Речь как способ характеристики героя

Содержание
  1. Как использовать речевые особенности при создании персонажей?
  2. Нешаблонная речь героев
  3. Что делает речь живой?
  4. Эмоциональное состояние и характер
  5. Отклонения от речевых норм
  6. Коллективные отклонения
  7. Индивидуальные отклонения
  8. Речевые вольности
  9. В заключение
  10. Урок-исследование «Речь персонажей как средство их характеристики»
  11. Блокнот писателя Светланы Беловой
  12. Блог о жизни, творчестве и саморазвитии
  13. Речь персонажа в литературе
  14. Какой может быть речь персонажа в литературе?
  15. Заикание
  16. Особенное произношение некоторых звуков
  17. Слова-паразиты, жаргонизмы, сленг
  18. Обратный порядок слов
  19. Частое употребление слов, которые не несут нагрузки
  20. (Зло)употребление поговорок
  21. Иносказание, афористичность, разговор загадками
  22. Профессиональные термины, канцелярит
  23. Устаревшие слова, архаизмы, диалектизмы
  24. Создание собственных слов или разговор на придуманном языке
  25. О себе (о других) во втором или третьем лице
  26. Молчащий/чрезмерно говорливый
  27. Благодарю за ссылку на эту статью!
  28. Речь персонажа в литературе : 16 комментариев
  29. Добавить комментарий Отменить ответ
  30. История о предназначении
  31. Любителям кофе посвящаю

Как использовать речевые особенности при создании персонажей?

Речевые особенности — то, что делает персонажей яркими и запоминающимися. Через монологи и диалоги, то есть, через речевую характеристику, писатель создаёт у читателей определённое впечатление о героях своей книги.

Нешаблонная речь героев

Дело в том, что в реальной жизни все люди говорят по-разному. Постановка речи, стилистика — сугубо индивидуальные черты человека, позволяющие идентифицировать личность с высокой точностью (почти как с помощью дактилоскопии) .

Так почему же персонажи художественных книг должны говорить одинаково? Или странно для лиц их возраста, пола, социального положения, культурного уровня, жизненного опыта, эмоционального состояния?

Однако на страницах современных книг нередко встречаются принцессы, разговаривающие на фене или воры-рецидивисты, предпочитающие высокий стиль общения. Мальчики с девичьей восторженностью описывающие внешность понравившейся им особы, а также девочки-официантки, то и дело пускающиеся в почти философские размышления о политике. А всё потому что авторы не удосужились проработать речь своих персонажей!

Поистине высший пилотаж, когда по характерной речи персонажа можно узнать в диалоге. Когда его фразы полностью соответствуют настроению, ситуации, полу, образованию.

Что делает речь живой?

Речь персонажа выглядит живой, если он, как и реальный человек использует фразеологизмы, канцеляризмы, просторечные выражения, разговорную, книжную, профессиональную лексику. И, разумеется, если его речь отражает эмоциональное состояние.

Эмоциональное состояние и характер

Легко возбудимый человек с холерическим темпераментом будет говорить быстро, часто проглатывая слова, тараторя. Точно так же ведут себя люди при повышенном возбуждении, бьющих через край эмоциях — выражают свои мысли бегло, скомкано.

При волнении, сильном испуге вне зависимости от темперамента человек плохо контролирует речь — фразы короткие, мысли перескакивают с одного на другое.

Флегматичные люди говорят с расстановкой, длинными фразами — всё разжевывают до мельчайших подробностей, поясняют.

Властные люди любят глаголы и повелительное наклонение. Человек с активной жизненной позицией тоже отдаёт предпочтение действию — множеству глаголов.

Люди в романтичном настроении, особенно девушки, изъясняются, используя яркие определения — множественные прилагательные и причастные обороты.

А вот деловым людям, военным не до цветистых оборотов и плетения словесных кружев — их речь отрывиста, максимально понятна собеседнику.

Все мы рождаемся с умением оценивать другого человека по характеру его речи . Точно так же мы даём оценку героям книг, интуитивно оценивая их диалоги и монологи. Поэтому большая ошибка со стороны автора упускать из виду характеристики речи своих персонажей!

Отклонения от речевых норм

Речевая норма — то, как нам рекомендуют писать и говорить в учебниках по русскому языку. На практике так общаются единицы!

Существует два вида речевых отклонений:

1)Коллективные:

диалект;
жаргон;
сленг;
табуированная лексика;
архаизмы;
профессиональная лексика;
просторечие;
арго.

2)Индивидуальные:

ломаная речь;
речевые дефекты;
детская речь;
слова-паразиты;
речевые вольности (например, сокращение слов).

Коллективные отклонения

Диалект, архаизмы и просторечные слова характерны для жителей провинций — отдалённых деревушек, уездных городов. Пример: оный — архаизм, квасок — просторечие, махотка (кувшин, крынка) — диалект.

Используя их в диалогах можно придать фразам колоритности, передать характер простого человека из народа. Здесь главное не переусердствовать, чтобы читатель не запутался в обилии новых для него слов!

Где использовать: в исторических романах (для передачи колорита местности и времени), а также для стилизации официально-делового стиля разных эпох, церковного языка. Причем речь может выглядеть как торжественной, возвышенной, так и сатирической.

Арго, сленг, жаргон, профессиональная и табуированная лексика используется только в отдельных произведениях.

Например, если автор описывает жизнь воров, нищих, бродяг. Или пишет о судьях, адвокатах, инженерах, врачах, других узконаправленных профессионалах, пользующихся своеобразной лексикой. Либо исследует целую социальную группу: молодежь, рабочий класс, интеллигенцию.

Основное правило то же — не усердствовать с использованием таких слов, чтобы не снизить читабельность текста.

Индивидуальные отклонения

Детский язык и речевые дефекты используются везде, где есть персонажи подходящего возраста или герои с ярко выраженным заиканием, картавостью, шепелявостью. Пример: п-привет, шдаствуйте, фефочка, и тому подобное.

Ломаная речь больше характерна для героев, переживших травму или неуверенных в себе персонажей, а также лиц, не избавившихся от детского заикания.

Кстати, люди и в реальной жизни чаще всего говорят сбивчиво, не до конца формулируя мысль, обрывая предложения и фразы. Например: Он. ммм. в общем, как бы это сказать? Шёл и увидел. Её. Да-да, прямо в парке!

Слова-паразиты подходят практически для любого персонажа. Их можно использовать везде, где требуется создать «изюминку» — запоминающуюся особенность речи. Это и междометия (ну, эээ. ммм. ), и отдельные слова (это, ясно, короче, таки), и целые словосочетания или фразы (так сказать, стало быть, вонючий случай, ёшкин кот, интересно чукчи пляшут, и т.п.).

Речевые вольности

Речевые вольности — самый интересный инструмент писателя, позволяющий создать яркого и запоминающегося персонажа.

Речевая вольность характеризуется преднамеренным использованием тех или иных слов, а также их искажением .

Три наиболее частых типа речевых вольностей:

  • жаргонизмы, которые характерны для определённых социальных групп (заключенных, студентов, представителей узких профессий, военных — например, «клава» вместо клавиатура скажет заядлый пользователь компьютера, а «салагой» обзовёт молодого солдата военный с опытом);
  • упрощение слов и изменение суффиксов, которое подходит для любых персонажей (например, герой может сказать «досвидос» вместо до свидания, «девчули» вместо девушки);
  • намеренные речевые ошибки («Сансаныч» вместо Александр Александрович, «ухи» вместо уши, «положь» вместо положи, и так далее). Здесь будет уместно вспомнить магистра Йоду из «Звёздных войн» с его уникальным построением перевёрнутых задом наперёд фраз: «Страх в тебе ощущаю я».

Когда прибегают к речевым вольностям :

если герои шутят и находятся в хорошем настроении;
если они демонстрируют чувство юмора, упражняются в остроумии;
хотят выделиться, быть непохожими на других;
высказываются о чём-то в положительном или отрицательном ключе, но без шаблонов в речи;
привлекают к себе внимание;
выражают мысли в сжатой форме, отказываясь от клише;
обогащают речь;
придают абстрактной мысли большей весомости и основательности;
приглушают или подчеркивают остроту отказа, неприятия чего-либо;
устанавливают непринужденный контакт с окружающими;
создают более лёгкую атмосферу в общении;
стимулируют долгосрочные отношения;
обозначают, что они «свои» при установлении контакта.

В заключение

При проработке героя важно учесть три момента:

1)какие групповые отклонения в речи ему присущи;
2)какие индивидуальные отклонения у него будут;
3)какие речевые вольности и когда именно он допускает в общении.

Алгоритм действий следующий :

  • Установите, к какой социальной, территориальной, политической, религиозной группе относится каждый из персонажей.
  • Определите, какие групповые отклонения в речи характерны для этой группы.
  • Какие индивидуальные особенности речи у каждого героя? Кто из них коверкает слова, говорит с дефектами, использует слова-паразиты, жаргон или сленг?
  • Внесите групповые и индивидуальные отклонения в диалоги и монологи персонажей (но помните, что индивидуальные отклонения необязательны для всех без исключения героев!)
Читайте также:  Защита интеллектуальных прав порядок способы

Источник

Урок-исследование «Речь персонажей как средство их характеристики»

Выбранный для просмотра документ Индивидуальная рабочая карточка.docx

Речь персонажей как средство их характеристики.

Притча «Тройное сито нашей речи»

Зачем говорить это?

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

— Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

— Подожди, — остановил его Учитель, — просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

— Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

— Да нет, я просто слышал…

— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

— Значит, продолжал Учитель, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

— Нет, в этом нет никакой необходимости…

— Итак, заключил Наставник, — в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?

Эпиграф к уроку.

Выберите тот эпиграф (эпиграфы), который, по вашему мнению, наиболее подходит к теме урока. Сделайте запись в тетради.

Пословицы и поговорки, высказывания о речи:

Мал язык, да всем телом владеет!

Лучше не договорить, чем переговорить.

Чем завираться, лучше молча почесаться.

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель).

Каков человек, такова его речь (Сократ).

Правдивая речь проста (Сенека).

Речь — убранство души (Сенека).

Проблемный вопрос: ________________________________________________________________________________________________________________________________.

Типы речевой характеристики.

Совместите типы речевой характеристики с соответствующими определениями.

развёрнутое высказывание персонажа или повествователя.

речь персонажа, обращённая к себе и не произнесённая вслух.

обмен репликами, сообщениями, живой речью двух и более лиц.

(«Услышь голос Божий»)

Как курица лапой

Фельдшер – специалист со средним специальным медицинским образованием.

Дьячок – низший служитель церкви, псаломщик.

Козья ножка – инструмент с крючкообразной рабочей частью и массивной ручкой, применявшийся для удаления зубов и корней зубов.

Юмор – произведения, в которых отражается комическое, смешное в жизни.

Говорящая фамилия — это художественный прием, при котором фамилия (иногда также имя) персонажа передает важнейшую черту его характера.

Речевая характеристика героя – это средство художественного изображения персонажей.

Выбранный для просмотра документ Презентация Речь персонажей как средство их хзарактеристики.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Речь персонажей как средство их характеристики (по рассказу А. П. Чехова «Хирургия») Автор – Новикова А. П. учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкар

Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов появился на свет 29 января 1860 года в Таганроге. Получив профессию врача, он, тем не менее, прославился как драматург и писатель. В 1900 году Чехову было присвоено звание Почетного академика Императорской Академии наук (Изящная словесность).

Притча «Тройное сито нашей речи» Зачем говорить это? Один человек пришел к своему Наставнику и спросил: — Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг? — Подожди, — остановил его Учитель, — просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита. — Три сита? — Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда? — Да нет, я просто слышал… — Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее? — Нет, напротив… — Значит, продолжал Учитель, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать? — Нет, в этом нет никакой необходимости… — Итак, заключил Наставник, — в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?

Эпиграф к уроку. Пословицы и поговорки, высказывания о речи: 1. Мал язык, да всем телом владеет! 2. Лучше не договорить, чем переговорить. 3. Чем завираться, лучше молча почесаться. 4. Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им (Гегель). 5. Каков человек, такова его речь (Сократ). 6. Правдивая речь проста (Сенека). 7. Речь — убранство души (Сенека).

Проблемный вопрос: Можно ли по речи судить о характере героя?

Источник

Блокнот писателя Светланы Беловой

Блог о жизни, творчестве и саморазвитии

Речь персонажа в литературе

Одна из моих хороших знакомых, читая «Письма Деду Морозу», отметила, что у неё нет ощущения, что письма написаны разными людьми. Честно говоря, в процессе работы над книгой думала над речью героев и честно старалась передавать по-разному речь Деда и Светы, но, видимо, сделала это чересчур тонко и не явно. Работая над последующими текстами, не сразу, но пришла к выводу, что действительно — речь персонажей стоит делать разнообразной, и при этом не бояться преувеличений. Поэтому пришла мысль собрать основные варианты разнообразить речь героев.

Какой может быть речь персонажа в литературе?

Примеров и вариантов масса. Изучая тему, наткнулась на любопытный сайт, который в лёгкой и приятной манере доходчиво и с огромным количеством примеров (литературных, кино, играх) показывает действие того или иного способа передать особенность речи героя или персонажа. Там вообще целая энциклопедия (и про то, какие могут быть миры, и какие персонажи, и вообще куча интересного для писателя не только книг, но и сценаристов, и создателей игр), изучать можно бесконечно. Но в этот раз для себя подобрала наиболее интересные языковые особенности, те, которые смогу вставить в тексты или которые дают пищу моему беспокойному уму. 😀

Думаю, не стоит пояснять важность создания особенностей речи для персонажей и героев, поскольку это помогает как охарактеризовать героев, так и сделать их запоминающимися.

образ героя создаётся не только речью, конечно

Итак, собственно к речи.

Заикание

Нередко встречается этот приём, который может показывать на неуверенность героя, а также на его психологические травмы в прошлом. Может использоваться в тотальном формате — когда герой всегда заикается (принц Альберт в фильме «Король говорит»), или в частичном — когда герой начинает заикаться в состоянии стресса или неловкой ситуации. Яркий пример, конечно, Акунинский Эраст Фандорин.

Особенное произношение некоторых звуков

Например, грассирующее, раскатистое «р», неправильное произношение или «проглатывание» некоторых звуков.

Читайте также:  Способы измерения эмоционального интеллекта

Вспомним логопеда из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Февочка, сфафы: «ЫЫба!» Учитывая, что так говорит логопед, это, конечно, характеристика. А в целом, на мой взгляд, такие особенности произношения (не слишком фатальные, конечно) скорее больше для создания запоминающегося образа, а не передачи характера: «Елена Кохановская, стагоста» Так смешно картавит и совсем не стесняется», Михаил Нисенбаум «Теплые вещи».

Слова-паразиты, жаргонизмы, сленг

Применяется для характеристики персонажей, которые не отличаются высокой культурой речи, как правило, мало образованные. А также для указания на определённый социальный слой, на принадлежность к криминальным кругам, молодёжи и иным «группам».

Обратный порядок слов

Наверняка, многие вспомнят мастера Йоду из «Звездных войн». Единственное, что этот вариант не допустим для главного героя или для персонажа, у которого много слов — читать такой текст в большом объёме будет проблематично.

Частое употребление слов, которые не несут нагрузки

Понравилось, как описано это в вышеупомянутой энциклопедии: «Давыдов, факт, главный герой «Поднятой целины» Михаила Шолохова, факт, запомнился манерой в каждое, факт, предложение, вставлять слово «факт», факт!»

Кроме того, лично мне вспоминается Давид Гоцман из сериала «Ликвидация», который любил приговаривать: «Картина маслом».

Кстати говоря, одна моя героиня в только пишущейся книге (третьей, видимо 😀 ) тоже оказалась такой — чисто интуитивно вышло, что применила именно этот способ.

(Зло)употребление поговорок

Когда герой вместо нормальной речи применяет разнообразные поговорки. Впрочем, я бы сюда же отнесла и неустанное цитирование стихов или просто всяческой литературы. Проявляется либо от случая к случаю (бандит Круглый из кинофильма «Брат»), либо постоянно (девушка из «Героя нашего времени», глава «Тамань»: «Что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же? разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поется, там и счастливится». — «А как неравно напоешь себе горе?» — «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко»).

Иносказание, афористичность, разговор загадками

Схожий с предыдущим вариантом, но всё-таки эффект другой. Подходит для эпизодических героев, отличающихся мудростью. Нередко их слова приходится кому-то разгадывать, либо сюжет позже объясняет смысл сказанного ранее. Примером можно назвать мастера Угвэя из «Кунг-Фу Панда» или Акунинскую Наину Телианову из серии романов про Пелагию.

Профессиональные термины, канцелярит

Также указывает на принадлежность персонажа к тому или иному кругу, а также увлечённость профессией. Если часто герой много лет проработал государственным служащим или в юриспруденции, вполне возможно, что и в разговорной речи будет использовать много канцелярщины и разного рода речевых штампов. Однако, для главного героя вряд ли допустимо, потому что тут важно не переборщить — чтобы текст оставался не только читабельным, но и вызывал желание читать дальше. Что с обилием канцелярщины и заумных терминов будет сложно сделать. Хотя лично мне нравится способность Джоди Пиколт создавать героев-учёных, при этом не перегружая текст всякого рода заумными терминами.

Устаревшие слова, архаизмы, диалектизмы

Чаще применяется в речи пожилого поколения, сельских жителей. Можно применять для создания контраста современному жителю мегаполиса, только тогда стоит тщательно продумать обоснованность такого словоупотребления.

Создание собственных слов или разговор на придуманном языке

В фантастических книгах часто можно встретить, как персонажи придумывают несуществующие слова, например, эльфы у Толкиена говорят на «эльфийском». Для героев-волшебников просто необходимое свойство — придумывать заклинания из непонятных, несуществующих слов. Кроме того, создание слов может свидетельствовать о психическом заболевании или ином отклонении персонажа. К этому разделу относится Бармаглот из «Алисы в Стране Чудес»: «Варкалось. Хливкие шорьки. Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове».

О себе (о других) во втором или третьем лице

Или даже о себе во множественном числе. Вариантов много, создаваемое впечатление также меняется. Говоря о короле «Их величество» — допустимо, а вот если «Их, великого ученого, не устраивает…» — это уже ирония, даже с поддёвкой. Также применяется для дистанцирования, отделения персонажа от других. Яркий пример: Голлум из «Властелина колец», который говорит в третьем лице и о себе, и о собеседнике.

Скорее такой приём допустимо использовать для не вполне вменяемых персонажей, либо для «пришельцев». Но интересно, что в реальной жизни в некоторых языках такой вариант речи считается вполне нормальным (стоит это изучить, если действие переносится во Францию, к примеру, или в Японию).

если пишешь о других странах-мирах, как быть с языком — языковых барьеров не существует или необходимо каким-то образом (каким?) пояснить в тексте, почему герои не «из нашего мира» говорят на «нашем языке»?

Молчащий/чрезмерно говорливый

Как характеристика героя может использоваться его молчаливость или разговорчивость. Причём этим приёмом можно знатно играть на протяжении повествования. Потому что он может обретать гиперболизированные черты: тотально немой герой (Герасим из «Муму»), временно лишившийся голоса («Русалочка»), излишняя болтливость в режиме «онлайн» (Осёл из «Шрека») или только в экстренных случаях (опять мультик — «Ух ты, говорящая рыба!», там парень-рыба давил на психику Ээху содержанием и скоростью рассказывания историй).

если герой тотально немой — как тогда он общается (жестами, записками, рисунками, мычанием…)

Конечно, это не все варианты речевой характеристики персонажа. Возможно, со временем дополню эту статью. 😉

Полагаю, материал будет больше полезен начинающим писателям. Но и активные читатели могут тоже в комментариях дополнить этот список, если отмечали в прочитанных книгах каких-то по-особенному разговорчивых (или наоборот молчаливых) персонажей. 😉

Благодарю за ссылку на эту статью!

Речь персонажа в литературе : 16 комментариев

Хорошую работу проделала, Светик! Говорливых тебе персонажей!

Да какая тут работа, Ириш! Просто выбрала с пары сайтов идеи, да своих примеров в паре мест добавила. 😉 Главное, что это мне самой подсказка. 🙂

Интересный разбор речи персонажей. В этом аспекте я о них не задумывалась, больше обращала внимание на особенности речевых оборотов. У каждого человека свой словарный запас и зависит он не только от уровня культуры, но и от местности проживания. Спасибо, Светлана, за интересную статью!

Согласна, Мария. Речевые особенности зависят от многих факторов, а писатель, как особенно наблюдательный человек, должен это подмечать и прописывать. 😉

Это точно Мария подметила. У нас иногда люди из соседних деревень разговаривают совсем по-разному.

На мой взгляд, «частое употребление слов, которые не несут никакой нагрузки» — это те же слова-паразиты.

Что касается сайта — да, там очень много всего. Так много, что не хочется застревать. Иначе некогда писать будет. Тем более, мне показалось или очень неудобно там находить то, что тебе нужно? Как теперь говорят, юзабилити — я бы сказала, что оно не ахти. Так и не поняла, Светочка, где ты там нашла эту информацию. Хотя, сказать по правде, недолго там поболталась.

Но вообще, тема хорошая и подала ты ее удобно для восприятия. Речь — одна из важнейших характеристик персонажа, которая вполне может стать изюминкой в произведении.

Насчет «Морозных писем» — честно сказать, именно на этот момент я не обратила внимания. Там много всего другого было, наверное, что отвлекло. Я почерпнула очень много информации о разных вкусностях и странах.

Читайте также:  Способы выделения эфирных масел

Возможно и это в тот же раздел, согласна, но для речи персонажей это вполне допустимо. Раньше у меня как-то это в голове не умещалось. В смысле, когда читала, как говорят другие персонажи, не цеплялась взглядом за это, а сама боюсь применять в своих текстах. Забывая, что для речи автора — это недопустимо, а для персонажа — более чем. 😀

Сайт тот по типу «википедии» сделан. Честно говоря, я просто внизу по ссылкам бродила. Ну и примерно представляла уже, что именно мне нужно найти. 😉 Была цель, скажем. И, конечно, поскольку там рыться можно бесконечно, сделала статью у себя, подобрав наиболее подходящие для меня варианты. Может, смогу оттолкнуться от них и придумать какой-то свой способ выразить героев — ну в смысле речевую особенность.

Насчет «Морозных писем» — честно сказать, именно на этот момент я не обратила внимания.

Да это ничего, Светочка, будет повод перечитать. Шучу.

На самом деле, для меня это сигнал задуматься — и совсем не зря, ведь по сути я действительно применяю разные выразительные средства очень тонко и «скупо», а между тем читателю многое не понятно остаётся.

А вообще — такие вот замечания от читателей — наглядное доказательство, как по-разному все воспринимают книги и написанные тексты. 😉 Впрочем, никогда не питала иллюзий, что все одинаково понимают написанное. 😉

Все, что есть в жизни, допустимо и для персонажей. Только пользоваться иными приемами надо осторожно, чтобы читателя не раздражать излишне. Даже если это в словах персонажа. Только бояться не надо — лучше пробовать, если, конечно, это оправдано. И если не применяешь, мне кажется, это твоя интуиция дает понять, что в конкретных случаях тебе это и не нужно.

Мне кажется, если мы, читая другие произведения, начинаем слишком за что-то цепляться взглядом, то это скорее минус, а не плюс автору. Вот если есть особенность, но она органична в тексте — тогда другое дело.

И если я чувствую или мне говорят, что что-то осталось непонятным, то ищу причины не в речевых характеристиках — они, думаю, вытекают из того, насколько хорошо мы знаем своих персонажей и насколько четко проработали сюжет. А все остальное, любые выразительные средства, вытекает отсюда.

Конечно, ты права, Светик: каждый по-своему воспринимает произведения. И это здорово: есть надежда, что наши рассказы найдут своих читателей.

Мне кажется, если мы, читая другие произведения, начинаем слишком за что-то цепляться взглядом, то это скорее минус, а не плюс автору.

Не знаю, Светочка, с одной стороны, согласна с тобой. А если посмотреть с другой стороны, вроде как и не совсем. Не могу толком объяснить… 😳

Вот ты меня опять заставила задуматься. Понимаешь, не могу я найти ту тонкую грань между «не бояться применять» и «слушать интуицию», чтобы использовать какие-то приёмы более ярко. Как с тем же конфликтом, будь он неладен. Надо его выпячивать, а у меня всё сглажено, чуть ли не тонкой вуалью подёрнуто, попробуй докопайся до этого самого конфликта…

Н-да, узнаю Весы… 🙂 Не надо конфликт «выпячивать» — надо, чтобы он тоже органично вплетался в повествование. И важно, чтобы он все же был, и лучше не один, в произведении. Именно конфликт тянет за собой сюжет и заставляет героев проявлять себя, показывать с лучших сторон (здесь «лучших» — в плане художественном, а не человеческом).

Мне кажется, что в своих произведениях ты просто не всегда умеешь вычленить, что ли, те же конфликты, которые есть. Ну, да, у «Златы» в первом варианте я тоже их не наблюдаю — но ты и сама заявила, что это всего лишь наброски. Твоя интуиция ведет тебя в верном направлении, на мой взгляд, остается научиться распознавать ее знаки. 🙂

Мне кажется, что в своих произведениях ты просто не всегда умеешь вычленить, что ли, те же конфликты, которые есть.

Хочется думать, что так и есть. Это всё же лучше, чем если я совсем не умею их прописывать. 😀 Хотя учусь, стараюсь сейчас на это особенно обращать внимание. Правда, судя по сборнику, получается так себе… Конфликты вроде бы есть, но они такие… «лёёёёгонькие»…

Ну, да, у «Златы» в первом варианте я тоже их не наблюдаю — но ты и сама заявила, что это всего лишь наброски.

Так она писалась же «с налёту» и по типу «что вижу, то пою», какой там уж конфликт. Это потом там можно вычленить конфликт интересов — мама хочет побыть одна, а сыну нужно играть и, желательно, вместе с мамой. 😀 Но на самом деле я от этого всего пошла вообще в другую сторону, которая из выложенного наброска совсем не очевидно вытекает. Так что… Года через три прочитаем, куда там «Злата» меня вывела. 😀 😀 Будет время подумать и про конфликты, и про странности с речевыми особенностями. 😀

С удовольствием почитала бы твой сборник. Вышлешь? Тогда и расскажу тебе, есть ли там конфликты. 🙂

А через три года готова читать «Злату». А возможно (чувствую так) и раньше. 🙂

Непривычная новая тема. Слишком светлая против прежней — ощущение, чт не в твоем дневнике.

Вышлю, конечно, Светочка. Правда на сей раз печатную книгу не обещаю, только электронную. 😳
Насчёт Златы — не знаю, не ставлю никаких сроков. Особенно сейчас. После периода активных земельно-дачных работ воспарить над собой стало сложно…
Про тему, да, если честно, почти первую попавшуюся взяла. Потом поищу что-то другое. Хотя, может, и оставлю эту. Вроде смотрится ничего так. 😀

А мне всегда импонирует в тексте философия рассуждения, афоризмы, которые хочется запомнить или выдержки из классики. Да порой и народная речь (наша с вами) так отлично гармонирует или наоборот гротеском проявляется. Мастерству, конечно, важно учиться, оттачивать слог и слушать критику 🙂

Мне кажется, главное не то, какие особенности в речи у героев, а то — органично ли, гармонично ли они вплетаются в общий сюжет и описаны автором? Можно же набрать «особенностей» и так криво преподнести, что глаз спотыкаться будет:))) Часто наблюдаю у современных писателей начинающих. Хотят поярче персонажа сделать за счет его речи, а вызывает чувство недоумения, как будто этот стиль ему не родной. Таким образом, прожить вместе с героем надо в его стиле целую жизнь, прочувствовать его язык, и потом описывать — и будет естественно

Согласна, Алиша, всё должно быть гармонично. Именно потому и не «насилую» своих героев — обычно они сами говорят, как говорят. Но для меня важно было «загрузить» в голову информацию об этих вариантах, чтобы потом они всплывали. Во время работы над героями. 😉

Добавить комментарий Отменить ответ


Приветствую вас в личном блоге писателя Светланы Беловой!
Подробнее обо мне здесь.

История о предназначении


Электронная книга также доступна на Ридеро, Амазон и других книготорговых площадках.

Любителям кофе посвящаю


ДОСТУПНА БЕСПЛАТНО
А если уже прочитали, пожалуйста, оцените книгу или напишите рецензию на сайте Лайвлиб

Источник

Оцените статью
Разные способы