Речь способ межличностного общения лишенных слуха людей посредством системы жестов

речь жестовая

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Полезное

Смотреть что такое «речь жестовая» в других словарях:

речь жестовая — см. Речь мимико жестикуляторная … Большой медицинский словарь

речь мимико-жестикуляторная — (син. речь жестовая) общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений … Большой медицинский словарь

Речь ми́мико-жестикулято́рная — (син. речь жестовая) общение между людьми, основанное на системе жестов и мимических движений … Медицинская энциклопедия

речь мимико-жестовая — средство общения глухих людей посредством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи.… … Большая психологическая энциклопедия

речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… … Большая психологическая энциклопедия

речь дактильная — (от греч. daktylos палец) речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих… … Большая психологическая энциклопедия

речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Р. п. отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в… … Большая психологическая энциклопедия

РЕЧЬ — форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P.… … Российская педагогическая энциклопедия

Речь — Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики, развитие… … Толковый словарь психиатрических терминов

Речь — форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется … Педагогический терминологический словарь

Источник

Жестовая речь и значение ее использования в общении и образовании глухих.

В современной зарубежной сурдопедагогике продолжают развиваться разные системы обучения глухих детей: от прямых продолжателей «чистого устного метода», не допускающих использование дактильной и жестовой речи, до их обязательного включения в общую систему речевых средств образовательного процесса – «тотальная коммуникация», признание равного статуса жестового и словесного языков в образовании глухих – «билингвистическое обучение»(Г. Л. Зайцева, 2006).

В современной отечественной системе образования глухих детей применяется соотношение устной, письменной, устно-дактильной и жестовой речи, учитывающее особые образовательные потребности разных групп обучающихся данной категории, обеспечения их качественного образования, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации и интеграции в обществе.

При обсуждении вопросов, связанных с использованием жестовой речи в системе образования глухих детей, необходимо учесть, что термин «жестовая речь» весьма условен, так как люди с нарушенным слухом в общении друг с другом используют две разные речевые системы –калькирующую речь и средства национального жестового языка (Г. Л. Зайцева, 2000).

Калькирующая жестовая речь (КЖР) – это система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего; в КЖР жесты выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования соответствует расположению слов в обычном предложении. КЖР не имеет собственной грамматики, она калькирует структуру словесного языка, поэтому является вторичной знаковой системой; КЖР используется в основном в официальной обстановке и формируется у глухих детей по мере овладения ими словесной речью.

Русская жестовая речь (РЖЯ) – это система общения при помощи средств русского жестового языка; РЖЯ – это своеобразная лингвистическая система, обладающая собственной лексикой, грамматикой, разнообразными и специфическими средствами для выражения синтаксических отношений; главной функцией РЖЯ является обслуживание потребностей межличностной (неофициальной) коммуникации людей с нарушениями слуха.

Результаты исследований Г. Л. Зайцевой свидетельствовали о том, что процесс освоения РЖЯ глухими детьми в школьном детском коллективе в процессе межличностной коммуникации с другими обучающимися, имеющими нарушения слуха, осуществляется весьма активно. Они очень быстро догоняют по уровню владения РЖЯ сверстников, владеющих жестовой речью при поступлении в школу: уже в 4-х классах все обучающиеся свободно владеют русской жестовой речью. При этом в дальнейшем РЖЯ на протяжении всей жизни человека с нарушенным слухом может обогащаться новыми жестами, более сложными синтаксическими конструкциями.

Читайте также:  Позитивные способы общения это

Обсуждая овладение глухими обучающимися КЖР, отметим, что уровень владения ею обучающимися прямо зависит от уровня развития словесной речи.

В ходе всего образовательно-коррекционного процесса осуществляется мотивированное речевое общение с глухими детьми (с учетом уровня общего и речевого развития обучающихся),формирование языка как средства общения в различных видах учебной и внеурочной деятельности.В условиях слухоречевой среды устная речь является ведущим способом общения педагогов с обучающимися. В первоначальный период обучения для активизации речевого развития глухих обучающихся и обеспечения наиболее полноценной коммуникации на основе словесной речи используется устно-дактильная форма речи, которая затем, по мере развития устной речи, выполняет вспомогательную роль.

Однако жестовая речь (РЖЯ и КЖР) не исключается из образовательного процесса. Рассмотрим педагогические ситуации, в которых применение жестовой речи является обоснованным.

1. Жестовая речь может весьма активно использоваться в чрезвычайных ситуациях, связанных с опасностью для жизни и/или здоровья детей. При этом, когда ситуация уже не угрожает жизни и/или здоровью обучающихся, педагог обязательно обсуждает случившееся с воспитанниками с использованием словесной речи (в устной, письменной формах, при необходимости при использовании устно-дактильной формы с последующим повторением речевого материала устно) с учетом уровня речевого развития детей; затем обучающиеся побуждаются самостоятельно рассказать о случившемся при использовании словесной речи.

2. На уроках (занятиях) и во внеурочное время, если обучающийся испытывает затруднения в выражении своих мыслей в словесной форме, не может подобрать нужное слово или словосочетание и применяет РЖЯ, педагог должен дать возможность ребенку высказаться с использованием любой из форм речи, а затем дать ему образец словесного высказывания (в устной и/или письменной формах), обязательно попросить обучающегося повторить ответ устно и/или написать его.

3. На уроках и во внеурочное время при затруднении обучающихся в понимании информации даже при использовании учителем (воспитателем) всей совокупности современных образовательных средств, специальных сурдопедагогических методов и приемов обучения, что, необходимо отметить, бывает в единичных случаях, можно передать информацию при использовании жестовой речи, и, если дети поняли ее, следует обязательно повторить в устной или письменной форме и добиться словесных ответов учеников.

4. Во внеурочное время при проведении лекций приглашенными специалистами (врачами, сотрудниками детской комнаты милиции и др.) или известными людьми, а также во время экскурсий (в музеи, на выставки, другие города и др.) с привлечением экскурсоводов предусматривается жестовый перевод. Желательно, чтобы сурдопедагог к нему готовился заранее с учетом особенностей общего и речевого развития обучающихся, их подготовленности к пониманию предлагаемой информации, возможности применения письменных табличек, наглядного дидактического материала, презентации. После проведения мероприятия необходимо его обсудить с обучающимися с использованием словесной речи педагогом и детьми, а также провести специальную работу по усвоению воспитанниками нового речевого материала, необходимо самостоятельное выполнение ими заданий при использовании устной или письменной речи.

5. Часто обсуждается вопрос о целесообразности применения жестовой речи на праздниках и спортивных мероприятиях. Конечно, если на празднике или спортивном мероприятии аудитория большая, жестовый перевод вполне уместен; он используется в условиях предварительного анализа педагогом, выступающим в качестве переводчика, содержания мероприятия, речевого материала, предъявляемого детям, а также возможностей применения компьютерных презентаций с письменными комментариями, доступными воспитанникам.

6. Если проводится праздничное мероприятие, включающее несколько классов (например, начальные классы), аудитория собирается небольшая. Дети, как правило, к празднику подготовлены, понимают смысл происходящего. Поэтому достаточным является использование компьютерной презентации с лаконичным письменным текстом, позволяющим зрителям понять последовательность и содержание выступлений, фамилии выступающих, правила игры и др. Как правило, на таких праздничных мероприятиях используется сочетание устной, письменной, устно-дактильной речи с учетом особенностей обучающихся; жестовая речь используется весьма ограниченно.

В обучении и воспитании глухих детей с легкой умственной отсталостью, получающих образование на основе АООП НОО (вариант 1.3), роль жестовой речи повышается, что обусловлено известными трудностями в овладении ими словесной речью. При этом общие методические рекомендации, связанные прежде всего с обязательным повторением информации, предъявленной с помощью жестовой речи, устно или письменно, сохраняются.

Источник

Семинар-практикум для педагогов «Дактильная и жестовая речь в работе с детьми с нарушением слуха». Часть 2

Лисовская Екатерина Юрьевна
Семинар-практикум для педагогов «Дактильная и жестовая речь в работе с детьми с нарушением слуха». Часть 2

Введение

Жестовый язык – естественный язык, знаковая система, при помощи которой осуществляется межличностное общение глухих.

Жестовый язык представляет собой сложную лингвистическую систему, имеющую свои грамматическую структуру, стиль, определенные правила.

Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами. Именно так на современном этапе возникают концепции интеграции (обучении в общем потоке) и билингвизма (двуязычие, который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый, собственную систему обучения, ставящую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.

Сейчас общество готово воспринимать людей с врожденной глухотой не как «неполноценное», а как «культурное» лингвистическое» меньшинство. Этот факт обусловил возможность создания педагогических систем, ориентированных на воспитание глухого как человека, отличного от слышащего, своеобразного и самоценного.

Читайте также:  Как встать утром способы

Ранее я уже рассказывала о двух системах обучения, в которых одним из основных речевых средств является жестовая речь, это система: «тотальной коммуникации» и система «билингвистического обучение».

Сторонники «тотальной коммуникации» предлагают использовать в обучении все речевые средства: устную речь (воспринимать как зрительно, так и слухо-зрительно, письменную, дактильную и жестовую речь. Жестовая речь должна быть предоставлена в педагогическом процессе различными ее вариантами: естественными жестами, калькирующей жестовой речью, национальным жестовым языком. Однако главную роль отводиться калькирующей жестовой речи.

Стратегия билингвистического обучения предполагает равный статус национального жестового и словесного языка как средств образовательного процесса. Ставя своей целью создание наиболее благоприятной среды для социально-эмоционального развития глухого ребенка, предоставления ему возможностей реализации своих потребностей и способностей, получения полноценного образования, в том числе хорошего знания национального словесного языка, сторонники этой педагогической системы считают такой средой обстановку словесно — жестового двуязычия. Оба языка выступают в качестве полноправных средств в общении между глухими и слышащими учителями, учениками и родителями. Важные факторы педагогической среды словесно-жестового двуязычия: свободное владение учителями обоими контактирующими языками, участие в педагогическом процессе глухих учителей — носителей жестового языка

Этапы овладения жестовой речью неслышащими детьми и ее роль в образовательном процессе.

С чего же начинается усвоение жестового языка у неслышащих детей?

На начальных этапах психического развития жестовая речь возникает на основе экспрессивно-мимических и предметно-действенных средств общения: глухие дети прибегают к естественным жестам в сочетании с выразительной мимикой, так как испытывают потребность в общении, стремятся установить контакты с близкими людьми и выразить свои желания. При этом сначала используются указательные жесты, затем — жесты, имитирующие некоторые действия, отражающие соотношения между предметами, драматизацию событий. Жестовая речь развивается во взаимосвязи с успехами глухих людей в познавательной и практической деятельности. Наглядные представления выражаются жестами, которые совершенствуются, все более точно и обобщенно отражают окружающую ребенка действительность. Для обозначения действия применяется его имитация, например, жестом «резать» изображается процесс резания. Этим способом часто обозначаются не только действия, но и предметы, с помощью которых эти действия совершаются («нож» изображается жестом, соответствующим действию «резать»). Для обозначения качества предмета используется имитация переживания, связанного с этим качеством (например, для обозначения качества «кислый» лицу придается выражение, соответствующее ощущению кислого). Еще один способ жестового обозначения заключается в наглядном описании предмета с помощью рисующего или пластического жеста.

Общение при помощи жестов служит своеобразной тренировкой, в процессе которой накапливается опыт четкого исполнения жестов, формируются навыки их зрительного восприятия. Это способствует сравнительно быстрому усвоению такими детьми русского жестового языка (РЖЯ, который является вспомогательным средством общения в детском коллективе специального учреждения, где они начинают учиться.

Глухой ребенок, у которого родители — люди с недостатками слуха, разговаривающие друг с другом на РЖЯ, овладевает этим языком в процессе общения в семье. В этом случае основные закономерности усвоения жестового языка глухим ребенком и словесного языка слышащим малышом во многом совпадают. Это относится к усвоению фонологической структуры языка, лексики, морфологии, к овладению началами синтаксиса. Усваивая структуру жеста, глухой ребенок вначале умеет исполнять лишь некоторые основные конфигурации. Он использует их в тех жестах, составными компонентами которых эти конфигурации действительно являются. Но малыш пользуется ими и в других жестах, заменяя знакомыми уже конфигурациями более сложные, которые ему пока не удаются. Точно так же ведут себя и маленькие слышащие дети: они заменяют звуки, которым уже научились, звуки, которые еще не умеют произносить (например, вместо «рука» — «вука» или «лука» и т. д.).

Первые жесты и одножестовые высказывания глухого ребенка сходны по составу и семантике с первыми словами и однословными высказываниями слышащего малыша. Вначале жесты глухого ребенка включаются в высказывания в начальной форме, морфологические изменения отсутствуют. Специальные исследования показали, что к школьному возрасту дети из семей глухих, как правило, свободно владеют РЖЯ.

Итак, разговорным жестовым языком глухие дети овладевают в процессе непринужденного, неофициального общения с членами коллектива глухих.

Роль жестовой речи в системе образования на сегодняшний день к сожалению, до конца не изучена. На определение принципов использования жестовой речи, ее роли и места в системе речевых средств педагогического процесса на разных этапах развития глухого ребенка направлены будущие исследования в сурдопедагогике. По мнению А. И. Дьячкова, жестовую речь целесообразно использовать в качестве вспомогательного средства, наряду со словесной речью — основным средством обучения и воспитания глухих. С. А. Зыкова, создателя коммуникационной системы обучения языку, вопросы жестовой речи интересовали, прежде всего, в связи с выявлением ее влияния на процесс овладения глухими словесной речью, на процесс обучения языку слов. С. А. Зыков полагал:

1. В общении глухие, которые только начинают обучаться в школе, используют различные невербальные средства общения: мимику, указательные движения, пантомиму и т. д. Эти средства, применяемые и слышащими, являются сопутствующими формирующейся жестовой речи — основному средству коммуникации глухих. «Необходимость и целесообразность употребления названных сопутствующих средств в педагогическом процессе ни у кого никогда не вызывали сомнений.».

Читайте также:  Метод воспитания это способ профессионального взаимодействия

2. Жестовый язык — своеобразная языковая система со специфическим словарным составом и грамматическим строем. Но структура языка жестов крайне примитивна, это бедный язык. Поэтому жестовый язык не может служить основой для обучения языку слов.

3. Жестовая речь используется глухими школьниками в общении между собой во внеклассное время. В детских коллективах специальных школ имеет место специфическое словесно-жестовое двуязычие. Обучение словесному языку следует организовать таким образом, чтобы стимулировать развитие «чистого двуязычия». При таком типе двуязычия пользование двумя языками осуществляется без перевода с одного на другой. В этих целях формирование словесной речи должно строиться независимо от жестовой речи и представлять собой процесс овладения новой для глухих языковой структурой.

4. В интересах формирования словесной речи и создания в этих целях речевой среды «во всей организованной работе с глухими детьми жестовая речь должна уступить место словесной речи» учеников учащихся.

Общение при помощи жестового языка. Отличие калькирующей жестовой речь от русской жестовой речи.

Глухие в общении друг с другом используют две совершенно различные речевые системы: калькирующую речь и средства национального жестового языка.

Калькирующая жестовая речь – КРЖ – система общения, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего. Глухие собеседники чаще всего произносят слова без голоса. Жесты в КРЖ выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования соответствуют расположению с лов в обычном предложении.

Например. Глухой рассказчик, сообщая собеседнику о расположении мебели в комнате, одновременно произносит устно и использует жестовые высказывания:

устная речь В ближнем левом углу комнаты стоит стул// над стулом торшер.

КРЖ —в- БЛИЗКО ЛЕВЫЙ УГОЛ КОМНАТЫ СТОЯТЬ СТУЛ // НАД СТУЛ ТОРШЕР

Жесты в высказывании КРЖ используются в начальном значении, в РЖК нет собственной грамматики, она калькирует структуру словестного языка (русского, английского, немецкого и т. д., поэтому является вторичной знаковой системой. Именно в этом принципиальное отличие КРЖ от русской жестовой речи, которая устроена совсем иначе.

Русская жестовая речь – РЖК — это система общения при помощи русского жестового языка. Своеобразная лингвистическая система, обладающая собственной лексикой и грамматикой.

Словосочетания «русский жестовый язык» и «русская жестовая речь» используются для названия системы общения глухих живущих в России.

Чем же отличается РЖЯ и КРЖ?

Приведем пример того же высказывания, что было выше.

В высказывании КЖР используются 10 жестов (столько, сколько слов в предложении, но в КРЖ, чтобы донести смысл высказывания, участвую только два жеста, исполняющиеся одновременно двумя руками: жест СТУЛ исполняется левой рукой, а жест ТОРШЕР – правой. Жесты отображают реальное положение торшера и стула, исполняются левее и ближе к рассказчику.

СТУЛ (одновременно)

ТОРШЕР

Устная речь отсутствует т. к. не возможно одновременно произнести два слова.

Стоку выделил три главных компонента из которых состоит (как слово из фонем) каждый жест:

Конфигурация, пространственное положение и движение. Рассмотрим пример на двух жестах: МАТЬ и ОТЕЦ.

Жесты используются правой рукой, все пальцы которой сложены, как при показе дактелемы В (В-конфигурация, около лица; кисть руки при исполнении жеста МАТЬ касается сначала правой щеки, затем левой. Движение руки справа на лева.

При показе жеста ОТЕЦ места исполнение жеста не меняется, конфигурация та же, однако рука подносится с начало ко лбу, затем к подбородку, движение руки снизу вверх.

Компонент конфигурации характеризуется в одноручных жестах положением пальцев и кистей руки, в двуручной – положением пальцев и кистей каждой руки и взаимном расположении обеих рук. При использовании одних жестов конфигурация правой и левой руки одинакова (ПОРЯДОК, УВАЖАТЬ, в других различна (ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОРУЧАТЬ)

В большинстве случаев конфигурация руки совпадает с конфигурацией руки при показе соответствующей буквы дактильного алфавита и дактильного обозначения цифры.

Компонент движение характеризуется местом исполнения жеста (локализацией, направлением, и качеством движения.

МАТЬ – В — конфигурация, одна рука; жест исполняется около лица; справа налево; движение плавное, непрерывное;

РАССКАЗЫВАТЬ – Р — конфигурация; жест исполняется в нейтральном пространстве (перед корпусом говорящего, где естественно и свободно движутся руки); движение от говорящего; большой и средний пальцы совершают щелчкообразное, повторяющиеся движение;

ДИРЕКТОР – П – конфигурация; жест исполняется с правой стороны корпуса; рука касается талии; движение отсутствует;

ОБЯЗАННОСТЬ – двуручный жест; левая рука; В – конфигурация (ладонь обращена вверх и влево); жест исполняется в нейтральном пространстве; движение отсутствует; 1-конфигурация; жест исполняется в нейтральном пространстве; круговое движение, затем движение вверх и сверху вниз, на левую руку.

Перевод слов на КЖЯ

Перевод фраз на КЖЯ

Вспомнить дактильную азбуку.

P.S: Данный семинар является продолжением первой части представленной ниже.

Так же прилагаются презентация к 1 и 2 части семинара.

Источник

Оцените статью
Разные способы