Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности что это значит

Основные понятия ФГОС ДО

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФГОС ДО

  • Зона ближайшего развития– уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.
  • Индивидуализация образования– построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
  • Образовательная область– структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.
  • Педагогическая диагностика– оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
  • Самоценность детства– понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
  • Социальная ситуация развития– сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

• Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;

  • Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • Уважение личности ребенка. ;

• Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Индивидуализации дошкольного образования;

• Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

  • Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Партнерства с семьей;
Читайте также:  Способ уменьшения финансовых рисков

• Приобщения детей к социокультурным нормам. ;

• Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности;

  • Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).

ЗАДАЧИ

• Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

• Создания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала.

  • Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей…

• Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

ПРОГРАММА ДО

• направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности;

• направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные, социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).

• Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развитие

  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

• Развитие любознательности и познавательной мотивации;

• Формирование познавательных действий, становление сознания;

• Развитие воображения и творческой активности;

• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

• Владение речью как средством общения;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

• Становление эстетического отношения к окружающему миру;

• Формирование элементарных представлений о видах искусства;

• Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

• Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

• овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Виды деятельности

(ФГОС ДО)

Ранний возраст:

1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

2. Экспериментирование с материалами и веществами.

3. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.).

4. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

5. Рассматривание картинок.

6. Двигательная деятельность.

Дошкольный возраст:

4. Восприятие художественной литературы и фольклора.

5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

6. Конструирование из разного материала.

7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).

• Обязательная часть – не менее 60% от общего объема;

• Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%

Структура образовательного процесса:

1. Непосредственно образовательная деятельность (не связана с одновременным проведением режимных моментов).

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах.

3. Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.

Дополнительный раздел Программы

Краткая презентация Программы:

• Возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной организации;

• Реализуемые Примерные программы;

• Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

Требования к условиям реализации ООПДО

• Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми;

• Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.

• Поддержка инициативы и самостоятельности детей;

  • Возможность выбора детьми материалов, видов деятельности;
  • Вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс

Оценка индивидуального развития детей

Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

1. Индивидуализация образования

2. Оптимизация работы с группой

• Используется при необходимости;

• Проводят квалифицированные специалисты;

• Только с согласия родителей

Основные компетенции педагогического работника:

• Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  • Поддержка индивидуальности и инициативы детей через.. (указаны пути);

• Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;

  • Построение развивающего образования через. ;

• Взаимодействие с родителями по вопросам образования.

Требования к развивающей предметно-пространственной

Требования к результатам освоения ООПДО

  • Целевые ориентирыдошкольного образования – возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

• Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

• Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач:

  • Аттестация педагогических кадров;

• Оценка качества образования;

• Оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга;

• Оценка выполнения муниципального задания;

• Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Интегральные характеристики к началу дошкольного возраста

• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;

• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

• Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

• Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Интегральные характеристики к завершению дошкольного

• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями;

• Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• Ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Источник

Опыт формирования и реализации культурных практик в дошкольном учреждении
статья (подготовительная группа) на тему

Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС дошкольного образования нацеливает нас, педагогов, на формирование и овладение детьми культурными способами деятельности, культурными практиками. Они становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду. Культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания в новых условиях.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт формирования и реализации культурных практик в дошкольном учреждении.

МБДОУ « Детский сад № 12» г.о. Самара, Чичварина Т.В., старший воспитатель

Характерной особенностью нашего времени является усиление культурологических основ образования. В работах Т.Е. Алексеевой, Дороновой Н.Ф. Головановой, Н.Б. Крыловой подчеркивается, что современное образование ориентировано на наиболее полное культурное развитие человека.Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры. Культурологический подход позволяет рассматривать сущность дошкольного образования через призму вхождения ребенка в культуру и, соответственно, его культурного развития. При этом ребенок рассматривается как субъект деятельности, способный к саморазвитию в рамках доступного опыта (Л.Г. Гогоберидзе, ‘Г.И. Бабаева, Дороновой , Кларина и др.)

Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый личный опыт, который является фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.

С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада. Нужно отметить, что понятие «культурные практики образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, и весьма активно обсуждаемым в последнее время на разных образовательных уровнях.

Новое содержание образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений. Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни.

Необходимо отметить, что культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения.

Термин «культурные практики» ребенка интерпретируется и широко используется в работах Н.Б. Крыловой. С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

«Практика ребенка становится культурной. — подчеркивает Н.Б. Крылова, . когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления его повседневного опыта и создания собственных образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура — качество любой формы деятельности)»

Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС дошкольного образования нацеливает нас,педагогов, на формирование и овладение детьми культурными способами деятельности, культурными практиками. Они становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду. Культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания в новых условиях.

Важность такого подхода подчеркивают следующие целевые ориентиры согласно ФГОС на этапе завершения дошкольного образования:

— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;

— проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности -игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности’, конструировании и других;

— способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Все это формируется при созданной соответствующей развивающей среде.

У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции и созданы условия необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста (пункт 3.2.5. Стандарта).

Среди таких компетенций выделяются следующие:

— организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;

— создание условий для свободного выбора детьми деятельности;

— вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий.

Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности, творческих умений и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок -это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими.

Формирование культурных практик и овладение ими в образовательном процессе ДОУ осуществляется на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду :

  • В разнообразных ситуациях общения, в которых ребенок может свободно высказаться, выразить свое мнение, конструктивно общаться в зависимости от ситуации
  • В игровой, трудовой деятельности (когда формируются, например, умения по самообслуживанию)
  • В продуктивной – когда создает новые образы на основе имеющихся базовых умениях, проявляя изобретательность и творчество
  • В музыкальной и театрализованной деятельности – когда выражает собственные эмоции, желание сыграть роль по желанию.
  • Это и коллекционирование, экспериментирование и т.д.

Хотелось бы отметить, что культурные практики формируются в двух направлениях :

1. При взаимодействии взрослого с детьми, т.е. инициируемые и направляемые взрослым , и что не менее важно для развития ребенка, на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ( собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями).

2. Самостоятельно детьми на основе их инициатив, потребностей.

Так, в дошкольном учреждении, реализуя технологию Н.Н. Гусаровой « Техника изонити», напоминающую вышивание, педагоги старшей группы учат детей созданию художественного образа путем пересечения цветных линий на картоне.

Посредством технологии идет дальнейшее совершенствование конструктивных умений в технике «изонить». Дети учатся анализировать образцы, определять размеры трафаретов на глаз, создавать сюжетные композиции, узоры.

Увлечение ребят поначалу было лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов, затем переросло в стремление самим придумывать образ, в последствии воплощать его в материале.

На каждом этапе дети самостоятельно, в свободной деятельности, закрепляли конструктивные умения в технике «Изонить»:

  • выбирали необходимый трафарет;
  • подбирали цвет картона и ниток;
  • использовали схемы-модели;
  • инструкционные карты;
  • в ходе выполнения работы вносили собственные изменения и дополнения, доводя изображение до образа;
  • совершенствовались творческие умения
  • выполняли работы индивидуально или разбивались на мини-группы, совместно обсуждали, придумывали композицию, договаривались о том, какую часть работы выполняет каждый.

На первый взгляд, техника изонити кажется очень сложной, но это не так! Достоинство «изонити» в том, что выполняется эта техника быстро и пользуясь незамысловатыми приспособлениями и материалами, дети могут придумать и выполнить разнообразные узоры: сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы и животные, салфетки, открытки, декоративное панно.

Работы детей, выполненные самостоятельно, настолько привлекательны, что их смело можно подарить, украсить групповую комнату.

Опыт работы по внедрению технологии показал, что дети овладели элементарными конструктивными умениями по технике «изонить», способны самостоятельно ее использовать, у дошкольников удовлетворяется насущная потребность в созидании, развивается творческое воображение. Эстетическая привлекательность полученного продукта способствует положительной мотивации, формировании чувства уверенности в том, что он может качественно повлиять на внешний вид вещей, стать ее автором

Воспитатели подготовительных групп успешно используют возможности нетрадиционного конструктора « Бамчемс» в формировании культурных практик дошкольников. Бамчемс – это набор из мягких разноцветных шариков, которые легко липнут друг к другу принципу репейника, образуя фигуры любой сложности.

Педагоги совместно с детьми изучили технологии изготовления форм, конструкций, научились читать схемы. Изучив приемы конструирования, дошкольники начали с простых конструкций «Забавные букашки», затем уже сложные и объемные « Забавные звери», следующим этапом стали « Разноцветные постройки». Дети с удовольствием создавали образы, конструкции на основе имеющихся базовых умений. У детей появилось желание дополнить, видоизменять или даже создавать свой собственный образ конструкции. Для этого были внесены дополнительные элементы из фетра и помпоны из пряжи. Дети представляли себя в роли скульптора, дизайнера. Действуя в образе, дети особенно были увлечены деятельностью, как никогда работало творческое воображение, изобретательность дошкольников. Воспитанники создавали конструкции, не имеющие аналогов , но, если даже ребенок повторял ранее созданную конструкцию, то она является оригинальной для него самого, т.е. его индивидуальной культурной практикой.

В рамках факультатива «Мастерская народных кукол» воспитанники научились изготавливать народные куклы: Крупеничка, Мартеничка, Благополучница и др. Педагоги активизировали интерес детей к русской народной культуре, развивали творчество. Овладев техникой изготовления, дети с удовольствием самостоятельно комбинировали знакомые элементы в новых сочетаниях, оформляя по индивидуальному видению, работы стали ярче, разнообразней. В группе был создан интерактивный музей, его можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, играть с ними. Дети выступают в роли экскурсоводов, с удовольствием рассказывают об истории создания кукол, их предназначении, с показом мини – инсценировки « Какая кукла важнее». По инициативе воспитателей дошкольниками был проведен мастер – класс для сверстников по изготовлению народной куклы Мартеничка.

В дошкольном учреждении была скорректирована система пред математической подготовки. Внедрена, и успешно реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений, авторская программа «Путешествие в Сообразилию».

В программе используются интеллектуально-развивающие игры, основанные на методических приемах развития интеллекта доктора психологических наук А.З. Зака, как часть НОД по ФЭМП. Практический материал представлен играми на «перемещение» и «комбинирование».

Решая логические загадки, устанавливая зависимость состава промежуточных пунктов от способа перемещения персонажа, дети приобретают игровые умения, которые легко переносятся и в другие игры на перемещение, в частности, в шахматы. Шахматная игра стала увлекательной для дошкольников. Дети сами тянулись к получению знаний, изучали правила, учились составлять планы игры, решать шахматные задачи.

В подготовительных группах проходят шахматные турниры, куда приглашаются дети и других групп, а также родители для проведения совместных досуговых вечеров.

Введение в образовательный процесс развивающих игр А.З. Зака способствовало овладению детьми умением играть в шахматы: соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, принимать решения в условиях неопределенности, отвечать за них самостоятельно, создавать прекрасные комбинации на шахматной доске.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства, конструировать возможности ребенка, создавать условия для самореализации, самопознания, овладения своей собственной индивидуальной культурной практикой.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10. 2013 года № 1155

2. А.З. Зак « Как гусеница и муравей в гости ходили», М.: 1996

3. Антошина Ю.А., Чичварина Т.В. « Занимательная логика» методическое пособие, Самара, 2013

4.Н.Б.Крылова Культурология образования. Издательство: народное образование, 2000

Источник

Оцените статью
Разные способы