Речь это способ выражения мысли

Разновидности речи по форме выражения мысли

Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования.

Соответственно выделяют и формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, а в свою очередь внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной.

1)Внутренняя речь выделяется как самостоятельный специфический способ формирования и формулирования мысли. Внутренняя речь характеризуется тем, что процесс оформления мысли осуществляется без ее выражения, устного или письменного.

Л.С.Выготский писал, что основными особенностями внутренней речи являются ее предикативность, свернутость, сокращенность и грамматическую аморфность.

После того, как мысль в предикативном и свернутом виде оформилась во внутренней речи, наступает этап ее кодирования, то есть речевого оформления.

Процесс кодирования речевого сообщения начинается с общей схемы высказывания, затем переходит к поиску отдельных лексем, при котором существенную опору играет опора на все синтагматические средства (порядок слов, флексии, использование связок и др.).

Внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной. В свою очередь устная речь может быть разделена на диалогическую и монологическую речь.

Речевое общение осуществляется во времени и пространстве. устная форма речи определяется временем, письменная речь — пространством. Пространство статично, значит, письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во времени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.

Устная речь создается в момент говорения. Устная речь – это импровизация. Она создается на ход, в процессе акта коммуникации, поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность.

Устная речь – это речь говоримая, она предполагает словесную импровизацию.

Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения. В зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. Весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя. Она не предполагает ни знание адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.

Монолог и диалог

Монологический текст – это устная или письменная речь одного лица. В основе речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации ® получение информации. Монологический текст представляет собой линейную цепочку предложений.

Диалогический текст представляет собой цепочку предложений, которая образуется чередованием высказываний двух или нескольких участников речевого акта, каждый участник выступает в процессе речевого акта, то в роли говорящего, то в роли слушающего. В основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул « реакция), допускающие различные координации.

Диалог и монолог имеют и свои специфические черты.

1) Диалог – генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения («Я и собеседник»). В его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них. Он состоит из взаимосвязанных реплик собеседников.

Диалогическое общение представляет собой не один какой-то вид речевой деятельности его участников, а речевой акт (обмен информацией), в котором говорение и слушание – неразрывно связанные виды речевой деятельности.

2) Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.).

3)Монолог – речь, обращенная к самому себе или другим (речь от первого лица), в отличие от диалога не рассчитанная на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.

Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции. Невербальные средства общения (мимика, жесты) в монологе используются ограниченно.

В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» — предметов, последний — с миром понятий, суждений.

Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим образом:

Описание = признак 1 + признак 2 + признак 3 .

Цель описания — создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление — значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.

С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом. Схематично повествование можно представить следующим образом:

Повествование = событие1 + событие2 событие3..

Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью.

Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:

Читайте также:  Сонапакс таблетки способ применения

Рассуждение = вопрос (тезис) — суждение 1- суждение 2 — суждение 3.

Таким образом, к функциональным типам речи, обусловливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относят описание, повествование и рассуждение. Описание — это словесное изображение какого-либо явления действительности посредством перечисления его характерных признаков. Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Рассуждение есть словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Речь язык как средство выражения психики человека

Речь (язык) как средство выражения психики человека

Язык (речь) дана Человеку прежде всего для того, чтобы выражать свои мысли, чтобы прокомментировать свои действия, свою жизнь (рассказать о них, сделать выводы)… Поэтому человек должен уметь правильно и хорошо выражать свои мысли… В первую очередь человек должен уметь хорошо и правильно выражать свои мысли (мышление) с помощью речи (языка), а уже во вторую очередь – правильно и хорошо строить свою речь…
Существуют разные уровни языка (речи) человека (по моему мнению):
1) разговорный уровень языка (бедный в своем словаре, в наборе разных слов, содержит мало слов, их краткие формы) – этим уровнем владеет большинство людей;
2) литературный уровень языка (богатый в словаре, содержит много разных слов, частей речи) – этим уровнем владеет немного людей, только те, кто образован (много учился), культурен, начитан (читал много книг, литературы в целом);
3) научный уровень языка (содержит слова, не использующиеся многими людьми) – этим уровнем владеют люди определенных научных специальностей, ученые люди в определенных сферах науки… Этим научным уровнем языка оформляются научные исследования в виде научных статей, тезисов, монографий, книг… Иногда из этих научных форм пополняются разные способы выражения мыслей (мышления) (создаются новые паттерны или образцы, модели мышления) человека, новые формы речи (языка)…
Задача научных сотрудников и преподавателей (доцентов, профессоров) в учреждениях высшего образования – адаптировать (приспосабливать, делать доступным) для обучающихся (студентов) информацию современных научных исследований (то есть составлять учебники, учебные пособия), опираясь на научные современные книги, статьи в журналах, информацию на сайтах в интернете (в компьютере). И научные статьи, книги тоже нужно писать, доступно излагая свои оригинальные научные мысли. Та же задача у учителей, школ, техникумов, училищ – новую научную информацию на основе прежней школьникам (ученикам) давать (преподавать, знакомить) в форме урока, занятия, учебников, учебных пособий для учебных предметов. Причем изложение учебной и научной информации по разным научным направлениям (специальностям), сферам науки в учебниках, книгах, на занятиях должна соответствовать определенным принципам: доступности, наглядности, последовательности от простого к сложному, от известного к неизвестному, логичности, доказательности и простоты изложения, индивидуального подхода для определенного возраста обучающихся, степени их развития (то есть нужно учитывать уровни развития, обучения – у бакалавров более простое, чем у магистров, у студентов сложнее учебный материал, чем у школьников). Только при этих условиях научная и учебная информация будут хорошо восприниматься, запоминаться.
Кстати, обучаясь учащимся надо опираться на мысли, труды не только современных ученых людей (мыслителей, философов), но и древних умных людей и талантливых людей прежних лет, столетий. Выдающиеся гениальные мысли, работы прежних людей могут быть даже важнее современных (настоящих) и нужно опираться на них при обучении, при научных исследованиях, при создании книг, статей. И это знают все.
Речь (язык) человека образует целую культуру в социуме. Речь (язык) человека при этом можно считать одной из форм культурной реализации. Культурной реализацией (песнями или пением, написанием книг, танцами, рисованием картин, преподаванием знаний, приготовлением пищи, научными исследованиями, управлением техникой и т. д.) можно делать отдачи энергии (угнетения, страдания) – когда это всё делать тяжело, трудно; и культурной реализацией можно делать получение энергии (удовольствия, радость, открытия, творчество). И лучше бы, конечно, чтобы человек при культурной реализации получал бы энергию, чтобы эта реализация, деятельность человека давалась бы ему как получение (компенсация) на какие-либо отдачи (затраты) энергии в результате страданий, угнетений. И нежелательно, чтобы культурная реализация человека была бы отдачей энергии, поскольку такая реализация может привести к разрушениям, нарушениям.
Все книги писателей-классиков (которые жили ранее в 18-19 веках), конечно, интересны в плане правильного написания предложений и текста в целом, то есть они устанавливают определенную норму русского языка, которой все стремятся соответствовать при написании своих книг, статей, при выявлении речи (в первую очередь, в сфере массовой информации журналистами). Поэтому в целях передачи норм русского языка эти произведения авторов-классиков дают детям при обучении в школе в качестве учебного предмета литературы – пусть люди читают и учатся правильно говорить, писать, правильно выражать свои мысли. То есть эти книги выступают носителями человеческой культуры, которую надо хранить и осторожно развивать. А вот что касается содержания всех этих произведений писателей-классиков, то тут спорный вопрос – нужна ли такая жизнь современным людям, которая описывается в этих произведениях (книгах)? Больше нет, чем да. Но, конечно, можно обсудить и ту жизнь, и тех героев с их противоречиями в этих произведениях писателей-классиков. Только вот уже жизнь современного человека изменилась, стала другой. Мы можем рассматривать многие книги как историю человека (типа «а как раньше жили люди»), но не как образец, не как способ нормальной жизни (поэтому у детей надо развивать критическое мышление при чтении книг). Сейчас много книг, идущих на смену произведений классиков, сейчас развивается новая норма русского языка. Но и книги писателей-классиков также можно изучать, ведь для их написания, создания авторы отдали много энергии (угнетения, страданий), что дает им право на существование в социуме человека. Да, что сделано с отдачами энергии, то и будет, даже если форма и содержание этого кажется странным, не совсем подходящим. И, в конце концов, каждому человеку самому определять, что ему брать в голову (в мозг, в память) – какие произведения, какие примеры из жизни ему выбирать, даже если обучение в школе, институте будут навязывать ему своё. Так оно и было всегда.
Наверно, реализуются (поют, пишут книги, рисуют картины, играют роли в театре и так далее) только те, которые сделали отдачу энергии страданиями, угнетениями или в результате душевных (психических) переживаний. Человек, который пережил какие-то душевные (психические) страдания, начинает творить, проявлять себя, свою психику (может быть, это как компенсация на ту боль, которая была). Наверно, поэтому социальная и психическая реализация человека связана с униженными, истощенными в своих силах людьми, которые или сочиняют, поют песни, или пишут книги, или талантливо проявляют себя в какой-либо социальной нише (роли) – учитель, повар, шофер, врач и так далее. Да, культура человека складывается из культуры тех людей, которые сделали духовную (психическую) реализацию, вклад в ту нематериальную сферу (культуру), которая существует наравне и параллельно биологической (материальной, физической) сфере человека. Нематериальная психическая сфера (культура) человека появилась в результате перехода в нее энергии из материальной физической (биологической) сферы человека путем истощения, страданий, угнетений последней.
Вот с информацией, которую производит человек деятельностью своей психики, ума, разума, сознания в социуме (которая образует информационное поле социума и человечества в целом), так же происходит, как и с песнями птиц. Информация нематериальна и параллельна социуму (обществу) человека, и развивается (существует, эволюционирует) по тем же законам, что и материальные, биологические организмы, но намного быстрее (например, за 100 лет 20 века информация человека очень сильно развилась, претерпела изменения, поправки, в то время как эволюция материального организма может приобретать новые формы, нормы на протяжении тысяч-миллион лет). Информация так же включает в себя разные линии эволюции (например, разные отрасли, сферы науки, искусства, культуры в целом), каждая из которых развивается во времени, переходя из прежней формы, нормы в новую форму, норму, так же пересекаясь с другими ветвями информации и создавая ее новые, комбинированные эволюционные ветви). Это еще раз доказывает, что нематериальное по отношению к материальному движется, развивается, существует быстрее (имеет более быстрое время жизни, более быстрый ход событий). Так же это подходит и для разных уровней Природы, на которых время (скорость существования, развития) различается – для мелких организмов объектов, сущностей (для микромира) время идет быстрее, чем для крупных организмов, объектов, сущностей (макромира). Тоже интересный парадокс. + Для бактерий прошло 1000 лет, а для человека эти тысячи «бактериальных» лет окажутся минутой. Но это все знают. Возможно, такое различие во времени между разными уровнями существования для того, чтобы организмы, системы, существа выходили из конкуренции при взаимодействии друг с другом, чтобы не уничтожили друг друга? Например, предки будут более крупные по размеру, чем потомки, и предки будут иметь более медленное время существования, чем потомки – может быть, для того, чтобы предки не навредили потомкам, не подавили бы их, дали бы им возможность жить со своим оригинальным взглядом на мир.
Иммануил Кант (немецкий философ) говорил о «внутренней нравственности человека», которая всегда подсказывает, как жить. Но я думаю, что гены в мозге у человека уже выработаны так, что он живет по-человечески даже не осознавая этого, следуя так называемому «внутреннему зову», соответствующего определенной норме жизни человека, но не «внутренняя нравственность» это, как называл Кант. Кант жил давно и рассуждал более примитивно, чем рассуждает сейчас современная наука (при этом Кант мне тоже нравится как философ, просто я на него смотрю критически). Существует норма жизни человека, и тот, кто рождается в ней, непроизвольно выполняет все те действия, мысли, которые характерны для этой нормы благодаря генам (в ДНК хромосом клеток организма) и социальным традициям, которые представляют все окружающие особи (люди). Многих философов и их мысли называют талантливыми, выдающимися, гениальными. Но известно, если так назвать что-либо, то это не будет уже таким. Да, древние философы мыслили, но по-своему, индивидуально излагая свои мысли, не всегда точно описывающие истину. Да, что назвали талантливым и гениальным, что возвысили, то не будет уже талантливым, гениальным и высоким. Часто остаются незамеченные труды. Поэтому к любой философии, к реализации любого человека (каким бы талантливым он ни был) нужно относиться с критикой (но не грубо критиковать, не осуждать, а просто сопоставлять одни работы с другими, стремиться к истине при их обобщении, обсуждении). Нельзя полностью доверяться чьим-либо мыслям, действиям, словам, нужно поставить их мысленно перед собой и посмотреть на них со стороны – насколько они влияют, насколько они правильны, важны. Конечно, талантливых людей надо поддерживать, а не подавлять, даже если они по-своему индивидуально выявляют мысли, действия – вдруг они пригодятся (эти мысли, действия).
Недавно я прочитала статью про ложь человека. Человек может говорить неправду, он может врать, обманывать других, в первую очередь, для того, чтобы удовлетворить, утвердить, возвысить себя, свою личность унижением других (делать из них дураков, глупыми, неумными обманом, говоря неправду). После обман, ложь нужны злым существам для того, чтобы направить людей, человека на неправильный путь развития, жизни, чтобы быстрее им умереть, терпеть бедствия, плохое из-за этого (что они не на правильном пути, что они живут не по правильным истинным законам Природы) – то есть обман выступает фактором конкуренции среди злых людей, у которых идет постоянное соревнование: кто дольше проживет, а кто быстро умрет и покинет социум; кто окажется униженным обманутым дураком, а кто высокопоставленным умным гением. А, может быть, если человек не понравился другому, то он его обманывает специально (дает ему неправильную информацию), чтобы тот не влиял на него, чтобы он не сделал бы то, что привело его к успеху, к повышению в его энергии. Ложь, обман – еще тот древний метод хитрой жизни древних человекообразных обезьян, который сохранился и выявляется в настоящее время так же. Кстати, свойство обманывать у человека превратилось в такое положительное качество психики как сочинять сказки, рассказы, фантазировать, на основе чего сейчас развивается театр и кино (искусство). Что же, принципы неправды могут как унижать, так и развлекать. Что я пишу – самое элементарное, что все знают. Нормальным в обществе считается то, что доказано наукой и что можно разумно предполагать на основе этих научных фактов. Всё остальное – излишняя фантазия.
Недавно разговаривала с аспирантом по филологической специальности, в письме она написала мне «возможно я не прийду на совещание». И я подумала, «прийду» – правильно говорить? Может быть, «приду»? Но в текстовой программе Microsoft Word «прийду» подчеркивается красным (значит, неправильно), а «приду» не подчеркивается и дает много синонимов. Вот он русский язык – кто как может, тот так и разговаривает. Может быть, скоро эти два варианта будут правильные – «прийду» («прийти») и приду («придти»). Кстати, посмотрела слово «прийти» – правильное слово (Microsoft Word дает синонимы). А правда того остается, которая в результате оказывается истиной (вот ради этого мы и живем – чтобы наши правды оказывались близки к истине, чтобы мы могли творить, жить, но близко к ИСТИНЕ, которую определяет Бог).
Конечно же, грамотность, умение правильно говорить и писать формируется с детства благодаря родителям и взрослым окружающим людям, особенно важную роль в этом играет школа. Школа дает общее образование по разным научным направлениям, более того, она формирует основное общее человеческое научное мировоззрение детей. Только надо хорошо учиться в школе, стараться получать хорошие оценки за свои ответы на уроках – и тогда результат образования будет очень хорошим (можно стать вполне грамотным эрудированным человеком, на основе чего можно получить в дальнейшем хорошее высшее или профессиональное образование и стать замечательным специалистом в какой-либо сфере социума). + Да, Человека Разумного и отделяет от животных то, что он научился жить ДУХОВНО, а не только ФИЗИЧЕСКИ (как другие животные).
Каждый человек способен разговаривать (выявлять мышление с помощью речи) по-своему, с индивидуальными особенностями. Истина. У каждого она своя. Каждый стремится к истине, живя, биологически и социально реализуясь. Наверно, истина – это то, что способствует благополучному, нормальному сосуществованию человека с окружающей средой и с самим собой. Истина – это нормальные разумные умеренные отдачи (угнетения, страдания) и получения (удовольствия, приобретения) энергии. Но это не резкие спады и возвышения в жизни, что противоестественно (против законов Природы) и дает быстрое уничтожение сущности, чего нужно опасаться. Нужно угнетаться и умирать постепенно, с течением времени, а не быстро и резко – это и будет истиной как на уровне атомов и бактерий, так и на уровне организма, планеты, Космоса.
Человек Разумный живет на планете уже 40000 лет (по данным современной науки)! Конечно, в течение этого времени появлялись и развивались разные народы с их разными культурами, отличающимися способами мышления, языками (речью). Интересно, что на Канарских островах представители одного из древних народов общаются не речью, а свистами (данные из интернета). Да, оказывается речь (слова, предложения) человека – лишь один из вариантов коммуникации. И развитая, длинная речь является ли признаком совершенства (ума, таланта), которая сейчас признается у человека как великий дар? Вряд ли. Мы тоже исчезнем, и вместе с нами исчезнет непонятная культура.
Да, эволюция культуры, психики, сознания происходит из-за того, что каждый прибавляет свое индивидуальное в установленную традицию… Каждый индивидуально мыслит, что-либо делает, говорит с индивидуальными особенностями, поэтому пополняет культуру, норму сознания, психики новыми индивидуальными элементами. Но почему тогда культура, сознание, психика так стабильны в своем существовании (не изменяются на протяжении тысяч лет существования Человека)? Оказывается, не все могут укоренять (закреплять) свои индивидуальные новшества (идеи), а только те, кто пострадал за них (кто сделал большую отдачу энергии угнетением, страданиями в процессе жизни). И таких «выдающихся» людей (сущностей) не так уж много в истории (жизни) Человека. Да, культура, сознание, психика нематериальны, но всё же они могут влиять на то, что является материальным (могут направлять его в определенное русло существования). Поэтому Природа (Бог) тщательно отбирает индивидуальные новшества (достойных личностей или сущностей) для культурных традиций (для определенной нормы сознания, психики), чтобы эти индивидуальные особенности кого-либо или чего-либо не навредили.

Читайте также:  Есть способ быстро испортить зрение

Источник

Оцените статью
Разные способы