной и общечеловеческой этики [Щербинина 2004] . Например, приёмы употребления жаргонных слов и выражений или использования универсальных высказываний являются весьма специфическими и неоднозначными. Сегодня репертуар приёмов и средств РВ расширяется за счёт глобальной демократизации, стирания границ между сферами употребления и т. д., но допустимо ли для педагога использовать такие выражения: «Блин, ну кого мне спрашивать?» или «Иванов, ну достал ты меня уже!»? Данные приемы являются примерами нарушениями педагогического такта и в большинстве случаев приводят к отрицательному результату.

Речевое манипулирование. М., 2007.

Речевая агрессия и пути ее преодоления. М., 2004.

Источник

Консультация для педагогов «Методы и приемы педагогического воздействия на речевое развитие детей в ДОУ»

Екатерина Панова
Консультация для педагогов «Методы и приемы педагогического воздействия на речевое развитие детей в ДОУ»

Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методовпо используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится методнаблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методыв детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развитияречи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы оценка повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные)«кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «почему? зачем? чем похожи?» Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими. Педагогу необходимо овладеть методически правильной постановкой вопросов. Они должны быть четкими, целенаправленными, выражать основную мысль. Необходимо правильно определять место логического ударения в вопросе, направлять внимание детей на слово, несущее основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна служить образцом вопросительной интонации, облегчать ребенку ответ. Вопросы используются во всех методах речевого развития детей: разговорах, беседах, дидактических играх, при обучении рассказыванию.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы. Все выше названные словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными.

В реальном педагогическом процессе приемы используются комплексно. Так, в обобщающей беседе могут быть использованы разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, картин, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Воспитатель пользуется разными приемами в зависимости от задачи, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Консультация для педагогов «Методы и приемы поддержания дисциплины в ДОУ» Консультация для педагогов «Методы и приемы поддержания дисциплины в ДОУ. » Воспитатель Горина М. В. Дисциплина – это тренировка ума и характера.

Консультация для педагогов «Методы и приемы здоровьесбережения на музыкальных занятиях в ДОУ». МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Воспитание стремления людей к здоровому образу жизни — одна из главных.

Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС до» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Кроха» «Реализация образовательной области «Речевое развитие».

Консультация для педагогов «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего возраста» Речь в жизни человека — это важнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Консультация для воспитателей «Методы и приемы руководства детским конструированием» Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются различные методы и приемы работы: — наблюдение и.

Логоритмика как нетрадиционный метод воздействия на речевое развитие детей с ОВЗ и детей-инвалидов Работая логопедом в реабилитационном центре для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, встречаюсь с различными отклонениями в речевом развитии у.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Консультация для педагогов «Методы и приемы нетрадиционного рисования» Приложение 12 КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Мы взрослые порой этого счастья не разделяем,.

План по самообразованию по теме «Интерактивные методы и приемы активизации творческой деятельности педагогов ДОУ» Тема: «Интерактивные методы и приемы активизации творческой деятельности педагогов ДОУ» Актуальность. Модернизация системы образования влечет.

Консультация для педагогов «Речевое развитие и социализация дошкольников» Речь-это процесс, который доступен только человеку. Животные не обладают этой функцией. Речь свойственна только человеку, вместе с этим.

Источник

Читайте также:  Способ гнб прокладки кабеля что это
Оцените статью
Разные способы