Речь как главное средство общения
Коммуникация вербального характера — это способ общения с применением определенного языка и речи, которые в своей основе содержат специальные элементы. Речь считается универсальным способом коммуникации, ведь она позволяет передать важную информацию без потери смысла. К числу вербальных средств общения относят не только устную речь, но еще и письменную.
Устная речь
В данном случае все слова, направленные в сторону собеседника, озвучиваются. Для этого применяются системы не только фонетического, но еще и просодического выражения. Такой вид речи предполагает использование процесса говорения. Основной характеристикой устной речи считается наличие импровизации словесного характера. Кроме того, могут присутствовать и некоторые определенные языковые особенности.
Преимуществом устной речи считается то, что есть возможность выбрать любой подходящий вариант лексики, применять достаточно простые и понятные приложения, добавлять повторы, не заканчивать свою мысль или быстро перескакивать с темы на тему.
Письменная речь
Основным отличием письменной речи является то, что каждое слово должно находить графическое закрепление. Такую речь можно тщательно заранее обдумать, подобрать каждое слово, и если возникнет необходимость, то уже написанный текст можно легко исправить. Подобный тип характеризуется некоторыми языковыми особенностями. Письменная речь преимущественно применяет книжную лексику, могут использоваться достаточно сложные предложения, редко применяются разного рода неязыковые компоненты.
Письменная речь направляется тем людям, которые отсутствуют рядом. Человек, как правило, не видит своего собеседника и может только представлять его в воображении. Кроме того, на письменную речь никак не влияет то, как ее воспринимает адресат, и какие при этом у него возникают эмоции. В свою очередь устная речь в обязательном порядке предполагает наличие другого человека, который будет не только слушать, но еще и говорить, чтобы поддерживать диалог.
Человек во время разговора должен задумываться над тем, что он говорит. Ведь после того как он скажет фразу, изменить ее уже не получится. Научиться правильно строить коммуникации поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».
Источник
Речь как способ передачи информации
Виды речевой деятельности и их особенности.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
План
1. Речь как средство коммуникации: понятие, функции и структура.
1. Речь как средство коммуникации: понятие, функции и структура.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы, опосредующей информационное взаимодействие и общение, человеческую речь, естественный звуковой язык[vi]. Речь является самым универсальным и важным средством коммуникации. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. К тому же при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации участниками коммуникативного процесса. Рассмотрим подробнее некоторые из этих вопросов.
Понятие (термин) «речь» используется в нескольких значениях.
1. Речь как особый вид человеческой деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной и т.д.) и вместе с тем составляет компонент всех других видов деятельности.
2. Речь как разновидность общения при помощи языка, которая происходит в звуковой, письменной либо иной форме Она характеризуется набором определенных лексических и грамматических средств и определяется условиями и целями коммуникации, в зависимости от которых выделяется деловая, официальная речь, поэтическая речь, профессиональная речь и др.
3. Виды синтаксического построения высказывания (косвенная прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).
4. Речь как результат речевой деятельности – текст, статья, сообщение, доклад и т.п.
Речь – это внешнее проявление языка. Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение.
Речь — это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т. д. Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для общения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.
Функции речи (языка).
Каждое высказывание выполняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привлечение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций.
К основным функциям относят:
· коммуникативную или репрезентативную (репрезентация — представление; изображение, образ), которая является доминирующей;
· апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении (Андрей! Иди сюда!);
· экспрессивную (экспрессия — выражение и выразительность).
Среди частных функций выделяют:
· фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е. затрагивающую преимуществен область речевого этикета (Добрый день. Рад вас видетъ. – Взаимно. Как ваши дела?);
· метаязыковую, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код (Вы понимаете, что я имею в виду? Уточните, что вы понимаете под словом счастье?).
Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.
При этом вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениям заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции.
Таким образом, система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних необходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления). Ее составными и подчиненными частями являются функции экспрессии и апелляции. Фактически функция репрезентации невозможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
1. Значение и смысл слов, фраз. Играет роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хрипучий). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размерная манера речи.
3. Выразительность качества голоса: характерные специфические звуки, возникающии при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи. Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, интонации – 38% — неречевое взаимодействие – 53%.
Источник
Речь как средство общения между людьми
материал по развитию речи по теме
Информация для родителей о речи , ее видах, в консультацию включены задания на внимание,на развитие памяти, мышления. Также предложен тест для родителей «Поиск ошибок в речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
речь как средство общения между людьми.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь как средство общения между людьми
Речь — сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют три основные функции речи:
1) Речь — это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;
2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;
3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.
Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Но все-таки внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.
Общечеловеческая функция (использование письменной речи и чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.
Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции различаются функции сообщения и побуждения, указания (индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь письменная и устная. Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
Речь автономная детская. Один из ранних этапов развития речи ребенка, переходный к овладению речью взрослых. По своей форме «слова» данной речи являются результатом искажения детьми слов взрослых или их частями, повторенными дважды. Например, «коко» вместо «молоко», «кика» вместо «киска» и пр.
Характерными особенностями являются:
1) ситуативность, влекущая за собой неустойчивость значений слов, их неопределенность и многозначность;
2) своеобразный способ «обобщения», основанный на субъективных чувственных впечатлениях, а не на объективных признаках или функциях предмета (например, одним словом «кика» могут обозначаться все мягкие и пушистые вещи — шуба, волосы, плюшевый мишка, кошка);
3) отсутствие флексий и синтаксических отношений между словами. Автономная детская речь может принимать более или менее развернутые формы и сохраняться продолжительное время. Это нежелательное явление задерживает не только формирование речи (всех ее сторон), но и умственное развитие в целом. Специальная речевая работа с детьми, правильная речь окружающих взрослых, исключающая «подстраивание» под несовершенную речь ребенка, служат средством профилактики и коррекции автономной детской речи. Особенно развитые и затяжные формы автономная детская речь может принимать у близнецов или в замкнутых детских группах. В этих случаях рекомендуется временное разъединение детей.
Речь внутренняя. Беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления про себя. Является производной формой внешней (звуковой) речи. В наиболее отчетливой форме эта речь представлена при решении различных задач в уме, при мысленном планировании, запоминании и пр. Посредством ее происходит логическая переработка полученного опыта, его осознание и понимание, дается самоинструкция при выполнении произвольных действий, осуществляются самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.
Внутренняя речь является важным и универсальным механизмом умственной деятельности человека. По своему генезису возникает из эгоцентрической речи — разговора дошкольника с самим собой вслух во время игры или других занятий. Постепенно этот разговор обеззвучивается, синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим, с преобладанием глагольных форм. На пороге школьного возраста эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю — речь для себя и про себя.
Речь эгоцентрическая. Состоит в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какой-либо деятельностью, сопровождает свои действия речью вне зависимости от присутствия собеседника.
Развитие речи проходит три этапа.
1. Довербальный — приходится на первый год жизни. В этот период в ходе довербального общения с окружающими складываются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить. Но складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих — предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения с взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
3. Совершенствование речи как ведущего средства общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Но лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они усваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для стоящих перед ними коммуникативных задач.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам — из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь — развернутая и грамматически оформленная.
Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи — как устной, так и письменной.
С появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств. Поэтому задержка речи влечет за собой и отставание в развитии психики ребенка. Замедленное развитие речи может быть вызвано разными причинами, установить которые помогут врач или логопед. Однако чаще всего это результат недостаточного внимания взрослых к этому вопросу или неумелого воспитания.
Задания на внимание.
— Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
— Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
— Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту — от самого маленького до самого высокого.
— Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.
— Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.
— Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра — еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.
— Сколько ступенек на лестнице?
— Сколько окон в комнате?
— Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок — поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка — поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му-у»).
Задания на развитие памяти
- Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном порядке. (По материалам И. В. Вачкова.)
- Упражнение на развитие эмоциональной памяти. Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, чаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников. (По материалам И. В. Вачкова).
- Упражнение на развитие слуховой памяти. Пусть кто-то из родителей назовет 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. (По материалам И. В. Вачкова).
- Упражнение на развитие словесной памяти. Пусть кто-нибудь из родителей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Например, слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
(По материалам И. В. Вачкова).
Мышление ребенка связано с его знаниями. Поэтому в ходе обучения важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.
Доктор психологии И. В. Вачков предлагает дошкольникам такие упражнения:
1. Для развития анализа, синтеза и классификации.
«Пусть мама или папа положат перед ребенком 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Он должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч — нет».
2. Для развития анализа и синтеза.
«По очереди с мамой или папой берет ребенок картинки из детского лото, и взрослый описывает этот предмет, нарисованный на картинке не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет».
3. Для развития анализа и сравнения.
«Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что — нет, задает такой вопрос взрослый. Например: почему тебе нравится зима, а почему — нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.
Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант».
4. Для развития анализа и обобщения.
«Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы:
— чашка, ложка, тарелка, вилка; — ромашка, кукуруза, крапива, ландыш;
— яблоко, груша, лимон, банан; — зима, весна, лето, осень».
— голубь, павлин, утка, цапля;
— собака, корова, свинья, баран
Тест для родителей
«Поиск ошибок в речи»
Начнём со звука «Р» (с этим звуком больше всего неприятностей)! Чтобы проверить правильно ли Вы его произносите, проговорите слова: Радуга, Радость. Проследите за положением языка при произнесении звука «Р». А теперь выберите правильный вариант:
Вариант 1: Кончик языка дрожит, касаясь нёба.
Вариант 2: Звук «Р» говорится горлом.
Вариант 3: Язык не вибрирует, касаясь нёба.
Проверим звук «Л». Речь приобретает неприятный оттенок, если звук Л неправильный. Для этого повторите несколько раз всеми любимое слово: аЛЛо! Проследите за положением языка. А теперь выберите правильный вариант:
Вариант 1: Язык между зубами.
Вариант 2: Язык за верхними зубами.
Вариант 3: Звук «Л» произносится губами.
санки, соня, зонт
Правильно ли Вы произносите звуки: «З», «С» …Не хотелось бы «шепелявить». Чтобы проверить это, повторите слова, например: зонт, сам. Следите за положением языка! А теперь выберите правильный вариант:
Вариант 1: Язык упирается в нижние зубы
Вариант 2: Язык между зубами.
Вариант 3: Язык не касается зубов.
Дальше проверим, как Вы произносите звуки: «Ш», «Ж». Повторите слова, например: шум, жук. Следите за положением языка! А теперь выберите правильный вариант:
Вариант 1: Кончик языка виден между зубами
Вариант 2: Язык похож на ковшик.
Вариант 3: Язык не поднимается.
Следующий — звук «Ч». Проследите за этим звуком в словах: чай, чайка. А теперь выберите правильный вариант:
Вариант 1: Кончик языка отталкивается от нёба
Вариант 2: Средняя часть языка отталкивается от нёба.
Следующий — звук «Ц». Повторите слова, например: цапля, цап. И следите за положением языка! А теперь выберите правильный вариант:
Вариант 1: Кончик языка упирается в нижние зубы.
Вариант 2: Язык касается верхних зубов.
И наконец — звук «Щ». Повторите слова щётка, щука. А теперь выберите правильный вариант:
Вариант 1: Кончик языка касается нижних зубов.
Источник