Речевое общение как способ коммуникации презентация

Презентация на тему: Речевое общение. Основные понятия коммуникации

Речевое общение. Основные понятия коммуникации

На этой лекции мы: получим представление о речевой коммуникации, ее основных законах и принципах узнаем, от чего зависит эффективное речевое общение, и научимся приемам грамотной коммуникации проведем эксперимент, демонстрирующий коммуникативные помехи в речевом общении научимся преодолевать психологические барьеры в общении

Основные понятия коммуникации

Основные понятия коммуникации Речевое общение – процесс установление и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка Речевая деятельность – это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми Речевое событие включает 2 компонента: словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс); условия, обстановку, в которой происходит речевое общение (речевая ситуация) Речевое поведение — использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков

Принципы речевой коммуникации Принцип последовательности: соответствие высказывания и ответной реакции Принцип предпочитаемой структуры отражает особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Согласие выражается без промедления, лаконично и ясно. Несогласие формулируется пространно, оправдывается доводами, отсрочено паузой.

Принципы речевой коммуникации Принцип кооперации: не побеждать аудиторию, а сотрудничать с ней количество (высказывание должно содержать информации не меньше и не больше, чем требуется) качество (истинность: верность действительности; искренность: верность себе) способ (выражайся ясно, избегай непонятных выражений, будь краток) отношение, релевантность (не отклоняйся от темы)

Принцип кооперации К Сократу прибежал человек и говорит: — Слушай, Сократ, должен тебе сказать, что твой друг… — Подожди, подожди, — перебил Сократ. — Просеял ли ты то, что хочешь сказать мне, через три сита? — Какие? — Первое — сито правды: то, что ты хочешь сказать, — это правда? — Не знаю, я так слышал… — Достаточно! А просеял ли ты свои слова через сито доброты? Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, — что-то доброе, созидающее? — Не знаю. Наверное, нет! — Гм, тогда просеем через третье сито: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем пришел? — Нет, необходимости в этом нет! — А значит, — сказал мудрец, — если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставь это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

Нарушение принципа кооперации Испанцы (помехи на заднем фоне): … говорит А-853, пожалуйста, поверните На 15 градусов на юг, во избежание столкновения с нами. Вы движетесь прямо на нас, расстояние 25 морских миль. Американцы (помехи на заднем фоне): . советуем вам повернуть на 15 гра- дусов на север, чтобы избежать столкновения с нами. Испанцы: Ответ отрицательный. Повторяем, поверните на 15 градусов на юг во избежание столкновения. Американцы (другой голос): С вами говорит капитан корабля Соединенных Штатов Америки. Поверните на 15 градусов на север во избежание столкно- вения. Испанцы: Мы не считаем ваше предложение ни возможным, ни адекватным, советуем вам повернуть на 15 градусов на юг, чтобы не врезаться в нас. Американцы (на повышенных тонах): С ВАМИ ГОВОРИТ КАПИТАН РИЧАРД ДЖЕЙМС ХОВАРД, КОМАНДУЮЩИЙ АВИАНОСЦА USS LINCOLN, ВОЕННО-МОР- СКОГО ФЛОТА СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, ВТОРОГО ПО ВЕЛИЧИНЕ ВОЕННОГО КОРАБЛЯ АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА. НАС СОПРОВОЖДАЮТ 2 КРЕЙ- СЕРА, 6 ИСТРЕБИТЕЛЕЙ, 4 ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ КОРАБЛИ ПОДДЕРЖКИ. Я ВАМ НЕ «СОВЕТУЮ», Я «ПРИКАЗЫВАЮ» ИЗМЕНИТЬ ВАШ КУРС НА 15 ГРАДУСОВ НА СЕВЕР. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ МЫ БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ ПРИНЯТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАШЕГО КОРАБЛЯ. ПОЖАЛУЙСТА, НЕМЕДЛЕННО УБЕРИТЕСЬ С НАШЕГО КУРСА.

Нарушение принципа кооперации Испанцы: С вами говорит Хуан Мануэль Салас Алкантара. Нас здесь трое. Меня сопровождают: пес, ужин, 2 бутылки пива и канарейка, которая сейчас спит. Нас поддерживают радио- станция «Cadena Dial de La Coruna» и канал 106 «Экстремальные ситуации в море». Мы не собираемся никуда сворачивать, учитывая, что мы находимся на суше и являемся маяком А-853 пролива Финистерра Галицийского побережья Испании. Мы не имеем ни малейшего понятия, какое место по величине мы за- нимаем среди испанских маяков. Можете принять все меры, какие вы считаете необходимыми и сделать все что угодно для обеспечения безопасности вашего корабля, который разобьется вдребезги о скалы. Поэтому еще раз настоятельно рекомендуем вам сделать наиболее осмысленную вещь: изменить ваш курс на 15 градусов на юг во избежание столкновения. Американцы: Ok, принято, спасибо.

Принципы речевой коммуникации Принцип вежливости максима такта (границы личной сферы) максима великодушия (необременение собеседника) максима одобрения (позитивность в оценке других) максима скромности (неприятие похвал в собственный адрес) максима согласия (отказ от конфликтной ситуации) максима симпатии (благожелательность)

Основные понятия коммуникации Эффективность коммуникации – это степень достижения цели при сохранении коммуникативного равновесия Цели коммуникации: информационная (донести свою информацию до собеседника) предметная (получить, узнать что-либо или изменить что-либо в поведении) коммуникативная (сформировать определенное отношение собеседника)

Эффективность коммуникации Эффективность – это вопрос соотношения затрат и результата Закон экономики: Снижение затрат Повышение эффективности Закон коммуникации: Эффективность прямо зависит от объема потраченных усилий

Читайте также:  Способы разделения смесей сообщение

Коммуникативные помехи Вечный студент В июне 2007 года, спустя 34 года после поступления в Гарвард, Билл Гейтс получит диплом об окончании этого учебного заведения. Руководство одного из самых престижных университетов мира решило выдать оставившему по собственному желанию учебу в 1975 году Гейтсу диплом за особые заслуги. При этом отсутствие высшего образования не помешало основателю Microsoft создать крупнейшую софтверную корпорацию и стать самым богатым чело- веком планеты. В школе Гейтс продемонстрировал не менее выдающиеся достижения в учебе – в девятом классе он вошел в десятку лучших учеников страны по резуль- татам математического тестирования. Год спустя он уже сам преподавал компьютерные навыки и заработал внушительную для тинейджера сумму в 4200 долларов на программе для составления расписания школьных занятий. Гейтс поступил в Гарвард в 1973 году, однако учеба уже не представляла для будущего миллиардера особого интереса – большую часть времени он прово- дил в компьютерных классах. Отсутствие документа о высшем образовании не всегда является сдержи- вающим фактором на пути талантливых людей. Например, до сих пор без высшего образования живет и здравствует глава Apple Стив Джобс (его отчислили из колледжа после первого же семестра). Глава еще одного технологического гиганта, компании Oracle, также вполне неплохо обошелся без диплома. Не окончил Ухтинский индустриальный институт Роман Абрамович, который впоследствии заработал 18,7 миллиарда долларов.

Капитан — адъютанту: “Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в таком случае оставьте людей в казарме.” Адъютант — сержанту: “По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитал на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме.” Сержант — капралу: “По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения на счет этого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день.” Капрал — солдатам: “ Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день.”

Принципы эффективного слушания Даже при внимательном слушании усваивается 60-70 % устной информации Эмпатическое слушание – такой вид слушания, при котором слушающий пытается поставить себя на место говорящего и действовать исходя из представлений о мотивах его чувств. Эффективно, когда удается постичь истинные мотивы говорящего, понять его интересы и чувства Аналитическое слушание – тип слушания, при котором в процессе восприятия речи позиции и интересы говорящего отделяются от его эмоций, личных и коммуникативных харак- теристик, все внимание сосредоточивается на информации, которая критически анализируется с рациональной позиции.

Эффективное слушание Реагируй на слова собеседника: — реакция усвоения информации (так-так, угу, кивки головы) — реакция согласия (вот именно, да-да, несомненно) реакция удивления (Да что вы! Что вы говорите! Подумайте только!) — реакция негодования (Ну знаете! Это уж слишком!) Покажи говорящему, что ты его понимаешь Перефразирование – уточнение сообщения собеседника (Из ваших слов следует, что… Другими словами, вы хотели сказать, что … Как я понял, вы предлагаете…). Резюмирование – краткое изложение сути сказанного Включает перечисление предметов, тем, вопросов, о которых шла речь.

Коммуникативные барьеры языковые (быстрая речь, незнание значений и т.д.) социальные (возрастные, профессиональные и др.различия) ролевые психологические культурные

Ошибки в психологической оценке людей: Эффект упреждения Эффект «ореола» Эффект «проекции»

Приемы эффективной коммуникации Контакт глаз Улыбка Имя собственное Касание, рукопожатие Изменение социальной дистанции Выравнивание по уровню глаз Присоединение к партнеру Комплименты

Как расположить собеседника? произвести благоприятное внешнее впечатление меньше говорить проявлять искренний интерес «укрупнять» собеседника и «снижать» себя при встрече назвать имя человека в первых 10-12 словах беседы

Распознавание языка тела Язык жестов: положение тела выражение глаз изменение цвета кожи дыхание громкость голоса улыбка

Разновидности жестов номинативные указательные риторические эмоциональные игровые магические

Распознавание языка тела Сигналы положительной оценки: руки в сторону собеседника, демонстрация ладоней грудная клетка открыта жесты у своего лица наклон вперед указательные жесты ладонью, а не пальцем

Распознавание языка тела Авторитарные позы: Ноги шире плеч Руки за спиной Взгляд поверх очков

Восприятие голоса Качества голоса: звучность темп высота тембр артикуляция

Встречают по одежке Усиливают коммуникативную позицию: темный цвет высокое качество материала контраст темного и светлого тонов высокий каблук

Психологическая дистанция учитывайте национальные особенности чем ближе к собеседнику, тем меньше вероятность конфликта используйте круглый стол

Источник

Презентация к теме «Виды речевого общения» (часть 1)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речевое общение и его основные единицы

Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Человеческая деятельность на две трети состоит из речевой. Общение для человека — его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Читайте также:  Наиболее простым способом иллюстрации зависимости между двумя величинами является

Проблемы общения исследуют представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Изучаются процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие общение и повышающие его эффективность ит. п. Исследователи выделяют и описывают основные единицы речевого общения — речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие.

Речевая ситуация — это контекст высказывания, то, что помогает его понять. Известно, что высказывание делается в определенном месте в определенное время и имеет определенный набор участников: говорящий и слушающий. Таким образом, составляющие речевой ситуации — это говорящий, слушающий, время и место высказывания.

Речевая ситуация помогает понять смысл сообщения, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категорий времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и др. Она позволяет также правильно толковать высказывание, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. д.

Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения. Например, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо учитывать, что высказывание наряду с прямым смыслом обладает значением, обусловленным речевой ситуацией (прагматическое значение) и т.д. Например, фраза «Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от конкретной ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др. Высказывания, у которых прямое значение расходится с прагматическим, называются косвенными.

Вот примеры косвенных высказываний и их возможных толкований: 1. Мне нездоровится. — Я не хочу с вами разговаривать. — Вызовите поскорее врача. — Я не буду выполнять эту работу. — Оставьте меня впокое. 2. Я приду завтра. — Объявление/утверждение. — Обещание. — Угроза.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказывании становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Основная единица речевого общения — речевое событие. А.К. Михальская в учебном пособии «Основы риторики», речевое событие — это некое законченное целое со своей формой, структурой, границами. Например, школьный урок, родительское собрание, заседание, конференция, разговор в булочной, в метро и т. д. Речевое событие составляют два главных компонента: 1) словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.); 2) условие, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

Первую составляющую речевого события, то есть живую речь, взятую в событийном аспекте, в современной лингвистике называют дискурсом. Дискурс — это речь, «погруженная в жизнь». Дискурс помимо речи включает мимику, жесты, пространственное поведение собеседников. Пространственное поведение — это то, насколько близко собеседники стремятся находиться друг от друга.

Интимная зона (от 15 до 46 см) — наиболее охраняемая зона межличностного общения; проникать в неё разрешается только тем, кто находится в теснейшем эмоциональном контакте. Личная зона (от 46 см до 1,2 м) — зона общения, соблюдаемая собеседниками на вечеринках, официальных приемах, дружеском общении. Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м) — зона, характерная для общения посторонних людей. Общественная зона (более 3,6 м) соблюдается при адресации к большой группе людей.

Вторая составляющая речевого события — это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение. Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «дискурс + речевая ситуация + речевое событие».

Компоненты речевого события: ■ словесная речь и то, что ее сопровождает; ■ речевая ситуация (контекст высказывания). Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной стороны, это говорение, порождение речи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.). Для речевого взаимодействия требуется коллектив (самое меньшее два человека).

В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память. Помимо непосредственных участников — говорящего (S-субъект) и слушающего (А-адресат), обычно меняющихся ролями, необходим предмет речи (то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией; обозначим Б), знание языка (L), или коммуникативного кода, той системы, которая обеспечивает возможность перевода смыслов, значений передаваемой информации в знаки, слова, единицы передаваемого сообщения; само высказывание (V), та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего (S) по поводу того, о чем он говорит (Б) для своего адресата (А) при помощи языка (L), известного им обоим. Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные «участники» диалога.

Эффективность речевой коммуникации В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать только родной язык и хорошо владеть речевой культурой. Собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциональную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия. Основные принципы ведения разговора: ■ принцип последовательности; ■ принцип предпочтительной структуры; ■ принцип кооперации; ■ принцип вежливости

Ученые сформулировали ряд важных организационных, принципов речевой коммуникации. Один из них назван принципом последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции, то есть ожидание реплики соответствующего типа. Если первая реплика — вопрос, то вторая — ответ; приветствие сопровождается приветствием; просьба — принятием или отклонением и т. д. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.

Читайте также:  Способы при изучении тгп

Другой принцип — принцип предпочитаемой структуры — характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами. Как отмечают исследователи, согласие обычно выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие же формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузой.

Например: 1. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. В. Хорошо. 2. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. [пауза] В. Я бы с удовольствием. но знаете, я еще не выполнил предыдущее задание, к тому же я неважно себя чувствую. Пауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами. 3. А. Я прошу вас выполнить эту работу к завтрашнему дню. [пауза] А. И тогда я смогу предоставить вам несколько дней отгула, как вы просили. В. Хорошо. Соблюдение описанного принципа позволяет не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.

Основу речевой коммуникации составляет принцип кооперации, предполагающий готовность партнеров к сотрудничеству. Этот принцип сформулировал Г.П. Грайс: «Твой коммуникативный вклад на каждом шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога». Сформулированы конкретные постулаты, применение которых способствует соблюдению этого принципа. Эти постулаты делятся на четыре категории — количества, качества, отношения и способа.

Категорию количества он связывает с тем объемом информации, который требуется передать: ■ Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется; ■ Твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется. К категории качества Г.П.Грайс относит общий постулат: ■ Старайся, чтобы высказывание было истинным; ■ Не говори того, что считаешь ложным; ■ Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

С категорией отношения, по мнению ученого, связан один единственный постулат релевантности: ■ Не отклоняйся от темы разговора. Категория способа касается не того, что говорится, а того, как говорится: ■ Выражайся ясно; ■ Избегай непонятных выражений; ■ Избегай неоднозначных выражений; ■ Избегай ненужного многословия. Автор подчеркивает целесообразность и полезность соблюдения принципа кооперация и его постулатов для всякого, кто стремится к достижению конечных целей речевого общения (это могут быть передача и получение информации, оказание влияния на других и подчинение себя чьему-либо влиянию и т. п.).

2. Виды и формы общения Выбор оптимальных видов и форм общения с учетом всех особенностей конкретной ситуации – это важный элемент культуры. Как и культура в целом, общение многопланово и многослойно, поэтому виды общения характеризуют его по различным параметрам. Н.И. Формановская выделяет следующие виды общения: По цели: фатическое (т.е. неинформативное) – информативное (нефатическое). По знаковой системе, использованной при общении: вербальное (словесное, т.е. обычно естественный национальный язык) – невербальное (несловесное – жесты, мимика и т. п.).

По форме языка: устное – письменное. По постоянной/переменной коммуникативной роли я-говорящего и ты-слушающего: монологическое – диалогическое. По положению коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени: контактное – дистантное. По наличию/отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: опосредованное — непосредственное. По количеству участников: межличностное – публичное – массовое. По характеру взаимоотношений общающихся и обстановки общения: частное – официальное. По отношению к соблюдению/несоблюдению строгих правил построения и использования готового текста: свободное – стереотипное .и др.

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 95 человек из 44 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 336 человек из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Сейчас обучается 172 человека из 48 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1416278

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью
Разные способы