Речь это средство общения предмет общения способ общения процесс общения ответить

Речь это средство общения предмет общения способ общения процесс общения ответить

Вы будете перенаправлены на Автор24

Речь как средство общения

Человек является общественным существом, поэтому его деятельность тоже относится к общественной деятельности, а сознание – к общественному сознанию, которое формируется в процессе общения между людьми. Процесс духовного сознательного общения между людьми осуществляется при помощи речи.

Таким образом, речь это не что иное, как общение людей посредством языка.

Язык необходим для того, чтобы говорить и понимать чужую речь, но языком надо уметь пользоваться.

Эти два понятия «речь» и «язык» в психологии принято разделять. Под языком понимается система условных символов, при помощи которых передается сочетание звуков, имеющих определенный смысл и значение. Язык, как продукт общественно-исторического развития, формируется в процессе общения людей.

Человек, в ходе своего развития застает и усваивает уже готовый язык, на котором говорят окружающие. Став носителем данного языка, он становится потенциальным источником его развития и модернизации. Любой язык, являясь достаточно сложным образованием, прежде всего, имеет систему значащих слов, получившую название лексического состава языка. Помимо этого он имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, т.е. грамматику языка и определенный звуковой или фонетический состав. Получается, что язык, являясь системой знаков, обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.

В общей теории речи Рубинштейн выделяет два основных положения:

  1. Речь, слово это не условный знак и значение его не вне его, речь имеет смысловое содержание, которое является обобщенным обозначающим определением своего предмета;
  2. Обозначающее отражение предмета в значении слова процесс не пассивный. Осознавая действительность, человек воздействует на неё и познает предметное значение уже в слове. Слово возникает в общении и служит для общения.

Для передачи информации с помощью речи, необходимо не только подобрать слова с определенным значением, но и конкретизировать их. А поскольку каждое слово есть обобщение, то и речь должна быть сужена до определенного смысла, что можно достичь введением слова в определенный контекст. Например, слово машина обобщает все их виды и в центре внимания стоит сам предмет, а если спросить – кто хозяин машины? – то станет понятно, что в центре внимания будет стоять принадлежность данного предмета, а не он сам.

Речь выражает не только содержание, но и эмоциональное отношение к тому, что человек говорит – это будет эмоционально-выразительная её сторона, которая обуславливается тоном звучания слов. Речь может содержать и смысловой подтекст, а это говорит о том, что она имеет и психологическую сторону. В качестве определенной информационной нагрузки смысловой подтекст используется не везде и в ряде случаев может нести характер скрытого смысла.

Всякий акт речи А.Н. Леонтьев сравнивает с решением своеобразных психологических задач и, считает речевое общение сложным и многосторонним процессом.

Функции речи

Благодаря своим функциям – коммуникативной, сигнификативной, функции выражения и функции побуждения, речь будет не только средством общения, но и формой существования сознания. В каждом слове основным будет являться его значение, его семантическое содержание. Внимание человека обычно сосредоточено на смысловом содержании речи:

  • Коммуникативная функция. Суть её в том, что с помощью слов и словосочетаний человек сообщает людям о каких-либо явлениях действительности и самом себе. Через речь он воспринимает сообщения других. Сообщение будет бессмысленно, если слушатель не понимает обращенной к нему речи, в этом случае она перестает быть для него сообщением;
  • Сигнификативная функция. Она состоит в том, что речь обозначает реальные предметы со своими свойствами, действиями, связями. Каждое слово имеет свое значение. Если человек называет какой-то конкретный предмет, то одновременно обозначается и класс предметов, к которому он относится, например, предмет ель, который относится к ели вообще или дереву вообще;
  • Функция выражения речи. Данная функция проявляется в том, что говорящий выражает свое отношение к сообщению через интонацию голоса – убыстряя или замедляя речь. Например, грусть будет выражаться медленным темпом речи, понижением голоса, длительными паузами, в то время как восторг, негодование, радость, сопровождаются быстрым темпом речи. Выразительность речи, в принципе, непроизвольна, хотя может быть преднамеренной и управляемой;
  • Функция побуждения речи. С помощью интонаций говорящий человек побуждает людей к действию, с помощью отобранных слов и их сочетаний. На слушателей можно воздействовать, используя все формы речевого влияния – просьба, приказ, убеждение, доказательство, внушение и др. В свою очередь, речь оказывает воздействие на происходящие в организме процессы. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово может нанести тяжелые травмы нервной системе, может убить человека или окрылить.
Читайте также:  Найди значение выражений любым способом

Сформировавшись в труде, речь возникла из острой необходимости людей согласовывать трудовые действия, а позже обмениваться мыслями и хранить познавательный опыт для новых поколений.

Речь и мышление

Человеческая речь включается в определенные отношения со всеми психическими процессами, но основным для речи является её отношение к мышлению. Между речью и мышлением существует единство, но, не тождество. Хотя надо сказать, что поведенческая психология пыталась это тождество установить, сведя по существу мышление к речи.

Мысль для бихевиориста, все равно, что «деятельность речевого аппарата», но, это упраздняет не только мышление, но и речь. Речь потому и будет речью, т.к. она имеет осознанное значение. Сами по себе слова, как наглядные образы, еще не составляют речи и уж тем более не составляют речи сами по себе реакции, которые приводили бы к их продуцированию. Движения, которые продуцируют звуки, не относятся к самостоятельным процессам, дающим речь. Весь процесс, связанный с подбором движений, продуцирующих звуки, определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов, поэтому речь является интеллектуальной операцией. Мышление нельзя свести к речи и установить между ними тождество. Но, их также нельзя отрывать друг от друга. В речи человек формулирует мысль, поэтому она нечто большее, чем внешнее орудие мысли. Речь включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление формируется, создавая речевую форму. В речи мышление не только выражается, но и совершается.

Речь и мышление, как форма и содержание между собой имеют сложные и противоречивые соотношения. Структура речи не совпадает со структурой мышления. Речь имеет свою «технику», которая связана с логикой мысли, но, опять же с ней не тождественна.

Отсутствие тождества между мышлением и речью и наличие единства выступают в процессе воспроизведения. Отвлеченные мысли воспроизводятся в словесной форме, которая оказывает иногда положительное, иногда тормозящее влияние на запоминание мысли. Запоминание смыслового содержания мысли не зависит от словесной формы. Память на мысли намного прочнее, чем память на слова. Как показал эксперимент, часто бывает так, что мысль сохраняется, а её словесная форма выпадает и заменяется новой. Обратное тоже бывает – словесная формулировка сохраняется в памяти, а её смысловое содержание выветривается. Получается, что сама по себе речевая словесная форма еще не есть мысль, хотя может её восстановить. Чисто в психологическом плане данные факты подтверждают то положение, что единство мышления и речи не должно истолковываться как их тождество.

Единство мышления и речи конкретно осуществляется в различных формах для разных видов речи.

Источник

Речь это средство общения предмет общения способ общения процесс общения ответить

решите тест 30 вопросов:

1. Язык является:

а) средством общения;

б) предметом речи;

в) способом общения;

г) наукой о языке.

а) процесс общения;

б) лексический запас языка;

в) интонация голоса;

г) мыслительная деятельность.

3. Для того чтобы возникла речь, необходимы:

а) большой запас лексики;

б) умение красиво говорить;

в) потребность сказать;

г) наличие большой аудитории.

4. Двумя основными разновидностями речи являются:

Читайте также:  Как уволить своего начальника 5 проверенных способов

а) диалектная и просторечная;

б) разговорная и книжная;

в) умная и глупая;

г) с одним человеком и двумя.

5. Литературным языком необходимо считать:

а) нормативный, соответствующий установленным правилам;

б) используемый только в официальной обстановке;

в) состоящий из специальных терминов;

г) применяемый в средствах массовой информации.

6. Речевая ошибка предполагает;

а) неправильное образование слова;

б) неточное употребление знаков препинания;

в) нарушение логики повествования или смешение стилей;

г) написание одной буквы вместо другой.

7. Функциональные стили можно разделить на:

а) научный и официально-деловой;

б) публицистический и художественный;

в) разговорный и научный;

г) книжный и разговорный.

8. Книжный и разговорный стили различаются по:

а) целям и средствам их использования;

б) адресату речи;

в) количеству лексических единиц, входящих в состав текста;

г) полезности использования.

9. Лексика представляет собой:

а) грамматическую Оформленность слова;

б) словарный состав языка;

в) связь между значениями слова;

г) систему словообразования.

10. В определенной среде профессиональной деятельности человека используется лексика:

11. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:

12. Диалектные слова — это слова:

а) употребляемые жителями той или иной местности;

б) вышедшие из активного употребления;

в) используемые людьми определенной профессии;

г) имеющие несколько лексических значений.

13. Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, называются:

14. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется:

15. Гласные звуки делятся на:

а) твердые и мягкие;

б) ударные и безударные;

в) звонкие и глухие;

г) парные и непарные.

16. Сильная позиция для согласных звуков:

а) перед гласной;

б) в начале слова;

в) в конце слова;

г) перед согласной.

17. Орфоэпия изучает:

а) соотношение звуков и букв;

б) лексическое значение слова;

в) правила литературного произношения;

18. Значимые части слова — это:

а) приставка, корень, окончание;

б) корень, суффикс, окончание;

в) основа, окончанію;

г) приставка, корень, суффикс.

19. Окончание слова выражает:

а) грамматическое значение слова;

б) общее значение однокоренных слов;

в) лексическое значение слов;

г) морфологические признаки.

20. Образование слов при помощи соединительных гласных происходит при:

а) суффиксальном способе словообразования;

б) бессуффиксном способе словообразования;

г) приставочном способе словообразования.

21. Словари русского языка можно отнести:

а) к справочной литературе;

б) к научно-популярной литературе;

в) к художественной литературе;

г) к публицистике.

22. Основными орфографическими единицами являются:

а) звуки и буквы;

г) слова и предложения.

23. Морфологический, фонетический, традиционный — это способу:

24. Правописание безударных гласных относится к орфограммам:

а) в корне слова;

25. Выбор гласных Е или И в корнях с чередованием зависит от:

б) наличия после корня суффикса -А;

г) других буквосочетаний после корня.

26. Проверить наличие или отсутствие непроизносимых согласных в корне можно:

а) только по словарю;

б) запомнив написание слов;

в) поставив проверяемые согласные в сильной позиции;.

г) подобрав синонимы.

27. Написание букв 3 и € в приставках на согласный зависит от:

а) глухости вши тонкости последующей согласной;

б) ударной или безударной позиции приставки;

в) наличия гласной после приставки;

г) значения приставки.

28. Написание слов президентг привилегия объясняется:

а) исключением их из правил написания;

б) происхождением данных слов от латинского языка;

в) общепринятым правилом написания приставок -пре и -при;

г) значением входящих в их состав приставок.

29. Мягкий разделительный знак пишется:

а) в корне слова перед Е, Ё, Ю, Я, И;

б) в любой части слова;

в) после приставок на согласный;

г) на стыке приставки и корня.

30. В словах шорох, крыжовник, капюшон после шипящих пишется -О, потому что:

а) это соответствует установленному правилу;

Источник

Речь и язык как средство общения

При всей общности понятий речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей психической деятельности.

Читайте также:  Продуктивные способы словообразования это

Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык – это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний. Речевая деятельность – это процесс общения людей посредством языка. Речь – это язык на службе у конкретного человека.

Язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления – общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. Язык – это всегда продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.

Язык – это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли; система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения опыта многих поколений. Новорожденный ребенок застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди. В процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения.

Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К «мертвым» языкам относятся латынь, древнегреческий, древнеславянский, и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено.

Речьсложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речьэто специфически человеческая форма деятельности, использующая средства языка.

Речь тесно связана с мышлением. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрывная связь речи и мышления проявляется в значении слова. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким образом, обобщающее логическое мышление невозможно без речи.

Речь воздействует на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.

Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать о близости пищи, об опасности и т. д. Голосовые реакции животных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.

С усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов. Это породило первые обобщения и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и познания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий – высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.

Большое значение имеет смысловая сторона речи, она находит выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.

Источник

Оцените статью
Разные способы