занятие «Основные способы общения»
план-конспект урока (3 класс) по теме
- развитие коммуникативных навыков общения.
- ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;
- развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
- развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
- развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
- развитие познавательных и творческих способностей.
- способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
- сформулировать у учащихся интерес к собственной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_osnovnye_sposoby_obshcheniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Основные способы общения”.
- развитие коммуникативных навыков общения.
- ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;
- развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
- развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
- развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
- развитие познавательных и творческих способностей.
- способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
- сформулировать у учащихся интерес к собственной личности.
Мяч, слайдовая презентация, музыка «В гостях у сказки», картинки,
Упражнение «Здравствуй, друг!» посчитались «Солнышко», «Лучик». Разделились на две группы, встав друг против друга.(объединившись в пары).
Далее вместе с воспитателем проговариваем рифмовку, сопровождая слова действиями.
«Здравствуй, друг!» — пожимают друг другу руки.
«Как ты тут?» — кладут руку на плечо партнера.
«Где ты был?» — берут партнера за ухо.
«Я скучал!» — прижимают руку к сердцу.
«Ты пришел?» — разводят руки в стороны.
2. Разминка на установление контакта.
Упражнение “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя. Упражнение повторяется несколько раз.
Вывод: “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.
3. Беседа об общении, видах общения.
-На прошлом занятии мы говорили о том, что мы знаем об общении.
— Кто можем объяснить понятие «общение»? (слайд)
Общение – взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, обмена мнениями. (слайд)
— Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?(ответы)
— Верно, ребята, мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что можно обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.
4. Выполнение задания воспитателя.
— посмотрите, на рисунке зашифрована поговорка, прочитайте ее.
(слайд) Рисунок-задание, поговорка “Язык до Киева доведет».
После выполнения задания детьми проводится фронтальная беседа по вопросам:
— Почему так говорят?
— Как могут общаться люди, не используя слов?
5. Рассказ воспитателя о невербальных средствах общения (мимике, жестах).
6. Упражнение “Лица”.
(слайд) На слайде пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”.
— Ребята, можете определить настроение “масок”. (ответы)
— Как вы определили, на какой картинке, что изображено? (ответы)
7.Вводится определение “мимика”.
(слайд) Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.
8.Упражнение «Царевна Несмеяна»
— Давайте поиграем в Царевну Несмеяну.
— Кто хочет ею быть?
Итак, каждый по очереди будет подходить к Царевне Несмеяне, и стараться ее рассмешить — Царевна Несмеяна старается изо всех не рассмеяться.
Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку или даже смех у Царевны Несмеяны.
— Легко ли рассмешить другого человека?
— Кому это удалось лучше?
— Что он для этого сделал?
Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.
9. – На воспитательном часе, мы говорили об общении без слов, давайте вспомним, какие жесты вы знаете и показать их? (ответы )
Я предлагаю вам совершить путешествие (Звучит музыка песни «мы едем, едем, едем») или песенка – игра «Я персона VIP, VIP»
10. Упражнение “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.
— Легко ли было только с помощью жестов общаться?
— Что больше всего вызывало затруднение?
— Что вы считаете необходимо для общения без слов?
Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.
— Давайте посмотрим и вспомним, какая тема нашего занятия?
— С помощью чего мы можем общаться, над какими средствами общения мы работали?
Значение слова в общении велико. С помощью слова можно обидеть человека, а можно и сделать человеку приятное. Но для того, чтобы наша речь была более выразительной и яркой, мы используем и мимику и жесты. Научиться правильному общению может каждый если захочет, а для этого надо работать над собой.
— Понравилось вам занятие?
— А принесет оно вам пользу?
Коммуникативное упражнение на снятие напряжения «Закончи фразу…»
Все встают в круг. У воспитателя в руках мяч.
— Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что Я (или у меня)…»
Каждый должен принять участие в выполнении задания.
13. Ритуал прощания – встаем в круг, держимся за руки, воспитатель благодарит детей за работу на занятии, путем нажатия рук передаем «Спасибо!» справа налево друг другу.
На этом наше занятие окончено.
социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важную роль играет порядок предъявления упражнений и игр. Последовательность предъявления предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. После каждого вида работы проводился анализ, итог. В занятие включала упражнения и игры с учетом возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Рефлексия занятия — предполагает две оценки детьми занятия: эмоциональную (понравилось — не понравилось), и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы учились, что запомнилось больше всего, вызвало эмоциональный отклик и почему).
Ритуал прощания — смысловое завершение занятия, внешнее отреагирование своего эмоционального состояния в кругу сверстников.
• беседа об общении и средствах;
• игры, упражнения, проигрывание ситуаций с развитием навыков общения;
• игры на развитие мимики и жестов.
Задачей так же является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Занятие включает в себя также:
• двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений, жестов с различной мимикой.
Эти процедуры проводились в различное время, в зависимости от ситуации.
Приветствие и прощание носят ритуальный характер.
Во время занятия дети часто вставали в круг. Круг — это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
Специфика занятий с детьми предполагает массу неожиданностей.
Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость личности ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.
Важно уже в данном возрасте получить уроки общения, способностей находить согласие с самим собой и другими, понимать и принимать других не в связи со своими представлениями, а такими, какие они есть.
Источник
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Тема. Язык и речь.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Закрепление знаний о языке.
- Закрепление знаний о речи.
Глоссарий по теме:
Речь – это то, что произносят, или написано людьми. Речь есть только у человека.
Виды речи: устная, письменная, внутренняя.
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.
Письменная речь – это речь, передавая с помощью письма (букв, слов, высказываний).
Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Язык – это речь, которой владеет человек. Например, родной язык, иностранный язык, русский язык.
Родной язык – это язык, на котором говорит человек, проживающий на территории своей страны Родины.
Иностранный язык – это язык, на котором не говорят люди, проживающие в определенной местности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь.
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.
Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов).
Внутренняя речь — это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Речь − форма общения людей посредством языка.
Язык — средство общения.
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия), или малой Родины (например, Чечня, Татарстан) называется родным языком.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.
Речь и язык нужны человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Прочитайте пословицы. Зачеркните ту, которая лишняя.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Где слова редки, там они вес имеют.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Каков ум, такова и речь.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Подсказка: неверный ответ меняет цвет.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Где слова редки, там они вес имеют.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Каков ум, такова и речь.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Задание. Доброе слово.
Прочитайте. Когда так говорят? Закрасьте правильный ответ.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
- Когда говорит добрый человек, то идёт дождь.
- Любой человек так же нуждается в добрых словах как земля в дожде. Когда дождь пройдет, все расти на земле начинает, так же и от добрых слов, человек расцветает.
- Человек и земля нуждаются в добрых словах, иначе они засохнут.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
- Когда говорит добрый человек, то идёт дождь.
- Любой человек так же нуждается в добрых словах как земля в дожде. Когда дождь пройдет, все расти на земле начинает, так же и от добрых слов, человек расцветает.
- Человек и земля нуждаются в добрых словах, иначе они засохнут.
Источник
Урок «Язык- средство общения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ СОШ №3»
Разработанная модель урока по предмету
на тему : « Язык- главный помощник в общении»
Учитель : Киселева Е.А.
«Язык- главный помощник в общении»
— Формировать способности к построению собственных высказываний о любви к родному языку
-различать устную и письменную формы общения
-Формировать умение самостоятельно применять имеющие знания.
-развивать речь, внимание, интерес к предмету.
-Продолжать работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.
.- воспитывать ценностное отношение к родному языку, как языку своей Родины
Личностные . Соблюдают правила культуры речевого общения; оценивают эмоционально — эстетическое впечатление от восприятия пословиц.
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; ориентироваться в учебнике.
Познавательны е: составление рассказов о том, с кем любят общаться; описание ситуаций, изображенныхна рисунках, с опорой на поставленные вопросы; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково — символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь отвечать на поставленные вопросы, высказывать мнение и доказывать свою точку зрения, слушать друг друга.
Научатся ценностному отношению к русскому языку как родному, как языку своей Родины, различать понятия устного общения (слушаю, говорю) и письменного (читаю, пишу). Осозна́ют цель речевого общения – достижение взаимопонимания. Уточнят представления о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык.
В Оборудование: презентация, учебник « Русский язык » (Макеева, Климанова). ыступление на
Повторяйте за мной.
Я на уроке русского языка.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
— Дома я предложила вам выполнить упражнение 2. — О чем вы общаетесь с родителями?
— Почему он (она) для тебя желанный, любимый собеседник? Он (она) интересно рассказывает? Находит ответы на все вопросы? Может утешить, подбодрить, дать совет?
— Прочитайте пословицу в желтом прямоугольнике на с. 6
— Я просила дома подумать над ее значением. Как вы ее понимаете?
— Что значит уметь слушать друг друга?
— А умеете ли вы слушать друг друга на уроке? Как надо слушать.
— Давайте будем учиться друг друга слушать.
Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.
— Нельзя перебивать друг друга в диалоге, нужно уметь выслушать
говорящего до конца
— Слушать — это не значит просто молчать, когда говорит собеседник, нужно думать над смыслом сказанного, стараться его понять и взглядом и жестом показывать, что вы заинтересованный и внимательный слушатель.
— Не отвлекаться, не мешать посторонними разговорами, дополнять или исправлять ответ говорящего.
Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Вы готовы к этому?
Технология развивающего обучения
Постановка учебной задачи.
С оздание проблемной ситуации
Выполните следующее задание:
öffnen Sie die Notizbuch und heutiges Datum schreiben.
— Почему не приступаете к выполнению задания?
— Почему не понимаете?
— Мы столкнулись с затруднением. Как нужно к нему относиться?
— Тогда затруднение станет нашим помощником. В чем?
— А может кто — нибудь знает, на каком языке я с вами говорила?
— Это немецкий язык. А на каком языке мне нужно было бы говорить, чтобы вы поняли задание?
— Почему именно русский язык нам понятен?
— Тема нашего урока звучит так «Родной язык как средство общения» (написать на доске) — Так о чем же мы будем говорить сегодня на уроке.
Колыбель вам кто качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки кто дарит?
-Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении?
(Качающаяся кроватка для младенца.)
( Деревянная колыбелька, колыбельная песня.)
Технология проблемного обучения
Технология развития критического мышления.
Самоопределение к деятельности
Работа по учебнику
-Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор?
(По заданиям. Коллективно.)
— Слово «колыбель» употребляется в прямом или переносном значении? -Прочитайте следующее сообщение профессора Самоварова на с.31.
-Чем занимаются учёные лингвисты?
-Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы?
(Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей.)
(Будем изучать основные единицы языка: звуки и буквы, слова и предложения.)
Работа по теме урока
(учитель читает стихотворение.)
Весёлые стихи о звуках
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные в песенке звонко поются,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке ребёнка качать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Но не хочется им петь!
С-с-с – змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш — шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.
Р-р-р – моторы тарахтят. В.Берестов
— Из чего состоит устная речь?
— С помощью чего мы передаём звуки на письме?
— Почему в письменной речи могут возникнуть ошибки?
-Почему мы записываем слова не так, как слышим?
Работа по учебнику
-Рассмотрите рисунок Звукограда. На какие группы делятся все звуки?
— На какие группы делятся согласные звуки?
-Найдите в каких домиках живут гласные, парные согласные по звонкости – глухости, парные согласные по твёрдости – мягкости, непарные согласные.
(По заданиям. Самостоятельно.)
-Каких букв нет в Звукограде? Почему? Игра «Отгадай букву»
(Учитель водящему ученику даёт букву (из набора букв) так, чтобы другие её не видели. Дети задают водящему вопросы, называют букву.)
-Послушайте сообщение профессора Самоварова.
-Чему будем учиться?
(По заданиям. Коллективно.)
-Назовите, какими звуками различаются слова в этих парах
— Как обозначена мягкость согласных на письме?
-Найдите слова, в которых все звуки твёрдые.
-Одинаковое ли количество звуков и букв в данных словах?
-Запишите слова, в которых звуков и букв одинаковое количество.
-Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните почему.
-Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните почему.
-Какие знания вам помогли при выполнении этого упражнения?
-Прочитайте, что советует нам Совёнок.
Звуко – буквенный разбор –
И не сложен он, и скор:
Надо нам сперва толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков,
Посчитать – и вся наука.
(Звуки не всегда точно передаются буквами. Звук может быть одним, а буква пишется другая.)
( Колыбель, болото, здравствуй.)
(Существуют правила письменной речи- правила орфографии.)
(Гласные и согласные.)
(Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.)
(Учащиеся составляют рассказ о звуках, используя план упражнения.)
(Букв Е, Ё, Ю, Я так как они обозначают два звука.)
(Правильно передавать звуки буквами)
(Буквами Ю, Ё, Я, И.)
(Учащиеся считают количество звуков и букв в предложенных словах.)
(Земля – 5 зв., праздник – 7 зв., 8 букв)
(Учащиеся работают по памятке, в паре выполняют звуко- буквенный анализ слов упр.40.)
Одолела нас дремота
Шевельнутся не охота.
Ну – ка делайте со мною
Вверх, вниз потянись,
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Продолжение работы по теме урока.
Выполнение заданий в рабочей тетради
-в каких случаях гласные обозначают два звука?
-Какие это буквы?
Игра «У кого правильно?»
(Учитель раздаёт детям распечатки текста.)
Ваня выписал из алфавита буквы, обозначающие согласные звуки. У него получился такой список:
Аня составила свой список по – другому:
А у Лёни получился такой список согласных букв:
-Как составлял список Ваня, Аня, Лёня?
-Чей список правильный?
( Когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных мягкого и твёрдого знаков.)
(У всех список правильный. Ваня выписал буквы, обозначающие согласные звуки, подряд.
Аня разделила буквы по группам: 1) буквы, обозначающие согласные звуки; 2) буквы,
обозначающие согласные звуки, всегда твёрдые; 3) буквы, обозначающие согласные звуки, являющиеся всегда мягкими.
Лёня тоже разделил буквы на три группы, но по- другому:
1)буквы, обозначающие парные согласные звуки: 2) буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, не имеющие пары; 3) буквы, обозначающие глухие согласные звуки, не имеющие пары.)
— Для чего нужно правильно передавать звуки буквами?
-Какие действия надо выполнить, чтобы сделать звуко – буквенный разбор слова?
-Какой этап урока был для вас самым сложным?
звуки не всегда точно передаются буквами. Звук может быть одним, а буква пишется другая.)
( Колыбель, болото, здравствуй.)
(Существуют правила письменной речи- правила орфографии.)
(Гласные и согласные.)
(Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.)
(Учащиеся составляют рассказ о звуках, используя план упражнения.)
Источник