Развитие словообразования у старших дошкольников
Татьяна Козырева
Развитие словообразования у старших дошкольников
Развитие словообразования у старших дошкольников.
Словообразование — это действие по образованию новых слов из исходных определенными способами (доступными в нашей ситуации для дошкольника, принятыми в русском языке. Словообразование является частью лексико-грамматического строя речи.
Как и вся грамматика оно усваивается в социуме и только по подражанию. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребенка спонтанно, как результат активного использования им уже полученного речевого опыта (образцов окружающей речи) и развивающемся самоконтроле.
Умение использовать разные способы словообразования является одним из важнейших показателей речевой готовности ребенка к школе. Существует несколько способов словообразования, но старшие дошкольники пользуются в основном морфологическим (добавление к исходной части окончания, приставки, суффикса,а при достаточной практике: слиянием двух основ или слов, и переходом одной части речи в другую.
Развитие словообразования представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс. Он начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.
При обследовании речи отмечается неуверенность старших дошкольников в умении словообразования. Поэтому должна вестись целенаправленная работа педагогов и родителей по развитию данного умения, помогающая практически «услышать» детям приемы словообразования и в последствии научиться ими пользоваться.
Игры, направленные на развитие и совершенствование словообразования.
I. Имена существительные.
1. Образование существительных с помощью суффиксов уменьшительности и ласкательности.
a) «Ласковые имена»
Оля – Олечка Саша – ….
Волк – волчонок Медведь — ….
d) «Назови ласково»
Гриб – грибочек Кровать – ….
2. Образование слов со значением единицы целого.
Дождь – дождинка Бусина – ….
3. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.
a) «Назови профессию»
Кто играет на барабане? (барабанщик)
b) «Женские профессии»
Мужчина – художник, а женщина – художница.
Мужчина – писатель, а женщина ….
4. Образование существительных со значением вместилища.
Для супа – супница Для сахара — ….
5. Образование существительных со значением уменьшительности и увеличительности.
Ротик – ротище Кустик – ….
6. Образование существительных со значением уничижительности.
Голова – головёнка Глаза – ….
7. Образование существительных со значением принадлежности по национальности.
«Гости из далеких стран»
В нашу страну приезжает много гостей из разных стран. А как их называют? Назови иностранцев.
Гость из Японии – японец
8. Обозначение предмета по действию или качеству (слово+ слово).
«Два слова в одном»
Когда снег падает, как мы это называем? (снегопад)
Когда листья падают?
Какая машин сено косит? (сенокосилка)
Какая пыль сосет?
9. Образование существительных из различных частей речи.
Этот котенок пушистый.
Назовем его Пушок.
Этот котенок белый как снег.
Назовем его (Снежок).
b) «Как назвать такого человека»
Если человек очень красивый, его можно назвать красавец.
Если человек трусливый, то его назовем — ….
II. Имена прилагательные.
1. Образование прилагательных со значением уменьшительности и ласкательности.
Зубастый крокодил – зубастенький
2. Образование качественных прилагательных.
a) «Какой? Какая? Какое?»
Ум – умный, умная, умное Страх – ….
b) «Придумай название»
Улицу на которой находится завод, назовем – Заводская
На которой стоит школа — ….
3.Образование относительных прилагательных:
a) выражение признака через отношение к предметам или материалам
Бумага – бумажный Виноград – ….
b) выражение признака через отношение к месту
Деревня – деревенский Иркутск – ….
c) выражение признака через отношение к времени
Утро – утренний Вчера — …. День — ….
d) выражение признака через отношение к действию
Стирать – стиральная Гладить — ….
4.Образование притяжательных прилагательных:
Кошка – кошкин Лиса – ….
Мама – мамина (сумка) Папа — ….
Пожарный – пожарный (шланг)
Полицейский – полицейская (машина)
c) «Назови листья (иголочки)»
Дуб – дубовый Береза — ….
5. Образование сравнительной степени прилагательных.
«Доскажи словечко»
Это темная юбка, а другая еще (темнее)
Это удобное кресло, а другое еще …
6. Обозначение качества (слово+ слово).
Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (длиннохвостая)
С желтой грудкой?
Как можно назвать человека с широкими плечами? (широкоплечий)
С красными щеками?
1. Образование приставочных глаголов.
«Добавляй и говори» (на начальном этапе лучше использовать картинки)
На примере показать детям что если к слову ЕХАТЬ добавить У в начале, получится новое слово УЕХАТЬ. Далее также с приставками В-, ВЫ-, ОТ-, ПРИ-, ЗА-, ПЕРЕ-, С-, НА-, ПОД-, ДО-. Затем вместе с детьми повторить аналогичные действия со слово ЛИТЬ. Потом дети могут самостоятельно попробовать образовать новые словаот следующих глаголов: идти, бежать, лезть, лететь, читать, рисовать, сыпать, красить и т. д.
2. Образование категории времени глагола.
Жили-были два брата медвежонка: Шустрик и Мямлик. Рано утром Шустрик проснулся и быстро встал, а Мямлик еще только …. (встает). «Когда же ты …. (встанешь?» Шустрик оделся, а Мямлик …. И т. д. (заправил, умылся, позавтракал, почистил и т. д.)
3. Образование глаголов из других частей речи.
Методика логопедической работы по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи . Исходя из характеристики структуры общего недоразвития речи, исследователи рекомендуют включать в коррекционно-образовательный процесс.
Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией Нарушение словообразования у дошкольников со стёртой дизартрией. Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического.
Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии СЛАЙД №1 «Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии». Слайд №2 Современный мир меняется стремительно. Запросы школы.
Развитие логического мышления старших дошкольников в игре Вопросы развития элементов логического мышления у дошкольников интересуют меня давно. Работая с детьми подготовительной группы, я увлеклась.
Развитие музыкальности у старших дошкольников на занятиях ритмикой Развитие музыкальности у старших дошкольников на занятиях ритмикой. Процесс становления и развития музыкальных способностей у дошкольников.
Развитие общения старших дошкольников в проектной деятельности Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.
Развитие творческих способностей старших дошкольников Каждый ребёнок рождается со своими способностями, задатками. Но сейчас учёные уже доказали, что каждый ребёнок от природы ещё и талантлив. Давайте.
Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.
Развитие музыкальных способностей старших дошкольников ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Развитие музыкальных способностей старших дошкольников в процессе музыкально-образовательной деятельности в дошкольном.
Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.
Источник
Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Ольга Рыжайкина
Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Консультация
по теме «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Интерес к проблеме детского словообразования возник ещё на рубеже VIII–XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняет множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.
В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в различных аспектах. Термином «словообразование» называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарём, прежде всего мотивированными словами (образованными от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться, им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффикса (учитель-учительница) или приставки (ехал-уехал-переехал-выехал, сформировать навыки образования слов по аналогии.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детёнышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.
Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котёнок, мышь и мышонок, лошадь и жеребёнок и др., воспитатель учит детей образованию названий детёнышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок; формирует представление о том, что у кошки детёныш называется котёнок, у мышки — мышонок, у утки — утёнок, у медведицы — медвежонок, у лисы — лисёнок.
Можно поиграть в игру с картинками.Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котёнок. А у тебя кто?». Ребёнок отвечает: «А у меня котята».
В игре – драматизации «Кто пришёл?» детей учат образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
Приходит котёнок, здоровается с детьми.
— Кто к нам пришёл? (котёнок).
— Как назовём ласково? (котёночек).
— Кто это ещё пришёл? (котята).
— А как их назвать ласково? (котятки).
— Какой котёночек? (маленький, пушистый).
— А какие котятки? (маленькие, пушистые).
Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму – кошку».
Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утёнок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.
В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы – телята) детей учат употреблять названия животных и их детёнышей в именительном падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» — употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).
Обучение образованию названий посуды при помощи суффикса проводится аналогично в играх – драматизациях и дидактических играх.Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице…
В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами.
Образование глаголов от звукоподражательных слов:
— Кря! – Кря! – Кря! Кто это? (уточка).
— Что она делает? (крякает).
— Ква! – Ква! – Ква! Кто это? (лягушка).
— Что она делает? (квакает).
— Хрю! — Хрю! — Хрю! Кто это? (свинка).
— Что она делает? (хрюкает).
Образование глаголов при помощи приставки: ходить – заходить – уходить – приходить; вошёл – вышел – пришёл – ушёл. Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?». «Добавь слово», в играх – драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.
Напомним, что дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.
В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.
Проводятся те же дидактические игры,что и в младше группе: «Кто у кого?», «Угадай, кого не стало?», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детёныш называется по-другому: у лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.
Педагог объясняет, что не у всех детёнышей животных есть имя,их так называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.
Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детёнышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте.
Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребёнка, его представления об окружающей действительности, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры – драматизации и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата, целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели.
В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.
Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детёнышей животных и птиц с помощью суффикса (грачонок – грачата, снегирь – снегирята; один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).
Здесь уместны задания на объяснения значения слов: «О чём говорит слово воробышек?» (Детёныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой).
В основном при этом используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало?». Закрепление наименований детёнышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с телёнком, лошадь с жеребёнком).
Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.
Ребёнок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?». Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты,машины: детей учит учитель, работает на кране – крановщик. Если вам скажут что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.
— Чинить часы … (часовщик); дома строит … (строитель); чинит сапоги … (сапожник).
В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола.Образец: если он за всех заступается, он заступник.
— Он много работает, он … (работник); а когда часто дерётся, он … (драчун); много-много говорит, он … (говорун).
В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффикса существительные женского рода.
— Он лётчик – я тоже … (лётчица); он плясун – я тоже … (плясунья).
Детей учат подбирать однокоренные слова (слова – родственники): берёза – берёзовый — подберёзовик; лист – лиственный – листопад.
Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных.
Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -её (-ей, -е, т. е. синтетический способ и при помощи слов более или менее аналитическим способом: чистый – чище – более чистый.
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 минут):
— на образование прилагательных от основ существительных. (Какое варенье из малины? (малиновое);
— на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода. (Занимается спортом? (спортсмен);
— на образование притяжательных прилагательных. (В доме жила коза. Чей дом? (козий). В другом доме жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).
Учитывая растущее у ребёнка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку следует шире использовать вопросы проблемного характера.
Мясорубка. Для чего нужна? Почему её так назвали? (рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему её так назвали? (выжимает сок).
Итак, образование слов по существующим моделям (таких как чередование звуков, при помощи приставок и суффиксов, развитие новых значений, словосложения и т. д.) имеет большое значение для развития речи дошкольников. Дети узнают много нового и интересного в процессе образования новых слов, учатся правильно произносить эти слова и использовать их в своей речи, от этого речь ребёнка становится более интересной и насыщенной.
Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения» «Основы сюжетосложения» Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере.
Развитие двигательной активности детей раннего возраста по средствам кинезиологии Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение.
Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.
Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе.
Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Подготовила воспитатель Мартынова И. Г. Имитационным движениям можно.
Консультация для родителей «Обучение детей немецкому языку в ДОУ» Многих родителей волнует именно этот вопрос: «Когда?» В пять лет? В семь? В три года? А может, пораньше? Есть и откровенные противники раннего.
Консультация для родителей по ПДД «Обучение детей наблюдательности на улице» Консультация для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице» — Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку. — Учите.
Консультация для родителей «Один дома. Обучение детей правилам безопасности» Один дома Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей.
Консультация для родителей «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения» Многие родители считают, что ребенок, когда ходит в детский сад, автоматически учится там дружить. На самом деле, это не так. Верней, не.
Логопедическая игра для формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.
Источник