Речь как способ передачи информации
Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е. обе живание процесса коммуникации. Коммуникационный проце можно рассматривать как обмен информацией между людьми, формационный аспект общения, а целью коммуникационного пр цесса считать осознание и понимание передаваемой и получаете информации.
В повседневной практике под информацией обычно понимая сведения, которые представляют определенный интерес для люд и которыми люди обмениваются в процессе общения. Понятие «I формация» трактуется учеными неоднозначно. Так, Н. Винер сал, что информация — это «обозначение содержания, получение из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и: способления к нему наших чувств» (Винер Н. Кибернетика. 1958). Другие представители кибернетического направления ча определяют информацию как меру организации, противополо ную энтропии1. И.Р. Гальперин считает, что информация сник неопределенность, неполноту сообщения какого-либо рода. По? тие информации оказывается тесно связанным с понятиями ак логии (ценность сообщения), психологии (новизна), математ (объем и количество), прагматики (использование информаг семиотики (знаки и символы, посредством которых передается (I формация). Нас будет интересовать использование информациных методов в лингвистическом аспекте коммуникации.
Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определи как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организо ных фактов объективной действительности.
В единице языка — предложении уже давно фигурируют понятия, как «данное» и «новое». Применительно к высказыва «новое» можно интерпретировать как информацию. Каждая ца языка имеет определенное содержание и потенциально нес себе некоторый объем информации. Последний зависит от ве ны, характера и независимости данной единицы. Условно мс принять, что содержание языковой единицы — это совокупи’признаков (основных и производных, ведущих и второстепен постоянных и переменных, закономерно проявляющихся и иных) понятия, выраженного данной единицей. Информативк языковой единицы — это мера содержания данной единицы в конкр реализации.
Не только слово, но и другие единицы языка, перерабатывая содержание в информацию, становятся единицами речи. В фактах языка информация выступает лишь в качестве потенциально возможных реализаций всего содержания единицы, причем при некоторых условиях содержание языковой единицы может быть расширено в связи с особенностями ее реализации в речи.
Информация единицы языка реализуется только в связном контексте.
Источник
Русский язык и культура речи.
36. Речь как средство коммуникации.
Коммуникация – это общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым «атрибутом» в жизни каждого человека.
Существует, например, язык глухонемых, и это тоже средство общения, так как передает информацию, причем может делать это достаточно эмоционально. Даже молчание само по себе может быть средством коммуникации, передавая информацию по эмоциональному накалу или долготе паузы.
Но все же наилучшим средством коммуникации, т. е. передачи информации, является человеческая речь.
Термин «речь» имеет не одно, а три значения. Первое – речь как процесс говорения; второе – речь как продукт говорения, т. е. текст (не важно, письменный или устный); и третье – речь как ораторский жанр.
В первом случае имеется в виду свободное владение механизмом речи, т. е. насколько человек развит интеллектуально, как быстро он может подобрать нужное слово, чистота его речи, отсутствие дефектов произношения. Чаще всего под этим термином подразумевается каждодневная разговорная речь, которой владеет каждый, хорошо или плохо. Главной задачей этого типа речи является цель передать слушателю информацию, и для этого не обязательно обладать особыми ораторскими способностями, как в третьем определении речи, где речь возведена в ранг искусства. В этом случае речь не просто средство коммуникации, хотя тоже несет в себе информацию. Это красивая, поставленная речь, имеющая цель, задачи и тематику. Она рассчитана на определенного слушателя. И если ее и рассматривать как процесс, то более тонкий и психологически рассчитанный. Речи великих ораторов остались в памяти потомков как свидетельства культуры и высокого уровня развития людей, произнесших их. Но еще раз следует подчеркнуть, что эти речи рассчитаны на человеческую психологию, красоту и силу слова.
Второе значение речи, т. е. речь как результат процесса, обращено к выбору и использованию средств языка: фонетических, лексических. Текст несет в себе информацию, но не является средством коммуникации в полном смысле этого слова.
Для нас важнее речь как процесс, какие средства языка употребляются в разговорной речи, чтобы сделать ее информативнее и в то же время эмоциональнее. К таким средствам можно отнести всякого рода просторечия, пословицы и поговорки, которые, с одной стороны, снижают уровень нормативности речи, с другой – обогащают ее. Речь говорящего должна быть достаточно простой и образной, чтобы у слушающего не возникло недопонимания. В разговорной речи часто используется такой лингвистический прием, как переспрос. Обычно он демонстрирует недостаточный уровень владения языком собеседниками.
Участвующим в коммуникации принадлежит своя роль, с которой связаны определенные права и обязанности коммуникантов, возможности и ограничения коммуникативного поведения.
Выделяются основные коммуникативные роли, такие как роли адресанта, адресата и наблюдателя.
Адресант – это говорящий, пишущий производитель текста, который направляет свою речевую деятельность на адресата, тем самым воздействуя на него как на объект речи. Одновременно этот адресат-объект может рассматриваться как второй субъект речевого акта, собеседник в общении. Особенно такие отношения между адресантом и адресатом проявляются в диалоге с присущей ему сменой коммуникативных ролей. Каждый участник разговора может исполнять в диалоге то роль адресанта, то роль адресата, а разворачивающееся знаковое общение отражает позиции, свойства и речевую деятельность обоих. Такие отношения могут проявляться и при письменном общении, и при монологическом построении речи, хотя и выражаются в этих случаях опосредованно.
Основная суть коммуникации – это передача информации. А передавать информацию можно абсолютно разными способами, главное, чтобы собеседники поняли друг друга. Информацию можно передать невербальными средствами общения – жестом, кивком головы, мимикой и т. д.
Для стилистов разговорная речь может быть интересной с исследовательской точки зрения, так как живая речь постоянно меняется, и прослеживать эти изменения очень важно.
Существует и нормативная, или литературная, речь. Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления.
Источник
Функции речи в процессе коммуникации. Виды речевой деятельности
Одним из основных средств коммуникации является речь, речевое общение. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения.К основным функциям относят:
—коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация — представление; изображение, образ), которая является доминирующей;
—апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении;
—экспрессивную (экспрессия — выражение и выразительность).
Система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних, необходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления).
В процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.
Кчастнымотносят: фатическую (обмен формальными формулами, т.е. затрагивающую преимущественно область речевого этикета), метаязыковую (функция толкования, пользование одними и теми же кодами общения), эмотивную, поэтическую, волнующую и т.д.
Словесная структура сообщения зависит от преобладающей функции.
Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Отсюда следует, что для успешного общения необходимо знать основной набор языковых средств, которые используются для выполнения тех или иных речевых функций.
Виды речевой деятельности:
Говорение– это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.
Слушание(или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
Письмо– зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.
Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений.
Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения.
Речь как способ передачи информации.
В повседневной практике под информацией понимаются сведения, которые представляют определенный интерес для людей и которыми обмениваются в процессе общения.
Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определить, как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.
В единицеязыка – предложении фигурируют понятия: «данное» и «новое».
Применительно к высказыванию «новое» можно интерпретировать как информацию.
Информированность единицы языка реализуется только в связном контексте. Комбинаторность единицы языка может обеспечить некоторую долю информации сверх заключенной в содержании этой единицы.
Важнейшей функцией речи является коммуникативная. Коммуникационный процесс можно рассматривать как обмен информацией между людьми, формационный аспект общения, а целью коммуникационного процесса считать осознание и понимание передаваемой и получаете информации.
Информация языковой единицы — это мера содержания данной единицы в конкретной реализации.
Основная модель передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации:
• Источник информации в вербальной коммуникации – говорящий или пишущий субъект (создатель сообщения)
• Канал информации – голосовой аппарат создателя сообщения, письмо, а также технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение, глобальные и локальные компьютерные сети).
Каналы иногда подразделяют на средства массовой коммуникации и медличностные каналы.
• Код в речевом общении – это сама речь.
Выбор кода при передачи вербальной информации, как правило, происходит автаматически. Обычно кодом является родной язык говорящего.
• Помехи и искажения – важный элемент передачи вербальной информации.
Искажения могут быть обусловлены собственно лингвистическими, экстралингвистическими или акустико-произносимыми (графическими в письменной речи) причинами.
Чтобы придать языку помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой д избыточности.
• Избыточностьинформации – полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит для проверки и корректировки наших представлений.
Условия восприятия информации:
Скоростьвосприятия
2. Структурность (чем больше в сообщении, тем оно понятнее)
3. Периодичность (повторение одних и тех же языковых единиц темы на определенном временном пространственном протяжении)
Некоторые факторы реального общения:
1. В реальном общении целью акта коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а вектор воздействия на собеседника.
2. Живая речь подразумевает не однонаправленную передачу информации, а взаимный обмен ею. Последовательность акции и реакции ет акт речевого взаимодействия, диалог.
Выделяют три основных типа результатов коммуникации:
-изменения в знаниях получателя;
-изменение установок получателя, т.е. изменение. отн«ситель устойчивых представлений индивида;
-изменение поведения получателя сообщения.
Под ценностью информации понимают новую информацию, получаемую от языковой формы, т.е. от реализации информативности, содержащейся в самом языковом знаке. Ценность информации снижается в том случае, когда она повторяется после полного декодирования. Так, при восприятии бытовых текстов восприятия автоматизировано до такой степени, что их информативность теряет некоторую долю своей ценности, а в художественных текстах часть процесса декодирования деавтоматизирована и требует более длительного времени для ее декодирования.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1271 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Речь как способ передачи информации. Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е
Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е. обслуживание процесса коммуникации. Коммуникационный процесс это обмен информацией между людьми с помощью знаков, информационный аспект общения, а цель этого процесса — осознание и понимание передаваемой и получателем информации.
Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определить как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.
Каждая единица языка имеет определенное содержание и потенциально несет себе некоторый объем информации, который зависит от величины, характера и независимости данной единицы[vii]. Не только слово, но и другие единицы языка, перерабатывая содержание в информацию, становятся единицами речи. Информация единицы языка реализуется только в связном контексте.
Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Информация средствами языка начинается с экстралингвистических категорий и проходит стадии кодирования, отправления, возможных искажений, получения, декодирования, расширения, понимания, реализации, т.е. действия в соответствии с полученной информацией.
Источником информации в вербальной коммуникации, как правило, выступает говорящий или пишущий субъект (создатель сообщения).
Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, письмо, а также технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение, глобальные и локальные компьютерные сети) и те условия, в которых осуществляется посылка сигналов. Каналы иногда подразделяют на средства массовой коммуникации и межличностные каналы.
Код в случае речевого общения — это сама речь. При этом кодирование определяется как перевод информации из внутримозгового кода в языковые единицы, а декодирование — как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной информации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего как наиболее экономичное, быстрое и эффективное средство передачи сообщения.
Код при речепорождении можно также рассматривать и как средство зашифровки сообщения, т.е. средства сделать декодирование информации невозможным для тех, кто не располагает ключом к коду. В первом случай получатель знает коды и производит декодирование в определенной степени автоматизированно, что характеризует обычный язык. Во втором случае декодирование не может и не должно быть автоматизировано (например, язык художественной литературы, язык некоторых дипломатических сообщений).
Помехи и искажения применительно к речевым каналам распространения информации искажения могут быть обусловлены собственно лингвистическими, экстралингвистическими или акустико-произносительными причинами (графическим обликом сообщения в письменной речи).
Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенностью фразы (мысль в стадии оформления), чрезмерной усложненностью сообщения («заумь»), отсутствие разработанных кодов Для разных типов сообщения (например, запутанный дипломатический документ, поэтическое произведение).
Экстралингвистические помехи и искажения обусловлены, как Правило, запасом знаний получателя сообщения, перегрузкой сообщения незнакомыми сигналами. Там, где привычки и взгляды людей сформированы и приняты за основу, где они составляют систему принципов, настойчивое утверждение новых норм или ценностей может встретить серьезное сопротивление (особенно, если новая информация противоречит уже имеющейся, воспринятой ранее). Защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида, которая приемлема. Человек запоминает совпадающую с его предрасположениями информацию и не воспринимает то, что противоречит его взглядам, убеждениям.
К акустическим (графическим) помехам приводят дефекты речи, нечеткая дикция, невыразительность, слишком высокий и слишком низкий темп речи, неправильное синтагматическое членение, чрезмерная или недостаточная громкость, на письме — неправильная разбивка на абзацы, алогичная связь между членами высказывания.
Чтобы придать языку помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации – это полное или частичное повторение сообщения, которое обычно сопровождает получение новых данных и служит лишь для проверки и корректировки наших представлений. В потоке речи избыточность увеличивает время общения, порой раздражаете, но вместе с тем она помогает уловить главное, оттенить существенное, приглушить второстепенно тем самым дать возможность сконцентрировать внимание на самой информации[viii].
Получатель информации (слушающий, читающий) становится ключевым компонентом рассматриваемой модели на последних этапах передачи вербальной информации. Ради этого компонента и происходит коммуникация. Получателем может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рассредоточенные массовые аудитории. Получатель принимает сигнал и осуществляет процесс декодирования, переводя речевой код во внутреннемыслительный. Далее, как правило, следует обратная связь — реакция получателя на сообщение источника.
Эффект, результат коммуникации зависит от всех ее звеньев и каждая из них играет свою особую роль[ix].
В реальном общении целью акта коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторый планируемый результат воздействия на собеседника. Воздействие может быть явным и весомым (когда отдается приказ или задается вопрос), не оно о осуществляется и в случае, когда реплика содержит просто сообщение.
Выделяют три основных типа результатов коммуникации:
1. изменения в знаниях получателя сообщения;
2. изменение установок получателя;
3. изменение поведения получателя.
Итак, вербальная коммуникация, используя в качестве знаковой системы человеческую речь, осуществляется в форме говорения, слушания, письма и чтения. При этом модель вербальной коммуникации имеет свои особенности, связанные с особенностями канала передачи информации, процессами кодирования и декодирования, спецификой помех и искажений, что влияет на результаты коммуникативного акта.
Источник