Речь как способ общения с помощью языковых средств 3 класс конспект урока

занятие «Основные способы общения»
план-конспект урока (3 класс) по теме

  • развитие коммуникативных навыков общения.
  • ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;
  • развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
  • развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
  • развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
  • развитие познавательных и творческих способностей.
  • способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
  • сформулировать у учащихся интерес к собственной личности.

Скачать:

Вложение Размер
tema_osnovnye_sposoby_obshcheniya.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Основные способы общения”.

  1. развитие коммуникативных навыков общения.
  1. ознакомление детей с основными способами общения: речь, мимика, жесты;
  2. развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
  3. развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
  4. развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
  5. развитие познавательных и творческих способностей.
  6. способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
  7. сформулировать у учащихся интерес к собственной личности.

Мяч, слайдовая презентация, музыка «В гостях у сказки», картинки,

Упражнение «Здравствуй, друг!» посчитались «Солнышко», «Лучик». Разделились на две группы, встав друг против друга.(объединившись в пары).

Далее вместе с воспитателем проговариваем рифмовку, сопровождая слова действиями.

«Здравствуй, друг!» — пожимают друг другу руки.

«Как ты тут?» — кладут руку на плечо партнера.

«Где ты был?» — берут партнера за ухо.

«Я скучал!» — прижимают руку к сердцу.

«Ты пришел?» — разводят руки в стороны.

2. Разминка на установление контакта.

Упражнение “Давайте познакомимся”. Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его полное имя. Упражнение повторяется несколько раз.

Вывод: “Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же”.

3. Беседа об общении, видах общения.

-На прошлом занятии мы говорили о том, что мы знаем об общении.

— Кто можем объяснить понятие «общение»? (слайд)

Общение – взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, обмена мнениями. (слайд)

— Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?(ответы)

— Верно, ребята, мы с вами часто разговариваем, но часто не задумываемся над тем, как мы говорим, обижает ли это другого человека, а главное, мы совсем не думаем над тем, что можно обидеть человека своим тоном или тем, как мы сидим или стоим.

4. Выполнение задания воспитателя.

— посмотрите, на рисунке зашифрована поговорка, прочитайте ее.

(слайд) Рисунок-задание, поговорка “Язык до Киева доведет».

После выполнения задания детьми проводится фронтальная беседа по вопросам:

— Почему так говорят?

— Как могут общаться люди, не используя слов?

5. Рассказ воспитателя о невербальных средствах общения (мимике, жестах).

6. Упражнение “Лица”.

(слайд) На слайде пиктограммы “веселое лицо”, “грустное лицо”, “хмурое лицо”, “удивленное лицо”, “испуганное лицо”.

— Ребята, можете определить настроение “масок”. (ответы)

— Как вы определили, на какой картинке, что изображено? (ответы)

7.Вводится определение “мимика”.

(слайд) Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

8.Упражнение «Царевна Несмеяна»

— Давайте поиграем в Царевну Несмеяну.

— Кто хочет ею быть?

Итак, каждый по очереди будет подходить к Царевне Несмеяне, и стараться ее рассмешить — Царевна Несмеяна старается изо всех не рассмеяться.

Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать улыбку или даже смех у Царевны Несмеяны.

— Легко ли рассмешить другого человека?

— Кому это удалось лучше?

— Что он для этого сделал?

Вывод: выражение лица играет важную роль в общении. Эмоции “слышны” лучше, чем речь. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции при помощи мимическими средствами – более высокая ступень человеческого общения.

9. – На воспитательном часе, мы говорили об общении без слов, давайте вспомним, какие жесты вы знаете и показать их? (ответы )

Я предлагаю вам совершить путешествие (Звучит музыка песни «мы едем, едем, едем») или песенка – игра «Я персона VIP, VIP»

10. Упражнение “Иностранец”. Вы попали в другую страну, вас не понимают, так как вы не знаете языка. Попробуйте спросить с помощью жестов: “Который час?”, “Как пройти в гостиницу, на море…”.

— Легко ли было только с помощью жестов общаться?

— Что больше всего вызывало затруднение?

— Что вы считаете необходимо для общения без слов?

Вывод: пантомимика – очень информационный способ общения.

— Давайте посмотрим и вспомним, какая тема нашего занятия?

— С помощью чего мы можем общаться, над какими средствами общения мы работали?

Значение слова в общении велико. С помощью слова можно обидеть человека, а можно и сделать человеку приятное. Но для того, чтобы наша речь была более выразительной и яркой, мы используем и мимику и жесты. Научиться правильному общению может каждый если захочет, а для этого надо работать над собой.

— Понравилось вам занятие?

— А принесет оно вам пользу?

Коммуникативное упражнение на снятие напряжения «Закончи фразу…»

Все встают в круг. У воспитателя в руках мяч.

— Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что Я (или у меня)…»

Каждый должен принять участие в выполнении задания.

13. Ритуал прощания – встаем в круг, держимся за руки, воспитатель благодарит детей за работу на занятии, путем нажатия рук передаем «Спасибо!» справа налево друг другу.

На этом наше занятие окончено.

социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важную роль играет порядок предъявления упражнений и игр. Последовательность предъявления предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. После каждого вида работы проводился анализ, итог. В занятие включала упражнения и игры с учетом возрастных и психофизических особенностей воспитанников. Рефлексия занятия — предполагает две оценки детьми занятия: эмоциональную (понравилось — не понравилось), и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы учились, что запомнилось больше всего, вызвало эмоциональный отклик и почему).

Ритуал прощания — смысловое завершение занятия, внешнее отреагирование своего эмоционального состояния в кругу сверстников.

• беседа об общении и средствах;

• игры, упражнения, проигрывание ситуаций с развитием навыков общения;

• игры на развитие мимики и жестов.

Задачей так же является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Занятие включает в себя также:

• двигательные упражнения, включающие одновременное выполнение движений, жестов с различной мимикой.

Эти процедуры проводились в различное время, в зависимости от ситуации.

Приветствие и прощание носят ритуальный характер.

Во время занятия дети часто вставали в круг. Круг — это возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Специфика занятий с детьми предполагает массу неожиданностей.

Обсуждение и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость личности ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия.

Важно уже в данном возрасте получить уроки общения, способностей находить согласие с самим собой и другими, понимать и принимать других не в связи со своими представлениями, а такими, какие они есть.

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Тема. Язык и речь.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Закрепление знаний о языке.
  2. Закрепление знаний о речи.

Глоссарий по теме:

Речь – это то, что произносят, или написано людьми. Речь есть только у человека.

Виды речи: устная, письменная, внутренняя.

Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.

Письменная речь – это речь, передавая с помощью письма (букв, слов, высказываний).

Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».

Язык – это речь, которой владеет человек. Например, родной язык, иностранный язык, русский язык.

Родной язык – это язык, на котором говорит человек, проживающий на территории своей страны Родины.

Иностранный язык – это язык, на котором не говорят люди, проживающие в определенной местности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. – С. 131–143.
  2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  3. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 3 класс. – М.: Просвещение, 2018.

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь.

Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.

Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов).

Внутренняя речь — это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».

Речь − форма общения людей посредством языка.

Язык — средство общения.

Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия), или малой Родины (например, Чечня, Татарстан) называется родным языком.

Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.

Речь и язык нужны человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Прочитайте пословицы. Зачеркните ту, которая лишняя.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Где слова редки, там они вес имеют.

Глупые речи – что пыль на ветру.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Каков ум, такова и речь.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Подсказка: неверный ответ меняет цвет.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Где слова редки, там они вес имеют.

Глупые речи – что пыль на ветру.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Каков ум, такова и речь.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Задание. Доброе слово.

Прочитайте. Когда так говорят? Закрасьте правильный ответ.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

  1. Когда говорит добрый человек, то идёт дождь.
  2. Любой человек так же нуждается в добрых словах как земля в дожде. Когда дождь пройдет, все расти на земле начинает, так же и от добрых слов, человек расцветает.
  3. Человек и земля нуждаются в добрых словах, иначе они засохнут.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

  1. Когда говорит добрый человек, то идёт дождь.
  2. Любой человек так же нуждается в добрых словах как земля в дожде. Когда дождь пройдет, все расти на земле начинает, так же и от добрых слов, человек расцветает.
  3. Человек и земля нуждаются в добрых словах, иначе они засохнут.

Источник

Урок «Язык- средство общения»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ СОШ №3»

Разработанная модель урока по предмету

на тему : « Язык- главный помощник в общении»

Учитель : Киселева Е.А.

«Язык- главный помощник в общении»

Формировать способности к построению собственных высказываний о любви к родному языку

-различать устную и письменную формы общения

-Формировать умение самостоятельно применять имеющие знания.

-развивать речь, внимание, интерес к предмету.

-Продолжать работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.

.- воспитывать ценностное отношение к родному языку, как языку своей Родины

Личностные . Соблюдают правила культуры речевого общения; оценивают эмоционально — эстетическое впечатление от восприятия пословиц.

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; ориентироваться в учебнике.

Познавательны е: составление рассказов о том, с кем любят общаться; описание ситуаций, изображенныхна рисунках, с опорой на поставленные вопросы; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково — символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: уметь отвечать на поставленные вопросы, высказывать мнение и доказывать свою точку зрения, слушать друг друга.

Научатся ценностному отношению к русскому языку как родному, как языку своей Родины, различать понятия устного общения (слушаю, говорю) и письменного (читаю, пишу). Осозна́ют цель речевого общения – достижение взаимопонимания. Уточнят представления о том, что каждый народ использует в общении свой родной язык.

В Оборудование: презентация, учебник « Русский язык » (Макеева, Климанова). ыступление на

Повторяйте за мной.

Я на уроке русского языка.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

— Дома я предложила вам выполнить упражнение 2. — О чем вы общаетесь с родителями?

— Почему он (она) для тебя желанный, любимый собеседник? Он (она) интересно рассказывает? Находит ответы на все вопросы? Может утешить, подбодрить, дать совет?

— Прочитайте пословицу в желтом прямоугольнике на с. 6

— Я просила дома подумать над ее значением. Как вы ее понимаете?

— Что значит уметь слушать друг друга?

— А умеете ли вы слушать друг друга на уроке? Как надо слушать.

— Давайте будем учиться друг друга слушать.

Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.

— Нельзя перебивать друг друга в диалоге, нужно уметь выслушать

говорящего до конца

— Слушать — это не значит просто молчать, когда говорит собеседник, нужно думать над смыслом сказанного, стараться его понять и взглядом и жестом показывать, что вы заинтересованный и внимательный слушатель.

— Не отвлекаться, не мешать посторонними разговорами, дополнять или исправлять ответ говорящего.

Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Вы готовы к этому?

Технология развивающего обучения

Постановка учебной задачи.

С оздание проблемной ситуации

Выполните следующее задание:

öffnen Sie die Notizbuch und heutiges Datum schreiben.

— Почему не приступаете к выполнению задания?

— Почему не понимаете?

— Мы столкнулись с затруднением. Как нужно к нему относиться?

— Тогда затруднение станет нашим помощником. В чем?

— А может кто — нибудь знает, на каком языке я с вами говорила?

— Это немецкий язык. А на каком языке мне нужно было бы говорить, чтобы вы поняли задание?

— Почему именно русский язык нам понятен?

— Тема нашего урока звучит так «Родной язык как средство общения» (написать на доске) — Так о чем же мы будем говорить сегодня на уроке.

Колыбель вам кто качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки кто дарит?

-Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении?

(Качающаяся кроватка для младенца.)

( Деревянная колыбелька, колыбельная песня.)

Технология проблемного обучения

Технология развития критического мышления.

Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику

-Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор?

(По заданиям. Коллективно.)

— Слово «колыбель» употребляется в прямом или переносном значении? -Прочитайте следующее сообщение профессора Самоварова на с.31.

-Чем занимаются учёные лингвисты?

-Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы?

(Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей.)

(Будем изучать основные единицы языка: звуки и буквы, слова и предложения.)

Работа по теме урока

(учитель читает стихотворение.)

Весёлые стихи о звуках

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

Ель, топор, лопата, руки-

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные:

Гласные в песенке звонко поются,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке ребёнка качать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, свистеть,

Но не хочется им петь!

С-с-с – змеиный слышен свист.

Ш-ш-ш — шуршит опавший лист.

Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат.

Р-р-р – моторы тарахтят. В.Берестов

— Из чего состоит устная речь?

— С помощью чего мы передаём звуки на письме?

— Почему в письменной речи могут возникнуть ошибки?

-Почему мы записываем слова не так, как слышим?

Работа по учебнику

-Рассмотрите рисунок Звукограда. На какие группы делятся все звуки?

— На какие группы делятся согласные звуки?

-Найдите в каких домиках живут гласные, парные согласные по звонкости – глухости, парные согласные по твёрдости – мягкости, непарные согласные.

(По заданиям. Самостоятельно.)

-Каких букв нет в Звукограде? Почему? Игра «Отгадай букву»

(Учитель водящему ученику даёт букву (из набора букв) так, чтобы другие её не видели. Дети задают водящему вопросы, называют букву.)

-Послушайте сообщение профессора Самоварова.

-Чему будем учиться?

(По заданиям. Коллективно.)

-Назовите, какими звуками различаются слова в этих парах

— Как обозначена мягкость согласных на письме?

-Найдите слова, в которых все звуки твёрдые.

-Одинаковое ли количество звуков и букв в данных словах?

-Запишите слова, в которых звуков и букв одинаковое количество.

-Запишите слова, в которых звуков больше, чем букв. Объясните почему.

-Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков. Объясните почему.

-Какие знания вам помогли при выполнении этого упражнения?

-Прочитайте, что советует нам Совёнок.

Звуко – буквенный разбор –

И не сложен он, и скор:

Надо нам сперва толково

Разделить на слоги слово

И – труда в том нет почти –

А потом на том же листике

Звукам дать характеристику.

Сколько букв и сколько звуков,

Посчитать – и вся наука.

(Звуки не всегда точно передаются буквами. Звук может быть одним, а буква пишется другая.)

( Колыбель, болото, здравствуй.)

(Существуют правила письменной речи- правила орфографии.)

(Гласные и согласные.)

(Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.)

(Учащиеся составляют рассказ о звуках, используя план упражнения.)

(Букв Е, Ё, Ю, Я так как они обозначают два звука.)

(Правильно передавать звуки буквами)

(Буквами Ю, Ё, Я, И.)

(Учащиеся считают количество звуков и букв в предложенных словах.)

(Земля – 5 зв., праздник – 7 зв., 8 букв)

(Учащиеся работают по памятке, в паре выполняют звуко- буквенный анализ слов упр.40.)

Одолела нас дремота

Шевельнутся не охота.

Ну – ка делайте со мною

Вверх, вниз потянись,

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Продолжение работы по теме урока.

Выполнение заданий в рабочей тетради

-в каких случаях гласные обозначают два звука?

-Какие это буквы?

Игра «У кого правильно?»

(Учитель раздаёт детям распечатки текста.)

Ваня выписал из алфавита буквы, обозначающие согласные звуки. У него получился такой список:

Аня составила свой список по – другому:

А у Лёни получился такой список согласных букв:

-Как составлял список Ваня, Аня, Лёня?

-Чей список правильный?

( Когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных мягкого и твёрдого знаков.)

(У всех список правильный. Ваня выписал буквы, обозначающие согласные звуки, подряд.

Аня разделила буквы по группам: 1) буквы, обозначающие согласные звуки; 2) буквы,

обозначающие согласные звуки, всегда твёрдые; 3) буквы, обозначающие согласные звуки, являющиеся всегда мягкими.

Лёня тоже разделил буквы на три группы, но по- другому:

1)буквы, обозначающие парные согласные звуки: 2) буквы, обозначающие звонкие согласные звуки, не имеющие пары; 3) буквы, обозначающие глухие согласные звуки, не имеющие пары.)

Для чего нужно правильно передавать звуки буквами?

-Какие действия надо выполнить, чтобы сделать звуко – буквенный разбор слова?

-Какой этап урока был для вас самым сложным?

звуки не всегда точно передаются буквами. Звук может быть одним, а буква пишется другая.)

( Колыбель, болото, здравствуй.)

(Существуют правила письменной речи- правила орфографии.)

(Гласные и согласные.)

(Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.)

(Учащиеся составляют рассказ о звуках, используя план упражнения.)

Источник

Читайте также:  24 способа чтобы все изменить
Оцените статью
Разные способы