Формирование грамматического строя речи у дошкольников — важнейшее условие совершенствования мышления детей 4–5 лет
Людмила Горячева
Формирование грамматического строя речи у дошкольников — важнейшее условие совершенствования мышления детей 4–5 лет
Грамматический строй речи детей 4-5 лет.
У детей в возрасте 4 — 5 лет формирование грамматического строя речи занимает значительно больше места, чем у трех-четырехлетних, и служит основой для всего последующего речевого развития.
Расширяется круг грамматических явлений, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания выполняются уже без наглядного материала. Ребятам предоставляют большую самостоятельность в образовании грамматических форм: предлагают не только воспроизвести услышанное, но и творчески применить усвоенное. Педагог воспитывает у них стремление говорить правильно.
У детей 4- 5 лет проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар — сахарница, салфетка — салфетница, а масло — масленка и соль — солонка).
Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла, прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула и т. д.)
Важной задачей остается упражнение детей в правильном согласовании имен существительных и прилагательных в роде, числе и падеже. Правильному согласованию прилагательных и существительных в роде можно упражнять, используя игру «Найди такой же». Детям предлагается найти в групповой комнате все предметы одного цвета, размера, материала (например: «Найдите все железное, что есть в этом помещении»).Дети находят и называют: железный чайник, железная ручка двери, железный таз, железные ножницы, железная батарея, железный кран, железное ведро и т. д.
Задача согласования числительных и существительных разного рода успешно решается на математическом содержании, когда дети работают с множествами (например: одно яблоко, одна морковка, один огурец; много яблок, много морковок, много огурцов).
Сложным для детей четырех лет остается образование форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных. Обучение правильному использованию этих форм может осуществляться в игре «Чего не стало?». Для игры необходимо подобрать как единичные предметы, так и группы одинаковых предметов.Например: в магазине одежды на прилавке было выставлено множество разных вещей.Дети называют их: брюки, платье, колготки, варежки, шапка, рубашка, сарафан, куртка, шарф, носки. В магазин пришли покупатели и купили много одежды. Мы должны посмотреть, чего не осталось в магазине к вечеру и что надо будет утром завезти в магазин. Выполняя задание, дети упражняются в использовании грамматических форм: «В магазине к вечеру не осталось рубашек, брюк, платьев, колготок, варежек, курток, сарафанов.», «В магазин надо будет привезти побольше шарфов.» Аналогично можно играть в магазин посуды, игрушек, фруктов и овощей, в зоомагазин. При игре в «зоомагазин» можно поупражнять детей в обозначении детенышей животных,использовании этих слов в разных падежах и числах: «В магазине купили зайчиху и зайчонка, курицу и цыпленка.», «Надо привезти в магазин побольше котят, щенков, мышат.»
В среднем дошкольном возрасте дети начинают задумываться над содержанием слов и их образованием — необходимо помочь детям осознать несколько способов словообразования.Самый простой способ это образование глаголов на основе звукоподражания: мышонок пи-пи —пищит, поросенок хрю-хрю — хрюкает; котенок мяу-мяу — мяукает. «Как кричит петушок? — Кукареку. — Что он делает? — Кукарекает». Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит, краска – красит, а также учитель – учит, строитель – строит, а врач – лечит, портной – шьет.) Второй способ образования глаголов — при помощи (приставки). Можно использовать серию картинок,рассматривание которых сопровождается проговариванием глаголов: «Обезьянка лезла на дерево. Теперь она залезла на дерево и сорвала банан. А теперь она слезла с дерева и захотела угостить бананом свою подружку — обезьянку». «Что на этой картинке делает обезьянка? — Лезет на дерево. — А на этой картинке что она сделала? — Залезла и сорвала банан» и т. п.
Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны. ?»).
В развитие синтаксической стороны можно вводить «ситуацию письменной речи» (взрослый записывает то, что ребенок диктует) — это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций и, наряду с формированием синтаксической стороны речи, является важным условием развития связной речи.
В средней группе усложняются объекты, предлагаемые для описания и повествования. Педагог добивается при составлении описания ребенком четкой структуры. Особую роль при этом играет правильное построение разных типов предложений, согласование имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже,глаголов:
1. Название предмета (Что это? Кто это? Как называется) от начального предложения, его построения во многом зависит дальнейшее изложение описания.
2.Раскрытие микротем: признаков, свойств, качеств, характеристик предмета, его действий (Какой? Какая? Какое? Какие? Что у него есть? Чем отличается от других предметов? Чем интересен? Что может делать? Что с ним можно делать)
3. Отношение к предмету или его оценка (Понравился? Чем).
Дети знакомятся с образованием существительных: «Почему цветок называется подснежник? Под чем он растет? — Под снегом», «Почему гриб называется подберезовик? — Он растет под березой», «Как можно назвать гриб, который растет под осиной? — Подосиновик», «Детей учит учитель. А дома строит кто? — Строитель».
С детьми также проводятся игровые упражнения, с помощью которых дошкольников учат правильно согласовывать слова в предложении. Например, при выполнении упражнения «Загадка» воспитанники, определяя родовую принадлежность имени существительного, ориентируются на окончания слов («Отгадай,о ком эти слова — о собаке или щенке: пушистая, добрая, веселая?» и т. д.). Подобные задания сложны для детей, особенно на первых порах. Поэтому воспитатель доброжелательно относится даже к ошибочным ответам. Важно, чтобы у детей активизировалась поисковая деятельность, и они получили образец правильной речи (о щенке скажем —
веселый, о собаке — веселая; веселая щенок — так нельзя сказать).
Пятый год жизни — период активного освоения способов словообразования. Словообразование, словотворчество приобретает взрывной характер, охватывает все части речи.
Однако при спонтанном развитии у некоторых детей наблюдается запоздалое освоение способов словообразования, они становятся активными словотворцами лишь на шестом году жизни. Такое запаздывание не очень желательно, так как в старшем возрасте у детей формируется критическое отношение к своей речи — они начинают стесняться экспериментировать со словами. Это неблагоприятно сказывается на освоении мотивированной лексики (производных слов).
Некоторое запаздывание периода словотворчества нередко является не особенностью индивидуального развития, а симптомом педагогического неблагополучия, на что необходимо обратить внимание и включать в занятия с такими детьми различные игры на словообразование.
Ребенок начинает подмечать связь структуры слова и функции предмета (человека, объекта, что проявляется в активном экспериментировании со словом. Происходит «взрыв»словотворчества: узорчивая, угольчатая (снежинка, собачоночка, сынок-слоненчик, я красавлюсь (примеры К. И. Чуковского из книги «От двух до пяти»). Ребенок начинает играть словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие их форм.
Детям также можно вводить «ситуацию письменной речи», когда взрослый записывает то, что диктует ребенок. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, что способствует развитию связной речи.
Источник
Консультация для педагогов «Приёмы формирования грамматически правильной речи у дошкольников»
Наталья Толщинова
Консультация для педагогов «Приёмы формирования грамматически правильной речи у дошкольников»
Консультация для педагогов на тему:
«Приёмы формирования грамматически правильной речи у дошкольников»
Цель: систематизация знаний методов и приёмов,
способствующих формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Для формирования правильной речи большое значение имеет грамматика. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Известно, что грамматический строй — это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.
Морфологический уровень предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования, а на синтаксическом уровне определяется умение составлять предложения и грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Сегодня в исследованиях разных авторов (М. М. Кольцовой, А. Р. Лурия, А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, Е. И. Тихеевой и т. д.) достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения лексическими компонентами речевого высказывания у детей дошкольного возраста. По данным А. Н. Гвоздева к трем с половиной годам в словаре детей представлены все части речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, числительные,служебные слова: предлоги, союзы, частицы и междометия). В это же время в языке ребенка появляются грамматические формы. Такие исследователи детской речи, как Гвоздев А. Н., Красногорский Н. М., Швачкин Н. Х., отмечают, что к пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений. Однако логопедическое обследование показывает, в старшем дошкольном возрасте не все дети овладевают грамматически правильной речью.
Формирование грамматически правильной речиосуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого материала.
К методам формирования грамматически правильной речи относятся дидактические игры, игры-ситуации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок, ИКТ. Эти методы могут выступать и в качестве приемов при использовании других методов.
Дидактические игры и игры-ситуации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т. д., способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова, что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения.Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.
В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста все игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов и их изображений.
Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения.Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.
Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм и упражнением (без наглядного материала). В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах, «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий, «Скажи наоборот» (образование антонимов, «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.
Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.
Игры-ситуации отличаются тем, что в них разыгрываются ситуации (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными. Примером может служить игровая ситуация «День рождения куклы» «Мы идём в зоопарк».
Рассматривание картин, в основном сюжетных, используется для формирования умения строить простые и сложные предложения.
Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для обучения детей построению предложений, так как само художественное произведение является образцом правильной в грамматическом отношении речи. Занятия по обучению детей пересказу обогащают язык, развивают последовательность и логичность мышления и речи.
Методические приемы разнообразны, они определяются содержанием занятия, степенью новизны материала, речевыми особенностями детей, их возрастом.
Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Образец правильной речи педагога играет важную роль на первоначальных этапах обучения.
Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций; подсказ нужной формы; исправление ошибки; вопросы подсказывающего и оценочного характера
Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может помочь в развитии ЛГСР. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Педагогу важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в образовательном процессе. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет:
— Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.
— Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.
— Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.
— Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).
— Увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;
В работе с детьми по формированию грамматического строя речи я использую мультимедийные презентации, игры и упражнения, которые несут обучающий и развивающий характер.
Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызывать у детей положительные эмоции, проходить интересно и живо. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и запоминают непроизвольно.
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.
Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников». СЛАЙД.
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.
Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.
Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.
КВН «Путешествие по стране правильной речи» КВН «Путешествие по стране правильной речи»Цель: совершенствование правильной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развивать.
Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.
Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья «Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. » Введение: Общеизвестно,.
Источник